КамАЗ

Компания

Персоны (15)     работают сейчас - 10    работали ранее - 5

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Алтынов РусланНабережные ЧелныДиректор направления
Биктобаев АйратРуководитель Центра управления проектами
Ганин Виктор АлександровичИТ-директор (CIO)
Головатый Артем ЮрьевичКазаньИТ-директор (CIO)
Доносков Владимир АлександровичИТ-директор (CIO)
Когогин СергейГенеральный директор
Лысенко АлексейНабережные ЧелныДиректор по сервисной поддержке и аутсорсинговым решениям
Шавалиев Эльдарначальник центра цифровой трансформации
Шамсутдинов Рустам ДанисовичНабережные ЧелныЗаместитель генерального директора
Шостак Юрий ГригорьевичНабережные ЧелныДиректор департамента комплексных информационных систем

Проекты (1)

Список проектов компании, известных TAdviser. Добавить проект можно здесь.

ЗаказчикПродуктТехнологияГодПроект
- Мосгортранс, ГУП
КамАЗ Drive Electro Электробус2018.09Описание проекта

Продукты (3)

Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.

ИТ-паспорт (29)

Список известных внедрений ит-систем в компании. Добавить проект.

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаКонтек (Conteq)Microsoft Power BI, Проекты ИТ-аутсорсингаSaaS - Программное обеспечение как услуга, ИТ-аутсорсинг2019
Описание проектаSAP CIS (САП СНГ), SAP Digital Business Services (DBS)SAP Marketing Cloud (ранее SAP Hybris Marketing Cloud), SAP Sales Cloud (ранее SAP Hybris Cloud for Customer)BI, CRM, OSS/BSS, SCM, CRM - Системы лояльности, SaaS - Программное обеспечение как услуга2017
Описание проектаСапран (Saprun)Форсайт. Мобильная платформа (ранее HyperHive)Mobile Device Management (MDM), Средства разработки приложений2017
Описание проектаТендерПроТендер ПроСистемы автоматизации торговли2017
Описание проектаSoftline (Софтлайн)Microsoft System Center Service Manager (SCSM 2012), Проекты ИТ-аутсорсингаITSM - Системы управления IT-службой, ИТ-аутсорсинг2016
Описание проектаЦентр Речевых Технологий (ЦРТ)2016
Описание проектаМегаФонУслуги телефонии и связи2015
Описание проектаBearingPoint Russia (БерингПойнт Россия)SAP Supply Chain Management (SAP SCM)SCM2014
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхMicrosoft FAST Search Server 2010 for SharePointСЭД2013
Описание проектаИнтелком Казань1С:КонсолидацияCPM, ERP2013
Описание проектаИнтелком Казань1С:Предприятие 8.2ERP, SaaS - Программное обеспечение как услуга2013
Описание проектаИнтелком Казань1С:Управление и спутниковый мониторинг автотранспортомСпутниковая связь и навигация2012
Описание проектаГАУ ИТ-парк (Татарстан)Проекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2012
Описание проектаГАУ ИТ-парк (Татарстан)ЦОД ГАУ ИТ-парк (Татарстан)ЦОД2012
Описание проектаRainbow SecurityOpenTrust PKIИБ - Аутентификация, ИБ - Средства шифрования, Интернет вещей Internet of Things (IoT), СКУД - Системы контроля и управления доступом2011
Описание проектаМикротестSAP for AutomotiveERP2011
Описание проектаИнтелком Казань1С:Предприятие 8.0ERP2011
Описание проектаАльфа-ИнтеграторBaanERP2009
Описание проектаWebSoft (ВебСофт Девелопмент)WebTutorHRM, Корпоративные порталы, Системы дистанционного обучения2008
Описание проектаМикротестSAP ERPERP2008
Описание проектаAdaliusAdalius: Система 1WMS---
Описание проектаSAP CIS (САП СНГ)SAP SUP (Sybase Unwired Platform)---
Описание проектаCognitive Technologies (Когнитивные технологии), НИТУ МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет)---
Описание проектаSAP CIS (САП СНГ)SAP Learning HubSaaS - Программное обеспечение как услуга, Системы дистанционного обучения---
Описание проектаНАМИ, Яндекс (Yandex)Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)Робототехника---
Описание проекта1С Акционерное общество1С:КорпорацияERP---
Описание проектаНациональный центр информатизации (НЦИ)1С:Предприятие 8.3ERP, SaaS - Программное обеспечение как услуга---
Описание проектаРостелекомПроекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы---
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных---

СМ. ТАКЖЕ (24)

Активы

Активы

+ КамАЗ

"КАМАЗ" входит в первую двадцатку производителей тяжелых грузовиков и лидирует на российском рынке. Единый производственный комплекс группы организаций "КАМАЗ" охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей — от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. Здесь работают около 52 тысяч человек. Всего в состав группы компаний "КАМАЗ" входит более 100 организаций, в сборочные производства за рубежом (Казахстан, Вьетнам, Азербайджан, Иран и Пакистан).

История информатизации

2019

Внедрение MES на главном сборочном конвейере КамАЗа

На автомобильном заводе (далее – «АвЗ») началась установка терминалов для функционирования системы MES. Новый инструмент визуально изменит облик главного сборочного конвейера – он станет ещё более современным, светлым и прозрачным. Прозрачней станет и вся система работы на финишном производстве «КАМАЗа[1]».

Система подскажет

Только замначальника цеха сборки автомобилей по технической части Руслан Кустовский решил показать расположение на поверхности мобильной тележки терминала MES ящиков с метизами, сбоку тут же прикрепили подставку для гайковерта. C другой стороны будет место и для сканера, который вскоре станет ещё одним основным инструментом рабочих.

«
– Сейчас каждый слесарь МСР перед началом сборки должен на бумажном носителе (в комплектовочной ведомости) найти операции, которые ему предстоит выполнить, а после установки детали или узла в контрольной карте сборки автомобиля поставить специальный штамп. На это требуется время, – поясняет Руслан Григорьевич. – После внедрения системы MES всё упростится. Бумажные носители заменит терминал. Рабочему достаточно будет просканировать этикетку со штрихкодом на детали, а затем подтвердить выполнение операции на сенсорном экране. Если установлена нужная деталь, система ответит «ОК». В противном случае нужно будет переделать операцию, иначе конвейер остановится – система не позволит передавать далее дефектную продукцию.
»

По ходу движения производственная оперативная система MES (Manufacturing execution system) поможет разобраться рабочему и с десятками модификаций автомобиля. На самой линии уже установлены датчики (REFID-метки), которые сообщают системе, какой именно автомобиль идёт сейчас по ГСК, и в случае необходимости подскажет рабочему, какую деталь из имеющихся в наличии нужно выбрать и как установить. В дополнение к электронному техпроцессу, который сейчас разрабатывают в блоке развития, планируется включить фото и видеофайлы с инструкциями.

Кроме терминалов и стоек, которыми будет оборудовано каждое рабочее место установки деталей (всего их будет 174), на конвейере появится инструмент с обратной связью. Гайковёрты будут автоматически подстраиваться под тот момент затяжки, который нужен при закреплении определённого узла на конкретной модели, и посылать сигнал о проделанной операции. Интеллектуальными системами также будут оснащены заправочные станции и испытательные стенды. Также в автоматическом режиме будет идти и передача заказов на необходимые запчасти и комплектующие, их учёт и списание.


В ногу с цифрой

За ходом работы конвейера через мобильные телефоны и планшетные компьютеры будут следить мастера, начальники цехов и, конечно, контролёры ОТК. У последних появится ещё один инструмент – видеокамера. Кадры без лишних затрат времени на описание передадут изображение дефекта, если он каким-то образом окажется у красной черты ворот качества.

Главная задача MES – обеспечить прорыв в сборке большегруза премиум-класса КАМАЗ-54901. Для этого адаптируются электронные техпроцессы, да и сервисные службы точно должны знать, из каких узлов и деталей собран продукт. Он же станет пилотом, на котором будет отрабатываться вся схема взаимодействия участников процесса. Позже её действие будет распространено на сборку К4 и К3.

Слесари МСР поглядывают на новые предметы промышленного интерьера с улыбкой: «Будущее пришло на «КАМАЗ». Мастера и бригадиры каждый день на пятиминутках рассказывают о ходе интеграции системы – вот сейчас как раз идёт монтаж сетей.

Руководителям очень важно оперативно получать обратную связь, система работы должна быть максимально удобной и продуктивной.

«
– Сейчас на АвЗ вместе с реинижиниригом автопроизводства реализуется сразу несколько проектов по цифровизации – это внедрение MES-системы, электронного техпроцесса, проект идентификации и прослеживаемости, реорганизация логистической зоны, – подчёркивает начальник отдела подготовки производства Ильшат Нуруллин. – Но любая система работает в паре с человеком, поэтому очень важно шагать в ногу с новыми технологиями.
»

В июле-августе 2019 года на АвЗ планируется завершить подготовительные работы, в сентябре намечен запуск MES в опытно-промышленную эксплуатацию. Вслед за ГСК-2 система будет внедряться в цехе сборки и комплектации автомобилей, на участке сборки кабин нового поколения, на ГСК-1 и в цехе подсборки. А потом шагнёт и в агрегатное производство…

Сотрудничество с ABB с целью развития инфраструктуры для электробусов

10 июня 2019 года компания ABB сообщила о подписании соглашения о сотрудничестве с ПАО «КАМАЗ» с целью развития инфраструктуры для электробусов в России. Документ был подписан президентом ABB в России Ириной Козловой и генеральным директором КАМАЗ Сергеем Когогиным.

Президент ABB в России Ирина Козлова и генеральный директор КАМАЗ Сергей Когогин

Стороны планируют объединить усилия для внедрения лучших решений в муниципальные транспортный инфраструктуры, подразумевающие комплексные поставки как электробусов, так и зарядных станций. Компании также решили совместно приводить зарядные станции в соответствие с техническими требованиями заказчиков при использовании силовых модулей АВВ для различных типов зарядных станций (ультрабыстрых и маломощных).

«
Рынок пассажирской техники, с которым мы связываем большие перспективы, стремительно эволюционирует. Сотрудничество с партнёром такого уровня важно для «КАМАЗа»: объединение усилий в разработке инфраструктуры для электробусов, как инновационного вида транспорта, позволит повысить эффективность одного из наших стратегических проектов,
прокомментировал Сергей Когогин, генеральный директор КАМАЗ
»

«
Использование электротранспорта развивается стремительными темпами и мы, имея успешный опыт в создании, эксплуатации и управлении зарядной инфраструктуры, готовы развивать наши компетенции в России. Мы верим, что, объединяя усилия в партнерстве с КАМАЗОМ сможем достичь успеха и предложить совместные инновационные решения не только для России, но и за ее пределами,
заявила Ирина Козлова, президент ABB
»

2014: Ключевые ИТ-проекты

В мае 2014 года директор Центра информационных и коммуникационных технологий «КАМАЗа» Артем Головатый рассказал в интервью TAdviser, какие наиболее важные ИТ-проекты были реализованы на предприятии в прошлом году.

Одним из законченных проектов стал проект по согласованию договоров и контролю контрагентов на базе продуктов «1С». Это было сделано, в первую очередь, в целях повышения прозрачности, нарушений условий договоров как по оплате, так и по исполнению его условий, говорит Артем Головатый. Еще одной целью данного проекта он называет выполнение комплаенс-политики, которая задает правила, какой контрагент и по каким критериям может быть оценен и допущен к контрактованию. Система, созданная в рамках данного проекта, интегрирована с системой «СПАРК Интерфакс» - базой данных по всем юрлицам и частным предпринимателям.

В 2014 году компания так же завершила пилотный проект по автоматизации одного из своих крупных складов на базе решения SAP EWM – расширенное управление складским хозяйством. По словам директора ИКТ-центра «КАМАЗа», пилотный проект позволил выправить много организационных процессов. С учетом его результатов компания рассматривает проект тиражирования данного решения и на другие склады.

Директор Центра информационных и коммуникационных технологий «КАМАЗа» Артем Головатый
Директор Центра информационных и коммуникационных технологий «КАМАЗа» Артем Головатый

Также «КАМАЗ» завершает процесс внедрения облачной системы по обучению персонала SAP Learning Hub. В 2014 году по итогам оценки компетенций пользователей, были выделены фокусные группы, которым требовалось начальное обучение или повышение компетенций по новым направлениям. В качестве основного инструмента для подготовки консультантов было решено использовать платформу дистанционного обучения SAP Learning Hub. В качестве альтернативной системы обучения, нацеленной на бизнес-пользователей, начато использование решения SAP Workforce Performance Builder.

Другим крупным проектом прошлого года стало создание единого сервисного центра по взаимодействию с пользователями, который использует решение Microsoft System Center Service Manager. На его базе было реализовано управление инцидентами и заявки на обслуживание. В нынешнем году на базе этого же продукта планируется внедрять управление изменениями и выпуском.

Внедрение инструмента для совместной работы – Microsoft Lync – на «КАМАЗе» также завершилось в 2014 году. После его внедрения в компании были «убиты» различные мессенджеры, а Lync стал стандартом, рассказывает Артем Головатый. В прошлом году был также запущен новый корпоративный сайт «КАМАЗа». Предыдущий сайт работал порядка 10 лет.

Еще в 2014 году было завершено создание единого центра обслуживания на базе дочерней компании «КАМАЗа», специально для этого образованной в 2013 году. Пока она занимается только ИТ, но в будущем в нее же будут переведены бухгалтерские и кадровые процессы.

2013

Централизация ИТ-департамента

«Камаз» завершил централизацию ИТ-службы, переведя ИТ-подразделения дочерних предприятий в единый Центр информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-центр), рассказали TAdviser представители компании в июне 2013 г. Возглавил ИКТ-центр весной 2013 г. Артем Головатый.

По оценкам источника TAdviser в «Камазе», в процессе централизации численность ИТ-персонала корпорации сократилась примерно на 10%. Часть ушедших – это сотрудники ИТ-подразделений предприятий, не захотевшие переподчиняться напрямую головной организации, а также те, кому подходил срок выхода на пенсию, говорит источник.

По состоянию на лето 2013 г., по словам собеседника TAdviser, общая численность ИТ-персонала «Камаза» составляет около 560 сотрудников. При этом более половины из них – это техники-наладчики, работающие в телекоммуникационном направлении деятельности компании, поясняет он.

Еще до реструктуризации в «Камазе» имелся департамент, оказывающий телеком-услуги как своим подразделениям, так и сторонним местным организациям, включая обслуживание локально-вычислительных сетей и предоставление доступа в интернет. Сейчас это направление, изначально задуманное как дополнительный бизнес, насчитывает более 1 тыс. заказчиков, добавляет собеседник TAdviser.

В 2012 г. «Камаз» перевел основные бизнес-приложения на сервера в сторонний ЦОД, расположенный в «ИТ-парке» в Казани. По словам собеседника TAdviser, штатные ИТ-специалисты «Камаза» выполняют связанные с ними критичные работы, а для всего остального используют аутсорсинг специалистов. В частности – привлекают консультантов и программистов из интегратора, занимающегося в корпорации внедрением «1С» - компании «Интелком».

Новый директор ИКТ-центра

Весной 2013 г. Артем Головатый возглавил Центр информационных и коммуникационных технологий «Камаза». До него, с 2010 г. до конца 2012 г., эту должность занимал Михаил Носов. Источник в «Камазе» рассказал TAdviser, что последний покинул свой пост после того, как в компании был проведен аудит, по итогам которого возникли замечания к работе некоторых ИТ-систем предприятия. После ухода Носова позиция руководителя ИКТ-центра некоторое время оставалась вакантной.

Другой источник, хорошо знакомый с деятельностью «Камаза», отмечает, что разногласия при внедрении ERP-решений существуют всегда, поскольку затрагивают все направления производственно-хозяйственной деятельности организаций, решивших сделать свою деятельность управляемой и прозрачной. Ко времени прихода Михаила Носова в «Камаз», проект ERP SAP был уже инициирован, но динамика была недостаточна, говорит собеседник TAdviser. Задача Носова, по его словам, заключалась в том, чтобы актуализировать ИТ-стратегию, найти нестандартные пути минимизации неизбежных затрат.

За время работы в «Камазе» Михаил Носов разработал, получив одобрение правления, пятилетнюю ИТ-стратегию, направленную на сокращение доли наследованных систем и перевод на основные системы ERP SAP, PLM Siemens, 1C-бухгалтерия. Для достижения целей стратегии[1] выполнил реструктуризацию и объединение ИТ-служб производственных площадок (5 заводов) основной технологической цепочки в единый Центр Информационных и Коммуникационных Технологий, изменил регламенты, территориально и функционально перераспределил персонал.

Также Носов сократил на 60% затраты в оборудование и инженерные системы центров обработки данных компании, реализовав арендную схему ИТ ресурсов[2] (Cloud, IAAS) в республиканском дата-центре ГАУ «ИТ-парк»[3]. Помимо этого, Носов заключил[4] четырехлетнее соглашение с SAP о поставке лицензий с максимально возможным дисконтом, значительно уменьшив первоначально требуемые инвестиции.

Продолжая поиск источников снижения затрат на консалтинг, Михаил Носов подготовил расчеты, предложения и инициировал переговоры[5] SAP AG и «Камаза» при участии президента Татарстана с целью создания в республике представительства и регионального центра компетенций SAP[6].

2011: Соглашение с SAP

В декабре 2011 года «КАМАЗ» подписал корпоративное лицензионное соглашение с SAP. Впечатлившись работой ИТ-системы "Камаза", построенной на базе решений немецкого вендора, президент Татарстана, присутствовавший на церемонии подписания соглашения, решил продвигать его на государственном уровне.

«У меня появилась идея использовать «Камаз» как полигон для чиновников. Я пропущу через предприятие всех министров: смотрите, у них система управления уже выстроена, а у нас она до сих пор непонятна». С таким заявлением выступил президент Татарстана Рустам Минниханов на подписании пятилетнего корпоративного соглашения между SAP и «Камазом»[7].

Глава республики добавил, что готов лично обеспечить SAP поддержку, если вендор со своей стороны создаст республиканский центр компетенций по своим продуктам на базе местных технопарков (в Казани и в Набережных Челнах), а также будет сотрудничать с вузами при подготовке SAP-консультантов и инженеров для конечных заказчиков.

«Мы уже, пока что неформально, договорились о том, что SAP открывает здесь центр компетенций для создания системы управления уже не на уровне предприятий, а на государственном - в образовании, здравоохранении. Мы хотим продвигать вас на новый уровень. Я буду работать на вашу рекламу бесплатно», - добавил Минниханов.

«Для нас необходимо, чтобы любой студент инженерной или экономической специальности имел опыт работы в SAP», - подтверждает генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин.

Квалифицированных кадров не хватает, согласен президент SAP EMEA Фрэнк Коэн (Franck Cohen). «В ближайшие пять лет нам нужно подготовить в регионе 10 тыс. консультантов», - заявил он CNews.

Кроме информатизации непосредственно Татарстана на базе SAP Рустам Минниханов рассчитывает тиражировать местные наработки на другие регионы, ссылаясь на аналогичный опыт в части электронного документооборота.

О покупке лицензий для госорганов речь пока не идет, рассказал CNews министр информатизации и связи Татарстана Николай Никифоров. В ближайшее время, по его словам, на «Камазе» будут проведены семинары для министров и мэров: «Групами по 10 человек руководители должны будут увидеть здесь всю производственную цепочку».

На «Камазе», как ранее заявлял CNews первый заместитель гендиректора предприятия по производству Юрий Клочков, трехлетнее внедрение модулей внутризаводского планирования потребовало 300 млн руб. Внедрением занимался системный интегратор «Микротест».

Параллельно здесь же на металлургическом предприятии «Камаза» работает другая инсталляция SAP, внедренная IBS. Ее функционал будет постепенно переноситься в основную систему, заявил CNews Клочков. Также сейчас наряду с большим количеством унаследованных самописных систем в ряде подразделений пользуются «» и «Галактикой».

Финансовый объем нового пятилетнего соглашения на поставку лицензий SAP (их количество фиксированно) и поддержку по льготным ценам стороны не называют. Игорь Богачев заявил CNews, что он «менее 10 млн евро, в разы меньше, чем объем соглашения со «Сбербанком» (в том случае, по данным CNews, речь идет о $36 млн). Директор центра ИКТ «Камаза» Михаил Носов говорит, что компанией была получена «максимальная 80%-ная скидка».

Известен также функционал, который будет реализован на «Камазе» за эти пять лет. «Мы уже добавили межзаводское планирование, причем не только между нашими предприятиями, но и со сторонними поставщиками, - заявил CNews Юрий Клочков. - Сейчас идет внедрение модуля для хранения общей нормативно-справочной информации (старая система мигрирует в SAP) и тиражирование внутризаводского планирования на прессо-рамный завод. Также мы запустим проект в сбытовой сети, причем рабочие места смогут устанавливать не только наши собственные сбытовые подразделения, но и сторонние дилеры».

2007-2008: Начало внедрения SAP

В 2007 году в группе «КАМАЗ» было принято решение модернизировать процессы управления производством, в первую очередь — информационные системы управления. Был проведен анализ системы управления производством, а также предлагаемых на рынке решений в части автоматизации системы управления.

В 2008 году вышел приказ генерального директора «КАМАЗ» о начале работ по проекту «Внедрение информационной системы календарного управления производством группы организаций ОАО «КАМАЗ». В качестве основной системы был выбран программный продукт SAP for Automotive.

Примечания