Концертный зал имени П. И. Чайковского

Компания

СМ. ТАКЖЕ (2)

Конечные собственники

1939: Здание передано Московской филармонии

В 1939 году недостроенное здание театра Мейерхольда передали Московской филармонии для переоборудования в концертный зал, получивший имя П. И. Чайковского. В это же время автор проекта Всеволод Мейерхольд был арестован, а в 1940 году (за полгода до открытия зала), расстрелян.

1938: Остановка строительства в связи ликвидацией Театра Мейерхольда и открытие станции метро «Маяковская»

К 1937 году почти полностью был возведён каркас здания, но в январе 1938 года строительство остановили в связи с приказом о ликвидации Театра имени Мейерхольда.

В 1938 году в угловой части здания была открыта станция метро «Маяковская», построенная по проекту А. Душкина.

1933: Продолжение строительства и конкурс на фасад здания театра

К 1933 году удалось построить самое основное: внутри старых стен возник огромный железобетонный эллиптический зал, в бетоне были сооружены ступени большого амфитеатра, сделаны игровая площадка с двумя кругами и трюм. Зал был перекрыт, устроены фонари верхнего света, построены фойе и лестницы. По задней стене зала были сделаны два этажа полуколец артистических и уборных. В том же году объявляется архитектурный конкурс на фасад Театра имени Мейерхольда. Дальнейшая работа была передана архитектору А. Щусеву, а затем — Д. Чечулину и К. Орлову. В то время стилистическая направленность советской архитектуры развернулась от конструктивизма в сторону классических форм. Щусев предлагал возвести прямоугольную башню с элементами ар-деко на углу здания и декорировать фасад ромбовидным орнаментом. Именно на этот вариант позднее опирался Чечулин, которому поручили исполнение итогового проектирования.

Один из проектов здания был отмечен в советских филателистических материалах (1937)

1930: Проект перестройки здания

Всеволод Мейерхольд планировал реконструировать здание на Триумфальной площади и превратить его в самый большой и современный театр в Москве. Проект здания театра был подготовлен архитекторами Сергеем Вахтанговым, сыном Евгения Вахтангова, и Михаилом Бархиным. Проект 1930 года включал крышу-купол, стеклянный потолок и трансформируемую сцену, состоящую из двух подвижных кругов. Главной задумкой Мейерхольда было создание общего пространства сцены и зрительного зала. В 1931 году был представлен второй вариант, более радикальный, где новое здание считалось только с габаритами участка.

1927

Режиссер, новатор, актер, - Мейерхольд пробовал разные подходы: отмена всех занавесей, «раздетая» сцена – движущиеся щиты – звучащее оформление с бамбуковыми шестами – прозодежда – исторически точный костюм и декорации.

Афиша Театра имени Вс. Э. Мейерхольда
«
Он был точен и категоричен в своих постановках, выбирал наиболее выразительные элементы. Так, он передавал ритм гражданской войны через треск автомобиля и мотоцикла, мчащихся по зрительному залу. В годы НЭПа боролся против мещанства, высмеивая приспособленчество, карьеризм и бездушие. Он ставил пьесы Маяковского, Эрдмана, Сельвинского, Вишневского, Файко, Германа, Олеши. Ставил и классику, при этом мог произвольно монтировать текст, пытаясь создать сценические произведения, осмеивающие буржуазно-капиталистический уклад жизни,
рассказывает Людмила Филиппова
»

1923: Спектакль Мейерхольда "Земля дыбом" с посвящением Льву Троцкому

Всеволод Мейерхольд, выпуская к пятилетию создания Красной Армии спектакль "Земля дыбом", торжественно посвятил творение, прежде всего, "Первому Красноармейцу РСФСР Льву Троцкому". В 1923 году такое посвящение никого не удивляло.

Плакат "Земля дыбом", 1921 г. Бахрушинский музей
"Земля дыбом", 1921 г. Бахрушинский музей
"Земля дыбом", 1921 г. Бахрушинский музей

1922: Здание передано Театру Мейерхольда

В начале XX века на месте концертного зала находился театр «Буфф-миниатюр», затем ― театр лёгкого жанра «Зон». В 1913 году прямо напротив здания театра был открыт один из первых московских кинотеатров — «Дом Ханжонкова», впоследствии известный кинотеатр «Москва». Рядом, на месте современного Театра сатиры, — популярный в своё время Цирк братьев Никитиных, затем Мюзик-холл.

После революции в 1922 году здание передали Гостеатру имени Всеволода Мейерхольда. В течение десяти лет здесь шли знаменитые спектакли Мейерхольда: «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии Александра Грибоедова «Горе от ума») и другие. В 1932-м он переехал в помещение, где в настоящее время находится Драмтеатр имени Марии Ермоловой.

1920: Всеволод Мейерхольд создаёт «Театр РСФСР-1»

Театр «Театр РСФСР-1» был создан Всеволодом Мейерхольдом в Москве в 1920-ом году (Театр имени Мейерхольда с 1923 года).