Ларионов Михаил Фёдорович

Персона

СМ. ТАКЖЕ (2)

Содержание

Основная статья: Культура России

Михаил Фёдорович Ларионов - русский художник. Первый русский авангардист. Создатель одного из первых направлений авангардной живописи - лучизма.

Родился 22 мая 1881 года в крепости Бендеры, расположенной недалеко от Тирасполя Херсонской губернии в семье военного медика и дочери местного агронома. До замужества мать занималась живописью и все трое её детей унаследовали эту страсть: художником был погибший в Первую мировую войну Иван, брат Михаила Ларионова, прекрасно знала современную живопись сестра Ксения[1].

1895: Переезд с семьёй из Тирасполя в Москву

В 1895 году в возрасте 14 лет Михаил Ларионов переезжает с семьёй в Москву - сначала на Чистые пруды, затем в дом в Введенском переулке[1].

Михаил Ларионов поступил в реальное училище Воскресенского - одно из самых известных учебных заведений Москвы. В отличие от официальной гимназической программы, ориентированной, в основном, на гуманитарные науки и языки, здесь делался упор на математику, физику, химию, то есть училище давало "реальное" образование.

Учебный корпус училища находился в доме Э. А. Липгарта и Рингеля на Мясницкой улице (дом 47) (ныне Мясницкая ул., д 43). В обучении преобладал технический уклон. Среди выпускников училища было много знаменитых в будущем личностей. Помимо прочих, в 1876 году его закончил Михаил Нестеров — выдающийся русский и советский художник-живописец.

Здание учебного корпуса Реального училища Воскресенского в доме Э.А.Липгарта, 1905 г.
Здание учебного корпуса Реального училища Воскресенского в доме Э.А.Липгарта, 1905 г.

1898: Поступление в МУЖВЗ

В 1898 Ларионов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на обще образовательное отделение.

Здание МУЖВЗ на углу Мясницкой и Боброва переулка (фото 1880-1885)
Здание МУЖВЗ на углу Мясницкой и Боброва переулка (фото 1880-1885)

В этот период в училище происходили перемены: пришли новые педагоги - В.А.Серов, К.А.Коровин, общие предметы преподавали прекрасные профессора, в т.ч. курс истории читал В.О.Ключевский. Помимо прочих, в училище Ларионов познакомился с Владимиром Маяковским.

Женщины, 1890-е (<!--LINK 0:6-->)
Женщины, 1890-е (ГРМ)
Дама с муфтой, 1890-е (<!--LINK 0:7-->)
Дама с муфтой, 1890-е (ГРМ)
Девочки с козами в лесу, 1898 г.
Девочки с козами в лесу, 1898 г.
Женщина и фламинго. Иллюстрация к арабским сказкам, 1898
Женщина и фламинго. Иллюстрация к арабским сказкам, 1898
Кукольный театр, 1890-е (<!--LINK 0:8-->)
Кукольный театр, 1890-е (ГРМ)
Танец, 1898-1899, <!--LINK 0:9-->
Танец, 1898-1899, ГТГ

В 1913 году сам Ларионов предлагал следующую периодизацию своего творчества:

  • с 1900 по 1907 - произведения импрессионистические и переходные к синтезу (в т.ч. под влиянием Коровина);
  • с 1907 по 1912 - синтетические, кубистические, футуристические и примитив;
  • с 1912 - лучистые и пневмолучистые (представлены в отдельной статье "Лучизм").

1900: Произведения импрессионистические и переходные к синтезу

Деревья на фоне дома, 1900 г.
Деревья на фоне дома, 1900 г.
Осенние сумерки, 1900
Осенние сумерки, 1900
За столом. Начало ХХ века
За столом. Начало ХХ века
Петух. Начало ХХ века
Петух. Начало ХХ века
Красные скалы, 1900
Красные скалы, 1900
На реке. 1900 г.
На реке. 1900 г.
Рад вам служить, мадам!.. 1900 г
Рад вам служить, мадам!.. 1900 г
Лежащая обнажённая. 1900
Лежащая обнажённая. 1900

Из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где Ларионов считался одним из самых талантливых, его изгоняли, причем дважды. По легенде, один раз, поскольку он продолжал ходить на занятия, ему купили билет в Тирасполь и проследили, чтобы он сел на поезд и больше не появлялся в училище. Причем за что его изгнали? За рисунки, которые сочли непристойными, даже порнографическими[2].

Натюрморт. 1900 г.
Натюрморт. 1900 г.

В 1901 Михаил Ларионов знакомится со своей будущей женой Натальей Гончаровой, которая также училась в МУЖВЗ.

Натюрморт с бокалом и двумя грушами. 1900-е
Натюрморт с бокалом и двумя грушами. 1900-е
Натюрморт с грушей и бутылкой \"Бенедиктина\", 1900-е
Натюрморт с грушей и бутылкой "Бенедиктина", 1900-е
Натюрморт с фруктами, 1900-е
Натюрморт с фруктами, 1900-е
Красная вишня, 1902
Красная вишня, 1902
Цветы на веранде, 1902
Цветы на веранде, 1902

В 2012 году на торгах МасDougall`s работу Михаила Ларионова «Цветы на веранде» продали по нижней границе оценки за 1,1 млн фунтов ($1,9 млн)[3].

Женщина на скамейке, 1902
Женщина на скамейке, 1902
Лежащая обнажённая, 1902
Лежащая обнажённая, 1902
Портрет сидящей женщины, 1902
Портрет сидящей женщины, 1902
Мадам Башкирова, начало 1900-х
Мадам Башкирова, начало 1900-х
Портрет мальчика, 1900-е
Портрет мальчика, 1900-е
Портрет сидящей девочки, 1900-е
Портрет сидящей девочки, 1900-е
Кот. 1900-е
Кот. 1900-е
Кошка. 1900-е
Кошка. 1900-е
Стоящий человек. Начало ХХ века
Стоящий человек. Начало ХХ века
Натюрморт с черепом, вазой и чайником, 1900-е
Натюрморт с черепом, вазой и чайником, 1900-е
Пейзаж, 1900-е
Пейзаж, 1900-е
Сад в Тирасполе, 1900-е
Сад в Тирасполе, 1900-е
Пейзаж, 1900-е
Пейзаж, 1900-е
Майский день, 1900-е
Майский день, 1900-е
Пейзаж. Сцена в парке, 1900-е
Пейзаж. Сцена в парке, 1900-е
Женщина с детьми в парке, 1900-е
Женщина с детьми в парке, 1900-е
Две девушки на Ривьере, 1903
Две девушки на Ривьере, 1903

В 1903 году Ларионов и Наталья Гончарова стали жить вместе и в том же году совершили своеобразное "свадебное" путешествие сначала в Тирасполь, затем - в Одессу. Это была их единственная совместная летняя поездка, в последующие годы Ларионов и Гончарова будут искать вдохновения каждый в местах своего детства: она - в Калужской губернии, в бывшем имении Гончаровых Полотняный завод, он - в Тирасполе[1].

Морской пейзаж с двумя лодками на горизонте. 1900-е
Морской пейзаж с двумя лодками на горизонте. 1900-е
Закат на Чёрном море. 1900-е
Закат на Чёрном море. 1900-е
Окно, 1903
Окно, 1903
Солдаты, играющие в карты, 1903
Солдаты, играющие в карты, 1903

В 1903 году Михаил Ларионов знакомится с Сергеем Дягилевым.

У моря, 1903
У моря, 1903
Акации весной (Верхушки акаций), 1904, <!--LINK 0:11-->
Акации весной (Верхушки акаций), 1904, ГРМ
Купальщицы, 1904, <!--LINK 0:12-->
Купальщицы, 1904, ГРМ
Три купальщицы с розой, 1904
Три купальщицы с розой, 1904

В 1904 году коллекционер И.И.Трояновский приобретает десять пастелей Ларионова.

Деревенская сцена, 1904
Деревенская сцена, 1904
Пивной натюрморт, 1904, <!--LINK 0:13-->
Пивной натюрморт, 1904, ГРМ
Деревья на солнце, 1905
Деревья на солнце, 1905
(?)
(?)
Осенний пейзаж, 1905
Осенний пейзаж, 1905
Портрет Натальи Гончаровой, 1905
Портрет Натальи Гончаровой, 1905
Натюрморт с цветами в кувшине, 1906
Натюрморт с цветами в кувшине, 1906
Натюрморт, 1906, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)
Натюрморт, 1906, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)
Две груши, 1900-е
Две груши, 1900-е
Композиция, 1900-е
Композиция, 1900-е
Три женщины с зонтиком, 1900-е
Три женщины с зонтиком, 1900-е
Женщина в белом, 1906
Женщина в белом, 1906
Сад весной, 1906. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Сад весной, 1906. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Чай, 1906
Чай, 1906
Ночь, Тирасполь, 1906, Нижегородский государственный художественный музей
Ночь, Тирасполь, 1906, Нижегородский государственный художественный музей
Пихта и берёза, 1906
Пихта и берёза, 1906

В октябре 1906 года по приглашению Сергея Дягилева Ларионов едет в Париж для участия в Выставке русского искусства на Осеннем салоне. Экспонирует импрессионистические работы, удостоен звания "пожизненного члена" Осеннего салона. Посещает ретроспективную выставку Поля Гогена. В Лондоне знакомится с живописью Уильяма Тёрнера[1].

Натюрморт с чайником, 1906
Натюрморт с чайником, 1906
Абстрактная композиция, 1906
Абстрактная композиция, 1906

1907: Синтез, кубизм, футуризм и примитив

В 1907 году Михаил Ларионов вместе с Давидом Бурлюком организует выставку "Венок - Стефанос".

Парикмахер, 1907 (ГРМ)
Парикмахер, 1907 (ГРМ)
Продавщица вод, 1907, Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров
Продавщица вод, 1907, Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров
Натюрморт со стулом и букетом желтых цветов на табурете, 1907
Натюрморт со стулом и букетом желтых цветов на табурете, 1907
Натюрморт с омаром, 1907, Музей Людвига, Кёльн
Натюрморт с омаром, 1907, Музей Людвига, Кёльн
Натюрморт с апельсинами, 1907, Архангельский музей изобразительных искусств
Натюрморт с апельсинами, 1907, Архангельский музей изобразительных искусств
Рыбы (Натюрморт с луком-пореем), 1907
Рыбы (Натюрморт с луком-пореем), 1907
Сквозь сети: Купальщики на пляже, 1900-е
Сквозь сети: Купальщики на пляже, 1900-е
Рыбы, 1907
Рыбы, 1907
Сирень. Натюрморт со стулом, 1907
Сирень. Натюрморт со стулом, 1907
Хризантемы, 1900-е
Хризантемы, 1900-е
Натюрморт, 1907
Натюрморт, 1907
Портрет женщины, 1907
Портрет женщины, 1907
Костюм в стиле кубизма, 1907
Костюм в стиле кубизма, 1907
Портрет, 1907
Портрет, 1907
Натюрморт с рисунком и двумя вишнями, 1907
Натюрморт с рисунком и двумя вишнями, 1907
Картина белым, 1907, Тейт, <!--LINK 0:14-->
Картина белым, 1907, Тейт, Лондон
Три обнажённые фигуры, 1900-е
Три обнажённые фигуры, 1900-е
Натюрморт с грушами и рюмкой, 1908
Натюрморт с грушами и рюмкой, 1908

В 1908 году Ларионов и Гончарова обосновались в Трёхпрудном переулке (в доме, построенном по проекту С.М.Гончарова, отца художницы), где получили собственную квартиру, состоящую из трёх комнат, одну из которых приспособили под мастерскую[1].

Голубая обнажённая, 1908
Голубая обнажённая, 1908
Площадь провинциального города, 1908, <!--LINK 0:15-->
Площадь провинциального города, 1908, ГТГ
Прогулка, 1908
Прогулка, 1908
Цветы, 1908, <!--LINK 0:16-->
Цветы, 1908, ГРМ
Пейзаж с козой, 1908
Пейзаж с козой, 1908
Ноги и листва, 1908
Ноги и листва, 1908
Лето на даче (?)
Лето на даче (?)

В 1908-1910 годах Ларионов участвует в организации серии выставок "Золотое руно" (1908-1910) и в издании одноимённого журнала, публикует статьи (№2-3, 11-12)[1].

Лежащая обнаженная в розовых тонах, 1909
Лежащая обнаженная в розовых тонах, 1909
Офицерский парикмахер, 1909
Офицерский парикмахер, 1909
Натюрморт с небольшим чайником, 1909
Натюрморт с небольшим чайником, 1909
Трактирный nature morte в мажорной гамме, 1909
Трактирный nature morte в мажорной гамме, 1909
Натюрморт с ноготками и суккулентом в горшке, 1909, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, <!--LINK 0:17-->
Натюрморт с ноготками и суккулентом в горшке, 1909, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
Ветка в кувшине, 1909, <!--LINK 0:18-->
Ветка в кувшине, 1909, ГРМ
Улица в Москве, 1909
Улица в Москве, 1909
Венский бульвар. Портрет женщины, 1909
Венский бульвар. Портрет женщины, 1909
Проходящая женщина, 1909, Ульяновский областной художественный музей
Проходящая женщина, 1909, Ульяновский областной художественный музей
Деревенские купальщицы, 1909, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко
Деревенские купальщицы, 1909, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко

Ларионов говорил: «Меня угнетает все, что утвердилось в искусстве. Я чувствую в этом дыхание застоя, и оно меня душит. Хочется убежать из стен в безграничный простор. Хочется чувствовать себя в постоянном движении».

Пекарь, 1909, Музей Тиссен-Борнемисы, <!--LINK 0:19-->
Пекарь, 1909, Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид
Натюрморт с рыбой и цветами, 1909
Натюрморт с рыбой и цветами, 1909

1910: Исключение из МУЖВЗ, отдых на юге у Бурлюков, окончание училища, "Бубновый валет", армия, персональная выставка

Цветок в вазе, 1910
Цветок в вазе, 1910
Синее дерево, 1910
Синее дерево, 1910
Синяя свинья, 1909-1910
Синяя свинья, 1909-1910

Весной 1910 года Ларионов в очередной раз исключен из МУЖВЗ, на этот раз с группой молодых художников (А.В.Куприным, А.В.Лентуловым, И.И.Машковым) "за излишнее увлечение французской заразой" современной живописью французских мастеров. Неоднократно подаёт прошения о восстановлении в числе учащихся[1].

Композиция, 1910
Композиция, 1910

В статье 1910 года Бенуа впервые сформулировал понятие "авангарда", разделив все русское искусство на авангард, центр и арьергард. Себя и мирискусников он причислил к центру; арьергард — это Союз русских художников, московская школа, Коровин и так далее. А вот авангард — это молодежь: Михаил Ларионов, Георгий Якулов, Павел Кузнецов[4].

Портрет А.В.Фонвизина, <!--LINK 0:20-->
Портрет А.В.Фонвизина, ГРМ
Портрет мужчины с книгой, 1910, Музей Людвига, Кёльн
Портрет мужчины с книгой, 1910, Музей Людвига, Кёльн

Летом 2010 года Ларионов и Гончарова живут в имении Бурлюков в Чернянке Херсонской губернии, где знакомятся с поэтом Велимиром Хлебниковым.

Портрет поэта Велимира Хлебникова, 1910
Портрет поэта Велимира Хлебникова, 1910
Пейзаж с повозкой, 1910
Пейзаж с повозкой, 1910
Наталья Гончарова спящая, 1910 г.
Наталья Гончарова спящая, 1910 г.
Пейзаж, (Роспись крышки оловянной шкатулки), 1910
Пейзаж, (Роспись крышки оловянной шкатулки), 1910
Море, ок. 1910
Море, ок. 1910
Красный купальник, 1910
Красный купальник, 1910
Муза, 1910
Муза, 1910
Три собеседницы, 1910-е
Три собеседницы, 1910-е
Турок и турчанка. Из цикла \"Воображаемое путешествие в Турцию\", 1910
Турок и турчанка. Из цикла "Воображаемое путешествие в Турцию", 1910
Турецкая сцена. Курильщица, 1910
Турецкая сцена. Курильщица, 1910

Возвратившись в Москву, Ларионов предложил исключённым из МУЖВЗ художникам объединиться и сформировать собственную выставку. Он же придумал название для неё - "Бубновый валет". Во французском языке (это значение было известно и в России) прозвище Бубновый валет означало "мошенник", бубновым тузом метили в России одежду каторжников, наконец, в популярном романе П. де Терайля "червонными валетами" именовала себя шайка шантажистов. Название "Бубновый валет" вынесенное на афишу, вызвало широкое возмущение и из-за своей скандальности сыграло на руку устроителям[1].

Хлеб, 1910-1911, MOMA, <!--LINK 0:22-->
Хлеб, 1910-1911, MOMA, Нью-Йорк
Хлеб, 1910
Хлеб, 1910

После исключения из училища над художником нависла угроза трёхлетнего пребывания в казармах в качестве солдата. В конце 1910 он подаёт в Совет МУЖВЗ прошение о присуждении ему звания художника и наконец заканчивает учёбу. В 1910-1911 Ларионов всё же оказывается на военной службе, но в качестве офицера.

Служил он сначала в Кремле, затем - под Петербургом. Служба не занимала всего времени, поэтому художник успевал не только бывать в музеях и устраивать выставки, но и писать картины. Новые впечатления вылились в знаменитую "Солдатскую серию"[1].

Близ лагеря, 1910
Близ лагеря, 1910
Курящий солдат, 1910-е
Курящий солдат, 1910-е
Утро в казармах. Мотив из солдатской жизни, 1910
Утро в казармах. Мотив из солдатской жизни, 1910
Танцующий солдат, 1910
Танцующий солдат, 1910
Солдат в лесу, 1911
Солдат в лесу, 1911
Отдыхающий солдат, 1911, <!--LINK 0:23-->
Отдыхающий солдат, 1911, ГТГ
Купающиеся солдаты, 1911, <!--LINK 0:24-->
Купающиеся солдаты, 1911, ГТГ
Прачки, 1911
Прачки, 1911
Ссора в кабачке (Сцена в трактире), 1911, Нижегородский государственный художественный музей
Ссора в кабачке (Сцена в трактире), 1911, Нижегородский государственный художественный музей

8 декабря 1911 года Михаил Ларионов организовал свою однодневную художественную персональную выставку. На ней было показано 124 картины. Выставка вызвала большой интерес. Почти все газеты, которые вообще интересовались искусством, опубликовали свои отклики. Красной нитью во всех рецензиях проходила одна и та же мысль: это художник, который совершенно необычно эволюционирует, развивается. И оценили эту эволюцию почти все рецензенты негативно. Даже придумали для нее название — «прогрессивный паралич» (так называлась одна из статей). Так же, как у больного человека постепенно отнимаются органы чувств, у Ларионова, считал рецензент, отнимаются в его искусстве последовательно рисунок, эстетическое чувство, колорит, сюжет.

Алкоголик, 1910-е
Алкоголик, 1910-е

Критики указывали на переход художника от поэтического высокого, от красоты — к низменному, к бытовому, к уродливому, к тому, что не попадало раньше в искусство (и, как считали люди в 1911 году, и не должно попадать в искусство).

Кошка на стуле, 1911, <!--LINK 0:25-->
Кошка на стуле, 1911, ГТГ

1912: Лучизм

Основная статья: Лучизм (Rayonism)

Лучизм. Композиция, 1912
Лучизм. Композиция, 1912

Лучистские работы Михаила Ларионова представлены в статье "Лучизм".

Залп, 1912
Залп, 1912

«Солдатскую серию» Михаил Ларионов показал в Москве в 1912 году на выставке «Ослиный хвост».

Осень жёлтая. Осень счастливая, 1912, <!--LINK 0:29-->
Осень жёлтая. Осень счастливая, 1912, ГРМ
Осень. Из цикла \"Времена года\", 1912
Осень. Из цикла "Времена года", 1912
Зима. Из цикла \"Времена года\", 1912
Зима. Из цикла "Времена года", 1912
Лето. Из цикла \"Времена года\", 1912
Лето. Из цикла "Времена года", 1912
Венера, 1912
Венера, 1912
Кацапская венера, 1912
Кацапская венера, 1912
Еврейская венера, 1912
Еврейская венера, 1912
Натюрморт с розами, 1910-е
Натюрморт с розами, 1910-е
Пастораль. Турецкая идиллия. Из цикла \"Воображаемое путешествие в Турцию\", 1912 (Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж)
Пастораль. Турецкая идиллия. Из цикла "Воображаемое путешествие в Турцию", 1912 (Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж)
Цыганка в Тирасполе, 1910-е
Цыганка в Тирасполе, 1910-е
Натюрморт с кувшином и иконой, 1910-1912
Натюрморт с кувшином и иконой, 1910-1912

В 2007 году работа «Натюрморт с кувшином и иконой» стала лидером торгов Sotheby`s. Эксперты оценили картину в $2-3 млн и пророчили, что она станет звездой аукциона. Так и вышло. В ходе торгов борьба разгорелась между человеком, находящимся в зале, и участником, предлагающим цену по телефону. В результате полотно продали за $4,5 млн[3].

Натюрморт, 1910-е
Натюрморт, 1910-е
Портрет мужчины, 1910-е
Портрет мужчины, 1910-е
Обложка книги А.Крученых \"Старинная любовь\", 1912
Обложка книги А.Крученых "Старинная любовь", 1912
Иллюстрация в книге А.Крученых \"Старинная любовь\", 1912
Иллюстрация в книге А.Крученых "Старинная любовь", 1912
Иллюстрация в книге А.Крученых \"Старинная любовь\", 1912
Иллюстрация в книге А.Крученых "Старинная любовь", 1912
Последняя обложка книги А.Крученых \"Старинная любовь\", 1912
Последняя обложка книги А.Крученых "Старинная любовь", 1912
Иллюстрация к книге А.Крученых и В.Хлебникова \"Мирсконца\", 1912
Иллюстрация к книге А.Крученых и В.Хлебникова "Мирсконца", 1912
Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых и В.Хлебникова \"Мирсконца\", 1912
Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых и В.Хлебникова "Мирсконца", 1912
Портрет Натальи Гончаровой. Из серии литографированных открытых писем, изданных А.Кручённых, 1912
Портрет Натальи Гончаровой. Из серии литографированных открытых писем, изданных А.Кручённых, 1912
Город. Из серии литографированных открытых писем, изданных А. Крученых, 1912
Город. Из серии литографированных открытых писем, изданных А. Крученых, 1912
Улица. Из серии литографированных открытых писем, изданных А. Крученых, 1912
Улица. Из серии литографированных открытых писем, изданных А. Крученых, 1912
Отдыхающий солдат. Из серии литографированных открытых писем, изданных А. Крученых,1912
Отдыхающий солдат. Из серии литографированных открытых писем, изданных А. Крученых,1912
Автопортрет, 1912
Автопортрет, 1912
Композиция, 1910-е
Композиция, 1910-е

1913: Футуризм

В 1913 году Ларионов предлагает несколько футуристических проектов, в том числе футуристические грим, моду, кухню и театр.

Михаил Ларионов, Наталия Гончарова и Илья Зданевич. Фотография из манифеста футуристов «Почему мы раскрашиваемся». 1913 год. Раскраска на лицах выполнена Михаилом Ларионовым. Saatchi Gallery
Михаил Ларионов, Наталия Гончарова и Илья Зданевич. Фотография из манифеста футуристов «Почему мы раскрашиваемся». 1913 год. Раскраска на лицах выполнена Михаилом Ларионовым. Saatchi Gallery

В 1913 году Михаил Ларионов участвовал как актёр и один из авторов сценария в фильме "Драма в кабаре №13". Фильм видимо не сохранился, кроме фотографии одного кадра.

Михаил Ларионов держит на руках Наталью Гончарову в единственном сохранившемся кадре утерянного немого фильма \"Драма в кабаре футуристов №13\", 1913 г.
Михаил Ларионов держит на руках Наталью Гончарову в единственном сохранившемся кадре утерянного немого фильма "Драма в кабаре футуристов №13", 1913 г.
Оформление обложки книги Алексея Кручёных \"Помада\", 1913
Оформление обложки книги Алексея Кручёных "Помада", 1913
Страница из книги А.Крученых \"Помада\", 1913
Страница из книги А.Крученых "Помада", 1913
Разносчица фруктов. Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых \"Помада\", 1913
Разносчица фруктов. Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых "Помада", 1913
Купальщица. Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых \"Помада\", 1913
Купальщица. Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых "Помада", 1913
Обнажённая женская фигура. Иллюстрация из литографированной книги А.Кручёных \"Помада\", 1913, <!--LINK 0:30-->
Обнажённая женская фигура. Иллюстрация из литографированной книги А.Кручёных "Помада", 1913, ГРМ
Пальмы. Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых \"Помада\", 1913
Пальмы. Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых "Помада", 1913
Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых \"Помада\", 1913
Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых "Помада", 1913
Иллюстрация к книге Алексея Крученых \"Помада\". Литография, 1913
Иллюстрация к книге Алексея Крученых "Помада". Литография, 1913
Черт. Иллюстрация из литографированной книги А. Крученых «Полуживой», 1913
Черт. Иллюстрация из литографированной книги А. Крученых «Полуживой», 1913
Полуживой, 1913
Полуживой, 1913
Обложка книги В.Парнаха \"Словодвиг\", 1913
Обложка книги В.Парнаха "Словодвиг", 1913
Кацапская венера, 1913
Кацапская венера, 1913
Аполлинер пишет религиозную вещь, 1913
Аполлинер пишет религиозную вещь, 1913
Портрет Фернана Леже, 1913
Портрет Фернана Леже, 1913
Две дамы, 1910-е
Две дамы, 1910-е
Стоящая женщина, 1910-е
Стоящая женщина, 1910-е
Пара, 1913
Пара, 1913
Ослиный хвостъ и мишень, 1913
Ослиный хвостъ и мишень, 1913
Группа художников на выставке «Ослиный хвост». 1913. Слева направо: Михаил Ларионов, Сергей Романович, Владимир Оболенский, Наталия Гончарова, Морис Фаббри, Александр Шевченко
Группа художников на выставке «Ослиный хвост». 1913. Слева направо: Михаил Ларионов, Сергей Романович, Владимир Оболенский, Наталия Гончарова, Морис Фаббри, Александр Шевченко
Трое, 1910-е
Трое, 1910-е
Портрет Н.Гончаровой, 1910-е
Портрет Н.Гончаровой, 1910-е
Автопортрет, 1910-е
Автопортрет, 1910-е
Натюрморт с васильками в кофейнике, 1913
Натюрморт с васильками в кофейнике, 1913
Три женщины, 1913
Три женщины, 1913
Стоящая обнажённая, 1910-е
Стоящая обнажённая, 1910-е
Лежащая обнажённая, 1910-е
Лежащая обнажённая, 1910-е
Две женщины, 1910-е
Две женщины, 1910-е
1913-1914. Без названия. МоМА, <!--LINK 0:31-->
1913-1914. Без названия. МоМА, Нью-Йорк
Композиция. Кубизм. 1910-е
Композиция. Кубизм. 1910-е
Натюрморт с кувшином и лимоном, 1910-е
Натюрморт с кувшином и лимоном, 1910-е
Натюрморт с графином и шторами, 1914
Натюрморт с графином и шторами, 1914
Натюрморт с рыбой в тарелке, 1910-е
Натюрморт с рыбой в тарелке, 1910-е
Два кувшина с цветами, 1910-е
Два кувшина с цветами, 1910-е
Русский лубок, 1914
Русский лубок, 1914
Играющие дети, 1910-е
Играющие дети, 1910-е
Конные экипажи на фоне озера, 1914
Конные экипажи на фоне озера, 1914

1 августа 1914 года Михаил Ларионов был мобилизован в связи с началом Первой мировой войны. Участвует в боевых действиях в Восточной Пруссии. 30 августа того же года он был контужен и вернулся в Москву, где до декабря находился в госпитале. После был демобилизован.

1915: Декорации для балетов

Михаил Ларионов около 1915 г.
Михаил Ларионов около 1915 г.
Эскиз декораций к балету \"Русские сказки\", 1915
Эскиз декораций к балету "Русские сказки", 1915
Дизайн женского костюма для балета \"Русские сказки\", 1915
Дизайн женского костюма для балета "Русские сказки", 1915
Ярило. Дизайн костюма для балета \"Снегурочка\", 1915
Ярило. Дизайн костюма для балета "Снегурочка", 1915
Эскиз театрального костюма, 1910-е
Эскиз театрального костюма, 1910-е
Эскиз оформления балета \"Полуночное солнце\", 1915
Эскиз оформления балета "Полуночное солнце", 1915
Постановка \"Полуночное солнце\", 1915
Постановка "Полуночное солнце", 1915
Эскиз к сказке \"Королевич Бова\", 1910-е
Эскиз к сказке "Королевич Бова", 1910-е
Сергей Дягилев, 1915
Сергей Дягилев, 1915
Композиция, 1915
Композиция, 1915
Натюрморт, 1910-е
Натюрморт, 1910-е
Портрет Н.С.Гончаровой, 1915, <!--LINK 0:32-->
Портрет Н.С.Гончаровой, 1915, ГТГ
Танцор, 1915
Танцор, 1915
Абстракция, 1915, Тейт, <!--LINK 0:33-->
Абстракция, 1915, Тейт, Лондон
Лес. Эскиз декорации к балету \"Русские сказки\", 1916
Лес. Эскиз декорации к балету "Русские сказки", 1916
Дизайн костюма для балета \"Русские сказки\", 1916
Дизайн костюма для балета "Русские сказки", 1916
Кикимора, 1916
Кикимора, 1916
Рыбак, 1916
Рыбак, 1916
Кот, 1910-е
Кот, 1910-е
Портрет двух девушек, 1916
Портрет двух девушек, 1916
Абстрактная композиция, 1917
Абстрактная композиция, 1917
Спираль, 1917 (дата изменена художником на 1915), MOMA, <!--LINK 0:34-->
Спираль, 1917 (дата изменена художником на 1915), MOMA, Нью-Йорк
Портрет Натальи Гончаровой, 1910-е
Портрет Натальи Гончаровой, 1910-е
Сергей Дягилев и Леонид Мясин за столом, 1910-е
Сергей Дягилев и Леонид Мясин за столом, 1910-е
Аполлинер и Дягилев за кулисами, 1917
Аполлинер и Дягилев за кулисами, 1917
Аполлинер и Дягилев на репетиции, 1910-е
Аполлинер и Дягилев на репетиции, 1910-е
Композиция. Иллюстрация для поэмы А.Блока \"Двенадцать\", 1918 г.
Композиция. Иллюстрация для поэмы А.Блока "Двенадцать", 1918 г.
Два матроса, 1918 г
Два матроса, 1918 г
Оформление книги А.Кручёных \"Замауль I\", 1919
Оформление книги А.Кручёных "Замауль I", 1919
Композиция 1. Серия \"Современное театральное искусство\", 1919
Композиция 1. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 2. Серия \"Современное театральное искусство\", 1919
Композиция 2. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 3. Серия \"Современное театральное искусство\", 1919
Композиция 3. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 4. Серия \"Современное театральное искусство\", 1919
Композиция 4. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 5. Серия \"Современное театральное искусство\", 1919
Композиция 5. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 6. Серия \"Современное театральное искусство\", 1919
Композиция 6. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 7. Серия \"Современное театральное искусство\", 1919
Композиция 7. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 8. Серия \"Современное театральное искусство\", 1919
Композиция 8. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 9. Серия \"Современное театральное искусство\", 1919
Композиция 9. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 10. Серия \"Современное театральное искусство\", 1919
Композиция 10. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Обложка из программ концертных вечеров в галерее Barbazange, 1919, <!--LINK 0:35-->
Обложка из программ концертных вечеров в галерее Barbazange, 1919, ГТГ
Обложка из программ концертных вечеров в галерее Barbazange, 1919, <!--LINK 0:36-->
Обложка из программ концертных вечеров в галерее Barbazange, 1919, ГТГ
Дизайн декораций для балета Сергея Дягилева, 1920-е
Дизайн декораций для балета Сергея Дягилева, 1920-е
Анна Павлова, 1920
Анна Павлова, 1920
Портрет девушки, 1920
Портрет девушки, 1920
Взгляд, 1920-е
Взгляд, 1920-е
Разговор, 1920
Разговор, 1920
Натюрморт с фаянсовой тарелкой, 1920
Натюрморт с фаянсовой тарелкой, 1920
Натюрморт на фоне пейзажа, 1920
Натюрморт на фоне пейзажа, 1920
Пейзаж со спящей на тропинке собакой, 1920-е
Пейзаж со спящей на тропинке собакой, 1920-е
Портрет Сергея Прокофьева, 1921
Портрет Сергея Прокофьева, 1921
Дизайн сцены, 1920-е
Дизайн сцены, 1920-е
Михаил Ларионов, Сергей Прокофьев и Сергей Дягилев на репетиции балета \"Шут\", 1921 г.
Михаил Ларионов, Сергей Прокофьев и Сергей Дягилев на репетиции балета "Шут", 1921 г.
Портрет Пабло Пикассо, 1921
Портрет Пабло Пикассо, 1921
Женщина с шалью, 1921
Женщина с шалью, 1921
Музыкант. Дизайн театрального костюма, 1921
Музыкант. Дизайн театрального костюма, 1921
Эскиз костюма для постановки \"Белые ночи\", 1920-е
Эскиз костюма для постановки "Белые ночи", 1920-е
Лиса. Эскиз костюма для балета И.Стравинского \"Байка про лису\", 1921
Лиса. Эскиз костюма для балета И.Стравинского "Байка про лису", 1921
Лис, переодевшийся в монахиню. Дизайн костюма для балета И.Стравинского \"Байка про лису\", 1921, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)
Лис, переодевшийся в монахиню. Дизайн костюма для балета И.Стравинского "Байка про лису", 1921, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)
Урядник Баран. Эскиз костюма к балету И.Стравинского \"Байка про лису\", 1922
Урядник Баран. Эскиз костюма к балету И.Стравинского "Байка про лису", 1922
Портрет Натальи Гончаровой в мастерской, 1922
Портрет Натальи Гончаровой в мастерской, 1922
Натюрморт с кувшином и портретом, 1920-е, <!--LINK 0:37-->
Натюрморт с кувшином и портретом, 1920-е, ГРМ
Абстрактный натюрморт, 1920-е
Абстрактный натюрморт, 1920-е
Абстрактная композиция, 1920-е
Абстрактная композиция, 1920-е
Обложка литографированной книги В.Маяковского \"Солнце\", 1923
Обложка литографированной книги В.Маяковского "Солнце", 1923
Дизайн для фруктовой парфюмерии, 1920-е
Дизайн для фруктовой парфюмерии, 1920-е
Танец, 1920-е
Танец, 1920-е
Михаил Ларионов на снимке около 1925 г.
Михаил Ларионов на снимке около 1925 г.
В парке, 1920-е
В парке, 1920-е
Две девушки на берегу ручья, 1920-е
Две девушки на берегу ручья, 1920-е
Заколдованный лес, 1920-е
Заколдованный лес, 1920-е
Пассажирская повозка с лошадьми, 1920-е
Пассажирская повозка с лошадьми, 1920-е
Скрипач и статуя, 1920-е
Скрипач и статуя, 1920-е
Натюрморт с лимоном и яйцом, 1920-е
Натюрморт с лимоном и яйцом, 1920-е
Парижское кафе, 1920-е
Парижское кафе, 1920-е
Весна, 1920-е
Весна, 1920-е
Девушка на пляже, 1920-е
Девушка на пляже, 1920-е
На пляже, 1920-е
На пляже, 1920-е
Морской пейзаж с лодкой, 1920-е
Морской пейзаж с лодкой, 1920-е
Деревья и морской пейзаж. Франция. 1920-е
Деревья и морской пейзаж. Франция. 1920-е
Дамский парикмахер, 1920-е
Дамский парикмахер, 1920-е
Проститутка у парикмахера, 1920-е, <!--LINK 0:38-->
Проститутка у парикмахера, 1920-е, ГТГ
Натюрморт с розами, 1920-е
Натюрморт с розами, 1920-е
Шампанское и розы, 1928
Шампанское и розы, 1928
Натюрморт с капустой, 1928
Натюрморт с капустой, 1928
Собаки на берегу гавани. Из альбома \"Путешествие в Турцию\", 1928
Собаки на берегу гавани. Из альбома "Путешествие в Турцию", 1928
Турчанка с трубкой. Из альбома \"Путешествие в Турцию\", 1928
Турчанка с трубкой. Из альбома "Путешествие в Турцию", 1928
Женская голова и ветка. Из альбома \"Путешествие в Турцию\", 1928 (ГРМ)
Женская голова и ветка. Из альбома "Путешествие в Турцию", 1928 (ГРМ)
Женская фигура. Из альбома \"Путешествие в Турцию\", 1928
Женская фигура. Из альбома "Путешествие в Турцию", 1928
Женская голова и птичка с веткой в клюве. Из альбома \"Путешествие в Турцию\", 1928
Женская голова и птичка с веткой в клюве. Из альбома "Путешествие в Турцию", 1928
Маня Курва. Из альбома \"Путешествие в Турцию\", 1928
Маня Курва. Из альбома "Путешествие в Турцию", 1928
Павлины под деревом, 1928
Павлины под деревом, 1928

1930: После смерти Дягилева

Лежащая обнажённая, 1930, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, <!--LINK 0:39-->
Лежащая обнажённая, 1930, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж

С антрепризой «Опера-Балет Мишеля Бенуа», организованной родственником А.Н.Бенуа – Михаилом Альбертовичем Бенуа – Н.Гончарова и М.Ларионов сотрудничали в конце 1920-х - начале 1930-х гг., оформив для неё целый ряд оперных и балетных спектаклей[5].

В 1931 году Михаил Ларионов в качестве художника участвует в постановке одноактного балета «Классическая симфония», на музыку 1-й («Классической») симфонии С.С. Прокофьева. «Опера-балет Мишеля Бенуа», театр «Пигаль», Париж, балетмейстер Т. Славинский.

Креветки, 1934
Креветки, 1934
Композиция с цветком, 1930-е
Композиция с цветком, 1930-е
Натюрморт с куклой, 1930-е
Натюрморт с куклой, 1930-е
Восточная танцовщица, Порт-Саид. 1935 (?)
Восточная танцовщица, Порт-Саид. 1935 (?)
В мастерской Гончаровой на улице Висконти, 13. Париж. Август 1939 года
В мастерской Гончаровой на улице Висконти, 13. Париж. Август 1939 года
Лежащая обнажённая, 1944
Лежащая обнажённая, 1944
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова у себя дома. Париж, 1950-52 гг.
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова у себя дома. Париж, 1950-52 гг.
Музыкант с аккордеоном, 1950-е
Музыкант с аккордеоном, 1950-е
Всадник, 1950-е
Всадник, 1950-е
Крестьянин, 1950-е
Крестьянин, 1950-е
Купальщицы, 1961
Купальщицы, 1961

Примечания