2013/06/14 17:14:24

ИТ в госсекторе Евросоюза

Все без исключения страны Евросоюза поддерживают внедрение сервисов Электронного правительства, в основном за счет реализации национальных активностей, хотя значительные усилия в этой области предпринимаются и на уровне Еврокомиссии.

Обзор TAdviser "ИТ в регионах России 2012"

Содержание

Общая стратегия

Вице-президент Еврокомиссии по административным вопросам отвечает за продвижение электронного правительства на уровне Еврокомиссии, инициируя активность по выработке соответствующей стратегии. Дирекция по информационному обществу и медиа, а также дирекций по информатике отвечают за реализацию этой стратегии в рамках нескольких установленных программ.

Две наиболее известные инициативы Еврокомиссии в области развития электронного правительства это IDABC и ее преемник ISA. IDABC управляется и контролируется группой национальных экспертов. Развитие электронного правительства на уровне Еврокомиссии до 2010 года описывается в документе i2010 Action Plan, которые определяет ключевые принципы и директивы электронного правительства. В числе других проектов, спонсируемых Еврокомиссией, находятся Access-eGov, EGovMoNet и SemanticGov.

Стратегию и приоритеты развития электронного правительства в Евросоюзе на 2010-2015 годы определяет Ministerial Declaration on eGovernment от 18 ноября 2009 года. Следующий план действий по развитию электронного правительства на период с 2011 по 2020 год должен был быть представлен в июне 2010 года[1][2].

Бюджет Евросоюза на eGovernment

В октябре 2011 года еврокомиссар по цифровой политике Евросоюза Нили Крус (Neelie Kroes) сообщила о том, что союз готов инвестировать 50 млрд евро в развитие цифровой, энергетической и транспортной инфраструктуры, что может создать тысячи новых рабочих мест. Заявленная сумма при этом будет вливаться при этом поэтапно в течение нескольких ближайших лет. Кроме того, по словам Крус, эти деньги помогут поднять кредитный рейтинг инфраструктурных проектов.

Еврокомиссия планирует при этом использовать облигации Европейского инвестиционного банка (EIB), чтобы восполнить пробелы в финансировании программы со стороны наиболее безденежных правительств и стимулировать частные инвестиции. На данный момент рынок венчурных инвестиций в Европе упал до всего лишь 3 млрд евро (данные за 2010 год).

Как заявили представители Еврокомиссии, на построение интеллектуальной инфраструктуры для трансъевропейских транспортных сетей, энергетического сектора и инфокоммуникационных технологий потребуется в общей сложности 1,5-2 трлн евро. Это равняется предполагаемому размеру фонда взаимопомощи Еврозоны, который обсуждался на очередной встрече финансовых министров G20.

Большая часть анонсированной суммы в 50 млрд евро, а именно 32 млрд евро, будет израсходована на транспортные проекты. По 9 млрд евро будет направлено на энергетические проекты, в том числе интеллектуализацию сетей, а также на инфраструктуру широкополосного доступа и цифровизацию государственных услуг.

Так, сектор широкополосных сервисов получит 7 млдр евро в период между 2014 и 2020 годом, отметила Нили Крус. При этом деньги будут предлагаться не только телекоммуникационным операторами, но и компаниям коммунальных услуг, компаниям, обеспечивающим население электроэнергией и водой, кооперативам и строительным фирмам, согласно трем выбранным направлениям реализации плана.

Например, одним из важных для Евросоюза направлений является создание инфраструктуры скоростного доступа в интернет отдаленных сельских районах. Чтобы достигнуть намеченной Евросоюзом цели (30 Мбит/с к 2020 году для каждого европейца и 100 Мюит/с для каждого второго) потребуется еще порядка 270 млрд евро. Процесс развития сервисов широкополосного доступа в сеть только отдельно в Германии до 2020 года создаст 1 млн рабочих мест, а во Франции ftth-сеть привлекают 360 тыс. рабочих ежегодно.

Страны-участницы eGovernment

По состоянию на 2009 год в список стран, поддерживающих директивы Еврокомиссии по развитию электронного правительства входили 34 страны: Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чешская республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция и Великобритания.

Полный сборник отчетов о внедрении eGovernment по странам Евросоюза

Дополнительная статья: ИТ в госсекторе Великобритании

IDABC

IDABC расшифровывается как Interoperable Delivery of European eGovernment Services to public Administrations, Businesses and Citizens. Программа была инициирована в 2004 году и предполагала развитие ИКТ до уровня трансграничного использования на территории Европы. Также целью программы развитие платформ доставки электронных сервисов на территории региона, развитие межведомственного взаимодействия, а также повышение привлекательности территории региона как места для работы, жизни и отдыха. Программа была нацелена как на частных граждан Евросоюза, так и на бизнес.

В 2008 году в рамках IDABC был запущен Semantic Interoperability Centre Europe (SEMIC.EU) для обмена знаниями в области электронного правительства и межведомственного взаимодействия. В этом же году заработал сайт OSOR.eu с целью усилить взаимодействие между администрациями в области использования открытого ПО.

Наследницей IDABC стала стратегия Interchange of Data across Administrations (IDA). Новая программа была названа Interoperability Solutions for European Public Administrations (ISA), она была принята в сентябре 2009 года и окончательно заменила IDABC с 1 января 2010 года.

eCall

Основная статья: eCall (emergency call - экстренный вызов)

В июне 2013 года был представлен законопроект, согласно которому начиная с октября 2015 года в Евросоюзе все новые автомобили должны будут быть оборудованы системой eCall. Она представляет собой систему экстренной телефонной связи, которая будет автоматически передавать сигнал в службу спасения 112 в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия. В частности, планируется отправлять спасателям такие данные, как время инцидента, расположение транспортных средств и направление их движения.

Автоматизация городов

Опыт Берлина

В июне 2013 года стало известно, что правительство Берлина отказалось от планов миграции городской ИТ-инфраструктуры на open source ПО. Однако, городской парламент проголосовал за то, чтобы придерживаться открытых стандартов автоматизации.

Предложение, против которого проголосовал городской парламент Берлина, предполагало к 2018 году перевести 25% городской ИТ инфраструктуры на программное обеспечение с открытым кодом. Это уже вторая неудачная попытка городской оппозиции провести в жизнь данную инициативу. Если бы она удалась, изменения бы коснулись 68 тыс. компьютеров, задействованных в городской инфраструктуре, а точнее – четверти из них. В первый раз с подобным предложением выступали в 2007 году.


Томас Бирк (справа) из партии "зеленых" не смог сподвигнуть парламент Берлина к переходу на СПО в государственных учреждениях

Томас Бирк (Thomas Birk), представитель партии «зеленых», инициатора изменений, считает, что переход на open source в городской инфраструктуре вполне реален. Например, переключив 80% из 15,5 тыс. своих рабочих станций на ПО с открытым кодом, в частности, отказавшись от Windows в пользу Linux, LiMux и OpenOffice.org, правительство Мюнхена сэкономило $14,6 млн по состоянию на ноябрь 2012 года.

Впрочем, не всегда миграция проходит позитивно, признает Бирк. Например, Фрайбург в ноябре 2012 года отказался от OpenOffice и вернулся к офисным программам от Microsoft из-за функциональных проблем и неудачной миграции. Хотя Бирк настаивает, что при должной подготовке все могло бы пройти гладко, представители социально-демократической партии и христианско-демократического союза Германии выступили против нововведения.

Вместо этого указанные партии приняли «принцип» открытых стандартов, согласно которому между всеми используемыми городом системами и платформами должен быть обеспечен беспрепятственный обмен данными. Также коалиция партий, согласно принятому документу, намерена изучить, насколько использование облачных решений реально позволяет сократить расходы на лицензионные отчисления. В документе говорится, что перед Берлином стоят задачи сокращения расходов на ИТ-системы, а также решения проблемы «лоскутной автоматизации». При этом путем стандартизации в правительстве намерены добиться не только унификации оборудования, но и софта, используемого всеми городскими организациями и службами.

См.также

Обзор ИТ в регионах России 2015

Примечания