2012/03/23 23:03:13

Российский рынок WMS: точки роста

Растущий спрос на WMS системы со стороны розничных компаний, а также профессиональных логистических операторов и складских девелоперов, рисует большие перспективы рынку систем управления складом, восстанавливающемуся после кризиса.

Каталог WMS - систем управления складом и список реализованных проектов в России доступен на TAdviser

Содержание

Российский рынок систем управления складом постепенно восстанавливается после кризиса 2008-2009 года. По общим оценкам участников рынка, на данный момент его объем не превышает показатели 2008 года.

2016 год

Журнал «Складской комплекс» утверждает: рынок WMS в России 2016 году упал еще на 9%, падение наблюдается уже третий год подряд. Правда, эта цифра в два раза меньше прошлогодней, но о стабилизации рынка говорить пока не приходится. Однако, в 2016 году есть и положительные тенденции. Клиенты стали вновь инвестировать в автоматизацию складской логистики. «Размораживаются» старые проекты и стартуют много новых. Отчасти это вызвано процессами импортозамещения на рынке ПО. Доля российских решений в 2016 году составила 76%.

2008-2009 годы

В 2008 году Андрей Ефремов, руководитель (на тот момент) отдела маркетинга группы компаний «Бухта (Buhta)», оценивал емкость рынка систем управления складом в России в $183 млн. Этот показатель был рассчитан исходя из следующих данных: в 2008 году не менее 20% складов уже функционировали под управлением современных систем, использующих технологии штрихового кодирования. С учетом уже внедренных проектов емкость рынка составляла $56 млн: V=14(S — 0,2S), где $14 — приблизительная стоимость автоматизации одного квадратного метра склада в России; S — площадь складских помещений класса А и В в стране по данным на 2007 год 5 млн. м2; 0,2 — доля внедрений WMS (20%).

В таксономии IDC, рассказали TAdviser в исследовательской компании, системы управления складом относятся к сегменту Supply Chain Management. Объем данного рынка в России в 2009 году составил около $70 млн, в 2007 и 2008 годы - порядка $100 млн. Основные игроки, по данным IDC: SAP, 1C, Microsoft Dynamics, "Галактика". Таким образом, в 2009 году рынок не только не исчерпал свою предполагаемую ёмкость, но и упал в объеме на 30%.

Основные игроки

Одной из отличительных особенностей российского рынка систем управления складом является его сегментированность. Здесь присутствует несколько десятков игроков, как отечественных, так и зарубежных, при этом нет явных лидеров.

За западными системами, которые в большинстве своем работают в России через партнеров – Manhattan Associates WMOSКОРУС Консалтинг»), Infor SCM WM (EXceed WMS), Mantis International (Ant Technologies (АНТ Технолоджис)) и многими другими – закрепилась в основном репутация дорогостоящих систем, предназначенным крупному бизнесу и специализированным игрокам отраслей логистики и дистрибуции.

Реклама
Ультралегкие Fujitsu LIFEBOOK для вашего бизнеса

Производительные устройства с высокой степенью защиты данных для комфортной работы как в офисе, так и дома. Ваше рабочее место всегда с вами вместе с мобильными Fujitsu LIFEBOOK

Узнать больше

При этом отечественные разработчики, такие как «БУХта», «Солво (Solvo)», «Фолио (Folio)», AnsoftБизнес Технологии( Global)» и другие также прекрасно чувствуют себя на местном рынке, практически не пересекаясь интересами с западными экспатами. «Конкуренция на рынке WMS высокая, но места для новых игроков еще есть. Явный лидер пока отсутствует, в каждом сегменте за это звание борются сразу несколько систем и интеграторов», - подтвердил Илья Лужанский, бизнес-аналитик Ansoft.

В отношении зрелости рынка мнения опрошенных TAdviser экспертов расходятся. Так, по словам Евгении Выходцевой, коммерческого директора ISolutions, если репутационные риски рассматриваются наравне с финансовыми и первые явно вызывают вторые, то такой рынок достиг высокой зрелости. «Зрелым российский рынок WMS-систем на наш взгляд, можно будет назвать тогда, когда определиться круг крупных игроков, способных предложить компаниям комплексный подход к внедрению полнофункциональных WMS-систем», - считает она.

Игорь Сидоренко, коммерческий директор «БУХта», вместе с тем оценивает состояние российского рынка WMS-систем как «вполне зрелое». Он также указал на сегментацию рынка с лидерами в каждом подсегменте и отметил, что с каждым годом отечественные разработки систем управления складом становятся все более востребованными, успешно конкурируя с «раскрученными» западными брендами.

Факторы поддержания спроса

Рынок WMS в России начинает развиваться, постепенно оправляясь от кризиса; компании размораживают инвестиционные проекты, в том числе остановленные в 2008-2009 годы из-за недостаточного финансирования.

Одними из главных потенциальных заказчиков WMS при этом, безусловно, остаются профессиональные игроки: логистические провайдеры и дистрибьюторские компании, а также девелоперы складской недвижимости. В 2011 году спрос на складские площади рос, по данным УК Фрагра.

При этом рост спроса проходил даже более значительными темпами, чем увеличение предложения складских помещений, в результате чего дисбаланс между этими двумя величинами стал более заметен. Сегодня класс A (априори предполагающий наличие WMS) занимает 70% от всего предложения.

По данным «Фрагра», всего за первый квартал этого годы было введено в эксплуатацию 23 тыс. кв. м складских площадей (из них 20 тыс. кв. м пришлись на долю складского комплекса «Саларьево» (девелопер New Logistic Systems). Прирост рынка составил порядка 5%, а общий объем — 6, 2 млн. кв.м.

Объем нового строительства качественных складов в 1 квартале 2011 года превысил значение за аналогичный период 2010 года на 29%. Ряд проектов не удалось ввести в эксплуатацию в 2010 году как заявлялось, их открытие перенесено на 2011 (среди крупных проектов – складской комплекс «Апаринки», технопарк «Крекшино» и другие).

До конца 2011 года ожидается к вводу в эксплуатацию еще несколько объектов суммарной площадью порядка 400 тыс. кв.м. Таким образом, по итогам 2011 года может быть построено около 430 тыс. кв. м качественных складских площадей, что на 25% больше, чем в прошлом году и почти в 2 раза меньше по сравнению с докризисными значениями 2008-2009 года.

Сейчас зарождается также сегмент 4PL-операторов, которые способны прогнозировать потребности своих клиентов, помогают определить, что именно нужно заказывать, работают совместно с ритейлером. Это очень перспективное направление, потому что оно предполагает управление всей цепочкой поставок – от производителя до конечного покупателя.

Еще один фактор спроса – дозревание торговых компаний до качественной складской автоматизации. По словам Владимира Новикова, технического директора компании FIT, совсем недавно склады с полноценной качественной логистикой отсутствовали полностью.

Но с ростом размеров оптовых и розничных компаний, охватом ими все больших территорий, потребность в таких складах стала проявляться во все более явном виде. «Раньше как исключение существовали ритейлеры, которые понимали значение складов, правильно их строили и использовали для управления современные информационные системы. Как правило, это были дискаунтные сети. Сейчас ситуация изменилась и все большее число компаний задумывается о применении правильно выстроенной складской логистики», - рассказал эксперт.

Перспективы

Евгения Выходцева говорит, что кризис спровоцировал увеличение объема продаж недорогих учетных складских программ, но на данный момент тенденции меняются. Среди компаний верхнего сегмента среднего и крупного бизнеса стали востребованы мощные полнофункциональные WMS, как отечественных, так и западных поставщиков. А это сулит интеграторам рост доходом.

«Рынок WMS систем мы оцениваем позитивно. После кризисного застоя наблюдается заметное оживление – количество проектов возрастает. Судя по динамике нашей компании число внедрений увеличилось в 1,5 раза», - рассказала она.

Похожие прогнозы дает и Александр Эдельманн, директор департамента логистики PSI Logistics (ПСИ). По его словам, основной тенденцией будет рост спроса на решения среднего и hi-end класса, рост количества проектов с использованием конвейерного и автоматического оборудования.

Архив: рынок 2007-2008

Рынок систем управления складами в России до 2007 года развивался очень быстрыми, почти взрывными темпами: 50 – 70% ежегодно. Такой рост был связан с бурным развитием складов в России и высокой степенью неудовлетворенности спроса на складские помещения со стороны коммерческих организаций. Спрос на качественные склады в течение долгого времени в несколько раз превышает предложение, несмотря на увеличивающиеся темпы строительства новых объектов и реструктуризацию старых. Развитие рынка связано также с большим спросом на услуги ответственного хранения и увеличением конкуренции на данном рынке. В качестве логистических операторов все чаще выступают даже дистрибьюторы, имеющие в силу специфики своего основного бизнеса большие складские площади. В итоге существенно повышается спрос на системы управления складами.

В то же время 2008 год стал для рынка WMS переломным. Рост количества внедрений замедлился, а в денежном выражении рынок даже сократился. По данным исследования маркетингового агентства WMS Explorer, получившего название «Российский рынок WMS», окончательного распределения долей рынка не произошло, а конкуренция на нем значительно усилилась. Разница между соседними позициями в большинстве случаев не превышает 1%, а средняя стоимость предложения снизилась.

В связи с финансовым кризисом снижение продолжилось. Даже те компании, которые уже заложили в бюджет 2009 года деньги на автоматизацию склада, по данным опросов WMS Explorer , все чаще откладывают внедрение WMS «до лучших времен». По данным на весну 2009 года российский рынок WMS составлял не более 6,5 млн USD. Для сравнения, в 2008 году этот показатель составлял 7,6 млн. То есть падение оказалось равным 16%.

На рынке ярко выражены несколько ключевых тенденций.:

  • первая волна цикла продаж завершилась, найти заказчика теперь сложнее, чем год назад.
  • выявление несоответствий и ошибок первого этапа. Ошибки характерны для молодого, развивающегося рынка. Рынок заказчиков стал более требователен, поставщикам WMS часто приходится концентрировать усилия на поддержке уже осуществленных проектов в ущерб новым продажам.
  • Снижение средней стоимости внедрения под влиянием растущей конкуренции, что далеко не всегда оправданно и может вести к снижению качества проекта в целом.

Оператор WMS-системы

Как результат, нередки проявления недовольства внедрениями среди заказчиков, а также поиски альтернативных вариантов. Исследования показывают, что нередко система заменяется заказчиком уже через год после начала функционирования, что негативно сказывается как на бизнесе заказчика, так и на имидже компании-поставщика.

Наиболее значимые критерии для выбора системы управления складом с точки зрения потенциальных заказчиков

Критерий
Степень значимости (процент от общего числа опрошенных)
Стоимость решения
25%
История продаж решения в России
31%
История продаж решения за рубежом
3%
Широта функционала
58%
Адаптируемость
42%
Соответствие решения условиям и бизнес-процессам
81%
Легкость обучения персонала
60%

Всего было опрошено 48 компаний, потенциально заинтересованных в автоматизации склада. Участники опроса могли выбирать до трех критериев в качестве наиболее значимых, поэтому общая сумма больше 100%. Результаты полученных цифр округлялись до целого. Источник: WMS-Explorer, 2008