2019/02/19 11:46:22

Цифровая экономика России

Цифровая экономика - система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. В статье отслеживаются события, связанные с развитием цифровой экономики в России.

Содержание

Национальная программа "Цифровая экономика"

Основная статья: Национальная программа Цифровая экономика Российской Федерации

Сотрудничество с другими странами

Основная статья: Сотрудничество России с другими странами в развитии цифровой экономики

Как цифровая экономика превращает средний класс в прекариат

Основная статья: Прекариат

На 2018 год средний класс, достигший пика своего могущества в 1970-х, медленно, но верно опускается до состояния прекариата. И есть все предпосылки для того, что в недалеком будущем эволюция пролетариата в прекариат продолжится и последний станет «ненужнориатом».

Сквозные технологии цифровой экономики

Основная статья: Сквозные технологии цифровой экономики

Сквозные технологии - это ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие новых рынков.

2019

Правительство выделяет 21 млрд рублей субсидий на развитие блокчейна, Big Data и искусственного интеллекта

18 февраля 2019 года Минкомсвязи определило меры поддержки так называемых сквозных технологий — блокчейна, больших данных, искусственного интеллекта, квантовых вычислений, робототехники, технологии виртуальной и дополненной реальности.

Ведомство опубликовало четыре проекта правительственных постановлений с правилами распределения субсидий на развитие сквозных технологий. Только в 2019 году на такие разработки государство планирует выделить около 20,8 млрд рублей, пишут «Ведомости» со ссылкой на директора по «Цифровым технологиям» АНО «Цифровая экономика» Сергея Наквасина.

Минкомсвязи определило меры поддержки сквозных технологий
Минкомсвязи определило меры поддержки сквозных технологий

Фонд развития информационных технологий (ФРИТ) распределит 5 млрд рублей между компаниями, деньги пойдут на разработку и внедрение отечественных ИТ-продуктов, сервисов и платформ в регионах. Не более 5% субсидий будет вложена в работу самого ФРИТа.

Еще 1,7 млрд рублей из бюджета будет выделено на субсидирование процентных ставок в размере ключевой ставки Центробанка.

5 млрд рублей пойдет на пилотные проекты наиболее проработанных технологий для приоритетных отраслей — здравоохранения, образования, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики и т. д. Распределять деньги будет фонд «Сколково». Чтобы получить их, компании должны привлечь в проект минимум 30% внебюджетного финансирования и гарантировать, что технология позволит использующим ее компаниям утроить выручку на четвертый год после начала пилота.

Кроме того, 2,1 млрд рублей планируется израсходовать на гранты, которые РВК через фонд технологических проектов будет раздавать «лидирующим исследовательским центрам». Еще 3 млрд рублей, по паспорту федерального проекта «Цифровые технологии», РВК выдаст компаниям, занятым в проектах по сквозным технологиям, рассказал Сергей Наквасин.[1]

Handelsblatt: Как Россия превращается в великую ИТ-державу

15 февраля 2019 года немецкая деловая газета Handelsblatt опубликовала статью с заголовком «Как Россия превращается в великую ИТ-державу». Особое внимание журналисты уделили «Яндексу». Подробнее здесь.

2018

Названы законопроекты, которые требуют приоритетного одобрения Госдумой

Наблюдательный совет АНО «Цифровая экономика» назвал законопроекты, которые требуют приоритетного одобрения Госдумой, о чем стало известно 10 декабря 2018 года. Подробнее здесь.

Немецкий бизнес просит у Путина допуск к цифровой экономике России

1 ноября 2018 года президент Владимир Путин принял в Кремле представителей крупнейших немецких предприятий – актив Восточного комитета германской экономики. Среди двух десятков немецких представителей на встрече присутствовали топ-менеджеры крупнейших компаний, таких как Siemens, Volkswagen, Knauf, Daimler и других.

В ходе встречи президент России рассказал им о программе цифровой экономики в России, и немецкая сторона, в свою очередь, выразила интерес к развитию совместных инициатив в этой области.

Путин заявил, что в России многое делается для динамичного технологического развития страны. Запущена программа «Цифровая экономика», в рамках которой планируется увеличить производительность труда на 30% к 2024 году.

«
Конечно, это очень амбициозная цель, мы прекрасно отдаём себе в этом отчёт, - признал президент. - Но нужно ставить именно такие цели, если мы хотим хоть чего‑нибудь добиваться. Нам нужно добиться, чтобы инновационные секторы экономики создавали более 10% российского ВВП.
»

Он добавил, что российская сторона готова предметно обсудить волнующие немецких коллег темы, рассмотреть конкретные предложения по активизации двустороннего сотрудничества.

На встрече с представителями германских деловых кругов <i>(фото - kremlin.ru)</i>
На встрече с представителями германских деловых кругов (фото - kremlin.ru)
«
И конечно, нам, как всегда, важно знать, услышать ваше мнение, мнение наших немецких партнёров, о том, что пока затрудняет ведение бизнеса в России. Наверняка такие проблемы ещё сохраняются. Какая дополнительная поддержка со стороны государства, правительства Российской Федерации необходима инвесторам для работы в России? – поинтересовался Владимир путин у немцев.
»

Председатель Восточного комитета германской экономики Вольфганг Бюхеле, присутствовавший на встрече, отметил, что в Германии пытаются наводить мосты с Россией. Поэтому необходимо больше говорить о совместных стандартах, сертификации, про облегчение таможенных и визовых барьеров, считает он.

«
Это было бы первым шагом на долгом пути к созданию совместного экономического пространства Евросоюза и Евразийского экономического союза. В интересах наших потомков мы надеемся, что эта перспектива однажды станет реальностью, – заявил Бюхеле. - В конце концов, нам необходимо выдерживать испытания, с которыми нас сталкивает цифровизация экономики.
»

Вольфганг Бюхеле при этом отметил, что европейцы в отношении таких тем, как искусственный интеллект, блокчейн, самоуправляемый транспорт, 3D‑печать, суперкомпьютеры, биотехнологии, должны срочно поднажать. Он заявил, что сам работал в предприятии «Иксайт» и заметил, что проекты по выстраиванию современного производства полупроводников в основном реализуются в Китае и США и очень редко в Европе. Китай сейчас во всех сферах становится глобальным конкурентом для нас; США концентрируются со своей стороны на стратегию «Америка прежде всего», констатировал председатель Восточного комитета германской экономики.

«
Современные и инновационные предприятия из Европейского союза и России должны вместе работать над решениями, которые обеспечат всей Европе достойное место в конкуренции за глобальные рынки. Надеюсь, что мы сегодня сделаем вместе большой шаг в этом направлении, - высказал надежды Вольфганг Бюхеле.
»

Он добавил, что в центре встречи немецкой стороны с президентом России будут находиться пять тем: развитие сотрудничества в сфере здравоохранения, повышение эффективности и производительности труда.

«
Мы хотим говорить о дальнейшем развитии наших энергетических связей, совместных инициатив по цифровизации экономики, а также о сотрудничестве в аграрном секторе и секторе производства продуктов питания. Мы сталкиваемся с большими задачами, и наши цели стоят всяких усилий, - подчеркнул Бюхеле.
»

Заканчивая своё выступление, немецкий чиновник высказал несколько слов о тех тревогах, с которыми приходится сталкиваться, и которые, по его мнению, могут привести к проблемам. Взаимные экономические санкции не претерпели каких‑то изменений, в частности американские санкции, к ним необходимо, относиться со всей серьёзностью, выразил сожаление он.

«
Мы должны рассчитывать на их дальнейшее ужесточение. Мы глубоко встревожены тем, что эти санкции сформулированы очень неточно и нечётко, так что для отдельных предприятий очень сложно понять, будут они их касаться или нет, - резюмировал Бюхеле. - Наша торговля растет, перспектива на следующие месяцы и прогноз на следующие месяцы, как я уже сказал, однако, омрачают дальнейшие санкции. Мы надеемся, что здесь мы сможем найти решение, как с ними справиться.
»

Медведев: Изменения, которые принесли ИКТ, сопоставимы с крушением СССР

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в журнале «Вопросы экономики» опубликовал статью «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития»[2]. В статье обсуждаются задачи экономической политики России на 2018-2024 гг., в т.ч. касающиеся развития цифровой экономики. В контексте трендов и условий, которые в значительной мере будут определять характер глобальных процессов на обозримую перспективу, предлагается траектория прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России.

Дмитрий Медведев написал статью о задачах экономической политики России на ближайшие годы
Дмитрий Медведев написал статью о задачах экономической политики России на ближайшие годы

По словам премьера, на протяжении минувшего десятилетия формировались важные тренды и условия, которые в значительной мере будут определять развитие глобальных процессов на обозримую перспективу. Их важно учитывать, чтобы понимать современное состояние и пути развития России, формировать программу действий правительства.

Прежде всего, произошло беспрецедентное ускорение технологического обновления, что привело к взрывному росту инноваций. При всей кажущейся очевидности данного тезиса не все осознают, что мы стали современниками качественного скачка в динамике нашей жизни, пишет Медведев.

Во-первых, мир сталкивается с невиданными ранее глубиной и комплексностью инноваций. Новые технологии порождают качественные изменения всех сторон жизни общества. Наблюдаемые в последние годы кризисы складывавшихся на протяжении десятилетий политических систем вызваны в том числе появлением новых технологий.

Во-вторых, беспрецедентным стал темп изменений. Дело не сводится к обычной мантре об ускорении технического прогресса. У экономистов принято говорить о «современном экономическом росте», когда изменения условий жизни и производства происходят на протяжении не столетий, а десятилетий, то есть для каждого нового поколения. Но теперь такое понимание становится некорректным: инновации, меняющие жизнь человека, происходят за считанные годы, в рамках жизни одного поколения. Если этот темп обновлений сохранится, то можно будет говорить о наступлении новой фазы экономической динамики, существенно отличной от наблюдавшихся в последние 200 лет, считает премьер.

«
Мы видим, что изменения, которые принесли информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в определенной мере сопоставимы по интенсивности с крушением советского строя. Причем это качественное обновление прошло по крайней мере два этапа. Сначала это был интернет, а затем — появление мобильных устройств (смартфонов, планшетов, ноутбуков) и новых возможностей, которые они создают. Если раньше казалось, что жизнь моего поколения делится на два этапа — при коммунистической системе и при системе рыночной, то теперь не менее актуально (хотя и менее драматично) выглядит разделение на эпоху «до интернета», «до смартфона», через некоторое время более актуальным станет водораздел «до искусственного интеллекта», - отмечает Медведев.
»

Для практической политической и хозяйственной работы важно, что новые технологии качественным образом трансформируют все сферы жизнедеятельности человека — политику и экономику, образование и науку, бизнес и средства массовой информации, медицину и культуру. Они ставят острые вопросы этического характера.

По словам главы правительства, новым важным феноменом, меняющим и саму реальность, и традиционные представления о ней, является технологическая дефляция. Речь идет о быстром удешевлении (и соответственно более быстром распространении) инноваций — настолько быстром, что это может оказывать влияние на традиционную статистику ВВП. Более того, отдельные продукты и услуги (например, в сфере связи и информации) не только становятся дешевле, но и предоставляются потребителям почти бесплатно. Поэтому некоторые экономисты утверждают, что показатели динамики ВВП и добавленной стоимости в настоящее время плохо учитывают вклад инноваций в благосостояние, что ведет к недооценке реальных темпов развития.

Следовательно, при анализе экономической динамики важно учитывать не только количественные, но и качественные сдвиги, то есть внимательнее относиться к качеству экономического роста.

«
Проблема, в принципе, не новая — на всех этапах развития технологий и создания новых товаров оценка роста количества производимых товаров и динамика индексов цен не учитывали качественные изменения в структуре производства. Однако в последние десятилетия в силу быстрого перехода множества экономических трансакций в цифровую среду (цифровизация), лавинообразного появления новых товаров, замещающих товары «традиционной» экономики, эта проблема особенно обострилась, - отметил Медведев.
»

По его словам, современные «электронные» товары, распространение сетевых технологий позволяют радикально снизить стоимость владения привычным набором благ и сервисов для потребителя и уменьшить издержки на их предоставление для производителя. В результате при сохранении того же или даже более высокого уровня потребления и качества жизни индивида объем создаваемой в экономике добавленной стоимости сокращается, что статистически может приводить к замедлению темпов роста (и даже к снижению уровня) ВВП.

«
Впрочем, как бы ни измерять ВВП и относиться к проблеме технологической дефляции, задача обеспечить высокие темпы экономического роста как основы повышения благосостояния граждан остается всегда и для всех стран главной, - добавляет он.
»

За минувшее десятилетие обозначились непростые социальные проблемы развитых стран. С одной стороны, налицо рост неравенства и длительная стагнация доходов значительной части населения. С другой стороны, растет беспокойство относительно перспектив занятости в условиях грядущего, как утверждают, массового внедрения роботов и искусственного интеллекта.

«
По-видимому, рынок труда ожидают серьезные изменения, влияние которых будет ощущаться в социальной, экономической и политической сферах в течение длительного времени. Происходит поляризация рынка труда: растет количество рабочих мест с высокими (интеллектуальных, высокотехнологичных) и с низкими требованиями к квалификации, а средние по качеству рабочие места сокращаются за счет автоматизации. Мы видим также изменения в структуре спроса и в характере рабочих мест с появлением электронной торговли или фирм типа Uber. К этому надо быть готовыми, наши решения должны содействовать технологическому прогрессу и росту качества жизни, а не тормозить его. Уроки движения луддитов могут оказаться актуальными и для современного информационного общества, - полагает премьер.
»

По его мнению, новые технологии уже начали объединять мировую экономику, и потенциал, который несет новая технологическая волна, позволяет констатировать: экономика будет становиться все более глобальной, хотя скорость этого процесса может меняться.

Современные технологии ставят вопрос о качестве государственного управления на первое место среди всех направлений институциональной модернизации. Гибкость современных технологий ослабляет роль цены труда или природных ресурсов при принятии инвестиционных решений. Критическими факторами инвестиций и инноваций становятся качество, надежность и предсказуемость условий ведения бизнеса. Именно эти факторы в глобальной конкуренции выходят на первый план, считает Медведев.

«
Наши задачи, если сформулировать их в концентрированном виде, заключаются в обеспечении устойчивого роста благосостояния и конкурентоспособности — как каждого человека, каждой семьи, так и всего общества и государства. Обеспечение благосостояния и конкурентоспособности составляет суть национальных целей и приоритетных проектов программного майского (2018 г.) указа Президента, - отмечает он.
»

Особое место, по словам премьера, занимают национальные проекты, связанные с укреплением конкурентоспособности экономики. Эти направления — производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт — должны обеспечивать ускорение технологического развития, способствовать созданию высокопроизводительного экспортоориентированного сектора, внедрению цифровых технологий в экономике и социальной сфере (безусловно, как и национальные проекты в области образования и здравоохранения).

«
Особо следует сказать о цифровизации образования, позволяющей во многом выравнивать условия его получения на всех уровнях. Поэтому развитие доступных онлайн-ресурсов и платформ, дистанционное обучение должны стать нормой в российской системе образования. Однако у этой проблемы есть и иная сторона: цифровизация требует масштабной работы по повышению квалификации учителей школ и преподавателей профессиональных учебных заведений. В противном случае наши дети, которые уже растут в цифровую эпоху, будут говорить со своими наставниками на разных языках, - считает Медведев.
»

Как и в сфере образования, принципиальное, а нередко и жизненно важное значение процесс цифровизации приобретает в системе здравоохранения, уверен премьер.

«
В наше законодательство уже внесены изменения, необходимые для использования электронных медицинских карт и предоставления телемедицинских услуг. Однако реальное применение цифровых технологий остается на низком уровне, значительны региональные различия по уровню внедрения технологий цифрового здравоохранения. Между тем телемедицина — это важный, а иногда и единственный способ повысить качество медицинских услуг в удаленных и труднодоступных местах. Но и в мегаполисах онлайн-медицина постепенно становится востребованной. Более того, благодаря этой технологии возникает новый рынок, объем которого, по прогнозам, уже в ближайшие годы превысит $1 млрд. Но все же социальный аспект тут сегодня самый важный, - полагает он.
»

Цифровизация экономики будет иметь прямое отношение и к социальной сфере, отмечает глава правительства. Адресность предполагает наличие широкой информационной платформы, которая позволит точнее выделить бедных, определить причины бедности той или иной социальной группы и отдельного домохозяйства, выработать эффективные способы ее преодоления. Реальным шагом в этом направлении, по его словам, стали создание и ввод в действие Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).

Дмитрий Медведев отмечает, что переход страны к новому качеству роста, уровень ее конкурентоспособности в решающей степени зависят от прорывного научно-технологического развития, постоянной технологической модернизации, которая будет выгодна бизнесу и обеспечит рост национального благополучия. Для этого недостаточно просто задавать целевой уровень интенсивности инновационной деятельности, например, на предприятиях госсектора или повально внедрять универсальные типовые решения. Как показал опыт предыдущих лет, сложившаяся в России структура расходов на исследования и разработки в ВВП, в которой около 70% составляют бюджетные средства и 30% частные, не может считаться приемлемой. В развитых и некоторых развивающихся странах наблюдается обратное соотношение.

На первый план в научно-технологической конкуренции, по его словам, выходит способность накапливать «большие данные» и использовать их в построении платформ, связывающих бизнес, граждан и государство. Государство в одиночку не должно справляться с этой задачей. Причем технологии работы с «большими данными» и платформами становятся эффективными с точки зрения развития, только если они принесут технологическому предпринимателю прибыль, а потребителю технологии — повышение качества жизни. Это означает, что важнейшая функция государства состоит не в прямом увеличении финансирования, а в создании пространства опережающего технологического регулирования, своего рода привлекательного технологического офшора для реализации передовых решений.

«
Что касается результата, точнее, одного из показателей движения в правильном направлении, то в 2024 г. Россия по публикационной активности в научно-технической сфере может приблизиться к сегодняшним показателям Великобритании и Германии, - считает премьер.
»

По его словам, сегодня все страны вступили в эпоху цифровой трансформации. И шансы на лидерство, и риски отставания здесь могут оказаться очень серьезными. Для адекватного представления о масштабах этого процесса нужно исходить из того, что цифровизация понимается не как отдельная отрасль или совокупность технологий, а как алгоритм развития отношений в современном обществе и его культурная среда.

«
Сегодня Россия занимает в этой сфере неплохие исходные позиции. Создана национальная цифровая инфраструктура широкополосной и мобильной связи. По заключению Всемирного банка, с точки зрения использования ИКТ в потребительской сфере Россия опередила страны ЕС и АСЕАН, Южную Корею, Бразилию, а также практически сформировала инфраструктуру для цифровой трансформации в ряде областей (Всемирный банк, 2018). Тем не менее уровень применения соответствующих технологий серьезно различается и по отраслям, и по российским регионам. В целом в экономике существует разрыв между предприятиями — лидерами цифровизации и остальной, весьма значительной, частью бизнеса. Первые прокладывают путь, вторые не всегда даже пытаются им воспользоваться. Это можно объяснять и ограниченностью средств, и нехваткой кадров. Но наиболее вероятная причина — дефицит рыночной конкуренции, надежда на внерыночную, административную, бюджетную поддержку, - отмечает Медведев.
»

Лидерский потенциал России в цифровой трансформации, и не только в ней, вряд ли можно реализовать, если не будет развиваться цифровизация госуправления, не появятся в достаточном количестве государственные и муниципальные служащие, руководители госучреждений с соответствующими компетенциями, убежден премьер. По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 млн. Предстоит переобучить чиновников не только на федеральном, но и на региональном уровне, а затем в таких отраслях, как транспорт, строительство, здравоохранение, ЖКХ. Этот процесс должен затронуть и судебный корпус, и законодательные органы.

«
Мы должны оценить и ожидаемые риски. При реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предстоит ответить на вопрос о судьбе потенциально высвобождающихся работников. Конечно, повышение эффективности экономики выгодно обществу в целом. Однако социальные последствия цифровой трансформации необходимо серьезно обсуждать. Ясно, что она открывает новые возможности на рынке труда, предъявляет новый спрос. Но при этом практически неизбежно возникает разрыв между структурой спроса и структурой предложения. Избежать решения указанной проблемы можно, лишь пытаясь избежать самой цифровизации. Такой подход означал бы для нас нарастающее отставание от стран-лидеров, закреплял бы существующий разрыв в уровне эффективности экономики, - сообщает глава правительства.
»

Он считает, что технологическая модернизация относится к ключевым факторам роста производительности труда. Задача ее повышения должна рассматриваться с точки зрения роста эффективности производства в целом, а не только какого-то конкретного предприятия. Иначе, учитывая довольно высокий уровень монополизации российской экономики и значительную долю в ней государственного сектора, есть риск оказаться в своеобразной ловушке, когда небольшой рост производительности труда обеспечивается либо сокращением работников, либо избыточным повышением капиталоемкости, что в долгосрочной перспективе может обернуться снижением конкурентоспособности.

«
Реальное повышение производительности труда не сводится к ускорению действий работника на конкретном рабочем месте или к обеспечению его многофункциональными гаджетами. Прежде всего здесь необходимо «согласование» профессиональной квалификации работника с требованиями современного и высокопроизводительного рабочего места. В широком и наиболее значимом для нас определении производительность — это эффективная реализация возможностей и раскрытия таланта человека в национальном масштабе, включая настройку демографической, миграционной и социальной политики, соответствие системы образования и рынка труда, - считает Медведев.
»

Процесс технологической трансформации и повышения эффективности, по его мнению, будет сопровождаться структурными изменениями в экономике. Так, говоря об импортозамещении, необходимо, чтобы создаваемые в России продукты и услуги успешно конкурировали на внешнем рынке. Индикатором успешности импортозамещения должен быть несырьевой экспорт. В 2017—2018 гг. российский экспорт вышел на траекторию роста, включая поставки несырьевых неэнергетических товаров и услуг. Сформировалась тенденция товарной и географической диверсификации экспорта. В частности, повысилась доля стран азиатского региона, в том числе Китая и государств — членов ЕАЭС. Появилось большое количество новых экспортных позиций, включая продукцию машиностроения и АПК, увеличилось число организаций-экспортеров, прежде всего за счет малых и средних предприятий. Развивается экспортная специализация России в относительно новых для нее секторах: в агропромышленном комплексе, нефтехимии, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, ИКТ.

«
Использование цифровых платформ уже позволяет выходить, например, на новые агрорынки. Особенно важно, что новые технологии расширяют возможности внешнеэкономической деятельности для малых и средних предприятий, - отмечает премьер
»

Подводя итог, Медведев отметил, что Россия вступает в новый период своего развития — очень непростой, но исключительно важный. Результаты наших усилий в предстоящие шесть лет во многом определят контуры будущего и, если угодно, «границы возможного» — потенциал страны, ее место и роль в мировой экономической и политической системе.

«
В предстоящие шесть лет необходимо сформировать условия для долгосрочного устойчивого развития России в качественно меняющемся мире. Наша страна должна быть активным участником глобальных экономических и политических процессов, обеспечивая высокий уровень благосостояния и конкурентоспособности граждан, бизнеса и государства. Дивиденды, полученные на такой траектории развития, позволят подойти к 2024 г. с широким арсеналом возможностей для будущих поколений, - добавил он.
»

Контрольно-надзорные органы освоят Big Data

В конце августа 2018 года стало известно о том, что российские контрольно-надзорные (КНД) органы могут начать использовать технологии больших данных (big data) для сбора и анализа информации об объектах надзора. Система носит рабочее название «цифровой инспектор», пишет газета «Ведомости» со ссылкой на план мероприятий по цифровому госуправлению — новому направлению цифровой экономики.

Надзорные органы в России будут использовать Big Data для проведения проверок
Надзорные органы в России будут использовать Big Data для проведения проверок

Предполагается, что «цифровой инспектор» будет собирать и анализировать данные об объектах надзора и по ним давать указания обычным инспекторам. Причем для каждого вида государственного надзора будет определен набор данных, необходимых для оценки рисков, говорит осведомленный источник издания. По его словам, это могут быть данные государственных информационных систем (ГИС) и ведомств, отчетность компаний в машиночитаемой форме, данные с датчиков интернета вещей и результаты общественного контроля.

Отмечается, что федеральным органам не придется вооружаться специальным софтом для внедрения машинного контроля, они просто модернизируют свои системы. В свою очередь, региональные надзорщики воспользуются доработанными вариантами типового облачного решения для органов КНД. Соответствующее положение еще в апреле 2018 года было утверждено правительством. Типовое решение должно автоматически формировать реестры проверяемых объектов и планы мероприятий по ним, присваивать категории риска, взаимодействовать с другими ГИС.

К концу августа 2018 года «цифровой инспектор» используется в тестовом режиме в Росприроднадзоре и в Федеральной таможенной службе, рассказали газете в ведомствах. Причем подрядчика у система пока нет. Создание такой технологии с нуля эксперты оценивают в сотни миллионов рублей, а временные затраты — в два года.

Исследование экспортного потенциала отечественных услуг хранения и обработки данных

Как стало известно 23 мая 2018 года, техзадание на комплексное исследование экспортного потенциала отечественных услуг хранения и обработки данных с определением стимулирующих мер по ускорению развития инфраструктуры и рынка услуг дата-центров одобрено 18 мая на заседании рабочей группы по направлению «Информационная инфраструктура» при АНО «Цифровая экономика». Документ разработан компанией «Ростелеком» как центром компетенций направления. Подробнее здесь.

Программа цифровой трансформации системы госуправления от ЦСР

Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина 4 мая 2018 года представил расширенную программу трансформации системы госуправления. По словам авторов доклада «Государство как платформа», разработанного экспертами ЦСР, существующая система госуправления, «заинтересована в консервации своего текущего состояния» на максимально долгий срок. Поэтому необходим переход от сложившихся методов управления к перспективным — к системе «Государство-как-Платформа» (ГкП). Этот процесс должен координироваться и поддерживаться на самом высоком уровне — с этой целью потребуется ввести должность вице-премьера по цифровой трансформации, выступающего главным архитектором системы, говорится в докладе.

«
В рамках так называемой «четвертой промышленной революции» происходит практически ежегодная смена технологий и бизнес-моделей в традиционных отраслях экономики, регулярно появляются целые новые отрасли. Российская экономика, в свою очередь, не способна обеспечить на должном уровне инновационную активность, внутренний инвестиционный и потребительский спрос, жизненно зависима от импорта. В то же время, в экспортных возможностях она ограничена сырьевым сектором. Главная причина всех этих проблем — несовершенство и неконкурентоспособность системы государственного управления, — отмечается в докладе ЦСР. — Для обеспечения конкурентоспособности России в долгосрочной перспективе должна быть создана новая система государственного управления, которая станет технологической, нормативной и культурной основой будущего развития. Роль такой основы сможет сыграть «Государство-как-Платформа».
»

«Государство-как-Платформа», по словам экспертов ЦСР, представляет собой качественно новую систему организации и исполнения функций органов государственной власти (ОГВ) Российской Федерации, построенную на базе интегрированных и цифровизированных процессов и перспективных технологий (единой системы сбора и хранения данных, цифровой инфраструктуры, автоматизированного принятия решений и т.д.).

Цифровая трансформация: ключевые изменения
Цифровая трансформация: ключевые изменения

Целевой функцией реализации идеи «Государство-как-Платформа» является благополучие граждан и содействие экономическому росту, основанному на внедрении технологий. Как уточняется в докладе, «в фокусе развертывания платформы находится гражданин в условиях новой цифровой реальности. Государство должно создать условия, которые помогут человеку раскрыть свои способности, и сформировать комфортную и безопасную среду для его жизни и реализации потенциала, а также для создания и внедрения инновационных технологий». Чтобы реализовать эти принципы, система государственного управления должна будет действовать как передовая ИТ-корпорация, считают эксперты ЦСР.

Среди ключевых целей цифровой трансформации называются:

  • Создание единой архитектуры государственной цифровой платформы, преодолевающей разрозненность ведомственных систем и базирующейся на едином массиве данных;
  • Перевод всех государственных услуг в электронную форму с системой удаленной биометрической идентификации, перевод в цифровой формат контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
  • Формирование «цифровых двойников» граждан, организаций, объектов и проактивное предоставление государственных услуг на основе развития «цифрового двойника»;
  • Создание министерства по цифровой трансформации, ответственного за реализацию перечисленных изменений.
  • Внедрение модели сервисного государства — культуры «государство для меня», которая подразумевает проактивное предложение государством онлайн-сервисов, которые будут удовлетворять потребностям граждан и бизнеса;
  • Развитие у госслужащих «цифрового менталитета»: принятие цифровой реальности, умение в ней эффективно работать, цифровые навыки и персональное развитие.

При переходе к ГкП государство откажется от предоставления точечных услуг в пользу комплексных решений проблем граждан. Одна из мер, которая позволит это реализовать — создание так называемого цифрового двойника. С момента идентификации в цифровой платформе информация об объекте начинает попадать в общий «океан данных», где возникнет его «цифровой двойник», который далее будет пополняться новыми данными. Со своей стороны, различные платформенные сервисы государства будут активно предлагать гражданину соответствующие услуги (налоги, соцобеспечение и пр.). Например, при рождении ребенка госсервисы автоматически обеспечат начисление на банковскую карту матери всех положенных выплат, направят по адресу проживания родителей свидетельство о рождении, проведут автоматическую коррекцию «электронного реестра жильцов» и запишут ребенка в детское дошкольное учреждение.

В ходе реформы необходимо перевести все процессы взаимодействия власти с гражданами на электронную площадку, говорится в докладе ЦСР. Сам процесс принятия решений предлагается разделить на две части. Часть решений операционного уровня может быть передана «интеллектуальным агентам» — программным системам, работающим на основе искусственного интеллекта. Они могут взять на себя всю рутинную работу, а также обеспечить выполнение контрольно-надзорных функций, предлагают эксперты. Что касается более сложных задач, требующих политических решений или «человеческого» подхода, ими должны заниматься специально подготовленные профессионалы.

«
В результате сам государственный аппарат в идеале превратится в малочисленную и высокопрофессиональную службу, обеспечивающую наиболее сложные функции и профессионально работающую с автоматизированными системами, — отмечают эксперты.
»

Эксперты ЦСР также предлагают создать Центр цифровой трансформации госуправления, руководить которым должен вице-премьер по цифровой трансформации (либо министр при условии наличия вице-премьера по реформе государственного управления). В распоряжение данной структуры управления должен быть передан весь бюджет, выделяющийся на автоматизацию органов власти, с целью его концентрации на задачах цифровой трансформации.

Кроме того, чтобы обеспечить госструктуры работниками, обладающими цифровыми компетенциями, предлагается создать программу тренингов и повышения квалификации, а также систему мотивации и стимулирования для сотрудников трансформируемых органов государственной власти.[3]

Ознакомиться с текстом доклада «Государство как платформа» можно здесь.

Законопроект о введении понятий «цифровое право» и «цифровые деньги» внесен в Госдуму

Как стало известно в конце марта 2018 года, в Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», создающий основу для регулирования правоотношений в рамках цифровой экономики.

В целом законопроект призван закрепить в Гражданском кодексе несколько базовых положений, которые позволят регулировать рынок новых объектов экономических отношений («токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде («смарт-контракты», «самоисполняемые» сделки и др.) и предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по таким сделкам. Подробнее здесь.

Медведев о переходе от эпохи high-tech к эпохе high-hume

Выступая на пленарном заседании Гайдаровского форума 16 января 2018 года, премьер Дмитрий Медведев говорил о технологиях. По словам главы правительства, происходит смена эпох — от high-tech к high-hume.

Дмитрий Медведев отметил, что новый технологический уклад многократно повышает цену и ценность интеллектуального капитала, а человеческий потенциал — знание и творчество, а также качество государственного управления — приобретает все большее значение в глобальной конкуренции.

Дмитрий Медведев на Гайдаровском форуме
Дмитрий Медведев на Гайдаровском форуме
«
В этих условиях именно человек становится главной ценностью и главным ориентиром при принятии управленческих решений. В России это происходит при разработке любых программ развития. Как известно, конец прошлого века был эпохой high-tech, то есть периодом развития высоких технологий в промышленности, в сельском хозяйстве. А сейчас эта эпоха сопрягается с эпохой high-hume, то есть высоких гуманитарных технологий, которые направлены на максимальное развитие и эффективное использование индивидуальных и коллективных возможностей людей, — сказал Медведев.
»

Он выразил уверенность, что новые технологии не приведут к росту безработицы, а, напротив, помогут справиться с дефицитом трудовых ресурсов. Роботизация повысит производительность труда, уровень зарплат и может сократить рабочее время, считает премьер.

Часть речи премьера была посвящена блокчейну. Эта технология, на базе которой создана криптовалюта, может перестроить всю систему управления. Однако криптовалютная гонка может стать тупиковой ветвью кибернетической революции и нельзя исключать повторения сценария начала 90-х гг., когда благодаря интернету возникло множество ИТ-компаний, в 2000-х годов прекративших существование, предупредил Медведев.

«
Точно так же через несколько лет могут исчезнуть и криптовалюты, а технология, на базе которой эти криптовалюты развиваются, я имею в виду блокчейн, – она станет частью повседневной реальности. Такой сценарий тоже не исключен, – считает Дмитрий Медведев.[4]
»

2017

Алексей Кудрин: Россия должна включиться в технологическую революцию

Технологическая революция - одно из структурных изменений, которые необходимы, чтобы ускорить рост российской экономики. Это следует из заявлений председателя Совета Центра стратегических разработок, экс-министра финансов России Алексея Кудрина.

«
Россия должна существенно поднять свой инновационный уровень, включиться в технологическую революцию, - заявил он. - У нас отдельные компании и центры в нее включились, но инновационность экономики, доля компаний, которые проводят инновации, не меняется на протяжении 10 лет, и раза в 3-4 отстаёт от того, что в ведущих странах.
»

Слайд из презентации Алексея Кудрина <i>(фото - TAdviser)</i>
Слайд из презентации Алексея Кудрина (фото - TAdviser)

В области технической революции необходим целый ряд мер, в числе которых - цифровизация экономики и повышение производительности. За предыдущие 17 лет производительность труда поднялась на 55%, а в следующие 17 лет надо на 100%, чтобы обеспечить должный рост экономики. И делать это придется за счет технологий, а не рабочей силы, отметил Кудрин.

Стоит цель увеличить долю высокотехнологичной продукции в экономике, добавил Кудрин. В 2016 году доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции, по его данным, составляла всего лишь 0,25%, а целевой показатель - хотя бы 0,5% к 2024 году и 1% к 2035 году.

Необходимо при этом увеличивать инвестиции в человеческое развитие, считает он. С нынешними методами образования, как школьного, так и высшего Россия не ответит на вызовы технологической революции. Структура специалистов, которые готовятся в России, их навыки не соответствуют тому, что потребуется через 5-10 лет. Здесь нужны серьезные преобразования.

«
Мы сегодня не готовы в области образования к вызовам технологической революции, - заключил он.
»

Медведев выразил опасение, что к власти придет искусственный суперинтеллект, чтобы обнулить наши мозги

Председатель правительства Дмитрий Медведев, выступая на пленарной сессии форума «Открытые инновации» в октябре 2017 года, поделиться некоторыми своими оценками и прогнозами в области цифровой экономики.

Цифровая экономика сегодня уже является данностью, причём не по распоряжению властей или по инициативе отдельных предпринимателей, уверен премьер. Это то, что нас окружает в прямом и переносном смысле: смартфоны, мобильный интернет, общение в социальных сетях, e-commerce, электронные платежи – всё это часть современного образа жизни.

По мнению Медведева, в <!--LINK 0:104--> сделано немало, чтобы цифровая культура стала для страны привычной, притом, что для России эта задача сложнее, чем для многих других стран <i>(фото - theRunet)</i>
По мнению Медведева, в России сделано немало, чтобы цифровая культура стала для страны привычной, притом, что для России эта задача сложнее, чем для многих других стран (фото - theRunet)

Компании и государства, которые научатся превращать информационные массивы в полезные решения, выиграют, а те, кто упустит эти возможности, останется на месте, отметил Медведев. Это верно и по отношению к отдельным компаниям, отраслям экономики, и к целым государствам.

Председатель правительства спрогнозировал рост спроса на специалистов в области анализа больших данных, математического моделирования, финансовых технологий, кибербезопасности. Профессии, с другой стороны, которые связаны с рутинными видами деятельности, обработкой типовой информации, могут пострадать в наибольшей степени, и нужно думать, как помочь людям адаптироваться к новым условиям, добавил он.

В ближайшие годы должно возникнуть много динамичных цифровых компаний, полагает премьер.

«
Для этого есть хороший потенциал. Причём этого можно добиться быстро при сравнительно небольших затратах. Речь идёт о транспортных и логистических услугах, здравоохранении, образовании, финансовых технологиях, «умной» городской среде, современном аграрном производстве и других направлениях, - пояснил он.
»

Он пообещал, что государство продолжит создавать условия для привлечения инвестиций высокотехнологичным компаниям, для работы венчурных фондов, которые готовы поддерживать российские стартапы.

Медведев также поднял вопрос, готовы ли к цифровой трансформации бизнес и государство. Цифровизация меняет подходы к государственному управлению и правовому регулированию. Возникает целый ряд проблем в области интеллектуальных прав, защиты личной, персональной информации, связанных с трансграничным характером абсолютного большинства сервисов, когда порой невозможно отследить юрисдикцию и правила, по которым действуют такие компании.

«
По мере развития технологий интернета вещей возникнет вопрос, а готова ли вообще наша критическая инфраструктура, да и в целом повседневная жизнь людей – готовы ли мы к тому, чтобы такого рода деятельность контролировалась извне, в том числе за счёт использования зарубежных цифровых платформ. Это действительно проблема для государства и для отдельных людей, - констатировал председатель правительства.
»

В завершении дискуссии на пленарном заседании форума, Медведев призвал зарубежных партнеров поторопиться с объединением усилий для построения нового "цифрового мира", иначе искусственный интеллект сделает это сам.

«
Правительствам во всем мире надо торопиться, пока к власти не пришел искусственный суперинтеллект и не поменял нам всем органы, и не нажал кнопку delеte для того, чтобы обнулить наши мозги, - сказал он.
»

Председатель правительства также заявил, что "мы еще можем что-то сделать для того, чтобы установить ту самую атмосферу доверия, о которой только что сказал (премьер-министр Люксембурга) Ксавье Беттель".

«
Наша задача - соединить усилия для того, чтобы прыжок человечества в цифровой мир был все-таки неплохо подготовлен. И я уверен, нам это под силу. Именно потому, что мы понимаем сегодня нашу ответственность, - сказал Дмитрий Медведев.
»

Как Пенсионный фонд шагает в цифровую экономику

В октябре 2017 года на конференции TAdviser IT Government Day начальник департамента информационных технологий Пенсионного фонда России (ПФР) Дмитрий Кузнецов рассказал о задачах и проектах, которые реализует фонд в рамках перехода к цифровой экономике, а также проблемах, которые встают на этом пути. Подробнее здесь.

McKinsey: Цифровизация экономики увеличит ВВП России к 2025 году на 4,1–8,9 трлн рублей

В июле 2017 года консалтинговая компания McKinsey опубликовала исследование «Цифровая Россия: новая реальность» о роли цифровых технологий в экономике страны (скачать полный отчет в PDF). В нем представлен анализ текущего состояния развития цифровой экономики в России, том числе по отраслям, ее перспектив, а также прогноз влияния, которое цифровизация окажет на основные сферы жизни населения и бизнес.

По оценкам компании, потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России увеличит ВВП страны к 2025 году на 4,1–8,9 трлн рублей (в ценах 2015 года), что составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП. В 2016 году, по оценке Росстата, общий объем ВВП в России составлял около 86 трлн рублей.

Такие смелые экономические прогнозы авторы отчета связывают не только с эффектом от автоматизации существующих процессов, но и с внедрением принципиально новых, прорывных бизнес-моделей и технологий, указывается в отчете. Среди них – цифровые платформы, цифровые экосистемы, углубленная аналитика больших массивов данных, технологии «Индустрии 4.0», такие как 3D-печать, роботизация, интернет вещей.

Потенциальный экономический эффект от цифровизации российской экономики до 2025 года в 4,1–8,9 трлн руб. (в ценах 2015 года), или 19–34% общего прироста ВВП.
Потенциальный экономический эффект от цифровизации российской экономики до 2025 года в 4,1–8,9 трлн руб. (в ценах 2015 года), или 19–34% общего прироста ВВП.
Экономические и социальные выгоды от цифровизации экономики
Экономические и социальные выгоды от цифровизации экономики
Цифровизация – основа экономического роста
Цифровизация – основа экономического роста

Россия уже живет в цифровой эре, констатируют авторы исследования: по количеству пользователей интернета она занимает первое место в Европе и шестое – в мире. За последние три года смартфонов у нас стало вдвое больше – теперь они есть у 60% населения. Это больше, чем в Бразилии, Индии и странах Восточной Европы. А количество пользователей порталов государственных и муниципальных услуг увеличилось в два раза только за один 2016 год и достигло 40 млн человек.

Вклад цифровой экономики в ВВП России и его составляющие
в сравнении с другими странами
Вклад цифровой экономики в ВВП России и его составляющие в сравнении с другими странами

Вместе с тем, Россия пока не входит в группу лидеров развития цифровой экономики по многим показателям – уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП, средней задержки в освоении технологий, применяемых в странах-лидерах. Доля цифровой экономики в ВВП России составляет 3,9%, что в 2–3 раза ниже, чем у стран-лидеров. Доля государственных расходов и частных инвестиций в структуре ВВП также ниже, чем в странах-лидерах, а объем экспорта цифровых технологий в четыре раза меньше импорта.

Доступ к цифровым сервисам в России развит, но отстает от стран Евросоюза
Доступ к цифровым сервисам в России развит, но отстает от стран Евросоюза

При этом по уровню цифровизации некоторые отрасли приближаются к мировому уровню (например, ИКТ, образование, финансы), но во многих ключевых отраслях (добывающей, обрабатывающей отраслях, промышленности и транспорте) Россия пока отстает от ведущих европейских стран.

Разница в уровне цифровизации между Россией и Европой
Разница в уровне цифровизации между Россией и Европой

Заметен ряд положительных тенденций. Один из важнейших показателей – объем цифровой экономики – в последние годы стремительно растет. Например, ВВП страны с 2011 по 2015 год вырос на 7%, а объем цифровой экономики за тот же период увеличился на 59% – на 1,2 трлн руб. в ценах 2015 года. Это в 8,5 раз быстрее, чем рост остальных секторов экономики России.

Сложная, но достижимая цель, по мнению McKinsey, – утроение объема цифровой экономики с 3,2 трлн рублей в 2015 году до 9,6 трлн рублей в 2025 году, в ценах 2015 года, что потребует сохранения среднегодового темпа роста объемов цифровой экономики на уровне 12%, который наблюдался в 2010–2015 годах. Эти результаты будут эквивалентны увеличению доли цифровой экономики с текущих 3,9% до 8–10% ВВП (в зависимости от цен на нефть и других макроэкономических параметров), что в среднем соответствует сегодняшнему уровню стран, лидирующих по объему цифровой экономики: США, Китая и Западной Европы. Перспективы роста цифровой экономики России выше этого уровня до 2025 года представляются маловероятными, констатируют в McKinsey.

Российские банки начинают цифровую трансформацию

Построение цифрового банка требует оптимизации процессов, новой организационной культуры и гибких ИТ-решений, поддерживающих скорость выведения продуктов на рынок и персонализацию предложения. 75% опрошенных TAdviser банков ТОП30 считают, что задачи цифровизации должны быть аккумулированы в рамках единой платформы (подробнее...).

Трафик Рунета, проходящий через зарубежные серверы, сократится до 5%

Доля российского трафика, проходящего через иностранные серверы, должна будет сократиться до 5% к 2025 году. Такой показатель предлагает Минкомсвязь в проекте "Цифровая экономика", пишут в мае 2017 года "Известия".

В настоящее время доля такого трафика составляет 60%, отмечено в документе. Основными точками обмена данными являются Франкфурт, Стокгольм и Амстердам, стоимость подключения к которым в семь раз ниже, чем в России, пишет издание. Каким образом планируется решить финансовый вопрос, не уточняется.

Порог в 5% установлен потому, что, вероятно, на некоторых территориях без передачи трафика через иностранные серверы обойтись не получится, например, в Калининграде. Кроме того, необходим резервный маршрут передачи трафика. По мнению специалистов "Ростелекома", в целом для российских провайдеров реализация данного требования не станет большой проблемой ввиду незначительных финансовых затрат.

Кроме того, в проекте "Цифровая экономика" говорится о запуске сети 5G в восьми российских городах-миллионниках к 2020 году. К 2025 году сети пятого поколения будут развернуты уже в 15 городах.

Сбербанк начал измерять цифровизацию в России

В апреле 2017 года Сбербанк запустил «Цифровой индекс Иванова», который будет рассчитывать уровень проникновения цифровых технологий в жизнь россиян.

Иванов — это среднестатистический россиянин в возрасте 14-64 лет, проживающий в городе с населением более 100 000 человек.

Проект, созданный в Sberbank Investment Research (аналитический департамент корпоративно-инвестиционного подразделения Сбербанка Sberbank CIB) призван оценить и спрогнозировать динамику различных секторов «новой экономики», а также определить наиболее перспективные направления их дальнейшего развития. В индекс вошли пять компонентов: доступ в интернет, человеческий капитал, пользование интернетом, коммерческие сервисы и электронное правительство.

Сбербанк запустил «Цифровой индекс Иванова», который будет рассчитывать уровень проникновения цифровых технологий в жизнь россиян
Сбербанк запустил «Цифровой индекс Иванова», который будет рассчитывать уровень проникновения цифровых технологий в жизнь россиян

Первое значение «Цифрового индекса Иванова» составляет 51%. В Sberbank Investment Research считают, что этот показатель отражает переломный момент в проникновении цифровых технологий в жизнь Ивановых: с одной стороны, у многих россиян есть технические возможности попробовать те или иные цифровые продукты, с другой стороны — есть большой потенциал дальнейшего роста и проникновения технологий.

Самое высокое значение в индексе зафиксировано в блоках «электронное правительство» (61%) и «доступ в интернет» (58%), а наибольший потенциал роста – у блоков «платные сервисы» (40%) и «человеческий капитал» (45%). У большинства Ивановых есть технические и финансовые возможности пользоваться цифровыми услугами в интернете. 85% Ивановых пользуются интернетом: 76% — проводным, 63% — мобильным, 54% обоими видами.

По прогнозам аналитиков, одними из драйверов роста индекса и проникновения технологий в жизнь Ивановых будут увеличение интенсивности использования мобильного интернета и мобильных сервисов, а также постепенное перетекание различных повседневных занятий в онлайн и более активная жизнь в онлайне с ростом доверия к цифровой среде.

Какой будет цифровая экономика России в 2024 году? Замминистра связи Алексей Козырев дал прогноз на TAdviser SummIT

На панельной дискуссии в рамках TAdviser Summit 2017 заместитель министра связи Алексей Козырев рассказал о своём видении того, какой будет цифровая экономика России в 2024 году. Ее основами должны стать: грамотное ИТ-регулирование, развитая инфраструктура, национальные центры компетенции и цифровые платформы.

Алексей Козырев: Мы должны сделать так, чтобы регуляторная среда уже сегодня стала немного обгонять технические возможности участников экономики по инновациям
Алексей Козырев: Мы должны сделать так, чтобы регуляторная среда уже сегодня стала немного обгонять технические возможности участников экономики по инновациям

Алексей Козырев выделил три сегмента цифровой экономики. Верхний уровень – конкретные программы и продукты, где создается добавленная стоимость. Средний – слой компетенций, где создаются платформы, на базе которых возникают продукты. Здесь происходят исследования и разработки. И третий уровень – это основа, состоящая из инфраструктуры, квалифицированных кадров и регуляторной среды, которая благоприятствует трансформации под цифровые технологии. В разработанной Минкомсвязи программе развития подробно рассмотрены второй и третий уровни.

«
Один из важных блоков в фундаменте цифровой экономики – это блок регуляторики, посвященный вопросу, как описать новые сущности, возникающие в этой экономике, как конфигурировать взаимоотношения между участниками. К 2024 году мы хотели бы иметь такую юрисдикцию в стране, которая с одной стороны привлекает инвесторов с точки зрения технологических инноваций, а с другой - защищает интеллектуальную собственность, интересы и права владельцев данных, поддерживает оборот данных в правильном режиме.

Мы должны сделать так, чтобы регуляторная среда уже сегодня стала немного обгонять технические возможности участников экономики по инновациям. В ближайшее время нам надо предусмотреть в законодательстве механизм "песочниц", либо заранее вводить такие нормы, которые позволяют в момент, когда появляется технология, сразу начинать ее внедрение, заниматься инновациями, - сказал Алексей Козырев

»

В сфере подготовки кадров к 2024 году в России должно быть достаточно ИТ-специалистов. Их нужно в 10 раз больше, чем по состоянию на 2017 год поставляется высшими учебными заведениями. Традиционные профессии, учитывая трансформацию отраслей экономики, требуют дополнительного набора компетенций, связанных с цифровыми технологиями. Эти компетенции будут формироваться в режиме обязательной образовательной программы в школах и вузах, а также при профориентации, переподготовке.


К 2024 году в сфере инфраструктуры в России будет устранено цифровое неравенство, во всех труднодоступных районах страны появится связь. Существенно изменится ситуация с ЦОД.

«
Сейчас два крупнейших китайских ЦОДа по вычислительной мощности превосходят все мощности Российской Федерации. Мы планируем создать такой план развития ЦОДов, который бы был синхронизирован с электрической инфраструктурой и с инфраструктурой каналов передачи данных, - сообщил Алексей Козырев. - К 2024 году инфраструктура должна быть смарт-инфраструктурой. Это не просто набор отдельных элементов, а сервисная платформа, которая предоставляет набор цифровых полуфабрикатов, на базе которых можно создавать платформы. Одним из таких сервисов может быть, например, сервис электронной идентификации и аутентификации физических и юридических лиц
»

Еще одна составляющая фундамента цифровой экономики - это киберустойчивость и кибербезопасность. Количество угроз и сложность применяемых технологий с каждым годом будет увеличиваться, в связи с чем планируется внедрять решения на уровне инфраструктуры, защищающие базовые элементы этой инфраструктуры от ключевых угроз.

На среднем уровне одна из ключевых задач - обеспечить более тесное взаимодействие между исследовательскими коллективами, крупными национальными компаниями, стартапами и финансовыми институтами.

«
Должны быть сформированы центры компетенции, центры трансферта технологий, которые аккумулируют вокруг себя и исследования, и финансирование, и национальных чемпионов для того, чтобы как можно быстрее новые идеи превращались в инновации и начинали реально работать в экономике, - сказал Козырев
»

Учитывая, что в некоторых отраслях государство имеет высокое влияние на рынок, оно должно выступить катализатором процессов трансформации. В программу включены четыре отраслевых направления, в рамках которых они будут действовать: здравоохранение, образование, умный город, госуправление.

К 2024 году должна быть сформирована основа для развития цифровой экономики. В ключевых отраслях в результате трансформации должны возникнуть национальные лидеры в своей области, которые станут операторами цифровых платформ. На базе этих платформ будет формироваться определенная система взаимодействия участников. В рамках платформы участники не будут ограничены в создании новых способов взаимодействия друг с другом, в создании добавленной стоимости.

«
Эти платформы должны стать центрами притяжения для развития соответствующих секторов экономики, - подытожил Алексей Козырев
»

В TAdviser SummIT 2017 приняли участие 400 ИТ-руководителей крупных коммерческих и государственных организаций, топ-менеджеров и экспертов ИТ-компаний.

В ходе пленарной части и четырех сессий мероприятия прозвучало около 50 докладов. В панельных дискуссиях участники саммита обменялись мнениями и прогнозами о перспективах развития технологий и информационных систем. Наиболее выдающиеся достижения в сфере ИТ были отмечены учрежденной организаторами наградой TAdviser IT-PRIZE.

Медведев поручил изучить возможности блокчейна для применения в цифровой экономике

Премьер-министр Дмитрий Медведев в марте 2017 года поручил Минкомсвязи и Минэкономразвития рассмотреть возможность применения технологии блокчейн в системе госуправления и экономике РФ [1]. Сделать это необходимо при подготовке программы «Цифровая экономика», которая войдет в комплексный план действий правительства в 2017–2025 гг. Подробнее здесь.

РПЦ видит угрозу в цифровой экономике

В январе 2017 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил о том, что Русская православная церковь (РПЦ) обеспокоена развитием цифровой экономики, которое может ограничить свободу человека.

«
Несомненно, внедрение цифровых технологий обеспечит большую эффективность процесса принятия решений, что, конечно, хорошо. Но у церкви есть еще и другое понятие — безопасность… Церковь очень обеспокоена тем, что современные технические средства способны тотально ограничить человеческую свободу, — отметил он в рождественском интервью телеканалу «Россия 1».
»

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл

Патриарх Кирилл подчеркнул, что речь идет не только о возможности «злонамеренных людей или сил использовать цифровую технологию», поскольку «важен не только технологический, но и духовный уровень». В качестве примера он привел людей, которые говорят о необходимости отказаться от наличных денег и перейти только на электронные карточки.

«
У нас есть горячие головы, которые с восторгом говорят о необходимости ликвидировать наличные деньги и перейти только на электронные карточки. Это обеспечит прозрачность, контроль, ну и все те аргументы, с которыми многие хорошо знакомы. И все это так. А если вдруг в какой-то момент исторического развития доступ к этим карточкам будет открываться в ответ на вашу лояльность?, — пояснил он.
»

Предстоятель РПЦ привел в пример некое европейское государство, где желающим получить гражданство или вид на жительство предлагают посмотреть ролик, в котором речь идет о жизни страны, ее обычаях и законах. По словам патриарха, в этом видео, в частности, ярко представлена тема ЛГБТ.

«
А что если доступ к финансам будет ограничен вот такого рода условиями? Вот об этих опасностях сегодня церковь говорит во весь голос, — подчеркнул священнослужитель.
»

Он добавил, что внедрение цифровых технологий обеспечит большую эффективность процесса принятия решений, и это, по его мнению, хорошо.[2]

Смотрите также

Контроль и блокировки сайтов

Анонимность

Критическая инфраструктура

Импортозамещение


Информационная безопасность и киберпреступность




Информационные технологии в социальной сфере

Отдельная статья - Информационные технологии в социальной сфере

Примечания