АО «БМ-Банк» (прежнее название — ОАО АКБ Банк Москвы) — банк, образовавшийся в рамках процесса реорганизации ОАО «Банк Москвы». Ключевым направлением деятельности банка является работа с проблемными и непрофильными активами в рамках реализации плана финансового оздоровления.
Банк обслуживает более 120 тыс. корпоративных и 9 млн частных клиентов. Среди клиентов — юридических лиц — крупнейшие отраслевые предприятия, предприятия СМБ.
Банк представлен головным и одним дополнительным офисами в Москве. В состав группы также входят 2 дочерних банка: АО «БМ Банк» в Украине и ОАО АКБ «Заречье» в Татарстане.
Среднегодовая численность сотрудников группы на 31 декабря 2016 года составляла 8 346 человек, в том числе банка — 5 574 человека (на 31 декабря 2015 года — 18 249 человека, в том числе Банк Москвы — 11 682 человека).
По состоянию на 1 февраля 2015 года в регионах России работало 139 подразделение банка. В Москве и Московской области действовало 146 офисов банка. Кроме того, услуги населению оказывались в 424 почтово-банковских отделениях столичного региона.
Бюджет на информационные технологии
2012
«Банк Москвы» осенью 2012 года опубликовал отчетность за третий квартал 2012 г., отдельный пункт в которой посвящен расходам на научно-техническое развитие, лицензии и патенты, новые разработки и исследования. Согласно документам банка, за 9 месяцев 2012 г. на научно-техническое развитие банк потратил 158,8 млн руб. Напомним, что за первые 6 месяцев текущего года на эти же цели развитие «Банком Москвы» было израсходовано 103,9 млн руб. Таким образом, непосредственно в третьем квартале 2012 г. расходы кредитной организации на ИТ составили 54,9 млн руб. Для сравнения, аналогичный показатель за третий квартал 2011 г. равнялся 41,1 млн руб., а за первые 9 месяцев 2011 г. — 88,9 млн руб.
«Банк Москвы» придерживается своей прежней политики в области научно-технического, направленной на освоение и внедрение передовых банковских технологий с целью обеспечения клиентам доступа к современным комплексам банковских услуг. В банке продолжается оптимизация единой информационно-технологической среды, объединяющей головной офис, отделения, филиалы, дочерние компании и клиентов, совершенствуется парк вычислительной техники.
В кредитной организации ведутся проекты по внедрению внутреннего информационного портала с расширенными функционалом для сотрудников банка, а также по модернизации внешнего веб-сайта «Банка Москвы» с целью усиления его роли как инструмента продаж банковских продуктов.
Перечисляя функции, которые должны будут появиться, Меднов называет электронные расчеты между поставщиками, включая услуги торговой площадки для государственных закупок, бухгалтерские онлайн-услуги и продукты для управления финансами (cash management) среднего бизнеса.
Меднов пояснил, что речь идет не о написании полностью новых приложений, а о встраивании разработок третьих компаний в уже существующие электронные каналы банка.
Также фокус будет сделан на интернет-эквайринге. «Этот рынок будет серьезно расти за счет перевода все большего количества платежей в электронный вид», - считает Меднов.
Помимо этого, банк намерен расширять использование бесконтактных технологий платежных систем Visa и MasterCard (PayWave и PayPass, соответственно) в том числе и в транспортных приложениях. «У нас неплохие позиции в части оплаты московских муниципальных услуг, включая проезд в метро и на наземном транспорте», - говорит руководитель.
Менять основные банковские информационные системы Меднов не намерен: «АБС работает эффективно, менять ее не нужно, также как и множество других ключевых систем, созданных разработчиками банка». Что касается изменения ИТ-бюджета в 2013 г., он говорит о «разумном росте», не называя абсолютных сумм. Число сотрудников ИТ-службы - «несколько сот в центральном офисе, с учетом региональных подразделений – больше. Общая численность ИТ-служб вполне соответствует стандартам в индустрии».
Один из них – это портирование автоматизированной банковской системы (собственная разработка «Банка Москвы» - прим. TAdviser) на альтернативные СУБД: в частности, на PostgreSQL.
По словам Сергея Меднова, банк планирует продолжить эксперименты по импортозамещению в части всего программного стека: «мы смотрим на российские ОС, прежде всего, как альтернативу Microsoft, а также на различные продукты middleware, которые существуют на рынке как альтернатива продуктам IBM WebSphere и подобным».
Также «Банк Москвы» сильно интересуют российские и израильские системы обеспечения компьютерной безопасности, которые должны прийти на смену «потенциально опасным американским аналогам», добавляет он.
Что же касается серверного и телекоммуникационного оборудования, здесь, по словам Сергея Меднова, банк серьезных вариантов применения альтернативных импортозамещающих отечественных технологий пока не видит, поэтому в актуальном альтернативном хардверном стеке есть лишь решения китайского производства.
В апреле 2013 г. была запущена новая линейка кредитных карт, в декабре – благотворительная карта «Дар святыне» и федеральный ко-бренд с S7. При этом в течение года регулярно проводились активационные кампании.
Количество отделений банка сократилось, но их эффективность выросла. По итогам 2013 г. розничный бизнес БМ принес Группе почти 2 млрд руб.
Рост оборота интернет-эквайринга в 2013 году составил 250%. Плановый рост к 2016 году - 380%. В 2013 г. доля рынка интернет-эквайринга составила 5%. Цель на 2016 г.: доля рынка - 10%.
Также представители банка отметили, что в 2013 году были запущены универсальное платежное приложение БМmobile и приложение по прокату велосипедов (Велобайк). В 2014 г. планируется запуск мобильного банка для корпоративных клиентов на смартфонах и планшетах.
Как следует из публиковавшихся ранее материалов по реорганизации, уставный капитал присоединенной к ВТБ «хорошей» части Банка Москвы составляет примерно 20,963 млрд рублей, а у Банка Москвы, который сохраняется как юридическое лицо и основной задачей которого будет завершение программы финансового оздоровления, остается 13,537 млрд из прежних 34,5 млрд рублей уставного капитала. Бывшие подразделения Банка Москвы были преобразованы в розничные подразделения банка ВТБ и продолжают работу с физическими лицами и компаниями малого бизнеса в прежнем режиме. Все продукты и услуги, предоставленные клиентам ранее, продолжают действовать на прежних условиях.
После завершения реорганизации Банк Москвы получил официальное наименование ПАО «БМ-Банк». 30 сентября 2016 года организационно-правовая форма была изменена с публичного акционерного общества на акционерное общество.[2]