Имитационное моделирование дозаправки самолетов

Продукт
Разработчики: ЦАГИ им. профессора Н.Е.Жуковского ФГУП (Центральный аэрогидродинамический институт)
Дата премьеры системы: январь 2011 года
Отрасли: Транспорт

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) разработали программный комплекс имитационного моделирования дозаправки в полете пассажирских и транспортных магистральных самолетов, осуществляющих дальние перевозки. Данный комплекс был создан для того, чтобы определить эффективность применения дополнительной заправки магистральных магистральных самолетов в воздухе, говорится в сообщении ЦАГИ.

Эффективность технологии дозаправки зависит в значительной степени от организации функционирования авиационно-технического заправочного комплекса. Основными факторами, влияющими на возможность процесса дозаправки, являются: структура парка самолетов-топливозаправщиков (СТЗ); выбор места размещения аэродрома базирования СТЗ; расположение зон дозаправки и формирование схемы организации движения воздушных судов в этих зонах.

Разработанная в ЦАГИ имитационная модель позволяет сформировать пространственно-временную последовательность событий процесса дозаправки магистральных самолетов. В этой модели согласованы временные ограничения, присущие работе самолетов-топливозаправщиков и прибывающих в зону дозаправки магистральных самолетов, а также объемы топлива, необходимые для дополнительной заправки воздушных судов. Оценка эффективности применения топливозаправщиков осуществляется с использованием следующих показателей: количество топлива, израсходованное парком СТЗ на полет в зону дозаправки и возврат на аэродром базирования; количество топлива, израсходованное парком СТЗ на ожидание магистральных самолетов в зоне дозаправки; количество топлива, расходуемое пребывающими в зону дозаправки магистральными самолетами на ожидание; количество топлива, переданное СТЗ магистральным самолетам.

Расчеты показывают, что при полетах с дозаправкой в воздухе экономия в стоимости мирового парка самолетов к 2028 г. за счет замены дорогих дальних авиалайнеров более дешевыми самолетами средней дальности оценивается в сотни млрд долларов, подчеркнули в ЦАГИ. Снижение годового объема расхода авиатоплива может составить, по подсчетам института, десятки млн тонн, а уменьшение выбросов СО2 в атмосферу — более 100 млн тонн.