Проект

«Почту России» обязали заплатить «Ланиту» 360 млн руб. за обеспечение работы ГИС ЖКХ

Заказчики: Почта России

Москва; Логистика и дистрибуция

Подрядчики: ЛАНИТ
Продукт: Проекты ИТ-аутсорсинга

Дата проекта: 2019/06 — 2022/10
Технология: ИТ-аутсорсинг
подрядчики - 820
проекты - 2549
системы - 173
вендоры - 118

2022: Обязательство заплатить «Ланиту» 360 млн руб. за обеспечение работы ГИС ЖКХ

«Почту России» обязали заплатить «Ланиту» 360 млн руб. за работы, которые компания в некотором смысле выполнила добровольно. После истечения договора между сторонами на обеспечение функциональности ГИС ЖКХ «Ланит» продолжил оказывать услуги за его рамками, а «Почта» в силу наложенных на нее государством обязанностей продолжила их принимать, но не спешила за них рассчитаться. Об этом стало известно 21 ноября 2022 года.

Рассчитаться с добровольным подрядчиком «Почту» обязал Арбитражный суд Москвы, в который «Ланит» обратился 29 июня 2022 г.

ГИС ЖКХ (госинформсистема жилищно-коммунального хозяйства России) была запущена в 2016 г. по поручению Президента о создании единого ресурса для получения информации о тарифах и стоимости услуг ЖКХ, задолженностях, а также о работе организаций коммунального комплекса.

Суть рассматриваемой истории заключается в том, что неоплаченному периоду (с 9 февраля по 30 июля 2020 г.), в который организации не были связаны официальными отношениями, предшествовал период исполнения «Ланитом» конкретного аналогичного договора с «Почтой». Его компания получила 19 октября 2018 г. за 685,9 млн руб. по итогам аукциона, на который кроме «Ланита» никто не пришел. После продления срока оказания услуг и увеличения цены договора до 751,3 млн руб., его действие завершилось 8 февраля 2020 г.

После этого «Ланит» продолжил оказывать услуги, а «Почта» их, по сути, продолжила принимать — вплоть до заключения другого договора по итогам аукциона (уже конкурентного), победителем которого также стал «Ланит». Сумма этого договора со сроком исполнения до 30 сентября 2021 г. составила 449,1 млн руб.

«
Ответчик признал тот факт, что оказанные истцом услуги необходимы ответчику в спорный период, поскольку согласно федеральному закону от 21 июля 2014 № 209-ФЗ `О ГИС ЖКХ», ответчик является оператором ГИС ЖКХ и обязуется обеспечивать ее бесперебойную работу, — говорится в заключении суда. — Именно эту часть его обязанностей выполнял истец для ответчика при оказании услуг.
»

Из документов разбирательства можно заключить, что «Почта» не имела претензий к «Ланиту» относительно самого факта оказания услуг и в отношении их качества, однако настаивала на перерасчете их стоимости. «Ланит» же посчитал, что расценки должны оставаться на том же уровне, что и в рамках исполнения им официального договора в предшествующий период. Исходя из этих соображений, «Ланит» и рассчитал вышеупомянутую сумму иска.Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.5 т

По итогам разбирательства служители Фемиды в данном вопросе встали на сторону «Ланита».

«
Ответчиком не представлено доказательств согласования с истцом иной стоимости услуг за спорный период, отличной от договорной, — посчитали судьи.
»

В то же время в удовлетворении требований компании о взыскании с «Почты» неустойки в размере 29,6 млн руб. суд «Ланиту» отказал.

При подготовке данного материала представители «Почты России» и «Ланита» прокомментировали ситуацию практически идентичным образом.

«
Арбитраж — обычный инструмент разрешения спорных ситуаций. "Ланит" — наш давний партнер, с которым мы реализовали ряд крупных проектов, — отметили в "Почте". — Эта ситуация никак не влияет на наше взаимодействие. Решение по обжалованию пока находится на этапе обсуждений.
»

«
Сотрудничество "Ланита" с "Почтой России" является многолетним и продуктивным, — сообщили в "Ланите". — Разрешение споров хозяйствующих субъектов в суде является нормальной бизнес-практикой, цивилизованным способом устранения разногласий. На ноябрь 2022 года мы оцениваем перспективы обжалования, и внутреннее решение по этому вопросу пока не принято.
»

В ходе исполнения официального договора и последовавших за ним аналогичных инициативных работ «Ланит» должен был разместить ГИС ЖКХ на своих серверных мощностях и поддерживать бесперебойное функционирование аппаратной и программной частей системы, включая обеспечение работы интернет-каналов связи.

В документах суда говорится, что для оказания услуг в спорный период «Ланит» задействовал 173 сервера, 10 СХД с общим количеством жестких дисков более 1 250 штук, 23 единицы сетевого оборудования и несколько десятков специалистов, занятых в процессе оказания услуг по эксплуатации ГИС ЖКХ.

В течение указанного периода через ГИС ЖКХ было обработано 4 698 506 723 запроса через пользовательский интерфейс, 14 094 084 269 запросов через каналы интеграции с другими системами, 1 474 964 316 запросов через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), то есть суммарно свыше 20 млрд. Максимальное количество посетителей достигало 35 392 чел. в сутки[1].

2019: «Ланит» чудом получил крупный ИТ-подряд «Почты России», но потерял 5 млн из-за технической ошибки

Как обнаружил в июне 2019 года CNews, «Почта России» на бесконкурсной основе привлекла подрядчика на развитие прикладного ПО госинформсистемы жилищно-коммунального хозяйства России (ГИС ЖКХ) и его сопровождение за 379,9 млн руб., потому что перед этим не смогла определить победителя на официальном конкурсе. Договор был подписан с компанией «Ланит», которая принимала участие в тендере, но ее заявка была отклонена[2].

Это следует из документов, размещенных на сайте госзакупок, и разъяснений представителей «Почты» для CNews.

Отметим, что в многолетней практике мониторинга крупных госзакупок по линии ИТ редакция CNews с подобной историей сталкивается впервые. В «Почте» заверили CNews, что никакого противоречия с точки зрения действующего закупочного законодательства здесь нет.

«
«На конкурс, который был размещен `Почтой России` 29 апреля 2019 г., была подана только одна заявка — от `Ланита`, — отметили собеседники редакции. — В связи с отсутствием необходимой справки, заявка `Ланита` была отклонена. По закону, в подобных случаях, когда в конкурсе нет победителя или соответствующего количества участников, мы вправе заключить соглашение с любой компанией, соответствующей требованиям конкурсной документации. Мы приняли решение работать с компанией `Ланит`».
»

По условиям договора интегратор станет осуществлять модернизацию прикладного ПО для ГИС ЖКХ и его сопровождение с 10 июня 2019 г. по 10 июня 2020 г.

Примечания