Проект

Созданный Sitronics КТ тренажер по а-Навигации и е-Навигации на основе виртуальной реальности прошел госиспытания

Заказчики: Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг)

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: Проекты ГИС

Дата проекта: 2021/11 — 2023/07
Технология: ГИС - Геоинформационные системы
подрядчики - 117
проекты - 415
системы - 248
вендоры - 163
Технология: САПР
подрядчики - 127
проекты - 570
системы - 495
вендоры - 192

2023: Создание VR тренажера для обучения судоводителей

Компанией Sitronics КТ (входит в Sitronics Group) по госконтракту с Минпромторгом РФ в рамках ОКР «МАЯК ВР-НТ» создан тренажер последнего поколения на основе технологий виртуальной реальности для обучения судоводителей. Разработка осуществлена в рамках Федерального проекта «Автономное судовождение». Об этом Sitronics Group сообщила 21 августа 2023 года.

Тренажер прошел приемочные испытания и испытания на одобрение уполномоченной организацией в соответствии с Приказом №32 от 10.02.2010г., обеспечивающее возможность использования тренажера в учебном процессе отраслевых вузов Росморречфлота и Минтранса России для подготовки судоводителей морских автономных надводных судов (МАНС), операторов центров дистанционного управления (ЦДУ) МАНС и операторов служб управления движением судов (СУДС) в акваториях портов и на подходах к ним.

Опытный образец тренажера по а-Навигации и е-Навигации установлен и введен в эксплуатацию в Академии водного транспорта РУТ (МИИТ). Отображение оборудования ходового мостика и навигационной обстановки в нем реализованы с применением технологий виртуальной и дополненной реальностей, имитирующих тактильное и визуальное восприятие окружающей среды.

Реализация проекта стала возможной благодаря финансированию Федерального проекта «Автономное судовождение» по линии Минпромторга РФ, а также координации Минтрансом РФ предприятий-участников Федерального проекта «Автономное судовождение».

«
Нужно отметить, что в автономном судовождении мы, в принципе, во главе мировых трендов. Говоря об инновациях – мы, по сути, прежде всего имеем в виду именно наш технологический суверенитет, который предполагает собственные компетенции в самых высокотехнологичных и передовых отраслях, в том числе в такой сложной и приоритетной отрасли как судостроение, - отметил Статс-секретарь - заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
»

«
Это первый подобный тренажер в России. Комплекс базируется на отечественных компонентах, программном обеспечении и технологии компьютерного моделирования плотного судопотока морских автономных надводных и конвенционных судов. Тренажер позволяет обеспечивать процесс обучения в различных условиях, в том числе за пределами учебных заведений и одновременно для неограниченного количества человек, — рассказал президент Sitronics Group Николай Пожидаев.
»

При реализации проекта применена техническая разработка - «Платформа моделирования безэкипажного судовождения» (ПМБС), созданная в рамках дорожной карты Национальной Технологической Инициативы отраслевого центра «МАРИНЕТ».Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 8.9 т

2022: Завершение разработки сервисов е-Навигации для безопасности морского судоходства

Sitronics KT и входящая в нее компания Steor завершают разработку сервисов е-Навигации и Системы удаленного мониторинга судов (СУМС). Сервисы прошли испытания на судах компании «Росморпорт», в том числе в акватории порта в Санкт-Петербурге. Об этом 3 октября 2022 года сообщила компания Sitronics KT.

Как сообщалось, е-Навигация – это скоординированные сбор, интеграция, передача, воспроизведение и анализ информации с помощью электронных средств на борту судов и на берегу – в офисах компаний-операторов и системах управления движением судов. Основные цели е-Навигации — оптимизация эффективности и безопасности морской навигации и защита окружающей среды.

На сентябрь 2022 года разработаны и испытаны пять сервисов, которые отвечают за обмен маршрутами, предупреждение об отклонении от маршрута и о приближении к опасному району, мониторинг положения судна и состояния навигационных систем.

Первый сервис предназначен для комфортного обмена маршрутами. Он позволяет сформировать маршрут в офисе судоходной компании и отправить его на судно. Капитан получает маршрут в электронной картографической навигационно-информационной системе (ЭКНИС), установленной на ходовом мостике.

В случае, если судно приближается к опасному району, береговые службы обязаны зафиксировать ситуацию и предупредить капитана судна. Далее необходимо скорректировать маршрут и передать его к исполнению. Сервис предупреждения о приближении к опасным районам отслеживает перемещения судов. Если курс судна лежит в направлении опасного района, автоматически отправляется сообщение береговой службе и на судно.

Также разработан сервис предупреждения отклонения от маршрута для береговой службы. Оператор на береговом центре может поставить на мониторинг различные суда – каждое на свой маршрут, при отклонении судна будет оповещен как оператор на берегу, так и судоводитель – ему придет сообщение на бортовую систему. Это исключает необходимость радиопереговоров оператора с судоводителем. Сервис мониторинга состояния навигационных систем позволяет контролировать работу судового оборудования оператором на берегу. СУМС отображает текущий статус работоспособности навигационных датчиков и других систем, а также хранит историю их включения и выключения.

Для определения положения судна разработан сервис мониторинга положения судна и окружающей обстановки. Он позволяет передать на береговой центр мониторинга координаты, курс и скорость хода судна, все цели, которые фиксируются судовыми системами (АИС, САРП), а также текущие гидрометеоусловия в точке нахождения судна.

«
Внедрение сервисов является частью стратегического плана Международной морской организации. В соответствии с поправками, которые вступают в силу с 1 января 2024 года стандарты е-Навигации станут обязательными для всех судов, входящих в порт или территориальные воды того или иного государства.

прокомментировал Андрей Родионов, генеральный директор Sitronics KT
»

Российские сервисы е-Навигации, разработанные компаниями Sitronics KT и Steor, доступны в электронных картографических навигационных информационных системах (ЭКНИС), зарегистрированных в Морской коммуникационной платформе. Например, в ЭКНИС «Беринг» от Sitronics KT.

2021: План создания е-Навигации

Sitronics KT 14 декабря 2021 года сообщил о том, что разработает сервисы е-Навигации, включая геоинформационные сервисы, интегрируемые в береговые и судовые системы, по заказу «Минпромторга».

Е-Навигация — это скоординированные сбор, интеграция, передача, воспроизведение и анализ информации с помощью электронных средств на борту судов и на берегу — в офисах компаний-операторов и системах управления движением судов. Основные цели е-Навигации — повышение эффективности и безопасности морской навигации и защита окружающей среды.

Предусматривается разработка 7 сервисов:

  • сервис оптимизации и обмена маршрутами;
  • сервис обеспечения судна обсервованными на берегу координатами;
  • сервис автоматической передачи оповещений по безопасности плавания;
  • сервис взаимодействия с лоцманской службой порта;
  • сервис передачи с судов сигналов об авариях;
  • сервис получения и отображения карт ледовой обстановки;
  • сервис взаимодействия с ледокольной службой акватории.

Сервисы разрабатываются в виде программного обеспечения, реализующего функции обмена информацией между береговыми и судовыми системами. Помимо классических судов они будут использоваться и на морских автономных надводных судах.

Работа будет проводится в рамках ОКР по государственной программе «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений».

«
Внедрение сервисов является частью стратегического плана Международной морской организации. Ожидается, что в ближайшем будущем стандарты е-Навигации станут обязательными и без их соблюдения ни одно судно не сможет, например, зайти в порт или территориальные воды того или иного государства, — прокомментировал генеральный директор Sitronics KT Андрей Родионов.
»

Сервисы е-Навигации должны использоваться как через программный интерфейс (API), так и через web-интерфейс, имеющий картографическую основу. Программное обеспечение будет разработано на микросервисной архитектуре и с применение открытых и стандартизированных интерфейсов.