Проект

Скандальная закупка отечественного офисного ПО для чиновников состоялась. Поставлять его будут «Ланит» и «Софтлайн»

Заказчики: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры)

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: Новые облачные технологии: МойОфис
Второй продукт: Р7-Офис

Дата проекта: 2019/12 — 2020/12
Бюджет проекта: 757 млн руб.
Количество лицензий: 222,7 тыс.
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
подрядчики - 1139
проекты - 14480
системы - 1781
вендоры - 1002
Технология: Офисные приложения
подрядчики - 315
проекты - 1169
системы - 625
вендоры - 350
Технология: Почтовый сервер
подрядчики - 86
проекты - 270
системы - 44
вендоры - 34
Технология: IP-телефония
подрядчики - 256
проекты - 1092
системы - 425
вендоры - 233
Технология: Видеоконференцсвязь
подрядчики - 295
проекты - 4912
системы - 422
вендоры - 204

2020

Минцифры России предлагает отказаться от централизованных закупок офисного и антивирусного ПО

12 ноября 2020 года Минцифры России опубликовало на портале regulation.gov.ru проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 658 (далее – ПП 658) «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности»»[1].

Суть предлагаемых изменений в ПП 658 изложена в пояснительной записке к проекту постановления – фактически, Минцифры предлагает изъять из ПП 658 все положения, относящиеся к централизованным закупкам офисного ПО и ПО в сфере информационной безопасности (по этому направлению в прошлом году были предусмотрены только закупки антивирусного ПО), а также убрать все упоминания о Минцифры России как уполномоченном федеральном органе, регулирующем соответствующие закупки и непосредственно их осуществляющем. Подробнее здесь.

2019

Повторная закупка офисного ПО

Выбор победителей

17 декабря 2019 года Министерство цифрового развития провело три аукциона на поставку отечественного офисного ПО для ФОИВ с общей начальной ценой в 756 млн рублей. По данным официального портала госзакупок, в крупнейшем лоте со стартовой стоимостью в 296 млн рублей победителем был выбран «Ланит», снизивший цену на 1,5%. Конкуренцию ему составляла компания «Тегрус».

Эта же компания была выбрана победителем и на аукционе с начальной ценой около 217 млн рублей, обойдя заявку «Тегруса». На портале госзакупок указано, что в этом аукционе было три участника с максимальным снижением цены в 4,5%.

В закупке с начальной ценой в 244 млн рублей победителем стала «Софтлайн проекты», предложившая цену на 0,5% ниже максимальной. За этот тендер также боролся «Ланит».Банковская цифровизация: ускоренное импортозамещение и переход на инновации. Обзор и рейтинг TAdviser 13.2 т

Руководитель отдела развития продаж отечественного ПО «Софтлайн» Дмитрий Сорокин рассказал TAdviser, что их компания будет поставлять Министерству цифрового развития пакетное приложение «Р7-Офис».

В «Ланите» не уточнили TAdviser, какое ПО будет поставлять их компания. В Минкомсвязи отказались отвечать на этот вопрос, сославшись на 44-ФЗ, который устанавливает определенную процедуру раскрытия информации о закупках.

По данным источника TAdviser, знакомого с планами организаторов закупки в министерстве, поставка офисного ПО для ФОИВ будет включать и продукт «МойОфис». Это второй офисный пакет из реестра отечественного ПО, помимо «Р7-Офис», который соответствует нормативным требованиям для поставки в госорганы. В разработчике «МойОфис» - компании «Новые облачные технологии» - не смогли сказать TAdviser ничего конкретного по поводу возможной поставки их ПО Министерству цифрового развития.

По данным портала госзакупок, жалоб в ФАС на тендеры по закупке офисного ПО на этот раз не поступало (о предыдущих жалобах см. в истории ниже). По информации TAdviser, компания «Алми Партнер», чей офисный пакет исключили из реестра отечественного ПО за три дня до первого проведения закупки и в результате чьей жалобы в ФАС закупка была проведена повторно, новые результаты обжаловать не планирует.

Объявлены тендеры

8 декабря 2019 года Минкомсвязи объявило три новых тендера на закупку офисного программного обеспечения для ФОИВ с максимальными ценами контракта около 296 млн рублей[2], 244 млн рублей[3] и 216 млн рублей[4]. Совокупный объем этих контрактов с точностью до рубля совпадает с объемом единой закупки, объявленной ведомством ранее, где ФАС выявила нарушения в тендерной документации.

В рамках закупки на 295 млн рублей ведомство планирует закупить в общей сложности 87,054 тыс. лицензий офисного ПО, подавляющая часть которых предназначена для ФНС. В рамках закупки на 244 млн рублей Минкомсвязи приобретает 71,860 тыс. лицензий для большого круга ведомств. Крупнейшими получателями здесь являются Федеральное казначейство и ФТС. А закупка на 216 млн рублей предполагает поставку 63,761 тыс. лицензий с крупнейшими получателями в лице Росстата и Росреестра. Совокупно это более 222 тыс. лицензий.

Минкомсвязи необходимо провести закупку офисного ПО в сжатые сроки

Окончание подачи заявок на участие во всех трех тендерах обозначено 16 декабря, а срок передачи лицензий - в десять рабочих дней от заключения контракта, но не позднее 30 декабря 2019 года.

В рамках каждой поставки требуется передать Минкомсвязи по четыре разных комплекта ПО. При этом в соответствии с ранее вынесенным решением ФАС, из конкурсной документации было убрано требование об обязательности поставки офисных продуктов сразу от двух производителей ПО.

Разбивка мега-закупки на три отдельных потенциально предоставляет возможность для участия в аукционе более широкого круга игроков рынка, поскольку, в связи с меньшим объемом отдельных закупок, требуется и меньший размер денежных средств от поставщиков для обеспечения заявки.

Примечательно, что до объявления трех отдельных конкурсов Минкомсвязи сначала вносило изменения в документацию исходного мега-тендера, убрав оттуда требование о необходимости предоставления решений одновременно от двух производителей ПО. Свое решение в итоге разбить закупку на три части в ведомстве не смогли оперативно прокомментировать TAdviser.

В компании «Алми Партнер», по итогам рассмотрения жалобы которой ФАС и выдала предписание Минкомсвязи изменить тендерную документацию и заново провести аукцион, ранее поясняли TAdviser, что за счет приостановки этого мега-тендера рассчитывают успеть оспорить решение об исключении их продукта – AlterOffice – из реестра отечественного ПО и тоже принять в нем участие. Чтобы сделать это, у компании теперь остается очень мало времени.

«
Мы надеемся на дальнейшую конструктивную реакцию и положительное решение министерства на наше ходатайство о восстановлении продукта в реестре. Это будет способствовать развитию отрасли в целом и конкуренции при закупках, - заявил TAdviser предправления «Алми Партнер» Михаил Лебедев.
»

Он добавил, что соответствующее ходатайство их компания уже подала.

«
Закупка готовилась около двух лет, и, когда она, наконец, была запущена, вышел «обиженный» игрок и напоследок начал ставить палки в колеса, - говорит TAdviser о своем видении ситуации с мега-тендером Минкомсвязи Алексей Богомолов, директор бизнес-направления корпоративных решений для госсектора ГК «Лад» - партнера «Новых коммуникационных технологий» (разработчика «Р7-Офис»). - Разделением закупки на три отдельных Минкомсвязи устранило выявленные ФАС нарушения. Теперь главное – результат. Мы его ждем.
»

Он добавил, что, если представить себя в роли заказчика, то сразу станет понятным, «какой груз на них лежит». С одной стороны, им надо показать результат работы - закупить российский офис, а с другой - они должны соответствовать всем нормативным актам, которые регулируют закупочную деятельность. Иногда эти акты могут противоречить друг другу, отметил Алексей Богомолов.

ФАС признала жалобу на закупку обоснованной

4 декабря 2019 года ФАС вынесла решение по жалобе компании «Алми Партнер» - разработчика AlterOffice – на закупку Минкомсвязи офисного программного обеспечения для ФОИВ. Жалоба была признана обоснованной. В действиях Минкомсвязи регулятор усмотрел нарушение требований к описанию объекта закупки, предъявляемых законом о контрактной системе, и предписал изменить конкурсную документацию.

Одно из требований к исполнителю, согласно конкурсному ТЗ, - обеспечить наличие офисных пакетов одновременно от не менее чем двух производителей, включенных в единый реестр российского ПО. В «Алми Партнер» приводили доводы, что это укрупняет формирование лота, поскольку побуждает потенциального участника закупки приобрести права на ПО у третьего лица. Если участник закупки является производителем ПО, такое требование обязывает его обратиться к конкурирующему производителю за получением прав на передачу ПО.

ФАС признала обоснованной жалобу «Алми Партнер» (фото - fas.gov.ru)

ФАС на комиссии установила, что совокупности установленных ТЗ требований соответствует только два продукта из реестра: «МойОфис» и «Р7-Офис», правообладателями которых являются «Новые Облачные Технологии» и «Новые коммуникационные технологии» соответственно.

При составлении конкурсной документации в Минкомсвязи опирались на постановление правительства № 658 о централизованных закупках офисного ПО, предписывающее ФОИВам до 2020 года провести работы по обеспечению совместимости ПО своих информационных систем с офисным ПО не менее чем 2 различных правообладателей.

В ФАС отмечают, что эта работа возложена на ФОИВы, а не на заказчика ПО, и что на заседании комиссии представители ведомства не представили доказательств, подтверждающих, что оказание услуг по передаче неисключительных прав на офисное ПО выполнимо исключительно при условии предоставления их одновременно от двух производителей.

Разным ведомствам предполагалось предоставлять разные наборы ПО в рамках закупки – всего четыре варианта. Комиссия регулятора также сравнила объемы четырех пакетов ПО и установила, что, например, один из наборов составляет всего 3% от общего объема передаваемых прав. Это предполагает обременение участника закупки приобретать лицензии на ПО у иного производителя для выполнения незначительного объема исполнения контракта, решила ФАС.

За время рассмотрения жалобы Минкомсвязи уже провела аукцион и выпустила итоговый протокол. На аукцион поступили две заявки, а снижение начальной цены контракта составило 2%. Однако названия участников в опубликованных документах по итогам проведения аукциона не указываются, а итоговый протокол, размещенный на официальном портале госзакупок, не открывается. В Минкомсвязи не уточнили TAdviser названия участников аукциона.

Как бы то ни было, ФАС по итогам рассмотрения жалобы «Алми Партнер» выдала предписание Минкомсвязи отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, привести документацию в соответствие с законом и назначить новые даты окончания приема заявок и проведения аукциона.

В Минкомсвязи в ответ на запрос TAdviser о новой планируемой дате аукциона сообщили, что все закупки планируют провести до конца 2019 года.

В «Алми Партнер», чей продукт AlterOffice был исключен из реестра отечественного ПО за три дня до объявления этого тендера Минкомсвязи, и, соответственно, уже заведомо не подходил для участия в этом тендере, ранее говорили TAdviser, что подавали жалобу с целью выиграть время. В компании рассчитывали успеть обжаловать решение об исключении их компании из реестра и принять участие в повторном аукционе. После вынесения ФАС решения предправления «Алми Партнер» Михаил Лебедев воздержался от прогнозов, успеет ли их компания в срок обжаловать решение об исключении из реестра.

Примечательно, что жалобу эта компания подавала и на закупку офисного программного обеспечения Пенсионного фонда, объявленную 26 ноября. Однако в этом случае ФАС, по данным «Алми Партнер», 4 декабря признала ее необоснованной. По состоянию на 5 декабря это решение ФАС еще не опубликовано.

В «Новых облачных технологиях» заявили TAdviser, что не комментируют действия регулятора, добавив, что сама компания не участвовала в данной закупке. Она разрабатывает ПО, а дистрибуцией ее решений занимается более 1,3 тыс. компаний-партнеров.

«
Мы были бы рады, если бы «Алми Партнер» продолжили вести подобную политику и системно обжаловали закупки иностранного софта на миллиарды рублей. Это гораздо большие объемы, чем были указаны в централизованной закупке. По данным TAdviser, объем только 50 крупнейших госзакупок Microsoft, объявленных в России с 1 января по 17 декабря 2018 года, составляет 7,5-8,5 миллиардов рублей, - отметил в разговоре с TAdviser гендиректор «Новых облачных технологий» Дмитрий Комиссаров.
»

В ГК «Лад», являющейся партнером «Новых коммуникационных технологий» (разработчика «Р7-Офис»), отмечают, что этого тендера Минкомсвязи на рынке все ждали давно. А действия «Алми Партнер», по мнению директора бизнес-направления корпоративных решений для госсектора «Лад» Алексея Богомолова, тормозят своевременный переход госорганов на отечественное офисное ПО.

В разговоре с TAdviser Богомолов напомнил, что в 2018 году председатель правительства Дмитрий Медведев предлагал ввести уголовную ответственность за срыв госзакупок по нацпроектам. По мнению представителя «Лад», история с жалобами на тендер Минкомсвязи – как раз тот случай, где эта инициатива была бы кстати.

Приостановка тендера из-за жалоб в ФАС

27 ноября 2019 года, за несколько дней до назначенной даты подведения итогов аукциона, был приостановлен тендер Минкомсвязи на закупку 222 тыс. лицензий офисного ПО на общую сумму более 757 млн рублей. Ведомство планировало централизованно приобрести софт для 45 федеральных органов исполнительной власти. Закупка была приостановлена по распоряжению ФАС до рассмотрения ею жалоб, поступивших практически одновременно сразу от нескольких компаний. В них оспариваются отдельные положения технических требований, содержащихся в закупочной документации, а также ставится под вопрос соблюдение ведомством принципов честной конкуренции.

Исключенный, но не сдающийся игрок

По данным реестра жалоб на официальном портале госзакупок, в общей сложности на этот тендер поступило 11 жалоб в ФАС от 6 компаний[5]. Первой, 26 ноября, это сделала компания «Алми Партнер» - разработчик офисного пакета AlterOffice. Рассмотрение ее жалобы состоится 2 декабря.

Ее продукт за три дня до объявления тендера Минкомсвязи был исключен из реестра отечественного программного обеспечения по итогам заседания Экспертного совета по программному обеспечению при Минкомсвязи. Эксперты сочли, что AlterOffice является минимально кастомизированной копией не самой актуальной версии свободно распространяемого ПО LibreOffice. Включение этого ПО в реестр весной 2019 года произошло из-за недостаточно качественно проведенной экспертизы, полагают проводившие эту, последнюю, экспертизу.

В «Алми Партнер» считают, что исключение их продукта из реестра произошло по необоснованным доводам и неслучайно – именно в преддверии тендера. После исключения AlterOffice в нем осталось два продукта, соответствующих требованиям Минкомсвязи, - «МойОфис» и «Р7-Офис». Еще в реестре есть офисный пакет «Циркон», но он пока не соответствует дополнительным требованиям к офисному ПО, установленным распоряжением правительства и необходимым для участия в госзакупках.

Из-за поступивших жалоб ФАС распорядилась приостановить мега-закупку офисного ПО Минкомсвязи (фото - РИА Новости, Михаил Фомичев)

«Алми Партнер» планирует добиваться возврата своего продукта в реестр, а также участия в закупке Минкомсвязи. Предправления «Алми Партнер» Михаил Лебедев объяснил TAdviser, что приостановка тендера дает компании дополнительное время, чтобы успеть обратиться в ФАС для опротестования решения об исключении AlterOffice из реестра и в итоге-таки получить возможность полноценно принять участие в закупке.

«
Ведь именно для этого мы и разрабатываем наш продукт – чтобы обеспечивать офисным ПО федеральные органы исполнительной власти, - отметил Лебедев в разговоре с TAdviser.
»

Он добавил, что помимо ФАС их компания также планирует обращение в прокуратуру из-за исключения AlterOffice из реестра.

Михаил Лебедев заявил TAdviser, что с мая 2019 года AlterOffice успешно прошел совокупно 6 независимых технических экспертиз в НИИ «Восход». Они, как и последняя экспертиза при экспертном совете, были проведены в результате обращений конкурентов в министерство, утверждает он. Известно, например, об обращении по поводу AlterOffice в ведомство со стороны «Новых облачных технологий» - разработчика офисного пакета «МойОфис».

По всем этим экспертизам в НИИ «Восход» были выданы положительные заключения. Еще две экспертизы, по словам Лебедева, провел Роспатент, который тоже не обнаружил несоответствия патентному и авторскому праву.

Михаил Лебедев со ссылкой на юристов своей компании также рассказал TAdviser, что четыре юрлица из всех, от кого поступили жалобы в ФАС на тендер Минкомсвязи, являются дилерами «Алми Партнер». Названия он по памяти на ходу привести затруднился. В общей сложности у компании более 200 дилеров по России, добавил Лебедев.

Суть жалобы создателей AlterOffice

«Алми Партнер» приводит в своей жалобе аргументы в пользу того, что требования закупочной документации ущемляют его права как потенциального участника закупки. В нарушение требований закона № 44-ФЗ заказчик установил требования, ограничивающие число участников закупки и не относящиеся к характеристикам объекта закупки, уверены в компании. Согласно ТЗ, требуется поставить 4 офисных пакета для ФОИВ.

При этом на поставщика возлагается обязанность предоставить соответствующее всем установленным параметрам ПО не менее двух производителей. В «Алми Партнер» считают, что это требование не относится к функциональным, техническим или качественным характеристикам ПО, а также не характеризует квалификационный уровень поставщика товара. Оно влечет за собой ограничение количества участников закупки, убеждены разработчики AlterOffice.

«
В рассматриваемом случае проведение единого аукциона на 4 офисных пакета с установлением требования о поставке ПО не менее двух производителей, по нашему мнению, направлено на создание преимущественных условий одному из участников закупки, у которого имеется договоренность с конкурирующим производителем о поставке ПО его производства, - говорится в жалобе «Алми Партнер».
»

При этом в случае, если на рынке представлены и могут быть поставлены только два программных обеспечения, отвечающие требованиям к объекту закупки, то заказчик вышеуказанным требованием аукционной документации создаст условие «мнимой конкуренции» в целях обеспечения участия, как минимум, двух участников аукциона, которые не будут добросовестно конкурировать и снижаться по цене контракта, добавляют авторы жалобы.

«
С учетом поступивших в ФАС жалоб закупка приостановлена. С представленными жалобами Минкомсвязь России не согласна и на рассмотрении в ФАС России будет отстаивать ранее определенный курс на развитие конкурентного рынка отечественного программного обеспечения, - заявили TAdviser в Минкомсвязи касательно поступивших жалоб.
»

Надо сказать, что у компании «Новые Облачные Технологии» официально объявлено о пяти авторизованных дистрибуторах (Axoft, Merlion, Mont, «1C», Treolan). Компания «Merlion» в ноябре стала также дистрибутором и «Р7 Офиса» - второго из двух возможных офисного пакета, которому предстоит быть закупленным в рамках мега-закупки Минкомсвязи. Таким образом, по крайней мере, партнеры-реселлеры Merlion, коих насчитывается не один десяток, на полных основаниях могут заявляться на конкурс Минкомсвязи.

«Нижегородская группа поддержки»

Помимо «Алми Партнер», по данным реестра жалоб, в ФАС 26-27 ноября обратились еще пять компаний. «Алми партнер» базируется в Нижнем Новгороде, и большая часть остальных жалобщиков, по данным ЕГРЮЛ, также имеет связи с Нижним Новгородом. Это компании ООО «Честный Софт», ООО «Левант», ООО «Веста», ООО «Система-Р» и ООО «Ригель».

Каждая из этих компаний подала сразу по две жалобы. Таким образом, вместе с «Алми партнер» в общей сложности насчитывается 11 жалоб. Что примечательно, жалобы всех этих пяти компаний выглядят крайне похожими.

1. ООО «Честный Софт» (ИНН 1327035204). Ее жалобы были первыми после жалобы «Алми Партнер». При этом компания была зарегистрирована совсем недавно - 28 октября 2019 года в Саранске. В первой жалобе от этой компании приводится аргумент, что требованиям ТЗ в конкурсной документации соответствует только один программный продукт – «Мой Офис». Вторая жалоба касается чрезмерных, в терминологии авторов текста – «внушительных», размеров обеспечений конкурсной заявки и исполнения контракта. Фраза «Так же сумма обеспечений по данному аукциону является внушительной…» присутствует в соответствующих жалобах и четырех других компаний.

2. ООО «Левант» (ИНН 6686115003). Компания из Екатеринбурга, создана в апреле 2019 года. Как и все остальные участники «группы поддержки», эта компания тоже подала в ФАС сразу две жалобы, которые и содержательно, и текстуально выглядят как клоны жалоб «Честного софта», вплоть до оборотов про «внушительную сумму обеспечений».

3. ООО «Веста» (ИНН 5257178362). Компания из Нижнего Новгорода, то есть, оттуда же, откуда и «Алми Партнер». Существует с 2017 года. Среднесписочная численность сотрудников в 2018 году – 1 человек. В июле 2019 года в компании сменился единственный собственник: им и по совместительству директором стала Арапова Елена Валентиновна. По данным ЕГРЮЛ, она же является директором и учредителем еще одной компании – ООО «Алмор», зарегистрированной в Саранске в соседнем доме с тем, где зарегистрировано ООО «Честный Софт». А жалобы «Весты» выглядят клонами жалоб «Честного Софта» и «Леванта».

4. ООО «Система-Р» (ИНН 7734397289). Также подало в ФАС две жалобы, «клонированные» с жалоб «Честного Софта», «Леванта» и «Весты». Юридический адрес компании находится в Москве, однако, в обеих жалобах в качестве обратного адреса указан нижегородский абонентский ящик.

5. ООО «Ригель» (ИНН 5257178108). Также подала 2 жалобы в ФАС – клоны жалоб предыдущих четырех жалобщиков. При этом компания находится в процессе ликвидации с сентября 2019-го и в ближайшее время должно быть исключено из ЕГРЮЛ как недействующая организация. Это не происходит не в первый раз. Зарегистрированное в декабре 2017 года, ООО «Ригель» в мае 2018-го получило статус «в процессе ликвидации», который был изменен на «действующая» в августе 2018, продержавшийся ровно год, до сентября 2019-го. За это время в отношении «Ригеля» были открыты и завершены из-за невозможности установить местонахождение должника 3 исполнительных производства. А юридический адрес у «Ригеля» точно такой же, как и компании «Веста».

Публикация закупки

14 ноября 2019 года Минкомсвязи России объявила аукцион на поставку российского офисного программного обеспечения для федеральных органов исполнительной власти. Общая сумма закупки составляет 757 млн рублей[6].

Минкомсвязи закупает российский офисный софт для 45 федеральных ведомств

Централизованная поставка офисных пакетов ПО охватит 45 федеральных ведомств. Всего должно быть поставлено свыше 222,7 тыс. продуктов со сроком действия 1 год. При этом для 181,1 тыс. пакетов программ действие лицензии должно начинаться в течение 10 дней с даты подписания акта передачи, для остальных 41,6 тыс. лицензий – с 1 января 2020 года.

Больше всего офисных продуктов требуется Федеральной налоговой службе – почти 87 тыс. Крупные поставки также запланированы в Федеральное казначейство (более 30 тыс.), в Федеральную таможенную службу (29 тыс.), в Росстат (18,5 тыс.) и Росреестр (15,5 тыс.).

Согласно документации Минкомсвязи, предусмотрено 4 вида офисных пакетов. Все они должны в обязательном порядке включать текстовый и табличный редактор, редактор презентаций и ПО файлового менеджера. Дополнительно в состав некоторых пакетов может входить почтовое приложение, органайзер, средство просмотра и коммуникационное ПО.

Конкретное название закупаемого софта заказчик не указывает. По состоянию на ноябрь 2019 года в реестре отечественного ПО есть несколько офисных пакетов. В частности, это продукты "МойОфис", "Р7-Офис", AlterOffice и "Циркон-офис".

Поставщик лицензий будет выбран 3 декабря.

Одновременно с закупкой российского офисного ПО Минкомсвязи проводит аукцион на поставку антивирусных средств. Она предполагает передачу федеральным органам власти свыше 334 тыс. лицензий.

Согласно постановлению Правительства РФ №658 от 8 июня 2018 года, на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций возложены полномочия на закупку офисного ПО и ИБ-решений для федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ.

Напомним, что в 2018 году для федеральных органов исполнительной власти также был установлен график перехода на облачную систему ведения бюджетного учета и расчета заработной платы. Всего централизация бухучета затронет 50 ФОИВов. 29 мая 2019 года, выступая на конференции TAdviser SummIT, о первых итогах этого проекта рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев.

Примечания