Проект

Создание системы анализа финансовой и операционной деятельности для ОАО «НОВАТЭК»

Заказчики: Новатэк

Москва; Газовая промышленность

Подрядчики: АйТи
Продукт: IBM Cognos

Дата проекта: 2009/04
Технология: BI
подрядчики - 432
проекты - 2994
системы - 1130
вендоры - 547
СМ. ТАКЖЕ (1)

Задачи:

  • Унификация и автоматизация сбора исходных данных от профильных департаментов
  • Автоматизация процессов проверки, согласования и утверждения исходных данных
  • Мониторинг процессов сбора и согласования данных
  • Автоматическое формирование отчетов, двуязычных презентаций о результатах финансовой и операционной деятельности для высшего руководства
  • Автоматическое формирование отчетов и презентаций о результатах деятельности для внешних инвесторов
  • Создание единого хранилища и единой точки доступа к полученным и сформированным данным через веб-портал

Использованное оборудование и ПО:

  • IBM Cognos Enterprise Planning 8.3
  • IBM Cognos Business Intelligence 8.3
  • IBM Cognos SDK 8.3
  • СУБД MS SQL Server 2005

Построенная информационно-аналитическая система обеспечивает своевременный сбор, проверку и согласование исходных данных (сводя при этом ручную и трудоемкую работу к минимуму), обеспечивает единое хранилище данных и открывает широкие возможности для проведения эффективного анализа финансовой и операционной деятельности компании с представлением результатов, в том числе в наглядном графическом виде для высшего руководства.

Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 5.7 т

Сроки реализации проекта: сентябрь 2007 — май 2008 года

Ситуация

ОАО «НОВАТЭК» — крупнейший независимый и второй по объемам добычи производитель природного газа в России. Компания занимается разведкой, добычей и переработкой газа и жидких углеводородов на месторождениях и лицензионных участках, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе – крупнейшем в мире регионе по добыче природного газа.

Для проведения эффективного анализа и оценки руководством результатов финансовой и операционной деятельности компании и подготовки соответствующего документа необходимо было создать единую систему сбора, обработки и хранения требуемых данных. До 2007 года эту задачу выполнял набор разработанных компанией отчетных форм (около 60), реализованных в виде многочисленных файлов Excel. Формы заполнялись и утверждались в соответствующих профильных департаментах и далее отправлялись в Отдел финансового анализа. При необходимости внесения корректировок в отчетные формы заполнение и утверждение форм повторялось. На основании заполненных отчетных форм Отдел финансового анализа готовил для высшего руководства компании, а также инвесторов необходимые отчеты и презентации о результатах деятельности. При этом фактически ручная обработка данных увеличивала время на поиск и устранение ошибок в предоставляемой информации.

В июле 2007 года руководство компании приняло решение о создании единой информационной системы для анализа и оценки результатов деятельности. По итогам объявленного конкурса на создание информационно-аналитической системы исполнителем проекта стала компания АйТи.

Решение

В сентябре 2007 года команда специалистов «НОВАТЭКа» и АйТи приступила к созданию единой информационной системы, которая должна была решить три основные задачи.

Во-первых, обеспечить своевременный сбор данных от профильных департаментов в унифицированном виде. Во-вторых, автоматизировать рутинный и трудоемкий процесс проверки, согласования и обработки исходных данных. В-третьих, на основании полученных данных (заполненных форм) строить отчеты и презентации, позволяющие высшему руководству компании проводить оценку деятельности по ключевым показателям.

Решение первой задачи было реализовано на базе программного модуля Cognos Enterprise Planning. Созданная подсистема ввода данных позволила организовать работу по сбору информации от профильных департаментов компании, используя заранее определенные шаблоны. При этом данный программный модуль позволил осуществлять ввод данных через веб-интерфейс, интуитивно понятный и требующий от пользователей минимальной подготовки.

Доступ пользователей к шаблонам был разграничен в соответствии с правами доступа; процесс утверждения отчетных форм был организован по иерархическому принципу. Это дало возможность создать единое информационное пространство для нескольких десятков пользователей и оптимизировать потоки данных, то есть сотрудники компании получили права исключительно на ввод данных, относящихся к своей функциональной области, на их утверждение либо только на просмотр. Для рецензентов были разработаны отчеты о состоянии заполнения форм. Для удобства пользователей и рецензентов была предусмотрена система оповещений о сроках и статусе заполнения отчетных форм.

Решение по автоматизации отчетов и подготовке презентаций было реализовано на базе программного модуля Cognos Business Intelligence, с помощью которого данные из любых источников и типов баз данных консолидируются и выводятся в удобном для пользователя виде через веб-интерфейс. Также для работы с системой была предусмотрена возможность выбора языка представления аналитических отчетов.

К маю 2008 года информационно-аналитическая система была развернута в головной компании (ОАО «НОВАТЭК»), но при ее создании учитывалась возможность подключения других компаний группы. По итогам работы системы в тестовом режиме в течение трех месяцев было принято решение о ее вводе в промышленную эксплуатацию.

Особенности программной реализации

Система имеет распределенную архитектуру, реализованную на базе виртуальных серверов, по-строенных на одном серверном кластере, что обеспечивает необходимую производительность.

Состав серверов следующий:

  • DataStore Server (хранилище данных)
  • Planning Server
  • Web Server
  • EP job Server
  • Report job Server

Недостающая и недостаточная функциональность реализована или улучшена с использованием Cognos SDK 8.3. Это относится к процессам формирования сложных отчетов больших объемов. (Например, использование Cognos SDK при подготовке презентации, состоящей из 43 слайдов в одном отчете формата PDF, позволило сократить время подготовки этого отчета с нескольких часов до 15 минут.)

Для ряда отчетов использованы промежуточные SQL-базы, консолидирующие данные из нескольких Publish Container, что также позволило сократить время на дизайн отчетов и их выполнение. Последнее свидетельствует о достаточной гибкости используемого программного продукта.

Результат

Созданная информационно-аналитическая система позволяет значительно сократить время на сбор и анализ информации о результатах деятельности компании и замкнуть потоки данных в едином информационном пространстве.

Автоматизация трудоемкого процесса ручной обработки и согласования отчетных форм помогла существенно сократить затраты людских и временных ресурсов, необходимых для подготовки отчетов о финансовом положении и результатах деятельности компании.

Руководители «НОВАТЭКа» получили возможность анализировать отчетные данные в различных аналитических плоскостях (дочерние общества, месторождения, виды продукции и т.д.), а также оценивать показатели деятельности компании в формате согласованных отчетных форм и построенных на их основе презентаций.

Созданная единая информационно-аналитическая система обеспечивает прямой и непрерывный доступ к отчетным формам и презентациям о результатах деятельности в соответствии с правами доступа пользователей системы.

Перспективы

На сегодняшний день перед специалистами «НОВАТЭКа» стоит задача интеграции построенной информационно-аналитической системы с другими программными продуктами, используемыми в компании. В частности, организован автоматический перенос ряда показателей в систему из «1С:Предприятие», и наоборот.