2023/10/30 09:18:33

Михаил Мороз, EKF: Фактический эффект от использования системы WMS оказался выше ожидаемого

Последовательное развитие складской логистики и выбор в пользу российского решения LEAD WMS позволили производителю электротехнического оборудования и разработчику специализированного ПО EKF поддержать рост бизнеса и сфокусироваться на масштабировании компании, исключив необходимость импортозамещения ПО. Об опыте развития автоматизации складов TAdviser рассказал Михаил Мороз, ведущий специалист по технологиям в логистике бренда EKF.

Михаил
Мороз
Мы планировали, что рост производительности составит 15%, он в итоге превысил 20%.

Что сейчас представляет из себя бренд EKF? Как развивается ее бизнес в новых условиях?

Михаил Мороз: Бренд EKF (ООО «Электрорешения») — крупнейший российский разработчик, производитель и поставщик электротехнической продукции. У нас есть собственное производство в России. Ассортимент продукции на сегодня насчитывает более 17 тыс. артикулов, она продается в 20 странах. Оборудование EKF работает в ведущих промышленных и энергетических объектах, оно представлено в проектах многих крупнейших компаний нашей страны. В 2022 году Министерство промышленности и торговли включило бренд EKF в перечень системообразующих предприятий (категория «Энергетическое машиностроение, электротехническая и кабельная промышленность»).

Даже в пандемию наш бизнес рос уверенными темпами, достигая 33% в год. За три года численность персонала выросла вдвое и превысила 1500 человек. В 2022 году выручка компании увеличилась на 52,5% и превысила 15 млрд рублей. На рост финансовых показателей оказал влияние уход из России зарубежных конкурентов. Также EKF растет по объему производственных и складских площадей. Нам удается импортозамещать различное оборудование европейских производителей.

С точки зрения логистики вы были готовы к бурным изменениям, случившимся в последние несколько лет?

Михаил Мороз: Конечно, нельзя сказать, что мы были к этому готовы. В бизнес-планах EKF был заложен рост выручки примерно на 15% в год, но в итоге нам удалось вырасти примерно на 100% за два года. В условиях повышенного спроса и роста производства компании пришлось в авральном режиме менять логистические цепочки, так как география поставок была переориентирована с Европы на Китай, Киргизию, Казахстан и другие страны.

Соответственно, нам необходимо было менять систему хранения продукции. Дело в том, что региональные склады в основном были предназначены для локальных отгрузок, но резкий рост спроса на отечественную продукцию и усложнение схем ее перемещения потребовали изменений всей логистики. Нам удалось наладить поддержку хранения большого ассортимента продукции как на центральном складе, так и на региональных. Площадь складов там выросла в 2-4 раза. Эта кардинальная смена параметров хранения привела к тому, что требования к людям и к системе управления складом повысились.

Как устроена логистическая система бренда EKF?

Михаил Мороз: На сегодня у нас семь распределительных центров (четыре в России, по одному в Китае, Казахстане и Узбекистане). Почти все они работают под управлением WMS-решения. В сентябре планируется завершить внедрение системы в Ташкенте.

В целом наши склады стандартизированы с точки зрения управления товарной номенклатурой для b2b. На отдельных складах есть упор в сторону взаимодействия с маркетплейсами. Речь идет об отгрузке преимущественно штучных товаров для сферы b2c.

Что касается управления транспортной логистикой, то в основном мы пользуемся услугами других компаний. Очень важно, чтобы транспортные подрядчики понимали специфику нашей работы, обеспечивая не только отгрузку товаров потребителям, но и своевременное перемещение продукции между складами.

Расскажите о специфике бизнес-процессов на складе и решении, которое вы используете.

Михаил Мороз: Для управления своими складами c 2013 года мы используем решение LEAD WMS от компании LogistiX. В 2019 году был переезд на новый большой склад и обновление системы с расширением функционала, что привело к увеличению производительности и точности обработки товара. После завершения внедрения на центральном складе началось тиражирование системы на остальные площадки. Отмечу, что процесс обновления прошел максимально безболезненно для нас. Фактически всего за 1,5 месяца система была полностью настроена на четырех складах.

Отмечу, что большим преимуществом LEAD WMS является то, что оно позволяет оперативно корректировать параметры товародвижения. Мы самостоятельно настраиваем в системе как отдельный товар, так и группу товаров на определенном складе, изменения можно оперативно распространять на другие склады. В ходе бурного роста нам удалось перевести практически все задания на пополнение в плановый режим, который активируется в часы наименьшей нагрузки на сотрудников и технику. Так, лишь малая доля заданий на пополнение запускается лишь перед отбором.

Среди особенностей управления складскими запасами можно выделить то, что сотрудникам необходимо работать с большим ассортиментом мелкой продукции, также на склады приходит много лотков и гофры, поэтому ячейки и площади на складах необходимо оптимизировать под хранение различных типов товаров.

Прошло уже 10 лет с тех пор, как ваша компания сделала первый шаг к автоматизации, внедрив LEAD WMS. Как трансформировались логистика и ИТ-составляющая за это время?

Михаил Мороз: Разница между новой и старыми версиями системы LEAD WMS, которые мы использовали до недавнего времени, колоссальная. Она очень заметна как в плане функционала и удобства настроек, так и внедрения изменений, формирования отчетов и т.д. Новое решение намного более гибкое, нам удалось с ним сделать большой шаг вперед в плане управления складами. Благодаря, в том числе, реализации гибких настроек, общая производительность центрального склада выросла в 1,5 раза, а региональных - почти в 2 раза.

Сейчас мы без особых сложностей можем быстро настраивать систему так, как нам нужно. Это особенно важно с учетом того, что некоторые настройки меняются несколько раз в месяц.

Наши специалисты постоянно взаимодействуют с командой LogistiX, формулируют различные задания, предлагают варианты оптимизации функционала, исходя из потребностей бизнеса. Например, в настоящее время мы взаимодействуем с вендором по проекту процедуры возвратов.

В регулярной отчетности бренда EKF отражены показатели роста производительности, снижения затрат, сокращения количества пустых операций и т.д. И мы видим, что система LEAD WMS позволяет нам эффективно управлять пополнением товаров.

Можете ли вы привести показатель, который вырос сильнее всего?

Михаил Мороз: Наибольший рост производительности получен в сфере автоматизации порядка обхода. В тех компаниях, где нет подобного решения, система предлагает варианты обхода кладовщику в случайном порядке или по алфавиту. У нас отбор товара из ячеек обычно задается с самого тяжелого — на него уже можно класть то, что легче. Регулирование всего этого с помощью WMS-системы дает колоссальный прирост производительности. Учет топологии склада и расчет оптимального маршрута для сборщика заказа — это самые главные плюсы WMS-решения.

Каковы секреты долгосрочного ИТ-партнерства с компанией LogistiX? Как в партнерстве достичь синергии?

Михаил Мороз: Выбор ИТ-партнера — это очень серьезный процесс. Пожалуй, его можно сравнить с женитьбой. Это не выбор автомобиля: сегодня он может быть один, а через несколько лет другой. Поменять партнера в части WMS особенно сложно, поскольку внедрение и тиражирование таких систем растягивается на долгие годы. В такой ситуации мало какая компания захочет разорвать отношения с вендором и начать вкладывать деньги в новый проект.

Разработчики LEAD WMS своевременно откликаются на все наши запросы. Довольно плотное взаимодействие с вендором и профессионализм наших команд — наверное, в этом и заключается секрет успеха и достигается серьезный синергетический эффект для обеих компаний: EKF оперативно получает необходимые возможности для управления складом, а LogistiX обеспечена обратной связью от одного из крупных заказчиков.

Дайте совет тем компаниям, которые только задумываются о цифровизации логистики сейчас. Как выбрать партнера?

Михаил Мороз: Здесь трудно подобрать универсальный рецепт. Но, естественно, цифровизацию складской логистики можно рекомендовать всем компаниям, которые обладают площадками для хранения товаров, даже тем, которые считают, что они и так неплохо справляются. Мне приходилось работать в компаниях, где до сих пор нет ничего близкого по уровню к WMS. Как правило, такие организации уверены, что автоматизация склада — это выброшенные деньги. Вспоминаю, как в начале своей карьеры видел предприятия, где не было даже системы адресного хранения, а о WMS там тогда даже не думали.

Вообще, главное в процессе автоматизации склада — это убедить руководство, что WMS обеспечит реальную экономию. И здесь надо представить обоснованные расчеты. Когда к людям приходишь и просто говоришь, что нам надо потратить условные пять миллионов рублей, чтобы потом сэкономить десять миллионов, - в это вряд ли поверят. Обычно руководителей убеждают реальные кейсы: здесь удалось увеличить производительность, а здесь снижены затраты и уменьшился штат и т.д.

Убежден, что без WMS на современном уровне развития технологий компаниям очень сложно конкурировать на рынке. Если рассматривать случаи маркетплейсов, то они в принципе не могут управлять огромным ассортиментов без складской системы с возможностью штрихкодирования. По моим оценкам, на различные WMS-решения уже перешли порядка 80% производственных и торговых компаний в России.

Мой совет всем компаниям — смотреть в будущее и выбирать современные цифровые технологии.

Как оценить окупаемость инвестиций в WMS?

Михаил Мороз: Здесь прежде всего необходимо тщательно вести учет трудозатрат, оценивать стоимость тех или иных операций и в принципе контролировать расходы бюджетов. Если таких расчетов не ведется, то оценить возврат инвестиций крайне сложно. И в пользе WMS-системы обычно легко убедить те компании, которые ведут подобные расчеты и могут сравнить план с фактом. Даже сокращение пустых перемещений кладовщика по складу — это уже существенная экономия для компании.

Что касается опыта EKF, то мы считаем все, что можно посчитать: каждое движение сотрудника, каждый пик сканера, каждый набор, каждое перемещение… Таким образом, мы понимаем, какие у нас процедуры, сколько человек в среднем тратит на их выполнение, что ему для этого нужно, что ему нужно для оптимизации работы. На основании изучения этого опыта мы составляем отчет, в котором планируем цифры по снижению затрат. При этом, если брать рынок в целом, фактический эффект от использования WMS оказывается выше ожидаемого. Мы в EKF планировали, что рост производительности составит 15%, он в итоге превысил 20%.