2023/12/19 16:21:27

Николай Шевцов, ОТП Банк: Культура работы с данными теперь интересует даже членов совета директоров

На вопросы TAdviser об организации работы офиса CDO в крупном банке, особенностях построения нового хранилища данных и внедрения инноваций, о соответствии запросам бизнес-подразделений ответил Николай Шевцов, CDO и директор по управлению данными ОТП Банка.

Николай
Шевцов
Мы стараемся в рамках построения нового хранилища использовать те инструменты, которые сейчас априори наиболее перспективны.

Расскажите, как работа с большими данными и офис CDO помогают бизнесу организации? Какие интересные задачи приходится решать и с какими трудностями сталкиваетесь?

Николай Шевцов: В рамках нашей работы CDO-офиса банка мы решаем задачи, которые можно условно разделить на три направления. Первое — технологическая составляющая. Например, в её рамках мы реализовали проект по миграции Oracle Exadata на продукты отечественного вендора ArenadataArenadata DB и Arenadata Hadoop — для построения хранилища DWH и Data Lake. Этот шаг по созданию нового хранилища позволит банку на протяжении многих лет занимать лидирующие позиции. Второе направление — работа по совершенствованию процессов управления данными и контроля их качества. А третье — популяризация этих процессов и вовлечение в них бизнес-пользователей всех уровней: от аналитиков, разработчиков, трайб-лидеров до пользователей уровня топ-менеджмента банка. В рамках нового хранилища они будут работать с одними и теми же данными, разговаривать на одном языке. И будут полностью уверены в том, что отчётность одного подразделения совпадает с данными, которые есть по этой же области у другого подразделения.

Когда вы строили новое хранилище, удалось что-то переосмыслить, перейти к процессу создания по-новому? Или просто использовали общепринятые практики?

Николай Шевцов: Когда мы начали строить новое хранилище, то поняли, что это уникальная возможность для банка реализовать несколько дополнительных моментов. Во-первых, встроить всё, что касается процессов работы с данными, в разработку хранилища. Во-вторых, вовлечь бизнес-пользователей в активную работу с новым хранилищем. В-третьих, осуществить разработку хранилища по принципу Data Mesh. Соответственно ему офис CDO отвечает за выстраивание правильных процессов фреймворков работы с хранилищем, построение его ядра. А за доработку хранилища в части, специфичной для каждого бизнеса, отвечает непосредственно бизнес-направление.

Насколько важно для банка использование современных технологий?

Николай Шевцов: Мы стараемся в рамках построения нового хранилища использовать те инструменты, которые сейчас являются априори наиболее перспективными. Это позволяет нам решать наши технологические задачи значительно проще. Кроме того, для наших разработчиков достаточно важна работа с современным технологическим стеком. Скажу честно, этот аспект играет не меньшую роль, чем размер заработной платы. Если говорить о политике разработки, то всё, что касается создания хранилища, разработки фреймворков, обучающих материалов, мы стараемся осуществлять силами и ресурсами нашего CDO-офиса.

Почему в таком случае вы пришли к коммерческой сборке Open source проекта, а не стали делать всё самостоятельно на «ванильной» версии продукта?

Николай Шевцов: Отличие коммерческой сборки от Open Source заключается в двух ключевых моментах: стабильности и поддержке. Нам нужно быть уверенными в том, что при апгрейде на новые версии различных компонентов само решение в целом будет работать стабильно и корректно. Ведь даже в Open Source появляются баги, которые нуждаются в правках. А для этого требуются дополнительные ресурсы. Если просуммировать эти пункты, то их можно было бы сделать самостоятельно на нашей стороне, но тогда мы бы выполняли параллельно и работу по разработке ПО, а это не является для банка основным видом деятельности.

Вы обладаете большим опытом работы с Open Source в разных организациях. Расскажите, как меняется отношение к людям, которые занимаются данными, к культуре работы с данными?

Николай Шевцов: В нашей компании мне посчастливилось увидеть ситуацию, когда в вопросы, связанные со стратегией работы с данными, с управлением данными, глубоко погружены топ-менеджеры ОТП Банка. Это демонстрирует, насколько этот вопрос важен для компании, если банк хочет стать лидером рынка.

Давайте поговорим о самой профессии. Кто же такой CDO?

Николай Шевцов: Я думаю, что это человек, который способен увидеть и понять, как усовершенствовать процессы, продукты и технологии и перевести их в цифровой формат так, чтобы компания от этого стала конкурентоспособнее и эффективнее.

А как выглядит современный офис CDO? Какие роли есть в вашей команде?

Николай Шевцов: У нас есть девять команд. Некоторые из них платформенные, которые занимаются развитием непосредственно платформ в рамках своей зоны ответственности. Эти ребята, как правило, с колоссальным опытом. Поэтому у нас существует культура обсуждения и делегирования задач.

Кто у вас является инициатором изменений: офис CDO или бизнес?

Николай Шевцов: Это дорога, по которой мы идём рука об руку с бизнесом. В рамках реализации задач для прошлого хранилища мы уже понимаем проблемы, с которыми бизнес может столкнуться. И подсказываем, где можно применить другие решения, о которых представители бизнес-подразделений могли не подозревать. Но и у бизнеса есть свой взгляд на то, что ему нужно в рамках ежедневной деятельности. Поэтому все изменения обсуждаем вместе. Этому помогает и то, что в процессе решения мы детально рассказываем и обучаем всех сотрудников банка тому, как их деятельность в рамках отдельного процесса влияет на всех остальных пользователей. Когда человек представляет, что он не только отвечает за реализацию маленькой части процесса, но и затрагивает большое количество людей, у него повышается уровень ответственности и уровень вовлечённости в реализацию нашей программы.

Как проходит такое обучение?

Николай Шевцов: Мы разработали собственные обучающие семинары, вебинары для разного уровня сотрудников, в рамках которых рассказываем, как ведётся работа с данными. Особенно приятно, когда на таких мероприятиях бизнес делится своими болями. Это помогает нам скорректировать процесс обучения так, чтобы он стал более прозрачным и понятным. Возникает конструктивная дискуссия, которая направлена на повышение эффективности работы.