2024/05/07 15:59:59

Напитки в России


Содержание

Хроника

2023: Рост производства безалкогольных напитков до 115,3 млн дал

В 2023 году производство безалкогольных напитков в России составило 115,3 млн дал против 107 млн дал годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Росстата, о которых стало известно в апреле 2024 года.

Как пишут «Ведомости», цены на безалкогольные напитки выросли на фоне введения курсовых пошлин, оттолкнувших производителей от экспорта и заставивших их сосредоточиться на внутреннем рынке, где им пришлось увеличить стоимость продукции для поддержания рентабельности. Кроме того, изменения на рынке вызваны введением обязательной маркировки безалкогольных напитков и налога на них. Акцизная ставка составляет 7 рублей за литр, и эти издержки добавлены к цене продукции.

Производство безалкогольных напитков в России составило 115,3 млн дал

Повлиять на ситуацию на рынке могло и введение в 2023 году маркировки на безалкогольные напитки и акциза на газировки с сахаром, говорит президент Союзнапитков Максим Новиков.

«
Обе меры потребовали от индустрии транслирования части затрат в стоимость продукции, а повышение цен, в свою очередь, напрямую связано со спросом и объемами производства, — отметил он.
»

По данным Министерства финансов РФ, акцизы на сахаросодержащие напитки российского производства в 2023 г. дали бюджету 7,2 млрд рублей, на импортные напитки – 1,1 млрд рублей.Российский рынок СЭД/ECM борется с демпингом и рассчитывает на возможности искусственного интеллекта. Обзор и рейтинг TAdviser 200.8 т

К росту издержек у производителей также привели изменение курса валют, удорожание логистики и дефицит кадров, считает директор по стратегическому развитию Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров. По его оценке, в результате стоимость сладких безалкогольных напитков у крупнейших производителей увеличилась на 10–15%.

По данным NTech за 2023 год, в категории «Сладкие газированные напитки» по доле рынка в денежном выражении лидирует торговая марка «Добрый» (25,1%), далее идут «Черноголовка» (17,6%), Cool Cola (6,8%), Coca-Cola (4,8%) и Everness (4,1%).[1]

2022

Рост производства прохладительных напитков в России на 45% до 9,5 млрд литров

В 2022 году в России было произведено 9,5 млрд литров прохладительных напитков, что примерно соответствует объему годичной давности. Однако в сравнении с 2018 годом объем рынка вырос на 45%, свидетельствуют данные аналитической компании BusinesStat, опубликованные в декабре 2023 года.

Как отмечают эксперты, до 2022 года на российском рынке прохладительных напитков доминировали Coca-Cola и PepsiCo. Большая часть продаж газированных и чайных напитков приходилось на эти корпорации, а остальные производители конкурировали между собой, стараясь забрать себе небольшой сегмент рынка, либо занимаясь смежными видами напитков – квасами, негазированными напитками и энергетиками, в которых позиции гигантов были не так сильны, говорится в исследовании.

В 2022 году Coca-Cola и PepsiCo вместо полного ухода из РФ выбрал вариант с избавлением от всех российских активов и формальным уходом в виде прекращения выпуска продукции под международными брендами и перестройки своих портфелей в пользу локальных марок. Но местные производители были не готовы сохранять статус-кво и воспользовались ситуацией. Естественной реакцией на уход с рынка классической тройки напитков Coca-Cola, Fanta, Sprite у Coca-Cola и Pepsi, Mirinda, 7Up у Pepsico стало мгновенное появление аналогов.

Компания «Очаково» пошла по пути замещения всей тройки, выпустив аналоги по всем трем видам – Cool Cola, Fancy и Street. ГК «Черноголовка» также выпустила аналог колы – «Кола Черноголовка», но, в отличие от «Очаково», параллельно усиленно продвигала другие напитки из своего ассортимента с традиционными для советско-российского рынка вкусами. Другие российские производители также выпустили линейки аналогов колы и других популярных прохладительных напитков, добавляют в BusinesStat.[2]

В России снизились продажи готовых сиропов - на 14,9% до 19,5 тыс. тонн

В 2022 году в России было продано 19,5 тыс. тонн готовых сиропов, что на 14,9% меньше в сравнении с предыдущим годом ранее. Основной причиной спада стало сжатие спроса со стороны населения и сектора общественного питания из-за роста цен и сокращения ассортимента, говорится в исследовании BusinesStat, опубликованном в июле 2023 года.

По словам аналитиков, в 2022 году отечественные производители столкнулись с дефицитом и подорожанием отдельных пищевых компонентов, используемых в изготовлении сиропов, проблемами с упаковкой продукции и обслуживанием оборудования, а импортеры существенно сократили объемы поставок в связи с нарушением логистических цепочек и из-за санкций.

Согласно исследованию, большая часть готовых сиропов и топпингов реализуется заведениям общественного питания: кофейням, барам, ресторанам, отелям и кейтеринговым компаниям. Долгое время в России данные продукты были нишевыми и применялись лишь профессиональными бариста, барменами и поварами, но в последние годы рынок получил новый импульс к развитию. Росту продаж готовых сиропов во многом способствовала популяризация потребления кофе и смешанных напитков у россиян, а также расширение ассортимента сиропов и топпингов, представленных в рознице.

Спрос на напитки и десерты с любимыми вкусами сохранился и реализовывался посредством покупок готовых сиропов и топпингов в розничных магазинах и на маркетплейсах. Также многие кофейни запустили экспресс-доставку напитков и десертов. Она осуществлялась как собственными силами, так и сторонними сервисами.

В 2022 году в магазинах было представлено около 100 различных вкусов готовых сиропов и топпингов. В пятерку самых популярных у россиян вошли шоколадный (7,6% ассортимента), карамельный (6,3%), кленовый (5%), клубничный (4,8%) и ванильный вкус (4,5%).[3]

Примечания