2024/03/20 11:45:46

Парфюмерия (рынок России)


Содержание

2023

Литва вышла в лидеры по поставкам духов в Россию

По итогам 2023 года Литва стала главным поставщиком парфюмерии в Россию. Об этом 17 марта 2024 года сообщило информагентство «Прайм».

Издание отмечает, что исторически в тройку главным импортеров парфюмерии входили Франция, Литва и Германия, однако Германию в 2022 году заменила Испания, а в 2023 году – Польша.

Литва стала главным поставщиком парфюмерии в Россию

Общий объем поставок духов в Россию в 2023 году составил более $516 млн. Литва поставила больше всех на сумму более $165 млн. Также в тройку вошли Польша ($64 млн) и Франция ($58 млн). На эти страны пришлось больше половины поставок парфюма в Россию.Банковская цифровизация: ускоренное импортозамещение и переход на инновации. Обзор и рейтинг TAdviser 13.1 т

Среди крупных импортеров также можно отметить Италия ($52 млн) и Испания ($39 млн). В десятку также вошли Германия ($25,5 млн), Чехия ($23 млн), Латвия ($19,6 млн), Турция ($17 млн) и Казахстан ($15,2 млн). Суммарно на десять крупнейших импортеров пришлось 93% поставок парфюма в Россию на общую сумму в $480 млн.

С 2021 года самый высокий темп роста поставок в Россию у Турции и Казахстана – их поставки выросли почти в 3 раза. У Италии, Литвы и Чехии импорт в Россию за два года увеличился вдвое. У некоторых стран импорт парфюма в Россию упал. Сильнее всего доля снизилась у Германии – в 5 раз. Кроме этого, упали поставки у Франции (на 26%), Испании (на 20%) и Латвии (на 13%).

Из стран, невошедших в десятку крупнейших импортеров, можно отметить страны, импорт которых вырос сильнее всего. Это Словения (в 394 раза до $13 млн), Южная Корея, Таиланд, Узбекистан, Армения, Китай. Наиболее резкое падение импорта парфюма произошло у Бельгии, США, Азербайджана, Словакии, Великобритании, Бахрейна, Швейцарии, Финляндии. Импорт Нидерландов снизился почти до нуля и составил $155 тыс., что в 12,5 тысяч раз меньше, чем 2 года назад.[1]

Сокращение ассортимента парфюмерии из недружественных стран

В апреле 2023 г в российских бьюти-магазинах заканчиваются духи марок из недружественных стран — с полок почти исчезли Yves Saint Laurent, Lacoste, Maison Margiela и Calvin Klein. В магазинах «Рив Гош», «Л’Этуаль» и «Золотое яблоко» почти полностью закончился бренд Chanel. При этом духи свободно продаются в точках «Иль де Ботэ».

Помимо магазинов, такой парфюмерии нет в магазинах дьюти-фри, ГУМе и ЦУМе. Компании-продавцы обсуждают варианты с параллельным импортом, поставками отечественных брендов или брендов из дружественных стран.

2022: Рост продаж парфюма на 28%, до 85,5 млн флаконов

В 2022 году россияне купили 85,5 млн флаконов парфюмерной продукции, что почти на 28% больше, чем годом ранее, когда объем рынка измерялся 67 млн штук. Об этом свидетельствуют оператора системы маркировки «Честный знак».

В деньгах продажи парфюмерии за это время выросли на 30,1%, до 142,9 млрд рублей. Доля онлайн-продаж в сегменте на единицу товара выросла с 9,1% в 2021 году до 12,3% в 2022 году, в денежном выражении - с 8,9% до 9,5% соответственно.

Продажи парфюмерии в России за год выросли на 28%

Доля российской парфюмерии среди потребляемого сегмента достигла 60,7%, что на 2,5% пункта выше показателя 2021 года. Следом по предпочтениям идет парфюмерия из Франции (15,9%), Испании (7,3%), Польши (5,8%) и Германии (2,4%).

По словам генерального директора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, основные продажи парфюмерии в 2022 году пришлись на первое полугодие, а ограничение импортных поставок сказалось на доле российских производителей.

Исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова отметила, что недорогая российская парфюмерия всегда пользовалась спросом, а в целом спрос в 2022 году смещался в более дешевый ценовой сегмент.

В Национальном совете по парфюмерии, косметике и бытовой химии (в него входят Faberlic, «Арнест», MIXIT, R.O.C.S.) сказали, что отечественные производители ищут и находят необходимые компоненты для выпуска продукции в «дружественных» странах и налаживают их поставки, что сказывается на спросе в положительную сторону.

Эксперты «Честного знака» подсчитали, что к концу 2022 года в обороте находилось более 136 млн флаконов парфюмерной продукции. Этих объемов достаточно, чтобы покрыть спрос россиян более чем на год. При этом на рынок продолжает поступать парфюм как отечественного, так и импортного производства, отметили они.[2]

2016

В сентябре 2016 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка парфюмерии.

В I пол. 2016 года объем рынка парфюмерии и косметики составил 169,3 млрд. руб. Объем рынка парфюмерии при этом составил 34,5 млрд. руб.

Среди производителей парфюмерии лидерами рынка России в I пол. 2016 года остаются L’Oreal, LVMH, Procter and Gamble и Estee Lauder Companies.

Структура рынка парфюмерии по ценовой категории в I пол. 2016 года претерпела незначительные изменения в сравнении с предыдущим периодом: 48,1% всех продаж приходится на массовый сегмент, 51,9% составляет сегмент премиум (ранее несколько преобладал массовый сегмент).

По количеству магазинов абсолютным лидером является Магнит Косметикс: в I пол. 2016 года данной парфюмерно-косметической сети принадлежат приблизительно 1000 магазинов. Далее следует сеть Л’Этуаль– около 900 магазинов на территории РФ. Затем с большим отрывом следует Yves Rocher – около 300 магазинов сети.

Из тенденций и событий на рынке парфюмерии и косметики можно отметить следующее: возвращение ароматов Louis Vuitton на рынок парфюмерии, управление «Алькор и Ко» за парфюмерией в «Стокманн», запуск в России магазинов формата дрогери сетью «Ашан», расширение производства продукции L'Oreal в России, планы сети "Золотое яблоко" начать работу в Москве, развитие сегмента прямых продаж на рынке парфюмерии и косметики и др.

2015

Объем рынка рынок парфюмерии в 2015 году составил 69 345 млн руб. Наибольшая доля в рамках ценовых сегментов на рынке рынок парфюмерии приходится на категорию premium. В 2015 году объем продаж рынок парфюмерии в данном сегменте составил 36 432 млн руб. Аналогичный показатель в массовом сегменте составил 32 913 млн руб.

Главным дистрибьютором на рынке рынок парфюмерии в 2014 году были ритейлеры, специализирующиеся на продаже косметики и средств личной гигиены. Быстрое развитие современной розничной торговли и рекламной деятельности повлияло на развитие рынок парфюмерии категории premium в России. Благодаря частым специальным предложениям и скидкам в 50%, потребители изменили свои предпочтения от брендов категории mass к премиальным.

Seldico была ведущим производителем рынок парфюмерии в России с рыночной долей 16% в 2014 году. Компания имеет широкий портфель брендов и в оcновном действует в премиальном ценовом диапазоне. Ее самые популярные бренды – это Bvlgari, Guerlain, Kenzo, ChristianDior и Givenchy. Бренды компании хорошо известны и признаны российскими покупателями. Кроме того, компания много инвестирует в продвижение, а ее бренды продаются в самых популярных розничных сетях, специализирующихся на продаже косметики и средств личной гигиены.

Женщины традиционно остаются главной целевой аудиторией для большинства производителей, поскольку они предъявляют больший спрос на рынок парфюмерия. Они приобретают продукты не только для себя, но также и для своих партнеров. Кроме того, женщины продолжают считать, что рынок парфюмерия совершенствуют их имидж.

  • По данным маркетингового агентства DISCOVERY Research Group

2013: Объем рынка 75 млрд руб

По оценке DISCOVERY Research Group в 2013 году наблюдалось сокращение рынка парфюмерии и косметики на 3%. Объем рынка в этом периоде составил 415 млрд. руб. Объем рынка парфюмерии в 2013 году составил 75 млрд. руб. Большая часть продаж парфюмерии в России приходится на 6 западных компаний: L'Oreal, LVMH, Procter and Gamble, Estee Lauder Companies, COTY, Puig Beauty & Fashion Group. Российские компании являются аутсайдерами рынка парфюмерии.

В 2013 году любимым брендом россиян в категории «парфюмерия и косметика» стал Christian Dior. По данным рейтинга брендов top20brands.ru. Christian Dior набрал 16,1% голосов, L’Oreal – 14,2%, Chanel вышла на третье место с 13,6% голосов, вытеснив Nivea на 4 место с 10,7%. Также стоит отметить, что в 2013 году в десятке известнейших брендов появился новый игрок Givenchy, а вылетел из десятки Max Factor. Среди компаний, занимающихся прямыми продажами, россияне все также предпочитают Avon.

Доля контрафакта на российском парфюмерно-косметическом рынке составляет, по разным оценкам, от 15% до 30%. Иностранные производители, особенно производители элитной парфюмерии и косметики, защищают свои бренды с помощью индивидуальных упаковок, различных маркировок, прямых поставок торговым сетям, продаж через собственные магазины и пр. Все эти механизмы приводят к сокращению доли серой и контрафактной продукции в офлайн магазинах. Новой тенденцией рынка парфюмерии является уход такой продукции в интернет, так как отсутствие контроля и большая доходность, чем офлайн, привели к росту этого канала продаж.

Ключевыми трендами рынка являются усиление конкуренции между федеральными ритейлерами, и увеличение доли интернет-продаж крупнейших федеральных сетей. Кроме того, продолжится активный рост сетей дрогери, так как в данном сегменте уровень консолидации рынка очень низок. Так же в среднесрочной перспективе стоит ожидать сокращение доли городов федерального значения в объеме продаж парфюмерии и косметики на фоне увеличения доли крупных региональных городов, в которых активно развиваются специализированные парфюмерно-косметические сети.

Среди сетей, торгующих парфюмерией, по количеству магазинов абсолютным лидером является Л’Этуаль: на территории России число магазинов составляет более 800, открытых более чем в 250 городах, сеть продолжает экспансию в регионы. Ближайшим конкурентом является сеть Yves Rocher, которая насчитывает 278 магазинов. В 2013 г. все крупные сети, несмотря на сокращение рынка в целом, несколько увеличили свои объемы продаж, отобрав доли у более мелких и региональных продавцов. Специализированные парфюмерно-косметические сети укрепляют свои позиции за счет маркетинговых инструментов, таких как масштабные программы лояльности и промо акции.

Аптеки как канал дистрибуции все более уходят в сегмент специализированных косметических средств. Также наблюдается общая тенденция к сокращению нецивилизованных форм торговли.

Примечания