2023/01/23 19:09:50

Андрей Тамбовский, ФОРС Дистрибуция: Запросы на оптимизацию хранимой информации существенно выросли

На вопросы TAdviser о текущих потребностях заказчиков в области оптимизации хранимой информации ответил Андрей Тамбовский, директор по технологиям ФОРС Дистрибуция.

Андрей
Тамбовский
Сегодня мы нарастили экспертизу в области российского аппаратного обеспечения и программных средств

На протяжении тридцати лет ФОРС Дистрибуция была дистрибутором Oracle в России. Как компания адаптировалась после ухода вендора?

Андрей Тамбовский: ФОРС получил статус Oracle Value Added Distributor в 1999 году. С самого начала компания делала ставку на создание собственной технической экспертизы. Мы всегда старались дать нашим партнерам и их заказчикам чуть больше знаний, умений, поделиться лучшими практиками. Чтобы достичь этих целей, мы постоянно модернизировали свои ресурсы. Так в 2008 году на базе ФОРС стартовал специальный проект Oracle Partner Excellence Hub, в рамках которого проходило как обучение партнеров новинкам продуктового портфеля Oracle, так и решение вопросов миграции приложений, помощи ISV партнерам, проведение индивидуальных консультаций.

Более 12 лет назад, после того, как Oracle вывел на рынок свой первый программно-аппаратный комплекс Exadata, мы создали Центр комплексных решений, сфокусировавшийся на изучении, продвижении и внедрении ПАК Oracle. Собственный пул оборудования в совокупности с сильной командой экспертов, обладающих большим опытом работы с технологиями Oracle, многие из которых также имели опыт преподавания, сделали наш Центр одним из самых известных среди российских заказчиков. Множество кейсов по внедрению Oracle Exadata начинались с пилотных проектов, впоследствии перераставших в работы по оказанию профессиональных услуг, нацеленных в первую очередь на обеспечение высокой производительности систем.

Собственно, такой подход и позволил нам, пусть это было и непросто, но перестроить, а точнее достроить свою работу после того, как вендор прекратил деятельность в нашей стране. Весь наш предыдущий опыт, знания, собственная материальная база, а главное, команда экспертов смогли обеспечить нашу успешную трансформацию в сервис-провайдера. Тем более, что именно этого от нас требовали заказчики.

Как развивалась ситуация на рынке после того, как Oracle прекратил поддержку российских заказчиков?

Андрей Тамбовский: Вопрос о том, что будет с технической поддержкой оборудования после прекращения Oracle обслуживания российских пользователей, стал после ухода вендора самым острым. По крайней мере, наши заказчики и те компании, с которыми мы уже работали в области поддержки программного обеспечения, и даже те, которые еще не пользовались нашими услугами, этот вопрос задавали чаще всего. Проблемы с программным обеспечением были для нас не новы, уже были выработаны основные методы их решения или по крайней мере минимизации количества. Наш собственный опыт показывал, что до 97% проблем, которые возникали у заказчиков с ПО Oracle, решались силами наших экспертов, не требуя обращений к вендору. А вот оборудование одними рекомендациями не починить. Нужны не только эксперты: опытные инженеры, специалисты по диагностике, — но и собственный склад запчастей, лаборатория для проведения диагностирования ПАК и много других важных компонентов, из которых складывается работа независимой сервисной компании.

Предыдущий опыт ФОРС Дистрибуции, знания наших экспертов, расширение команды за счет новых специалистов именно в области технической поддержки оборудования Oracle, собственный фонд комплексов Oracle разных поколений позволили нам, что называется, «подставить плечо», поддержать аппаратную часть ПАК Oracle наших заказчиков. 28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT 8.5 т

Сегодня мы уверены в своих силах и возможностях. За весь прошедший год мы ни разу не нарушили своих обязательств по срокам и качеству решения проблем теперь уже аппаратных средств. Учитывая, что программное обеспечение мы научились поддерживать давно, заказчикам, использующим Oracle Exadata, Exalogic, Big Data Appliance и другие ПАК Oracle, мы предоставляем услуги так же как до ухода вендора — на принципах «одного окна», когда заказчику достаточно сообщить о проблеме, а диагностикой и поиском решения занимается наша объединенная команда software и hardware инженеров.

Какие запросы со стороны рынка присутствуют в настоящее время?

Андрей Тамбовский: Помимо того, что заказчики желают прежде всего обеспечить надежную и стабильную работу внедренных ранее систем, мы видим еще и запросы на технологический консалтинг. Системы, которые мы обслуживаем, практически всегда относятся к высоконагруженным контурам с большим объемом накапливаемых и обрабатываемых данных. В связи с этим возникают запросы на оптимизацию хранимой информации, достижение максимально возможного из того, что могут делать имеющиеся ПАК, вплоть до апгрейда аппаратной части. И это не такая простая задача, как может показаться. Необходимо понять, где именно находится узкое место, что мешает нормальной работе в сложном контуре, состоящем из множества систем, чтобы не «бить по площадям», а модернизировать только критически важную часть. Сегодня, когда имеются объективные сложности с закупкой оборудования, запрос на такого рода сервис существенно вырос.

У нашей команды большой опыт решения подобных задач. ФОРС Дистрибуция имеет десятилетнюю практику проводимых для партнеров и заказчиков в Центре комплексных решений тестирований, нацеленных на выявление существующих проблем информационных систем и поиск наиболее эффективного варианта конфигурации ПАК Oracle.

Насколько могут отличаться возможности техподдержки, оказываемой отечественными экспертами, от того, что предоставлял Oracle?

Андрей Тамбовский: Понятно, что ранее стандартную техническую поддержку оказывал вендор. С нашей стороны решались задачи более высокого уровня, такие как повышение производительности и отказоустойчивости систем, реагирование на инциденты в условиях, когда нужно срочно восстанавливать работу контура. Стандартная техподдержка Oracle часто не соответствовала SLA клиентов: заказчики хотели, чтобы поддержка предоставлялась на русском языке, с высокой долей ответственности и в кратчайшие сроки. Поэтому так получилось, что мы начали с конца: то, до чего некоторые компании доходят только на n-ном году жизни, стало для нас стартом.

Мы работали с крупными госзаказчиками, банками, ритейлом. У таких клиентов очень высокие требования к качеству сервиса и срокам решения инцидентов. Также мы занимались расширенными сервисами и проектами по анализу проблем производительности.

Ещё в 2015 году ФОРС Дистрибуция создала собственную службу технической поддержки и консалтинга. Для нас служба — это не только профессионалы высокого класса, но также собственная база знаний, система приема заявок, горячая линия, работа в режиме 24/7, а теперь еще и собственный склад запчастей, лаборатория диагностики ЗИП. Могу сказать, что за эти 7 лет мы не потеряли ни одного из тех заказчиков, с которыми начали работать. Это своеобразный критерий качества, когда с каждым годом мы только наращиваем пул клиентов, которым было бы интересно добиться расширения информационных систем с сохранением или улучшением показателей производительности и отказоустойчивости.

Как компания выстраивает свою деятельность в условиях нехватки запчастей и комплектующих?

Андрей Тамбовский: Может быть это прозвучит несколько парадоксально, но наличие или отсутствие запчастей в первую очередь связано не столько с возможностью их купить и положить на склад, сколько с необходимостью точного понимания, какие именно нужны запчасти, какое количество достаточно для того, чтобы выполнить свои обязательства по срокам ремонта.

Многолетний опыт работы нашей команды технической поддержки, аналитиков и разработчиков специализированного ПО позволил нам очень быстро создать систему для управления складом запчастей, превратив абстрактную проблему в руководство к действию. Сегодня нам понятно, какие детали надо закупать, когда, в каком количестве и у каких поставщиков. При наличии такого инструмента, учитывающего нашу статистику ремонтов и прогнозирующего расход деталей, мы смогли минимизировать влияние проблем, которые периодически бывают на рынке с поставками запчастей.

Сейчас компания чувствует себя вполне уверенно в сложившейся ситуации, так как у нас есть три ключевых компонента: люди с очень высокой квалификацией, склад запчастей, номенклатура которого составляет более 9 тысяч единиц, и созданные нами информационные системы, обеспечивающие работу службы технической поддержки.

Какие существуют возможности для оптимизации работы программно-аппаратных комплексов, не требующие установки дополнительного оборудования?

Андрей Тамбовский: Запрос от заказчиков на увеличение объема базы данных стал, наверное, вторым по частоте после вопроса о работе «железа». Растет объем данных, соответственно, необходимо обрабатывать больше информации, а это означает, что увеличивается нагрузка на серверы, систему хранения и иное оборудование. В случае с Exadata и серверы базы данных, и система хранения являются взаимосвязанным компонентами одного ПАК. Именно поэтому вопросы повышения производительности и расширения свободного места часто могут решаться не только привычными методами апгрейда аппаратных средств, но и анализом работы СУБД и заполненности системы хранения.

На протяжении многих лет настройка Exadata на максимально возможную производительность была и остается одной из самых главных специализаций нашей команды. Что касается консалтинга в области оптимизации объема хранимых и обрабатываемых данных, то и тут существует разработанная нашими экспертами методика, уже неоднократно доказавшая свою эффективность. Обладая опытом внедрения, поддержки и модернизации систем Oracle, мы уже сегодня предлагаем нашим заказчикам программы как по расширению емкости подсистемы хранения, так и по наращиванию производительности серверов баз данных. Наши специалисты способны обнаруживать узкие места даже в старых системах и принимать решения, где и что необходимо модернизировать, чтобы ПАК работал с привычной заказчику производительностью.

Какие тренды развития ИТ-рынка в России вы предвидите в ближайшие несколько лет?

Андрей Тамбовский: На мой взгляд, стоит обратить внимание на облачные технологии. Я считаю, что эта тема стала особенно актуальной у нас в стране именно сегодня, когда требуется и решать проблемы поддержания существующей инфраструктуры и прорабатывать вопросы миграции в рамках процесса импортозамещения в ИТ. Те важные особенности, которые отличают облачные технологии от традиционного подхода, позволяют решить множество проблем. Если компания желает уменьшить зависимость своего бизнеса от наличия запчастей, то облака — один из возможных путей решения этого вопроса.

В последние годы мы видели опережающий рост российских ЦОДов облачных провайдеров. Сегодня существует система, при которой оборудование, каналы и ПО можно получить как услугу полного цикла, делегировав решение вопросов поддержания инфраструктуры специалистам провайдеров и привлекая при этом сторонних экспертов, которые умеют профессионально поддерживать сложные сервисы в облаке. Заказчик в таком случае может сосредоточиться на своих главных бизнес-задачах, не тратя время и ресурсы на поддержание работы системы.

Для нас как для людей, профессионально занимающихся ИТ, такое предоставление своих сервисов заказчикам, переносящим свои системы в облака, давно является частью стратегического направления. Мы стали одним из лучших партнеров Oracle в области освоения облачных технологий. Подтверждением этого является Oracle Innovation Award, которую наша компания получила за успех проектов, реализованных на базе Oracle Cloud.

Сегодня тем пользователям, которые собираются или уже «пошли в облака», мы предлагаем свои услуги — теперь уже в ЦОДах российских облачных провайдеров, с которыми мы заключили партнерские соглашения. Наши специалисты прошли необходимые курсы обучения, провели предварительные тестирования, мы активно работаем над проектами, требующими высокого уровня экспертизы в области технологий Oracle и знания специфики их использования в российских облаках. От обучения, проектирования перехода и самой миграции в облако до поддержки, оптимизации производительности и построения катастрофоустойчивых решений, используя облачную инфраструктур практически всех крупнейших российских провайдеров — вот неполный список того, на чем сфокусирована сегодня наша команда экспертов по облачным технологиям.

Что вы думаете о тенденции к импортозамещению?

Андрей Тамбовский: На мой взгляд, если говорить об импортозамещении как о переходе на российское оборудование и программное обеспечение, создаваемое и развиваемое сообществами наших специалистов, то это естественный процесс: во всем мире наблюдается постепенная замена вендорской модели решениями, основанными на принципах открытого сообщества.

На самом деле, случай России не уникален, мировой рынок движется в сторону использования, если хотите, микросервисной архитектуры для СУБД, в которой могут использоваться различные базы данных, каждая из которых оптимизирована под свою нагрузку и которые вместе образуют платформу, не уступающую по своим технических характеристикам применяемым сейчас решениям. Понятно, что пока в процессе разработки и внедрения этой архитектуры есть свои сложности, но эксперты стремятся постепенно их минимизировать.

Сейчас мы имеем портфель заявок на участие нашей команды в проектах по импортозамещению. Удовлетворить данные запросы нам позволяют глубокие знания технологий Oracle, без понимания которых сложно представить любой серьезный проект по миграции на новую архитектуру Сегодня мы нарастили экспертизу в области российского аппаратного обеспечения и программных средств, находимся в альянсе с отечественными вендорами, которые предлагают импортозамещающие продукты, и отлаживаем с ними методики миграции с Oracle. Думаю, в ближайшее время нам будет, о чем рассказать.