2023/10/20 17:42:25

Информационные технологии в Санкт-Петербурге

Данная статья посвящена информатизации Санкт-Петербурга и различным событиям, связанным с ИТ города.

Содержание

Основная статья: Санкт-Петербург

Управление цифровизацией

«Безопасный город» Санкт-Петербурга

Основная статья: Инфраструктура АПК «Безопасный город» Санкт-Петербурга

Цифровизация транспортной инфраструктуры

Основная статья: Цифровизация транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге

2023

Петербург закупил 189 серверов для работы дата-центра органов власти

Петербург закупил 189 серверов для работы дата-центра органов власти. Оборудование поставила к Компания «Национальные Технологии» холдинга «Росэлектроника», сообщила пресс-служба последней в конце декабря 2023 года. Подробнее здесь.

В Петербурге запустят новые цифровые возможности для туристов

В Санкт-Петербурге появятся новые сервисы в рамках Туристической платформы – цифрового решения, предназначенного для жителей и гостей города, а также для экспертов в сфере гостеприимства. Об этом 16 ноября 2023 года сообщила пресс-служба вице-губернатора СПб С.В. Казарина. Подробнее здесь.

Как проходит цифровая трансформация Петербурга

В середине октября 2023 года в Комитете по информатизации и связи (КИС) Петербурга сообщили о внесении корректировок в стратегию цифровой трансформации города. Внести изменения в действующую редакцию планируется в начале 2024 года. Параллельно идет разработка и утверждение типовой формы стратегии цифровой трансформации «с учетом продления срока действия до 2030 года», уточнили в пресс-службе ведомства.

Как пишет «Фонтанка» со ссылкой на материалы комитета, на создание и развитие государственных информационных систем, сайтов и порталов Петербурга на 2023 год выделено 3,2 млрд рублей, на 2024-й - 2,4 млрд рублей. Эти средства направлены в том числе на реализацию проектов стратегии цифровой трансформации, рассказали изданию в КИС.

В Комитете по информатизации и связи Петербурга сообщили о внесении корректировок в стратегию цифровой трансформации города

Там же сообщили, что в 2024 году должна начать работу корпорация по агрегации и обработке больших данных. Детали проекта в ведомстве не раскрывают, однако ранее сообщалось, что новая компания будет агрегировать обезличенные пользовательские данные от банков, сотовых операторов, снабжающих организаций, а также накапливать и анализировать собственные — от городских порталов, транспорта и так далее.

Еще одна сфера цифровизации Петербурга - транспорт. Как подчеркнули в КИС, к октябрю 2023 года весь общественный транспорт Петербурга оборудован системами безналичной оплаты проезда — как проездными, так и банковскими картами, — а также системами видеонаблюдения и бортовым навигационно-связным оборудованием. А все приобретаемые с 2022 года трамваи оснащены системой активной помощи водителю, которая позволяет избежать ДТП.Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149.2 т

В образовательном секторе также реализуются ИТ-проекты. Так, летом 2023 года был запущен Единый портал науки и высшего образования Петербурга, на котором доступны сведения о вузах и образовательных программах и их контакты, а также данные о вакансиях. Там же распределяются гранты правительства Петербурга. Ожидается, что через личный электронный кабинет ученики получат доступ к сервисам для самостоятельной подготовки и возможность управлять образовательной траекторией, в которой будут учитываться не только учебные достижения, но и soft skills, так называемые гибкие навыки.

К октябрю 2023 года весь общественный транспорт Петербурга оборудован системами безналичной оплаты проезда

Кроме того, в Комитете по информатизации и связи рассказали о развитии цифровых решений в системе здравоохранения Петербурга. Среди наиболее важных проектов - внедрение искусственного интеллекта для поддержки принятия врачебных решений. Планируется, что к концу 2024 года 10% медицинских организаций будут оснащены такими системами. Однако опрошенные «Фонтанкой» участники рынка сходятся во мнении, что цифровизация в сфере здравоохранения тормозится в том числе из-за отсутствия единой информационной системы: исторически каждое медучреждение самостоятельно строило свою инфраструктуру и теперь использует разный набор медицинских систем, что затрудняет их интеграцию и запуск общих для всего города сервисов.

«
В реализации стратегии цифровой трансформации мы исходим из двух составляющих. Во-первых, мы оцениваем ожидания от сферы цифровизации со стороны граждан. А именно: проактивное оказание государственных услуг и функций, проактивное предоставление городской информации и сервисов; отсутствие необходимости приносить с собой сопроводительные или подтверждающие статус документы, так как вся информация берется из государственных баз данных в рамках межведомственного взаимодействия, при обращении в органы власти или при получении услуг, — заявлял ранее в 2023 году вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин.
»

По его словам, Петербург оценивает также ожидания от сферы цифровизации со стороны государства. Среди них: наличие полных, достоверных, актуальных и непротиворечивых данных по всем отраслям городского управления и объектам городского хозяйства; наличие удобной и простой персонифицированной двухсторонней коммуникации с жителем города на основе его цифрового портрета.[1]

В Петербурге приняли законопроект, сделавший дроны приоритетным направлением развития науки и техники

В начале октября 2023 года в Петербурге приняли законопроект, сделавший дроны приоритетным направлением развития науки и техники. Речь идет о поправках в городской закон о «Научно-технической политике», одобренных Законодательным собранием города в третьем чтении. Подробнее здесь.

Петербург выделил 2 млрд рублей на телеком-услуги в рамках «Безопасного города»

25 июля 2023 года Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской мониторинговый центр» объявило о тендере на оказание телекоммуникационных услуг в рамках проекта «Безопасный город». Начальная цена контракта составляет приблизительно 2 млрд рублей.

Речь идет об организации передачи фото- и видеоматериалов с городских устройств мониторинга в центр обработки и хранения данных (ЦОХД). Целью инициативы является «обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге». Подрядчик должен организовать передачу материалов с камер наблюдения в ЦОХД непрерывно в круглосуточном режиме «24/7/365». При этом может выполняться программное сжатие видеоизображения с применением кодека H.264.

«Городской мониторинговый центр» в Санкт-Петербурге объявил о тендере на оказание телекоммуникационных услуг в рамках проекта «Безопасный город»

В техническом задании говорится, что сеть передачи данных должна быть масштабируемой и обеспечивать передачу всего объема трафика со всех устройств мониторинга в реальном масштабе времени. При этом необходимо предусмотреть резервирование полосы пропускания. Присоединение сети передачи данных к ЦОХД осуществляется с использованием интерфейсов 10G-Ethernet с возможностью объединения в логические группы.

Подрядчик обязан иметь действующие лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на услуги связи по передаче данных и на оказание телематических услуг связи. Все необходимые мероприятия по подготовке и поддержанию в работоспособном состоянии телекоммуникационной инфраструктуры, используемой для передачи данных, исполнитель реализует самостоятельно за собственный счет. Проект финансируется из бюджета Санкт-Петербурга. В срок не позднее пяти рабочих дней до начала оказания услуг подрядчик передает заказчику базу карточек устройств мониторинга (подробные сведения о месте размещения видеокамеры и объектах наблюдения) с эталонными изображениями и справочной информацией.[2]

Более 600 социальных объектов Санкт-Петербурга будут оснащены комплексными системами обеспечения безопасности

В 2023 году более 600 социальных объектов Санкт-Петербурга будут оснащены комплексными системами обеспечения безопасности. Об этом 25 января 2023 года сообщила пресс-служба вице-губернатора Санкт-Петербурга Казарина С.В. Подробнее здесь.

2022

Подведены итоги цифровой трансформации

В марте 2023 года председатель Комитета по информатизации и связи Петербурга Юлия Смирнова рассказала о некоторых итогах цифровой трансформации города за 2022 год. По ее словам, Северная столица в некоторых случаях задает тренд цифровизации в России.

Смирнова сообщила, что значимое развитие в 2022 году получила экосистема городских сервисов, которая включает в себя мобильные приложения, цифровые сервисы от государственных и сторонних разработчиков, а также приложения и чат-боты в социальных сетях и мессенджерах. За 2022 год был создан каталог (маркетплейс) полезных городских сервисов для жителей и гостей города, пользователям предоставлено 234 городских сервиса. Более 1,6 млн пользователей вовлечены в экосистему городских сервисов города.

Председатель Комитета по информатизации и связи Петербурга Юлия Смирнова

В 2022 году Комитет по информатизации и связи Петербурга начал участвовать в пилотном проекте по переводу информационных систем на платформу «ГосТех» и продолжил развитие распределённого регионального центра обработки данных (РРЦОД).

«
С вводом в эксплуатацию закупленных в конце 2022 года серверных мощностей город получит прирост возможностей почти в два раза, что значительно скажется на ёмкости и безопасности хранения информации, - отметила Юлия Смирнова.
»

В 2022 году в рамках «Инвестиционной программы 2022» было построено и подключено к единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (ЕМТС) 353 объекта. Общая длина волоконно-оптических кабелей ЕМТС превысила 5400 км, посредством проводных каналов связи к ЕМТС подключено более 6 тысяч зданий.

Еще одно направление цифровой трансформации Петербурга связана с сервисами электронного правительства. К концу 2022 года количество посещений портала Госуслуг Петербурга (gu.spb.ru) достигло 156 млн, количество зарегистрированных пользователей – 1,7 миллиона, а общее число электронных услуг и сервисов – 315. Одной из важных новинок прошлого года стала бета-версия портала (beta.gu.spb.ru) с новым дизайном и улучшениями в области пользовательского опыта. Был обновлен каталог услуг, доработан механизм поиска, добавлено более 70 страниц с полезной информацией, открыт новый раздел «Жизненные ситуации», усовершенствована карта МФЦ, обновлены разделы «Оплата», «Ведомства» и др.

Количество посещений портала Госуслуг Петербурга достигло 156 млн

В рамках решения задач импортозамещения с 2022 года в МФЦ устанавливается отечественная система управления очередью (СУО). К началу 2023 года 37 МФЦ осуществляют приём и выдачу документов с использованием СУО «Энтер».

Кроме того, Юлия Смирнова рассказала о развитии проекта «Безопасный город». К концу 2022 года в Петербурге работало более 73 тыс. камер видеонаблюдения. В городскую систему видеонаблюдения интегрировано порядка 10 тысяч камер сторонних систем видеонаблюдения, из них в 2022 году интегрировано 2 386 камер. В это число вошли камеры метрополитена, социальных объектов, жилищного фонда, камеры, размещённые на объектах транспортной инфраструктуры и другие.

В 2022 году были выполнены работы по развитию технической инфраструктуры фотовидеофиксации. Комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения установлены на семи перекрёстках Санкт-Петербурга. В 2022 году заработали 300 новых комплексов контроля скорости. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционируют 966 комплексов фотовидеофиксации, из них 922 стационарных и 44 передвижных.

Кроме того, осуществлена цифровизация сервисов предоставления услуг для граждан и бизнеса на потребительском рынке Петербурга в 2022 году: в рамках развития ГИС «Цифровые сервисы на потребительском рынке» в 2022 году разработаны: электронный сервис подачи и рассмотрения заявки на предоставление торговых мест на городских рынках, сервис подачи и рассмотрения заявки на предоставление торговых мест на ярмарках и электронный сервис проактивного уведомления предпринимателей о возможности принять участие в городских ярмарках.[3]

В стратегию цифровой трансформации Санкт-Петербурга добавлены две отрасли: экологию и безопасность

В стратегию цифровой трансформации Санкт-Петербурга добавлены две дополнительные отрасли. Об 13 февраля 2023 года в ходе своего отчета губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову и городскому правительству о работе в 2022 году заявил вице-губернатор Станислав Казарин.

На заседании правительства были представлены результаты работы цифрового блока города, а также итоги работы Управления садоводства и огородничества. Станислав Казарин отметил особое значение цифровой трансформации, которая является одной из национальных целей страны. В 2022 году Комитетом по информатизации и связи была проделана большая работа по актуализации региональной стратегии цифровой трансформации.

«
Последняя редакция стратегии содержит: уже 13 отраслей развития, так как были добавлены две отрасли — «Экология и природопользование» и «Безопасность»; 48 проектов, в том числе 10 дополнительных; впервые в стратегию вошла информация об использовании решений на базе сквозных технологий. К ним относятся большие данные, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, — заявил вице-губернатор.

»

Он также огласил результаты, достигнутые в рамках региональных проектов Санкт-Петербурга по направлению «Цифровая экономика России», которые реализуются Комитетом по информатизации.

В 2022 году было увеличено число специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного профессионального образования. Значение показателя, установленное для Санкт-Петербурга, достигнуто в полном объеме: в 2022 году – 101,53% (266 человек при плановом значении 262 человека).

По результатам проведенного в 2022 году социологического исследования, средний уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге превысил 90%. При этом аналогичный показатель, применительно к региональному порталу государственных услуг (gu.spb.ru; РПГУ), составил более 93%.

В рамках нацпроекта было обеспечено подключение и широкополосный доступ социально значимых объектов к сети интернет на 100%. Созданы условия для использования преимущественно отечественного ПО исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственными им учреждениями.

Станислав Казарин также подчеркнул, что в 2022 году инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность государственных информационных систем, была обновлена в соответствии с последними требованиями российского законодательства.

Кроме того, вице-губернатор рассказал, что в 2022 году Комитетом по информатизации и связи было осуществлено развитие: 39 государственных информационных систем Санкт-Петербурга; 1 аппаратно-программного комплекса; 3 веб-порталов; организовано сопровождение 19 государственных информационных систем Санкт-Петербурга. Всего в реестре ГИС Санкт-Петербурга на февраль 2023 года содержится информация о 103 государственных информационных системах. Развиваются 59 государственных информационных систем и порядка 40 ведомственных порталов.

Петербург выделил 5,4 млрд рублей на ИТ-разработки по госконтрактам

Как стало известно 18 мая 2022 года, власти Петербурга выделили 5,4 млрд рублей на ИТ-разработки по госконтрактам. Речь идет о заказах на 2022 год, сообщили в аппарате вице-губернатора Алексея Корабельникова.

Информацию о мерах поддержки и имущественных преференциях для ИТ-отрасли сообщили на заседании представители комитета по информатизации и связи администрации Петербурга. О том, на какие именно цели пойдут выделенные средства, не уточняется.

Петербург выделил 5,4 млрд рублей на ИТ-разработки

В конце апреля 2022 года администрация Петербурга объявила, что выделит 2 млрд рублей на поддержку городской ИТ-отрасли. Средства планировалось направить на развитие действующих и создание новых государственных информационных систем.

Средства будут направлены для достижения целей Стратегии цифровой трансформации Петербурга, утвержденной осенью 2021 года. Речь идет о проектах в 11 отраслях: в здравоохранении, образовании и науке, развитии городской среды, транспорте и логистике, госуправлении, социальной сфере, туризме, культуре, строительстве, промышленности, физкультуре и спорте.

По словам генерального директора Telecom Daily Дениса Кускова, выделенная сумма внушительна, однако главное, чтобы она не оставалась на бумаге, а реализовывалась.

«
Схема может быть разной: государственно-частное партнерство, заказ продукта частным компаниям, создание рабочих мест в учреждениях. При этом работа через тендеры, которые зачастую имеют непонятное содержание,— не основное направление. Из-за санкций, ухода крупных игроков возник дефицит технологического оборудования, а что касается программного обеспечения, то заменить зарубежные продукты на локальные альтернативы или решения с открытым исходным кодом будет непросто. Поэтому необходимость в создании новых собственных продуктов высокая. Однако речь идет не об аналогах, а о создании продуктов, с которыми мы будем конкурировать на рынке, — сообщил Кусков в разговоре с «Коммерсантом». [4]
»

Потребительский рынок Санкт-Петербурга модернизируют с помощью «цифры»

В Санкт-Петербурге началась практическая реализация проекта – «Цифровизация сервисов на потребительском рынке», который значительно сократит время предпринимателей на получение разрешении торговать на городских рынках и ярмарках. Об этом 25 февраля 2022 года сообщила пресс-служба вице-губернатора Санкт-Петербурга.

«
На февраль 2022 года существует проблема длительного рассмотрения заявлений на аренду торговых площадей на городских рынках и ярмарках в связи с их подачей на бумажном носителе, есть проблема низкой клиентоориентированности данного процесса и также отсутствует возможность отслеживать ход рассмотрения заявлений онлайн. С помощью цифровых инструментов мы намерены уже в 2022 году данную проблему решить, - заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин.

»

По его словам, в течение года будет запущен ряд информационных систем, с помощью которых разрешительный процесс на потребительском рынке перейдет в электронный формат. Создание данных систем позволит сделать процесс рассмотрения заявлений прозрачным и сократить временные потери.

Например, процесс подачи заявления на предоставление торгового места на розничных рынках сократится с 4,3 дней до 2,8 дней (а в перспективе и до 1,7 дня), на ярмарках – с 2,5 до 2 дней.

Такое же значительное сокращение времени для предпринимателей предусмотрено и в рамках других процессов – расторжение договоров аренды точек на рынках и ярмарках, исследование качества потребительской продукции и др.

Сокращение времени получения разрешений для предпринимателей на торговлю будет обеспечено с помощью цифровых инструментов и направлено на модернизацию системы развития потребительского рынка Санкт-Петербурга. Это также делается с целью привлечения на рынки и ярмарки новых поставщиков продукции.

2021

Санкт-Петербург на 2-м месте рейтинга умных городов-миллионников России

Минстрой России составил рейтинг «IQ» российских городов в рамках проекта «Умный город». По итогам 2021 года «интеллект» Северной столицы оценили в 98,13 баллов из 120 возможных. Таким образом Санкт-Петербург занял второе место в рейтинге (на 1 месте – Москва, подробнее об этом здесь; на 3 месте Нижний Новгород).

За год Санкт-Петербург «поумнел» на 43 балла, заняв в итоговом рейтинге второе место среди городов-миллионников. Для сравнения, в 2019 году Санкт-Петербург занимал 4 место, в 2020 – 6.

Оценка производилась по 10 направлениям: городское управление, умное ЖКХ, инновации для городской среды, умный городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, туризм и сервис, интеллектуальные системы социальных услуг, экономическое состояние и инвестклимат, а также инфраструктура сетей связи.

«
«Место Санкт-Петербурга вверху рейтинга обусловлено планомерной работой над реализацией мероприятий в рамках Стратегии цифровой трансформации, которую в прошлом году утвердил Губернатор Александр Беглов. Она включает в себя цифровые проекты по приоритетным направлениям. В городе внедряются передовые цифровые и инженерные решения в городскую инфраструктуру, развиваются интеллектуальные системы управления общественным транспортом, электронные сервисы для населения. Большинство жителей города уже оценили преимущество использования единых карт петербуржца, а также эффективность сервисов, направленных на вовлечение граждан в решение вопросов городского развития», - заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин.
»

Санкт-Петербург утвердил стратегию цифровой трансформации

31 августа 2021 года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал стратегию цифровой трансформации города[5]. При формировании стратегии Петербург привлек более 145 ведущих российских и зарубежных экспертов в сфере образования, здравоохранения, транспорта, спорта, строительства, ЖКХ, городского хозяйства. Они определили 51 тренд в 11 отраслях городского хозяйства. На основе этих трендов и инициатив были сформированы 78 конкретных проектов для реализации стратегии цифровой трансформации города.

В числе приоритетных проектов в здравоохранении, в частности, в документе обозначена организация быстрой диагностики, что позволяет своевременно выявлять и блокировать различные опасные заболевания, в том числе онкологические и сердечно-сосудистые. В сфере образования стратегия предполагает новые подходы в обучении детей, сочетающие методику традиционного образования с новыми возможностями.

Александр Беглов подписал стратегию цифровой трансформации Санкт-Петербурга (фото - "Известия"/Александр Казаков)

Цифровые решения должны дополнить и существующую инфраструктуру туристического сервиса и сферы гостеприимства новыми привлекательными возможностями. Развитие внутреннего туризма для Петербурга признано важнейшим стимулом для качественного изменения региональной экономики.

Отдельно прописаны проекты «Индустрии 4.0», которая предполагает новый подход к производству. Он основан на массовом внедрении в промышленность информационных технологий, масштабной автоматизации бизнес-процессов и распространении искусственного интеллекта. Такие же конкретные проекты сформированы в других отраслях городского хозяйства.

«
Петербург - один из признанных в стране лидеров в области цифровизации. Нередко именно наш город задает тренды в этой сфере. Принятая cтратегия - еще один шаг к повышению качества здравоохранения, образования и в целом - качества жизни горожан, - цитирует Александра Беглова портал администрации Санкт-Петербурга.
»

Ранее документ был утвержден на заседании президиума Стратегического совета Санкт‑Петербурга. На всероссийском форуме «Цифровая Эволюция» в Калуге стратегия цифровой трансформации Санкт‑Петербурга была названа одной из лучших в стране, а по рейтингу Минцифры Петербург вошел в топ-9 лидеров из 85 регионов страны по уровню цифровой зрелости.

Интервью TAdviser с врио председателя Комитета по информатизации и связи Владимиром Тумаревым

Санкт-Петербург оказался одним из городов в России, по которым наиболее сильно ударила коронавирусная эпидемия. Сказалась она и на планах города в области ИТ. О том, как продолжалось технологическое развитие на фоне сокращения ИТ-бюджета и какие технологии в приоритете в 2021 году, в февральском интервью TAdviser рассказал Владимир Тумарев, с января занимающий должность врио председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга. Подробнее здесь.

Назначение Станислава Казарина на должность вице-губернатора Петербурга, курирующего вопросы информатизации и связи

20 января 2021 года законодательное собрание Петербурга одобрило назначение Станислава Казарина на должность вице-губернатора города, курирующего вопросы информатизации и связи. До этого он занимал пост председателя городского комитета по информатизации и связи. Подробнее здесь.

2020: Началось создание «цифрового двойника» Петербурга

7 сентября 2020 года губернатор Петербурга Александр Беглов сообщил о начале создания «цифрового двойника» города, который позволит контролировать состояние городских объектов. Для этого интернет-портал «Паспортизация объектов благоустройства Петербурга», который содержит данные по 15 млн объектов городской среды, получит статус государственной информационной системы (ГИС) и будет переименован в «Объекты городской среды Санкт-Петербурга».

2019

Заключено 23 госконтракта на разработку информационных моделей объектов капитального строительства

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко рассказал о переходе стройкомплекса северной столицы на применение BIM-технологий. В частности, в Санкт-Петербурге по состоянию на 19 ноября 2019 года заключено 23 госконтракта на разработку информационных моделей объектов капитального строительства (ОКС). Об этом говорится в сообщении на официальном сайте администрации региона. Такие соглашения заключены в целях строительства жилых домов, школ, детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов, а также реставрации трех объектов культурного наследия.

Также две BIM-модели в рамках пилотного проекта приняты на госэкспертизу. В то же время, город активно готовится к переводу на BIM и региональной государственной экспертизы.

«
Мы разработали требования к цифровым информационным моделям, представляемым для проведения экспертизы проектной документации, выполненной с помощью технологий информационного моделирования. И осуществили тестовый прием двух цифровых информационных моделей на экспертизу проектной документации: «Объекта начального и среднего образования на 825 мест» и «Объекта дошкольного образования на 170 мест и начального общего образования на 300 мест», — рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко.
»

Помимо этого, в северной столице создан реестр проектных организаций города, применяющих в своей работе технологии информационного моделирования. На ноябрь 2019 года в него включены 20 структур.[6]

«Билайн» займется созданием цифровой экономики Санкт-Петербурга

Правительство Санкт-Петербурга договорилось в августе 2019 года с «ВымпелКом» о начале работ по цифровой модернизации города на Неве. Соглашение о сотрудничестве было подписано на Петербургском цифровом форуме. Целью договора стало развитие цифровой экономики, в частности – помощь в реализации национальных программ и проектов. Для этого «Билайн» предоставит городу свои технологии.

Санкт-Петербург и «Цифровая экономика» договорились совместно внедрять проекты для цифровой трансформации региона

Правительство Санкт-Петербурга и организация «Цифровая экономика» будут совместно реализовывать проекты нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» на территории региона. Соответствующее соглашение 29 августа 2019 года подписали ВРИО губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов и генеральный директор организации «Цифровая экономика» Евгений Ковнир. Подробнее здесь.

В Петербурге начали искать сосульки с помощью беспилотников

Государственная административно-техническая инспекция Петербурга начала использовать беспилотник для поиска снега и наледи на крышах нежилых зданий. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте Смольного. Впервые инспекторы применили беспилотник для мониторинга в феврале 2019 года. С помощью летательного аппарата также проводилась фото- и видеофиксация подобных нарушений.

Ранее сообщалось, что с 2015 года использует беспилотники и Государственная инспекция по недвижимости Москвы. Таким образом выявляются факты незаконного размещения объектов недвижимости и нарушения земельного законодательства. По состоянию на 2018-й, в парке инспекции имелось шесть квадрокоптеров.

В 2018 году с помощью беспилотников, в частности, активно контролировалась территория Новой Москвы. Площадь ТиНАО в 1,4 раза превышает остальную площадь столицы, объясняли необходимость использовать летательные аппараты в пресс-службе ведомства.

2018

Соглашение с РВК о сотрудничестве в сфере реализации Национальной технологической инициативы

В ноябре 2018 года Правительство Санкт-Петербурга и Российская венчурная компания (РВК) договорились о сотрудничестве в сфере реализации Национальной технологической инициативы (НТИ). Соответствующее соглашение подписали вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан и генеральный директор РВК Александр Повалко.

Целью соглашения является реализация на территории города проектов и программ в сфере НТИ и цифрового развития, развитие венчурного инвестирования и экосистемы в Санкт-Петербурге, а также популяризация технологического предпринимательства. Подробнее здесь.

Цифровой план развития города

В 2019 году начнутся работы над Цифровым планом развития Санкт-Петербурга. Проект будет представлять собой механизм моделирования, планирования и контроля реализации проектов комплексного освоения территории - "Динамическая цифровая модель развития территории", разработанная на примере города-спутника Южный. В разработке примет участие Комитет по градостроительству и архитектуре, СПб ГКУ "Научно исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга", ООО "Национальный центр урбанистики", ООО "Город спутник "Южный".

Цифровой план позволяет спрогнозировать, как будет развиваться территория и любой из объектов на всех этапах проектирования и строительства, оценить риски, связанные с вводом в эксплуатацию объектов городской среды, учесть влияние реализуемых мероприятий на мобильность населения, общественный транспорт, автомобильный трафик, экологическую ситуацию, оценить и спрогнозировать объем инвестиций и просчитать возврат инвестиций в инфраструктуру.

Базы пространственных данных, создаваемые в Петербурге, содержат огромные массивы информации. Речь о данных фонда инженерных изысканий, правилах землепользования и застройки, материалах об объектах инженерного комплекса, отраслевых схемах территориального планирования и т.д., собранные профильными органами власти города.

Применение в этой области технологий искусственного интеллекта и технологии Big Data позволило бы увеличить скорость обработки этого массива данных и подготовки вариантов решений. Фактически речь идет о возможностях моделирования ситуации при тех или иных сценариях развития территорий.

Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин акцентировал внимание на необходимости учета в будущей модели системы "Безопасный город", систем Центра транспортного планирования, реестра инвестиционных обязательств застройщиков и иных баз данных[7].

В Санкт-Петербурге приняты налоговые льготы для ИТ-компаний

В Санкт-Петербурге принят закон «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах"» в части поддержки ИТ-сферы. Об этом 22 июня 2018 года сообщили в Комитете по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (КЭПиСП). Закон вводит пониженную налоговую ставку на прибыль для организаций, инвестирующих в создание или модернизацию центров обработки и хранения данных, а также для компаний, осуществляющих экспорт ПО. Подробнее здесь.

Правительство Санкт-Петербурга одобрило льготы для ИТ-компаний

В конце марта 2018 года правительство Санкт-Петербурга одобрило проект закона о налоговых льготах для ИТ-компаний, подготовленный комитетом по экономической политике и стратегическому планированию города. Об этом сообщается на официальном сайте городского правительства. Теперь документ предстоит рассмотреть в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.

Законопроект направлен на поддержку ИТ-компаний и развитие ИТ-бизнеса в Санкт-Петербурге. В частности, чтобы стимулировать создание в городе коммерческих ЦОДов, проект закона предлагает снизить ставку налога на прибыль до 13,5% (12,5% в 2019-2020 годах) для организаций, осуществляющих экономическую деятельность по управлению компьютерным оборудованием, обработке данных, предоставлению услуг по размещению информации, а также получающих доходы от деятельности в объеме не менее 70% от этой деятельности.

Условием для получения льгот станет и вложение средств в течение 3 лет (в период 2018-2027 годов) на общую сумму не менее 500 млн рублей. Налоговое послабление предложили предоставлять не более 10 налоговых периодов.

Основная статья: Льготы и меры поддержки для ИТ-компаний в России

Андрей Никольский, комитет информатизации СПб - о цифровой трансформации города на TAdviser SummIT

В рамках конференции TAdviser SummIT прошедшей 30 мая 2018 и собравшей в общей сложности более 600 участников, заместитель председателя комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Андрей Никольский рассказал о цифровой трансформации региона в соответствии с концепцией умного города.

Андрей Никольский, заместитель председателя комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга

Он затронул такие области как безопасный город, взаимодействие с бизнесом, обратная связь с гражданами, электронное здравоохранение, технологические платформы и инфраструктуру в каждой из этих сфер, а также базовые принципы концепции умного города, которую планируется реализовать.

Слайд из презентации Андрея Никольского

Концепция, рассказал Никольский, реализуется на базе успешно функционирующих в Санкт-Петербурге проектов информатизации, а также обратной связи с жителями – какие инициативы они считают умными и их следует развивать, что позволило сформулировать ее четыре принципа:

  • Цифровая платформа: главный потребитель сервисов является гражданин, и главные функции – обеспечить повседневную жизнь гражданина, его безопасность, удобство и комфорт;

  • Первоочередные меры - оптимизация деятельности должностных лиц, сокращение бумажного документооборота, экономия средств бюджета Санкт-Петербурга и оптимизация использования финансовых ресурсов для создания новых и развития имеющихся возможностей и благ на основе современных ИТ-решений;

  • Ориентированность на граждан - адаптивные возможности для граждан по использованию полезных государственных ресурсов, адаптация для маломобильных групп населения, лиц с ограниченными возможностями;

  • Формирование целей - необходимы аналитические инструменты, которые продемонстрируют результаты того прорыва, который был совершен в Санкт-Петербурге за последние годы и обоснуют процесс отбора приоритетных, значимых проектов для жизнедеятельности города.

«
Самым сложным в организации взаимодействия с гражданами и бизнесом, стала работа с регламентами. Выяснилось, что последовательное выполнение существующих регламентов приводило порой к ситуации, когда услуга не может быть оказана никогда, - отметил Андрей Никольский.
»

О TAdviser SummIT

Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 30 мая 2018 года года и привлекла более 600 участников. Главными темами мероприятия стали повышение эффективности бизнеса и государства с помощью цифровых технологий. Представители крупных компаний-заказчиков и госсектора представили лучшие практики использования ИТ в своих организациях, а поставщики ИТ-решений – свои новые разработки. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.

Фотогалерея TAdviser SummIT 2018

+13 пунктов в Национальном рейтинге инвестклимата благодаря информатизации

Национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах РФ, подготовленный Агентством стратегических инициатив (АСИ), был представлен на Петербургском международном экономическом форуме 25 мая 2018 года. За последний год Санкт-Петербург поднялся на 13 пунктов в интегральном рейтинге и занял 4 позицию[1].

Такой высокий результат стал возможен благодаря системной работе по улучшению инвестиционного и делового климата региона, строящейся на цифровизации взаимодействия бизнеса и власти. В городе была создана цифровая платформа, на базе которой функционируют инвестиционный портал, система управления инвестиционными проектами, CRM-система для работы с инвесторами и единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга (ЕССК).

Цифровизация инвестиционно-строительной сферы Санкт-Петербурга позволила минимизировать сроки предоставления услуг и процедур в среднем на 30%. Так, время технологического присоединения к электрическим сетям, которое считается одним из важнейших показателей, влияющих на комфортность ведения бизнеса, сократилось с 90 до 12 дней.

«
«Комплексная цифровизация позволила существенно упростить административные процедуры и сократить время рассмотрения заявок от инвесторов и застройщиков, ускорить выдачу разрешений на строительство, технологическое присоединение к инженерным сетям и т.п. C начала 2018 года все такие заявки рассматриваются в Петербурге только в электронном виде, – комментирует Алексей Ильин, управляющий партнер компании «Нетрика». – Для того, чтобы это стало возможно, в течение двух лет мы создавали платформу, разрабатывали методологию, описывали все бизнес-процессы, думали над их оптимизацией. За прошедшие с момента запуска ЕССК два года в электронный вид переведено 48 процедур. Кроме того, благодаря комплексной цифровизации инвестиционно-строительной сферы региона, руководство Санкт-Петербурга может получать самые актуальные аналитические данные для принятия своевременных управленческих решений.
»

Другими важными целями создания цифровой платформы стали формирование единого информационного пространства инвестиционно-строительного блока, полный контроль происходящих процессов, ускорение прохождения административных процедур инвесторами и застройщиками, снижение коррупционных рисков, повышение привлекательности региона для инвесторов, прозрачное управление инвестиционными проектами, улучшение позиций региона в Нацрейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.

Разработка всех элементов цифровой платформы, в том числе государственной информационной системы «Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга», выполнена по заказу Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга. Цифровая платформа разрабатывалась по инициативе Штаба по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, возглавляемого Губернатором Георгием Полтавченко, а также при участии представителей строительного сообщества города. Была поддержана Минэкономразвития и Минстроем РФ.

Централизация бухгалтерии на базе «1С»

В Санкт-Петербурге планируют создать единую информационно-аналитическую систему бухгалтерского учета для городских госучреждений на базе решений «». Об этом в мае 2018 года сообщил председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга Алексей Корабельников. По его словам, в городе порядка 2,8 тыс. бюджетных учреждений, и постепенно все они должны перейти на новое единое решение. Подробнее - здесь.

Проект бесшовной публичной Wi-Fi сети

Проект единой идентификации и авторизации пользователей публичных Wi-Fi сетей планируется реализовать в Санкт-Петербурге уже во втором квартале 2018 года. Он позволит пользователям подключаться к доступным сетям в городе без повторной авторизации. Реализует его городской комитет по информатизации и связи (КИС) в преддверии Чемпионата мира по футболу, пишет ComNews.

В проекте уже собираются принять участия операторы "МаксимаТелеком","ЭР-Телеком" и "Обит", к нему могут присоединиться и другие провайдеры. КИС уже проводит с ними проработку и тестирование различных способов решения задачи. Подобная инициатива нацелена не только на улучшение удобства использования публичных беспроводных сетей, но и на противодействие угрозе терроризма, особенно в связи с наплывом туристов в ходе ЧМ.

Подобные проекты уже начали реализовываться в других городах. В частности, в Москве систему создают совместно с NetByNet и "МаксимаТелеком". В столице объединяются сети в метро, а также на наземном транспорте и остановках. Единая мобильная платформа объединяет сети Wi-Fi внутри Садового кольца. Продолжается процесс интеграции платформ MT_FREE и Moscow WIFI FREE ->> Москва Умный город (Smart city) Информационные технологии в Москве

Налоговые льготы ИТ-компаниям

В марте 2018 года правительство Санкт-Петербурга одобрило законопроект, предусматривающий налоговые льготы для ИТ-компаний, о чем сообщается на сайте администрации города. Юридически документ представляет собой ряд поправок к закону Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», его цель — простимулировать развитие местных ИТ-организаций. Далее законопроект будет рассмотрен в Законодательном собрании.

Согласно законопроекту, ИТ-компании, которые создают в городе коммерческие дата-центры, будут платить налог на прибыль по сниженной ставке в размере 13,5%. В 2019-2020 гг. она составит 12,5%[2].

Петербургские организации, которые занимаются экспортом ИТ, также смогут платить налог на прибыль в размере 13,5%, но только до 2023 г. В 2019-2020 гг. ставка для них также составит 12,5%.

Основная статья Льготы и меры поддержки для ИТ-компаний в России

Глава ИТ-комитета Санкт-Петербурга Д. Чамара на TAdviser IT Gov Day - о том, как «умнеет» северная столица

Денис Чамара, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга (КИС), на конференции TAdviser IT Government Day 2018, прошедшей 28 февраля, рассказал, что в городе взят курс на устойчивое развитие информационной инфраструктуры во всех ключевых сферах городского хозяйства. Так, создана и успешно функционирует Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления в Санкт-Петербурге госуслуг в электронном виде.

Денис Чамара, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга

Одним из ключевых направлений концепции «умного города» в рамках программы цифровой экономики является внедрение ИТ в образовательной сфере, с этой целью разработана и внедрена ведомственная система «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга». В свою очередь, информатизация в сфере здравоохранения получила развитие в качестве направления «цифровое здравоохранение» путем создания уникальной единой медицинской информационной системы «Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (далее – ГИС РЕГИЗ), построенной на принципе интеграционного подхода по международным стандартам.

В целях повышения эффективности функционирования системы госуправления в Санкт-Петербурге за счет применения ИТ в рамках «Интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (ИС ИАО) осуществляется информационно-аналитическое обеспечение процессов поддержки принятия управленческих решений практически на всех уровнях государственного управления города как субъекта РФ.

Слайд из презентации Дениса Чамары

Программа «Умный Санкт-Петербург» – группа проектов в области ИКТ, направленных на обеспечение повышения качества жизни населения и устойчивости развития города за счет создания условий для интенсивного и качественного взаимодействия граждан, представителей бизнеса и органов власти. Хотя реализация проекта базируется на передовом мировом опыте, исполнению Указов Президента в части достижения показателей и целевых ориентиров Российской Федерации также уделяется пристальное внимание.

Слайд из презентации Дениса Чамары
«
Мы надеемся, что проект «Умный город» поможет жителям в получении интересующей информации, упростит взаимодействие с органами власти при получении государственных услуг, ускорит решение возникающих проблем. При этом интерфейс взаимодействия жителей с городом должен быть простым и понятным, умный город – это город, где живут прежде всего счастливые люди, а не подкованные в ИТ. А также, что немаловажно, мы рассчитываем, что граждане будут активно принимать участие в развитии города, - отметил Денис Чамара.
»

Слайд из презентации Дениса Чамары

Бизнесу умный город даст возможность четко понимать перспективы инвестиций в развитие. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга – мультиязычный информационный ресурс и многофункциональная площадка, созданная для эффективного взаимодействия с инвесторами. За последние два года Санкт-Петербург поднялся на 9 позиций в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и вошел в число 20-ти лучших регионов страны, что прямо повлияло на положение России в рейтинге Всемирного банка Doing Business, отметил Денис Чамара.

Слайд из презентации Дениса Чамары

Для повышения общего уровня правопорядка, общественной и информационной безопасности в Санкт-Петербурге создаётся и поэтапно вводится в действие АПК «Безопасный город».

Слайд из презентации Дениса Чамары

2017

Разработка цифровой платформы CityNet

Старт программы "Умный Санкт-Петербург"

В апреле 2017 года Губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко дал старт городской инновационной программе «Умный Санкт-Петербург». Программа объединяет множество подходов к управлению городской средой за счет применения информационных технологий с целью повышения качества управления городом и повышения качества жизни в городе.

Консорциум компаний

В июле компании GS Group, «Ростелеком», «Лентелефонстрой», «Авангард» в кооперации с ГУП «АТС Смольного» и Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга, а также Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Университетом ИТМО и отраслевыми ассоциациями — Ассоциацией разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) и НП «Руссофт» объединили силы для разработки проекта CityNet — цифровой платформы «умного города».

Ожидается, что внедрение коммуникативной платформы CityNet в Санкт-Петербурге создаст условия для возникновения и развития новой индустрии — цифровых городских услуг (digital smart city services).

«Цифровая экономика — это экономика данных. Перед нами стоит глобальная задача разработать и запустить бизнес-модель монетизации данных, опробовав ее сначала на существующих городских системах, а затем масштабировав до городского цифрового рынка данных. Важно, что компании, входящие в состав рабочей группы проекта CityNet, имеют большой опыт создания бизнес-моделей массовых услуг и сервисов национального масштаба, а значит, способны применять их и в мире, превратив таким образом город в мировой полигон для передовых решений. Разработку и экспорт компетенций и бизнес-моделей для "умного города" мы считаем наиболее приоритетным направлением в работе над CityNet», — подчеркнул Андрей Безруков, директор по стратегическому маркетингу GS Group.

Рабочая группа проекта CityNet создаст центр компетенций, главной задачей которого станет лидерство Санкт-Петербурга в области разработки интеллектуальных программно-аппаратных решений для «умных городов». Концепцию и план развития центра, включающий цифровую трансформацию Санкт-Петербурга до 2025 года, планируется утвердить на уровне городского правительства в этом году.

В целом консорциум нацелен на создание комплексных решений для «умных городов», включающих такие компоненты, как «сквозные» технологии (искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн, квантовая криптография) в рамках Национальной технологической инициативы, программное обеспечение и электронику, бизнес-модели и соответствующую законодательную базу, этику и онтологию подобных проектов.

Данные по порталу госуслуг

Из презентации «Умный Санкт-Петербург» Денис Чамара, Председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербург, 28 февраля 2018 года TAdviser Government Day

2016

Кто мешает и способствует импортозамещению в ИТ. Мнение ИТ-директора Санкт-Петербурга Ивана Громова

В августе 2016 года председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов поделился с TAdviser мнением о том, что способствует и что препятствует импортозамещению ИТ в России. Импортозамещение в этой сфере имеет приоритетное значение для развития технологического потенциала РФ, подчеркнул он. Особенностью проводимой политики импортозамещения в госсекторе Громов называет необходимость поддержки критической инфраструктуры, обеспечив при этом доступность ресурсов и сохранение безопасности обрабатываемых данных.

Одним из факторов, стимулирующих импортозамещение в ИТ, он считает высокий потенциал отечественных разработчиков – сложившаяся в России школа разработки ПО высоко ценится во всем мире. Подтверждением этому, по мнению ИТ-директора Санкт-Петербурга, является рост продаж российских программных продуктов как в России, так и за ее пределами.

«
При этом государственная поддержка сектора, в частности, продленный до 2023 года налоговый режим для отечественных компаний, работающих в сфере ИТ, позволяет рассчитывать на усиление позиций российских разработчиков на международной арене, отметил Иван Громов. - Данные преференции являются стимулом к расширению спектра предлагаемой продукции, к увеличению количества клиентов, а в конечном итоге – к выходу в новые, ранее занятые зарубежными поставщиками рыночные сегменты.
»

Для России же в целом развитие ИТ-сферы – это дополнительные рабочие места и гарантированное трудоустройство выпускников профильных вузов, их востребованность, возможность профессиональной и личной реализации, считает Громов.

Другим важным фактором стимулирования импортозамещения он называет высокую конкурентоспособность «отдельных российских решений, превосходящих по качеству и европейские, и азиатские аналоги при той же, либо меньшей цене».

«
Это неизбежно стимулирует как государственные, так и частные компании придерживаться курса на импортозамещение, в том числе по причине необходимости гарантированной поддержки и преемственности аппаратных средств – то есть, исключения вероятности потери работоспособности тех или иных решений в условиях санкционных ограничений.
»

Кроме того, отмечает Иван Громов, важное значение в реализации политики импортозамещения в госорганизациях имеет и безопасность – как государственных систем, так и системного и прикладного ПО.

Что касается факторов, сдерживающих импортозамещение, одним из них председатель ИТ-комитета Санкт-Петербурга считает необходимость больших капитальных вложений в отрасль для налаживания выпуска полного и исчерпывающего спектра аппаратных продуктов. Кроме того, серьезные вложения, финансовые и временные, требуются для полной замены парка аппаратного и программного обеспечения: в крупных масштабах – от региона до федерального округа – такой процесс может занять порядка семи лет в связи с невозможностью единовременного выведения из эксплуатации существующего объема аппаратных средств.

«
Также определенную роль в сдерживании импортозамещения играет и укрепление позиций некоторых азиатских производителей, которые на текущий момент не стимулируют конкурентную борьбу с отечественными брендами, а, скорее, формируют демпинговую политику, - полагает Иван Громов.
»

C другой стороны, отмечает он, эта ситуация поддерживается и традиционными предпочтениями импортной продукции – российским производителям предстоит провести серьезную работу, чтобы завоевать доверие пользователя.

Список ключевых ИТ-систем города

По данным Комитета информатизации и связи Санкт-Петербурга, на 2016 г. к числу ключевых ИТ-проектов и систем города относятся:

Электронное правительство:

  • Единая мультисервисная телекоммуникационная сеть (ЕМТС). К ЕМТС подключено более 2000 исполнительных органов государственной власти, подведомственных учреждений и городских объектов.
  • Портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга. Его разработчиком и оператором является ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»;
  • Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
  • Автоматизированная система «Удостоверяющего центра исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (УЦ ИОГВ СПб);
  • Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти города;
  • Автоматизированная информационная система «ЗАГС Санкт-Петербурга»;
  • Информационно-аналитическая система мониторинга стандартов проживания, целевых ориентиров и прогнозирования социально-экономического развития;
  • Автоматизированная информационная система «Государственные архивы Санкт-Петербурга»;
  • Единая система учета населения города;
  • Информационно-лингвистическое обеспечение исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
  • Информационное обеспечение органов муниципального самоуправления;
  • Инфраструктурная система «е-МОСТ» для электронного взаимодействия между государственными информационными системами различной ведомственной и территориальной принадлежности;
  • Автоматизированная система «Электронный курьер»;
  • Единая система оперативной транкинговой радиосвязи (ЕСОТР);
  • Обеспечение предоставления доступа к информации для населения;
  • Автоматизированная информационная система территориальных органов исполнительной власти;
  • Геоинформационная система Ситуационного Центра;
  • Территориально-отраслевая региональная информационная система.

Безопасность жизнедеятельности:

  • Автоматизированная информационная система обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга;
  • Информационный портал по защите прав потребителей;
  • Автоматизированная система управления единой дежурной службой.

Здравоохранение:

  • Электронная регистратура;
  • АИС «Антинар СПб» для анализа наркоситуации во всех сферах жизнедеятельности города.

Образование:

  • Комплексная АИС каталогизации ресурсов образования «Единое окно Петербургского образования».

Также комитет участвует в ряде международных проектов.

2015: На ИТ-комитет СПб пожаловались в прокуратуру из-за сбоя портала госуслуг

2 февраля 2015 года первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов попросил прокуратуру выяснить причины нарушений в работе портала госуслуг Санкт-Петербурга, из-за которых образовались огромные очереди в районные МФЦ из родителей, желавших записать своих детей в первый класс.

Запись детей в школы была открыта 1 февраля. Если ранее в городе существовала возможность подать заявление, в том числе, непосредственно в школы, то в этот раз опции были ограничены подачей заявления в электронном виде, либо через МФЦ.

Из-за перебоев в работе портала госуслуг Санкт-Петербурга с районные МФЦ города образовались огромные очереди

Перебои в работе портала госуслуг Санкт-Петербурга начались еще с вечера 31 января, из-за чего некоторые родители уже с вечера же стали выстраиваться в очереди у МФЦ. В течение 1 февраля сайт также длительное время «лежал». Образовавшиеся в результате этого очереди в МФЦ в некоторых случаях составляли по нескольку сотен человек.

Одной из версий причин случившегося, которую выдвигает Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга, по данным некоторых городских СМИ, является DDoS-атака, ведшаяся с зарубежных серверов.

Обращение в прокуратуру по аналогичному поводу направил также Санкт-Петербургский городской родительский комитет, по факту «нарушения прав граждан в доступе к государственной услуге записи в образовательные организации». В первую очередь, комитет просит проверить добросовестность исполнения своих обязанностей специалистами Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга.

В свою очередь, в ИТ-комитет Санкт-Петербурга родительский комитет направил просьбу провести служебное расследование инцидента и при наличии оснований, «принять организационные, технические и кадровые решения, направленные на исключение в дальнейшем возможности нарушения прав граждан в части равноправности доступа к Государственным услугам, предоставляемым в электронной форме».

2014: Прокуратура проверила расходование средств на ИТ в здравоохранении Петербурга

18 февраля 2014 г. депутат Законодательного Собрания Петербурга Вячеслав Нотяг сообщил о получении ответа из прокуратуры, куда он ранее обращался с просьбой провести проверку расходования средств Комитетом информатизации и связи на ИТ-систему в сфере здравоохранения.

Необходимость проверки чиновник связывал с тем, что, по его данным, Петербург обеспечен льготными лекарствами всего на 38%, и при этом в лечебных учреждениях города отсутствует оперативная информация из аптечной сети о наличии тех или иных препаратов. В сообщении пресс-службы Нотяга по поводу обращения в органы отмечалось, что для преодоления этой ситуации из бюджета города два года подряд выделяются средства для создания информационной электронной системы (ИЭС), связывающей кабинеты врачей и аптеки города, используя которую, можно определить местонахождение препарата и зарезервировать под конкретный выписанный рецепт.

«Но ИЭС до сих пор не создана, а Комитет по информатизации и связи на слушаниях по исполнению бюджета не смог вменяемо объяснить отсутствие порученной к разработке информационной электронной системы», - отмечалось в сообщении пресс-службы депутата.

В связи с этим Вячеслав Нотяг в ноябре 2013 г. попросил прокуратуру проверить, как именно были распределены средства из бюджета, выделенные на создание ИЭС, были ли они потрачены целевым образом и подпадает ли «бездействие работников Комитета по информатизации и связи или председателя комитета Ивана Громова под статью 293 УК РФ (Халатность)».

По запросу депутата Вячеслава Нотяга прокуратура Санкт-Петербурга провела проверку в ИТ-комитете города

В своем ответе депутату прокуратура Петербурга не согласилась с приведенной статистикой по обеспеченности города льготными лекарствами, ссылаясь на данные городского Департамента здравоохранения о значении этого показателя в 99%, однако сообщила также о проведенной по запросу Вячеслава Нотяга проверке.

В ходе нее было выявлено, что «в учреждениях здравоохранения города аппаратно-программный комплекс автоматической системы регионального фрагмента ЕГИСЗ Санкт-Петербурга в полном объеме не функционирует. При этом 24 декабря 2012 г. ИТ-комитетом подписан акт приема-передачи данного аппаратно-программного комплекса и технический акт о его вводе в промышленную эксплуатацию. Денежные средства по государственным контрактам оплачены КИС в 2012 г. в полном объеме», указывается в сообщении пресс-службы Вячеслава Нотяга.

Там же говорится, что прокуратура города в конце января 2014 г. направила в Главное следственное управлением Следственного комитета по Санкт-Петербургу материалы для решения вопроса об уголовном преследовании по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ (Мошенничество).

Согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга от октября 2012 г. Комитет по информатизации и связи отвечает за создание, эксплуатацию и развитие регионального фрагмента ЕГИСЗ. В самом ИТ-комитете Санкт-Петербурга на момент публикации материала ситуацию с проверкой прокуратуры не прокомментировали.

2013

Конфликт с «Астерос»

В конце июня 2013 г. состоялось рассмотрение судебного дела по иску Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга к «Астерос», в котором власти требовали от компании выплатить им около 2,7 млн руб. По итогам заседания суд предписал компании выплатить комитету сумму значительно меньше запрошенной - 600 тыс. руб. В «Астеросе» отмечают, что сокращение объема выплат было одной из целей компании в рамках судебного разбирательства, «поскольку предъявленная неустойка по своему размеру явно не соответствовала характеру нарушения и понесенным заказчиком убыткам».

«Суд принял во внимание наши доводы и сократил размер неустойки до 600 тысяч рублей. Решением суда мы довольны и обжаловать его не будем», - заявили TAdviser в «Астеросе».

Как рассказывали в компании ранее, разбирательства касалось госконтракта с ИТ-комитетом Санкт-Петербурга на поставку программного обеспечения в пользу «третьего лица», заключенного в середине 2012 г. Лицензии на ПО были выписаны в надлежащий срок, но не на фактического пользователя, а на сам ИТ-комитет. Из-за этого конечный пользователь ПО не подтверждал получение лицензий, и акт сдачи-приемки не был подписан.

По словам Михаила Гаврилова, главы представительства «Астерос» в Санкт-Петербурге, после этого при полном содействии всех сторон был инициирован перевыпуск лицензий на конечного пользователя. На согласование необходимых процедур ушло порядка 3 месяцев, после чего акт был успешно подписан.

При этом, добавляет Гаврилов, все эти месяцы получатель лицензий мог использовать программный продукт, и «Астерос» в полном объеме несла расходы за техническую поддержку.

Несмотря ни на что, формально просрочка была зафиксирована. В рамках госконтракта это влечет за собой штрафные санкции, что и стало основанием для иска, говорит глава представительства «Астерос» в Санкт-Петербурге. В компании также отмечали, что готовы были выплатить неустойку в признаваемом ими размере до даты судебного заседания.

ИТ-комитет СПб пожалел, что доверил поставку ПО Oracle строителям

В ноябре 2013 г. апелляционный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области должен рассмотреть жалобу «ДорСтрой» на решение первой инстанции, предписавшей расторгнуть госконтракт между этой компанией и ИТ-комитетом Санкт-Петербурга, а также взыскать в пользу последнего неустойку в размере более 700 тыс. руб. за нарушение срока поставки.

По данным информационной системы «Прайм БИР», основной вид экономической деятельности компании «ДорСтрой», с указанным в судебном решении адресом и ОГРН, относится к категории строительства - разборка и снос зданий, а также производство земляных работ. Контракт с этой компанией, на расторжении которого настоял через суд ИТ-комитет Санкт-Петербурга, был заключен осенью 2012 г. и предполагал поставку лицензий на СУБД Oracle Database 11g Standard Edition в интересах Архивного комитета города.

Как следует из материалов дела, в ходе его исполнения «ДорСтрой» не только нарушила сроки поставки лицензий, но и попыталась передать ИТ-комитету лицензии на продукт Oracle Database Standard Edition One, а не Oracle Database 11g Standard Edition.

В судебном решении говорится, что в ходе разбирательства суду было предоставлено письмо за подписью главы представительства Oracle в России и СНГ Валерия Лановенко, в котором говорилось, что Oracle Database Standard Edition One не является функциональным аналогом СУБД Oracle Database 11g Standard Edition. Кроме того, в письме отмечалось, что «ДорСтрой» и вовсе не имела полномочий по распространению продукции Oracle.

Изначально предусмотренные сроки исполнения контракта составляли 14 дней, а впоследствии ИТ-комитет увеличил их почти в три раза, чтобы дать возможность «ДорСтрой» исправить недостатки по договору, однако это так и не было сделано, говорится в судебных материалах.

Размер неустойки, по подсчетам ИТ-комитета Санкт-Петербурга, составил более 1,6 млн руб., однако суд первой инстанции посчитал эту сумму завышенной. По мнению суда, требовать возмещение за часть периода просрочки было бы необоснованно, поскольку с даты направления подрядчику предложения о расторжении контракта ИТ-комитет уже не имел намерений принимать его исполнение от «ДорСтрой».

2012

Первые результаты работы нового ИТ-директора

8 ноября 2012 года, выступая на CNews FORUM 2012, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов, рассказал о первых результатах своей работы. Он отметил, что ему досталось «хозяйство достаточно сложное» с точки зрения подхода к информатизации. В Санкт-Петербурге насчитывалось свыше 800 разрозненных серверных помещений для обработки и хранения информации, а также свыше 100 различных ИТ-систем, из которых порядка 30% дублировали друг друга.

Для консолидации ресурсов был разработан проект ЦОДа, который планируется запустить до конца 2012 года. «Это наш первый ЦОД, он будет резервным, а не основным, - говорит Громов. - В следующем (2013) году мы начнем складировать в него ИТ-системы, чтобы первоначально снизить затраты по отрасли в целом».

К осени 2012 года также удалось перевести на централизованную архитектуру ИТ-систем порядка 80% многофункциональных центров предоставления госуслуг, рассказывал ИТ-директор Санкт-Петербурга. Ранее в них использовалась локально-распределенная база данных, из-за чего было затруднительно жителю одного района получить услугу в МФЦ другого района, пояснил он.

Также, по словам Громова, удалось за короткое время «переписать ядра систем и перевести их на тонкий клиент» в образовательных и медицинских учреждениях города. «Теперь они работают из единой точки», - говорил ИТ-директор Санкт-Петербурга.

Что касается сферы образования, по состоянию на ноябрь 2012 года в городе вводили электронную очередь записи. Первыми в этом плане стали учреждения дошкольного образования. «И мы пытаемся отбиться от попытки влиять на эту очередь со стороны тех, кто хочет обходить установленный порядок предоставления мест в дошкольных учреждениях», - говорит Иван Громов[3].

В области здравоохранения помимо централизации ИТ-систем чиновник отмечал их разбивку по профилям работы: появились отдельные ИТ-системы стационаров, амбулаторных учреждений, лабораторий и т.д.

Ситуация с ИТ, разработка программы информатизации

По данным председателя Комитета информатизации и связи Санкт-Петербурга Ивана Громова, на апрель 2012 года в городе функционировало более 100 ИТ-систем: «Это серьезный показатель процесса информатизации города, однако, в целом, информационная среда Санкт-Петербурга является разрозненной».

«К сожалению, все информационные системы характеризуются децентрализацией, разнородностью и отсутствием единой системы эксплуатации», - сетовал ИТ-директор. В городе, по его данным, на тот момент насчитывалось более 900 серверов и свыше 18 тыс. автоматизированных рабочих мест, размещенных более чем на 200 площадках.

Сложившаяся ситуация, по словам Громова, приводила к увеличению затрат на эксплуатацию и развитие этих систем, увеличению нагрузки на Единую мультисервисную телекоммуникационную сеть (ЕМТС), а также затрудняла осуществление контроля за эффективностью расходования бюджетных средств.

По состоянию на апрель 2012 года, говорил Громов, его комитет разрабатывал долгосрочную целевую программу, где должны быть прописаны «важнейшие стратегические решения в области информатизации Санкт-Петербурга».

Первоочередная задача нового ИТ-директора – привести информационную среду города в логичную, понятную и завершенную схему, где мозгом системы будет являться ЦОД: «Комитет ставит перед собой целью создать единое информационное пространство Санкт-Петербурга, которое обеспечит прозрачность органов власти и эффективное взаимодействие государства и граждан».

Комитет информатизации намерен «довести все ИТ-системы города до этапа, когда они будут находиться в режиме постоянного взаимодействия». Это приведет к созданию в Санкт-Петербурге качественной информационной среды, надеется руководитель.

В 2011 г. расходы на информатизацию Санкт-Петербурга, по словам Громова, составили 5 млрд руб., а в 2012 г. на эти цели планируется потратить 4,3 млрд руб.

Одним из ключевых ИТ-проектов Северной столицы в 2012 году являлось обеспечение выполнения закона 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно - внедрение системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ). С 1 июля 2012 г. государственным структурам стало запрещено требовать от граждан документы, которые они могут получить самостоятельно у своих коллег из других ведомств.

Также комитет реализовывал ряд проектов в области образования и здравоохранения. В частности, - активное внедрение программного комплекса «Электронная регистратура», обеспечивающего автоматизацию процесса записи на прием в городские медучреждения. Помимо этого, велись работы по развитию комплексной автоматизированной системы каталогизации ресурсов образования, одним из компонентов которой является сервис «Электронный дневник». К апрелю 2012 года к нему было подключено более 700 школ из 18 районов Санкт-Петербурга. Иван Громов отмечал, что к тому моменту была собрана и обработана обратная связь более тысячи пользователей, проведена работа по оценке эффективности текущей версии электронного дневника, разработаны и внедрялись новые интерфейсы сервиса[4].

Новый ИТ-директор Санкт-Петербурга - Иван Громов

В апреле 2012 года председателем Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга был назначен Иван Громов. С биографией и планами Громова можно ознакомиться по ссылке.

Технологическая инфраструктура Санкт-Петербурга

Единая мультисервисная телекоммуникационная сеть (ЕМТС)

  • Единая защищенная среда передачи и обработки данных.
  • Подключено более 2000 ИОГВ, подведомственных учреждений и других городских объектов.
  • Централизация передачи данных в ЦОД.
  • Обеспечение антитеррористической защищенности стратегических объектов.
  • Автоматическое резервирование объектов транспортной и логической инфраструктуры.
  • Объединенная транспортная сеть с ГУ МВД.
  • Более 13 000 выделенных логических каналов передачи данных;
  • Более 1415 объектов городской системы видеонаблюдения с количеством камер более 5500
  • Фиксированная телефонная связь для ИОГВ, ГКУ – более 8400 номеров, ГБУ – более 4900

Распределенный региональный центр обработки данных (РРЦОД)

  • Объединение городских служб и организаций в единое информационное пространство для их оперативного взаимодействия на основе современных технологий, как в повседневной деятельности, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Скоординированное, централизованное ведение, эксплуатация и обслуживание общегородских баз данных и автоматизированных информационных систем.
  • Снижение зависимости от услуг сторонних операторов связи и дата-центров
  • Обеспечение отказоустойчивости функционирования наиболее важных для жизни города систем, в том числе городской системы видеонаблюдения (более 28000 камер наблюдения с глубиной архива 7 суток)
  • Применение единой технической политики в области развития общегородского инфокоммуникационного пространства
  • Централизованное обеспечение защищенности и применение мер информационной безопасности.

Региональная система межведомственного электронного взаимодействия Санкт-Петербурга (РСМЭВ)

  • Более 26 500 000 запросов через Региональную систему межведомственного электронного взаимодействия Санкт-Петербурга было осуществлено в 2017 году
  • Стабильно высокая работоспособность сервисов федеральных и региональных органов исполнительной власти – более 90%
  • В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2017 № 345 с 31.12.2017 межведомственное электронное взаимодействие должно осуществляться исключительно с использованием СМЭВ версии 3.x. Всего на данный момент в РСМЭВ интегрировано 75 видов сведений СМЭВ 3 в продуктивной среде, 222 вида сведений СМЭВ 3 в тестовой среде.

Межведомственная автоматизированная информационная система государственных и муниципальных услуг в электронном виде (МАИС ЭГУ)

  • Единое пространство взаимодействия граждан, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и органов власти
  • Более 3 миллионов пользователей
  • Единые технологии приема и обработки заявлений в электронной форме
  • Подача заявлений на получение услуг не выходя из дома
  • Автоматизация обработки заявлений, поданных в МФЦ
  • Мониторинг эффективности предоставления услуг (исполнения функций) органов власти

Объекты городской среды Санкт-Петербурга

7 сентября 2020 года губернатор Петербурга Александр Беглов сообщил о начале создания «цифрового двойника» города, который позволит контролировать состояние городских объектов. Для этого интернет-портал «Паспортизация объектов благоустройства Петербурга», который содержит данные по 15 млн объектов городской среды, получит статус государственной информационной системы (ГИС) и будет переименован в «Объекты городской среды Санкт-Петербурга».

Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга (ЕССК)

Основная статья: Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга (ЕССК)

Единая карта петербуржца (ЕКП)

Многофункциональная социальная карта, которая объединит в себе все сферы общественной жизни города. Проект реализуется под руководством Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. Выпуск, выдачу и обслуживание ЕКП будет осуществлять Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центр информационного сопровождения». Основная статья ЕКП

Инвестиционный портал

Экосистема мобильных сервисов в Санкт-Петербурге

Портал «Наш Санкт-Петербург»

Основная статья: Наш Санкт-Петербург

Портал «Наш Санкт-Петербург» является примером эффективной площадки оперативного диалога между гражданами и органами власти, рассчитанным на неравнодушных и активных жителей, которые хотят сделать лучше свой дом, двор или район
Единый портал обращений граждан letters.gov.spb.ru

Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РЕГИЗ)

Основная статья: Здравоохранение в Санкт-Петербурге

  • Интеграционный подход к информатизации здравоохранения
  • Управление всеми потоками информации и предъявление требований к ее количественным и качественным характеристикам
  • Предоставление ряда услуг пациентам исключительно в электронной форме
  • Личный кабинет пациента
  • Индекс пациентов
  • Возможность просмотра данных лабораторных исследований на портале врача
  • Управление очередями на оказание медицинской помощи
  • Единая система обмена данными лабораторных исследований

Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования (КАИС КРО)

Цифровой туризм

ИТ-проекты в Санкт-Петербурге


ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаNtechLab (Нтех Лаб)FindFaceИБ - Биометрическая идентификация, Системы видеоаналитики2021
Описание проектаБизнесАвтоматика НПЦVisary Low-code платформа (ранее Визари АИС), Visary Project Система управления портфелем проектов, Visary BI Платформа бизнес-аналитикиBPM, ERP, SCM, SRM - Управление взаимоотношениями с поставщиками, Системы управления проектами, BI, Big Data, Data Mining2020
Описание проектаБизнесАвтоматика НПЦVisary СЭД (Cистема электронного документооборота)СЭД2020
Описание проектаNetrika (Нетрика)Корпоративный портал - проекты модернизацииКорпоративные порталы2020
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхPostgres Pro СУБДSaaS - Программное обеспечение как услуга, СУБД2018
Описание проектаNetrika (Нетрика)ФГИС (индивидуальная разработка)Информатизация госфункций2018
Описание проектаКорус КонсалтингПроекты СКС и беспроводной сетевой инфраструктуры, Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыСКС, ИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2017
Описание проектаNetrika (Нетрика), Фирма ГаленN3.ЗдравоохранениеМедицинская информационная система2016
Описание проектаРостелеком Северо-Запад, AT Consulting (Группа ЭйТи Консалтинг), Softlogic (Софтлоджик Рус)Комплексные проекты видеонаблюденияСистемы видеонаблюдения2016
Описание проектаМобильные ТелеСистемы (МТС)Услуги телефонии и связи2015
Описание проектаPositive Technologies (Позитив Текнолоджиз)MaxPatrol SIEMИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации, ИБ - Управление информацией и событиями в системе безопасности (SIEM)2015
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхАПК Безопасный город, Комплексные проекты видеонаблюдения, Проекты построения ситуационных центровИнформатизация госфункций, Системы видеонаблюдения, Ситуационные центры2015
Описание проектаМегаФонУслуги телефонии и связи2015
Описание проектаНациональный центр информатизации (НЦИ)2015
Описание проектаNetrika (Нетрика)Netrika: Конструктор сайтов ИОГВCMS - Системы управления контентом2014
Описание проектаПрогнозФорсайт. Аналитическая платформа (ранее Prognoz Platform)BI2014
Описание проектаВидеоМост (VideoMost)ВидеоМост (VideoMost) ВКСSaaS - Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь2013
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных2013
Описание проектаНеолантПроекты ГИСГИС - Геоинформационные системы2012
Описание проектаNetrika (Нетрика)2010
Описание проектаNetrika (Нетрика)N3.Официальные сайты---
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхInfoWatch Traffic Monitor Enterprise (IWTM), InfoWatch Appercut Security - Appercut Custom Code Scanner (ACCS), InfoWatch KribrumИБ - Предотвращения утечек информации, SaaS - Программное обеспечение как услуга, ИБ - Антивирусы---
Описание проектаNetrika (Нетрика)N3.Открытое правительство---

Примечания