Твоё
Сеть магазинов

Компания

ТвоёСеть магазинов

Содержание

Офис "Твоё"

Производитель модной молодежной одежды. Компания создана в 2002 году. Является частью вертикально интегрированного холдинга, объединившего хлопкопрядильное, трикотажное и чулочно-носочное производства. Сеть магазинов ТВОЕ – это свыше сотни магазинов в крупнейших городах России.

В декабре 2022 г сеть «Твое» сменила прописку с Кипра на ОАЭ.

ИТ-паспорт

Компания «ТВОЕ» использует аутсорсинг ЦОДа уже около двух лет. О том, как это сказалось на последних ИТ-проектах компании, Intelligent Enterprise беседовал с руководителем ее ИТ-департамента Алексеем Картышевым.

Intelligent Enterprise: Немного об истории холдинга. Как шло развитие? Он изначально образовался в своем нынешнем виде или предприятия покупались по мере необходимости?

Алексей Картышев: Вся история холдинга началась со Смоленской прядильной фабрики. При ней уже давно работали свои магазины, через которые реализовывалась выпускаемая продукция. Да и производство расширялось. Помимо выпуска пряжи появились ткацкое и швейное направления.Помощник или конкурент? Чем ИИ может быть полезен в HR-процессах

По мере роста шла территориальная экспансия. Магазины со временем добрались и до Москвы, и до Калининграда, и до Находки. Сейчас торговая сеть насчитывает 450 точек. Начали приобретать предприятия в других регионах. К примеру, в одной только Шуе было куплено несколько фабрик. До 2008 года вся наша продукция, от пряжи до готовых изделий, производилась только на территории России. Сейчас российская доля снизилась до 60—70%, остальное заказывается за рубежом, в Китае и Индии. Тем не менее в нашей стране мы единственные в своем роде. Да и в мире по­добных компаний не так мно­го. Дальше нас пошла только итальянская «Бенеттон», которая имеет предприятия всего цикла производства одежды начиная от выращивания хлопка.

ИТ-подразделение в компании было централизованным изначально или на каждой фабрике работали свои службы?

Организационно ИТ-отделы каждого предприятия подчиняются центральному офису в Москве. Централизованно верстается и бюджет. Планы меро­приятий и проектов мы разрабатываем совместно.

Однако все приобретённые нами предприятия после покупки жили, да и до сих пор живут своей жизнью. На нас с точки зрения ИТ завязана только фабрика в Смоленске. Всевозможные системы автоматизации бизнес-процессов мы не стали приводить к общему знаменателю. В итоге на уровне холдинга в целом сложилась ситуация, которую принято называть «зоопарком». Так, например, в качестве учетной системы мы применяем Microsoft Dynamics Nav. На фабриках используется другое ПО. Актив­но эксплуатируются различные продукты компании «».

Мы ведем проект по внедрению модулей Oracle E-Businness Suite. Это, в частности, подсистемы товарно-финансового и ассортиментного планирования, а также товародвижения.

Как вы пришли к идее цент­рализации и консолидации ИТ? Насколько повлияло на это решение то, что в разных подразделениях используются разные системы? И какую роль здесь сыграло внедрение «тяжелого» ERP-продукта?

Это решение родилось независимо от внедрения Oracle E-Businness Suite. К тому же мы начали консолидировать ИТ-инфраструктуру задолго до того, как приступили к работе по этому проекту. И консолидация ресурсов требовалась для выполнения стоявших перед нами бизнес-задач.

Возьмем, например, такую проблему, как ассортиментное планирование. Раньше эту задачу каждый руководитель предприятия решал своими силами. До какого-то момента это было возможно. Но компания переживает бурный рост, и резко возросло количество сбоев и ошибок, которые приводили к прямым убыткам. Известно, что спрос на одежду, белье и трикотаж сезонный. Есть коллекции, и объем каждой должен быть подсчитан. Это можно сделать исходя из объема продаж за прошлые годы, с помощью средств прогнозирования спроса. При этом надо учитывать, что в весенне-летний сезон спрос традиционно выше, чем в осенне-зимний.

Не так давно вы выполнили масштабный проект по модернизации ИТ-инфраструктуры. Как выбиралось оборудование?

Мы провели тендер. В его ходе рассматривалось оборудование компаний Fujitsu, HP и IBM. Однако HP и IBM не смогли предложить нам в полном объеме весь набор услуг и сервисов, который нам был необходим. К тому же Fujitsu на фоне других поставщиков выглядела более клиенториентированной. В итоге было выбрано её решение. Естественно, у Fujitsu и ценовые показатели, и условия гарантийного обслуживания были предложены на интересном для нас уровне.

О приобретении оборудования на RISC-платформах речь у нас не шла. Сейчас уровень надежности, которого можно достичь при использовании платформы x86, не ниже, а то и выше. У той же компании Fujitsu довольно давно сущест­вуют решения FlexFrame для работы бизнес-приложений SAP и Oracle, и, как показывает практика, они ни в чем не уступают куда более дорогим системам на базе RISC/EPIC-архитектур, а по каким-то параметрам и превосходят их. Но при этом стоимость их ниже, и необходимых специалистов найти намного проще. Да и технологическое развитие у x86 более динамично. Плюс ко всему нельзя исключить коллизий вроде того, что не так давно произошло между HP и Oracle, когда последняя отказалась поддерживать свои продукты для платформы HP-UX. А кто даст гарантию, что нечто подобное не случится с другими вендорами?

Как вы пришли к идее аутсорсинга? Давно ли пользуетесь внешними сервисами?

В 2010 году мы поняли, что нам просто невыгодно строить ЦОД своими силами. Это требует значительных финансовых и временных затрат. Тем более, что у нас не было даже помещений, чтобы развернуть оборудование. А современные системы высокой плотности обладают немалой массой, выдержать которую многие здания не могут. То есть нам пришлось бы вести длительные и дорогостоящие строительные работы. А нести дополнительные капитальные затраты бизнес-руководство было, скажем так, не готово.

Кроме того, серьезной и труднорешаемой проблемой является выделение необходимых энергетических мощностей. В итоге мы решили арендовать стойкоместа во внешнем ЦОДе. К тому времени улегся ажиотаж на рынке аутсорсинга ЦОДов, который наблюдался годом ранее. Тогда, как известно, компании начали активное движение в этом направлении, чтобы снизить расходы на аренду помещений. Данные процессы, напомню, привели к заметному росту цен.

Выбирая аутсорсинговый ЦОД, мы смотрели, чтобы в нём были надежные системы резерв­ного электропитания, климат-контроля и пожаротушения и чтобы он был достаточно удален от потенциально опасных объектов. Кроме того, нам важно было иметь возможность работать с несколькими операторами для организации как минимум двух резервируемых каналов связи.

То, что получилось в ходе проекта, как кажется на первый взгляд, соответствует модели частного облака, по крайней мере в подходе к организации аппаратной инфраструктуры. Так ли это на самом деле?

В целом да. Мы можем подключаться к нашему ЦОДу из любой точки мира, при условии, конечно, что там есть доступ в Интернет. Что касается характерных для облачных технологий преимуществ эксплуатации прикладных систем, то и сейчас есть проблемы, которые пока мы решить не можем. Например, мы достигли предела по масштабированию нашей учетной системы на базе Microsoft Dynamics Nav, в итоге в моменты пиковых нагрузок управлять ею приходится вручную: что-то включать, что-то отключать. Но при любой аппаратной базе нам нужна более мощная программная поддерж­ка. Именно поэтому мы начали процесс внедрения ERP-системы компании Oracle.

Облачное решение мы создавали под определенные бизнес-задачи с прицелом на решение как текущих, так и будущих потребностей. Под них закупалось оборудование и будет закупаться еще. А проблема часто состоит в том, что облачные решения маломощны и их возможности растущие компании быстро перерастают. А то и вовсе оказывается, что запуск необходимых приложений невозможен в принципе. Например, ни один из публичных облачных сервисов не даст гарантий того, что будут работать приложения Oracle. Отсюда может возникнуть если не недовольство, то разочарование.

Надо сказать, это не единст­венный повод для возможных разочарований. Например, нередко говорят, что внедрение облачных технологий снижает потребность в кадрах. У нас такого не было. Значительную часть рабочих мест составляют магазины, а там работа ИТ-специалистов сводится к поддержке — заменить вышедший из строя монитор, сгоревший блок питания и т.п. Внедрение облачных решений тут, естественно, никак не скажется. Инфраструктурой управляют те же самые люди, они никуда не деваются.

Как вы будете обходить проблему, если окажется, что те или иные приложения не работают в облаке или работают, но плохо? Насколько вообще эта проблема для вас актуальна?

Известно, что практически все продукты «1С» хорошо работают в виртуальной среде. Но вот о Microsoft Dynamics Nav или о некоторых продуктах Oracle этого не скажешь. Однако использование облаков отнюдь не означает, что всё без исключения необходимо переносить в виртуальную среду.

Мы создавали облако исходя из решения конкретных задач. И всё ПО, какое мы используем, будет работать в облаке. Другое дело, что не всё наше ПО переносится в виртуализированную инфраструктуру. Ведь использование облаков отнюдь не исключает того, что приложение будет работать на физической машине, а не на виртуальной. Однако применение оборудования до­­статочной мощности и каналов необходимой пропускной способности дает гарантию того, что любое ПО у нас будет работать в облачной среде с резервированием нагрузки. А ПО, которое не может работать в облаке в принципе, например устаревшие программы на базе плоскофайловых СУБД, мы не используем. А именно с этими приложениями больше всего проблем.

Другой проблемой являются файловые залежи на сетевых дисках. Это для нас также актуально, ведь со временем мы планируем перенести в облако и инфраструктуру рабочих мест. Но и тут рецепт прост. Достаточно просто переместить информацию с сетевого диска в другое место и подождать, хватится ее владелец или нет. С вероятностью 95% могу сказать, что нет. Да и в целом на сетевых ресурсах значительную часть составляют каталоги сотрудников, которые уже давно не работают, или информация многолетней давности, причем черновая. Мы ее не удаляем, тем более что она бывает востребована, да и законодательство того часто требует. Она просто переносится на ленты. Там она может храниться сколь угодно долго, практически бесконечно.

Часто говорят, что использование лент — вчерашний день. У вас же используются ленточные библиотеки. Почему?

Это делается из соображений надежности. К тому же мы ис­пользуем технологию двойного, или горячего, резервного копирования. Копия сначала сбрасывается на жесткий диск и только потом на ленту. В этом случае практически никаких потерь в быстродействии нет. А многочисленные истории о потере лент — это скорее из области страшилок. К тому же тут все зависит от организации процесса, но не от самой технологии. Мы, например, не используем для транспортировки лент сторонние компании. А как показывает статистика тех же утечек информации, где фигурировали соответствующие накопители, в подавляющем большинстве случаев виновником была почта, курьерская служба или транспортная компания. Мы же храним ленты в том же ЦОДе, услугами которого пользуемся, пусть и в другом помещении. Там обеспечены все надлежащие условия для хранения.

Каковы планы по развитию ваших проектов?

Как я уже говорил, мы планируем внедрение инфраструктуры на базе виртуальных рабочих мест. Проект пока находится на очень ранней стадии. Параллельно идут и другие работы. В частности, по созданию системы видеонаблюдения в магазинах. Не так давно завершена пилотная фаза проекта по автоматизации складской логистики. Планируется замена фронт-офисного ПО, используемого в наших торговых точках.

Намечается также развитие интернет-магазина. В самом ближайшем будущем мы планируем его расширить, но этим, вполне возможно, не ограничимся.

История

2023: Произошла утечка данных клиентов «Буквоеда», «Леруа Мерлен», «Твое» и «Едим Дома»

8 июня 2023 года стало известно об утечке данных клиентов четырех крупных компаний в России: книжный интернет-магазин «Буквоед», строительный магазин «Леруа Мерлен», портал кулинарных рецептов «Едим Дома» и магазин одежды «Твое». Подробнее здесь.