Проект

ДИТ Москвы объяснил, почему система оплаты парковок не может обойтись без Oracle

Заказчики: ГКУ Администратор Московского парковочного пространства (АМПП)

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: Oracle Database

Дата проекта: 2012/09
Бюджет проекта: Более 800 000 000 руб.
Технология: СУБД
подрядчики - 275
проекты - 783
системы - 310
вендоры - 149

Система для автоматизации управления объектами парковочного пространства Москвы и использования парковочного пространства гражданами и организациями (АИС ЕПП) была создана в 2012 году и неоднократно модернизировалась. Разработчиком последней версии системы и ее мобильного приложения является ГУП «Московский социальный регистр» (МСР). С мая 2015 года эта же организация выступает подрядчиком по поддержке системы.

Пилотный проект платной парковки в Москве был запущен с 1 ноября 2012 года

2016

Закупка Oracle на 300 млн рублей

В феврале 2016 года Департамент Москвы по конкурентной политике в интересах ДИТ объявил аукцион[1] по выбору поставщика ПО для хранения и обработки данных в АИС ЕПП. Начальная цена аукциона составляла 310 млн руб.

Список поставляемого ПО включает СУБД Oracle Database Enterprise Edition, Oracle Real Application Clusters, Oracle Partitioning, Oracle Spatial and Graph. Заказчику требуется по 64 лицензии на каждый из этих продуктов. Также требуется поставить 16 лицензий ПО Oracle Active Data Guard.

Oracle Database Enterprise Edition является самым дорогостоящим пунктом в спецификации. За лицензии СУБД заказчик готов заплатить около 114,2 млн руб. Помимо программного обеспечения ДИТ закупает сертификаты на техподдержку всех продуктов сроком на 12 месяцев. Ее стоимость составляет примерно 63,6 млн руб.

Итоги аукциона были подведены в конце февраля. Единственной компанией, подавшей заявку на участие, стала "Ай-Ти Бизнес Груп". В протоколе рассмотрения заявки госзаказчику рекомендуется направить письмо единственному участнику с предложением о снижении до 5% от максимальной цены контракта. TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России 57.2 т

Помимо протокола ДИТ также опубликовал обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств. Документ подписал 8 февраля руководитель ДИТ Артем Ермолаев. В нем говорится, что запрет невозможно соблюсти, поскольку ПО, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу ПО, что и планируемое к закупке, по характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям.

На момент подписания обоснования в реестр были включены всего 3 продукта, в числе которых - СУБД «Ред База Данных». Другими двумя продуктами были «1С: Школа. Информатика. 11 класс» и «1С: Школа. Русский язык. 5-6 класс. Лексикология».

2015

Финансирование

С 2012 по 2015 год на различные работы, связанные с АИС ЕПП, были заключены контракты совокупным объемом более 800 млн руб.

Сбои в работе

Декабрь

22 и 23 декабря 2015 года произошли сбои в работе системы оплаты парковок в Москве. Водители не могли оплатить парковку: мобильное приложение сервиса «Парковки Москвы» показывало нулевой баланс. Помимо денег на счетах, многие граждане не видели в приложении ни автомобилей, ни резидентных разрешений.

23 декабря в ДИТ заявили TAdviser, что причиной сбоя накануне стало резкое увеличение нагрузки на систему в нехарактерное для обычных пиков время суток и не исключали версию целенаправленной атаки. 23 декабря также наблюдалась повышенная нагрузка на систему, но департамент рассчитывал справиться без серьезного прерывания работы сервиса.

Позднее в ДИТ добавили, что хакерской атаки точно не было, никаких попыток взлома не зафиксировано, при этом департамент не исключает версию целенаправленной DDoS-атаки, так же как и ошибку в последней версии мобильного приложения «Парковки Москвы» для iOS, через которое производится оплата парковок.

В комментариях в одном из постов о сбоях в Facebook руководитель ДИТ Артем Ермолаев написал, что деньги со счетов водителей не пропали, а баланс не отображается в приложении, т.к. блок мобильных приложений был отключен от основной системы, чтобы устранить неисправность. Он также заявил, что в период неработоспособности системы паркинг не тарифицируется и штрафы не выставляются.

25 декабря АМПП сообщила, что предъявит подрядчику по обслуживанию системы оплаты парковок - ГУП «Московский социальный регистр» (МСР) - штрафные санкции на сумму порядка 4 млн руб. за сбой в системе оплаты парковок. Именно такая сумма не получена городом из-за технических неполадок в работе сервисов оплаты парковок, которые наблюдались 22 и 23 декабря.

«
В связи со сбоями сервисов оплаты парковки ГКУ «АМПП» как функциональный заказчик системы предъявит штрафные санкции к подрядчику, некачественно выполнившему работы по обслуживанию системы. Мы дали указание ДИТ Москвы усилить контроль за работоспособностью системы и предотвратить подобные случаи в дальнейшем», - заявил руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов.
»

Причиной неработоспособности сервисов оплаты, по данным ДИТ, стала ошибка в последней версии приложения «Парковки Москвы» для iOS. В АМПП заявили TAdviser, что разработчиком системы и мобильного приложения также является МСР. В конце 2014 года организация по госконтракту с ДИТ модернизировала систему, работы включали создание мобильного приложения нового поколения.

Вместе с тем, в iTunes и Google Play разработчиком приложения «Парковки Москвы» указана «Электронная Москва», выступавшая подрядчиком по созданию системы в 2012 году. С чем это связано, в АМПП предпочли не уточнять.

Апрель

В апреле 8 апреля в течение почти пяти часов пользование парковкой в Москве было бесплатным по причине сбоя. Оплата парковки не проходила через СМС-сообщения и личный кабинет.

Модернизация и развитие системы

В сентябре 2015 года АМПП провела два тендера на модернизацию системы. Начальная цена первого из них [2] составляла 46,6 млн руб. Победителем тендера стал МСР, предложивший выполнить работы за 43,9 млн руб. Второй участник торгов – «Даталайн» - предлагал выполнить работы за 24,2 млн руб.

Начальная цена второго конкурса[3] по модернизации составляла 48,6 млн руб. Победил в нем МСР с предложенной ценой в 46,1 млн руб. Участвовавшая в конкурсе «Даталайн» предлагала выполнить работы за 23,8 млн руб. В октябре МСР провел конкурс[4] на выполнение работ по доработке функциональных блоков АИС ЕПП, назначив за них максимальную цену в 37 млн руб. Единственным участником конкурса оказалась «Сервионика», предложившая свои услуги за цену, аналогичную начальной цене торгов.

В сентябре АМПП также провела конкурс[5], связанный с АИС ЕПП – на выполнение работ по расширению информационного взаимодействия системы в части совершенствования протокола обмена парковочных устройств. Начальная цена торгов составляла 36,7 млн руб. В них победила «Даталайн», предложившая выполнить работы за 34,4 млн руб. Второй участник конкурса – «Айтинвест» - предлагал свои услуги за 19 млн руб.

В октябре МСР провел конкурс[6] на выполнение работ по развитию информационного взаимодействия АИС ЕПП с максимальной ценой 27,7 млн руб. Единственным участником конкурса стала «Сервионика», предложившая выполнить работы за максимальную цену.

В сентябре также имел место конкурс[7] на выполнение работ по созданию АИС сверки платежей, проведенных с помощью АИС ЕПП и средств, поступивших на счет Управления Федерального казначейства по Москве. Победителем стал ГУП МСР, предложивший цену контракта в 30,4 млн руб. Второй участник конкурса – компания «Даталайн» - предлагала выполнить работы по цене вдвое ниже. Позднее, в октябре, МСР провел закупку[8] у единственного поставщика для выполнения этих же работ – «Сервионики», которая предложила выполнить работу за 15,9 млн руб.

В мае 2015 года МСР выиграл конкурс[9] АМПП на оказание услуг по обслуживанию АИС ЕПП. Начальная цена торгов составляла 26,8 млн руб. МСР предложила выполнить их за 26,5 млн руб., а ее соперник по конкурсу – «Айсберг Групп» - за 20,1 млн руб.

В октябре МСР провела закупку [10] у единственного поставщика – «НАУ Инновейшенс РУС», изначально разработавшего систему, - на оказание услуг по сервисному и аналитическому обслуживанию АИС ЕПП. Цена поставщика была равна максимальной заявленной – 17,2 млн руб.

В 2015 году «НАУ Инновейшенс РУС» также стала подрядчиком у МСР по выполнению таких работ как создание подсистемы единого централизованного биллинга[11] за 43,1 млн руб. (август 2015) и работ по модернизации АИС ЕПП за 25,2 млн руб. (июль 2015).

В мае АМПП также провел конкурс на оказание услуг по эксплуатации и сопровождению АИС ЕПП в рамках совершенствования механизма оплаты путем централизованного управления тарифами в системе, начальная цена которого составила 45,8 млн руб. Победителем и здесь стал МСР, предложивший цену контракта в 45,4 млн руб. Второй участник - «Айсберг Групп» - была готова выполнить работы за 34,4 млн руб.

2014

Разработка мобильного приложения нового поколения

В сентябре 2014 года ДИТ Москвы провел конкурс на оказание услуг по модернизации АИС ЕПП[12] с начальной ценой в 94,5 млн руб. Выиграл его МСР, предложивший выполнить работы за 88,8 млн руб.

В числе работ по модернизации - разработка мобильного приложения и пользовательского портала АИС ЕПП второго поколения. В ТЗ указано, что через мобильное приложение должны быть доступны: информации в реальном времени о статусах и параметрах всех парковок города; управление процессом парковки; проведение оплаты штрафов ГИБДД, штрафов за неуплату или нарушение порядка оплаты за платную парковку; оплата услуг с сохранением истории транзакций; оповещение пользователей о новостях и событиях. Одним из пунктов указано создание удобного для использования интерфейса приложения.

2012

Создание системы

Изначально подрядчиком по созданию парковочной системы, включающей и мобильное приложение, выступала компания «Электронная Москва», а заказчиком – ГУП «Дирекция гаражного строительства». Такая информация содержится в сообщении ГКУ «Администрация московского парковочного пространства» (АМПП), опубликованном в августе 2015 года.

Соответствующий договор был заключен по результатам конкурентной процедуры в сентябре 2012 года, утверждают в АМПП. Он предполагал поэтапное создание, передачу исключительных прав и ввод в эксплуатацию «АИС для автоматизации управления объектами парковочного пространства города Москвы». Для выполнения работ «Электронная Москва» привлекала субподрядчика: им стала компания «Нау Инновейшнс Рус» - российская «дочка» эстонского разработчика решений для управления парковочным пространством NOW! Innovations.

В годовом отчете «Электронной Москвы» за 2012 год фигурирует информация о заключенном ею контракте на разработку, создание и внедрение АИС для автоматизации управления объектами парковочного пространства города Москвы, а также оказание услуг по автоматизации использования парковочного пространства гражданами и организациями. Указанная сумма контракта составляет около 247,7 млн руб.

Пилотный проект платной парковки был запущен в столице с 1 ноября 2012 году. Тогда она впервые появилась на ул. Петровка и Каретный ряд, а так же на прилегающих переулках.

Примечания

  1. Поставка ПО баз данных для обеспечения хранения и обработки данных АИС ЕПП
  2. Выполнение работ по модернизации АИС ЕПП (третья очередь)
  3. Выполнение работ по модернизации АИС ЕПП (вторая очередь)
  4. Выполнение работ по доработке функциональных блоков АИС ЕПП
  5. Выполнение работ по расширению информационного взаимодействия АИС ЕПП в части совершенствования протокола обмена парковочных устройств
  6. Выполнение работ по развитию информационного взаимодействия АИС ЕПП
  7. Выполнение работ по созданию автоматизированной информационной системы сверок платежей (АИС ССП)
  8. Выполнение работ по обеспечению возможности сверки платежей, проведенных при использовании объектов Единого парковочного пространства Москвы и поступивших на счет Федерального казначейства Москвы
  9. Оказание услуг по обслуживанию АИС ЕПП
  10. Оказание услуг по сервисному и аналитическому обслуживанию АИС ЕПП
  11. Создание подсистемы Единый централизованный биллинг
  12. Выполнение работ по модернизации АИС ЕПП