Заказчики: Москвич (ранее Renault Russie) Подрядчики: Prof-IT Group (Проф-ИТ Групп) Продукт: 1С:ERP Управление предприятием 2Дата проекта: 2024/05 — 2024/11
|
Содержание |
Автомобильный завод «Москвич» мигрировал с SAP на 1С за три месяца при технологической поддержке PROF-IT GROUP. Предприятие получило комплексное решение, которое охватывает все ключевые процессы завода: от планирования производства и управления оборудованием на конвейере до контроля качества и формирования систем сервиса и обработки заказов.
О заказчике
«Москвич» — легендарный отечественный бренд с почти 100-летней историей. С 1998 года производство развивалось в рамках совместного предприятия с компанией Renault. После решения Renault в марте 2022 года покинуть российский рынок Правительство Москвы приняло решение о переводе производственных мощностей завода на баланс города. В мае 2022 года было принято решение о возрождении предприятия.
Об исполнителе
PROF-IT GROUP — российский цифровой промышленный интегратор. Фокус компании — комплексная автоматизация и цифровизация управления крупными предприятиями, разработка прикладного и инновационного программного обеспечения, проектирование и построение инженерной и ИТ-инфраструктуры, консалтинг и проекты в сфере интеллектуальных транспортных систем и решений для умного города. Клиентами компании являются ведущие предприятия и организации России и стран СНГ: Sollers, УАЗ, Belgee, Сарыаркаавтопром, ЗМЗ, АЗ Урал, Авиастар-СП, ЩЛЗ, Интернешнл Тобакко, Лорус Эс-Си-Эм, Гулливер, Джокей Пластик, ГродноАзот, Мосгортранс, Московский метрополитен, АМПП и др.
Цели проекта
- Экстренная миграция с зарубежных информационных систем Renault на платформу 1С;
- Запуск производства, конвейера и технологическая независимость оборудования;
- Автоматизация бизнес-процессов для повышения эффективности производства.
Ситуация до внедрения
В мае 2022 года было принято решение о возрождении предприятия. Перед заводом появилась задача запуска нового модельного ряда и разработки современного, удобного и безопасного российского электромобиля на собственной платформе и отечественной компонентной базе. Было необходимо запустить крупноузловую сборку и одновременно подготовку к производству автомобилей на собственной платформе.
Все исторические информационные системы были отключены в декабре 2022 года. Перед предприятием встала задача экстренного ухода с иностранных информационных систем, что требовало построения единой комплексной системы управления предприятием на базе российских разработок в сжатые сроки.
Стратегия миграции с SAP на 1С
В «МАЗ Москвич» выбрали трехфазную стратегию миграции на отечественное ПО. В течение одного месяца проектная команда провела обследование, в рамках которого были проинтервьюированы сотрудники всех подразделений. Было собрано около 500 бизнес-требований, а само экспресс-обследование легло в основу технического задания по проекту. Был выявлен запрос на создание единой системы управления качеством автомобилей — особенно на этапах эксплуатации конечными потребителями. В сжатые сроки была проведена большая проектная работа — одновременно работы стартовали по всем доменам.
В первой фазе внедрили базовые модули «1С», включая финансовую систему. Аналогичная ситуация была с оборудованием на заводе, которое было отключено от иностранного ПО и приходилось восстанавливать его по крупицам, замещая отечественным ПО с параллельной доработкой функционала. Даже простые роботы, все работали на программном управлении, которое интегрировано в Renault.
В рамках второй фазы проекта была проведена настройка и кастомизация системы в соответствии с собранными ранее требованиями. Одновременно проводилась интеграция с внедряемыми системами управления производством В рамках третьей фазы проводилось развитие систем и стартовала их дальнейшая поддержка.
Внедрение 1С:ERP Управление предприятием: ход проекта
Автоматизирован 491 бизнес-процесс. В реализации проекта участвовало около 300 человек: 80 со стороны исполнителя, 200 — со стороны завода.
В рамках первого этапа проекта в промышленную эксплуатацию были введены отдельные модули единой информационной системы управления операционной и производственной деятельностью предприятия на основе решений 1С:ERP:
- Регламентированный учет;
- Управление продажами;
- Управление закупками;
- Управление складами;
- Управление производством;
- Управление казначейством.
Налажена интеграция 1С:ERP с 1С:УХ, 1С:ЗУП, 1C:CRM. Внедрены модули диспетчеризации и прослеживаемости производства, оперативного управления качеством производства, управления производственной логистикой.
В связи со сжатыми сроками, команда пересмотрела классический подход к реализации проекта. Технические специалисты практически начали с тестирования готовой конфигурации, выявляли разрывы в требованиях, проводили моделирование, писали техническую документацию, выгружали НСИ из старых систем, загружали их в систему, проводили запись обучения, загружали данные в систему.
В рамках последующих этапов с ERP-системой были интегрированы все производственные системы предприятия для автоматизации учета и минимизации затрат. Организован процесс мелкоузловой сборки автомобилей (CKD производство). Запущена основная функциональность глобальной системы по управлению качеством. За управление блоками техобслуживания и логистики отвечают модули «1С:ТоиР» и «1С:Предприятие 8. Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП».
На заключительном этапе внедрены отечественные решения по оперативному планированию и формированию производственной последовательности, балансировке операционной трудоемкости и управлению технологией, ведению конструкторской и технологической документации.
Осуществлена интеграция с внешними информационными системами заказчика (АЛР — первичные заказы от дилеров), с ЗPL оператором и системами партнеров. Расширен функционал системы и ее интеграция с другими смежными информационными системами предприятия.
Результат проекта
В рамках проекта осуществлен переход с иностранного ПО на российские импортонезависимые решения. Ядром новой технологической платформы стала система «1С:ERP Управление предприятием». При выборе программного обеспечения учитывался его максимальный и одновременно гибкий функциональный охват. Автоматизированы заявленные бизнес-процессы, все внедряемые системы введены в промышленную эксплуатацию и перешли в стадию развития.
В современных экономических реалиях проект имеет особое значение для всей автомобильной отрасли, потому что осуществлен процесс миграции с зарубежной ERP-системы на 1С:ERP с сохранением ключевого функционала. При этом производственные системы были уже запущены в эксплуатацию через 1,5 месяца после старта проекта, а базовый функционал ERP — через 3 месяца. Предприятие получило комплексное решение, которое охватывает все ключевые процессы завода: от планирования производства и управления оборудованием на конвейере до контроля качества и формирования систем сервиса и обработки заказов. ИТ-инфраструктура была полностью перенесена на собственную площадку — теперь МАЗ «Москвич» ни от кого не зависит в этом отношении. Сделана авторизация пользователей, почтовый сервис и др.
Внедрен функционал по управлению качеством, ТОиР, управлением транспортной логистикой, управление холдингом. Финальный этап — PDM-системы, портал поставщиков, портал руководителя.
Проект отмечен в номинации «Лучший проект в машиностроении, приборостроении».
Награждение состоялось 17 октября 2024 года в рамках бизнес-форума 1С:ERP. Борис Нуралиев, директор «1С», вручил памятные призы Артему Шайде, руководителю дирекции информационных систем МАЗ «Москвич», и Евгению Сударкину, генеральному директору PROF-IT GROUP.