Заказчики: Правительство Астраханской области Астрахань; Государственные и социальные структуры Подрядчики: ICL ГК (ICL-КПО ВС, АйСиЭл - КПО ВС) Продукт: Directum (СЭД/ECM-система)Дата проекта: 2008/09 — 2009/01
|
Содержание |
В 2008 году администрация губернатора Астраханской области приняла целевую программу, направленную на повышение эффективности работы исполнительных органов государственной власти. Одной из главных задач стало построение единой информационно-технологической инфраструктуры органов власти, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. В качестве неотъемлемой части новой системы требовалось создать систему электронного документооборота и с ее помощью наладить оперативное и прозрачное взаимодействие более чем 40 структурных единиц, находящихся в ведомстве губернатора Астраханской области, в числе которых — 12 министерств, 9 агентств и 8 служб.
Следовало выбрать надежный и проверенный на практике программный продукт, который стал бы основой создаваемого решения, а также найти компанию, способную обеспечить успешную поставку и профессиональное внедрение системы. По итогам тендера, проведенного летом 2008 года, предпочтение было отдано платформе DIRECTUM, а построение системы электронного документооборота и управления взаимодействием структурных подразделений органов власти было поручено Астраханскому представительству ОАО «ICL-КПО ВС» — сертифицированному партнеру компании DIRECTUM.
Задачи и цели проекта
Благодаря созданию единой автоматизированной системы электронного документооборота администрация Астраханской области рассчитывала повысить эффективность деятельности исполнительных органов:
- качественно улучшить работу с документами,
- ускорить процессы согласования,
- усилить контроль исполнения решений,
- обеспечить надежное хранение документации,
- строго регламентировать доступ к данным,
- сократить трудозатраты сотрудников органов управления.
Платформа DIRECTUM должна была стать частью комплексной системы, при помощи которой представители органов власти Астраханской области могли бы принимать взвешенные управленческие решения. Эта система включает в себя ряд интегрированных между собой блоков: бухгалтерскую систему, пакет управления проектами, геоинформационную систему, портал органов государственной власти и портал государственных услуг Астраханской области.Как «Полюс» отказывается от SAP. Опыт российского лидера золотодобычи представлен на TAdviser SummIT
Единая информационная система управления
Обеспечение тесного взаимодействия отдельных компонентов решения особенно важно для полноценной работы электронного правительства: в системах используются единые реестры и справочники; система управления информацией тесно интегрирована с порталами, оринтированными на оказание государственных услуг и прием обращений граждан; для руководителей (губернатора, председателя правительства Астраханской области и его заместителей, а также для министров и руководителей подразделений) разработаны контрольные панели, где ключевые данные отображаются в виде диаграмм, графиков, сводных таблиц и гистограмм. Такая сквозная интеграция существенно упрощает процессы принятия решений и помогает лучше контролировать их исполнение.
При реализации проекта следовало учесть не только сложную разветвленную структуру подведомственных учреждений (более 40 структурных единиц), но и высокую интенсивность информационных потоков: за год в администрации губернатора регистрируется примерно 10 000 входящих и 1 500 исходящих документов, а общий объем хранимой документации составляет около 150 000 документов.
Ход проекта
На первом этапе специалисты астраханского представительства «ICL-КПО ВС» исследовали применявшиеся схемы и правила документооборота. Для этого были проведены интервью с ключевыми пользователями, заполнены и обработаны анкеты, изучены возможности интеграции с другими информационными системами.
Затем они обобщили и проанализировали все собранные данные, с тем чтобы учесть особенности работы пользователей, определить состав внедряемых бизнес-процессов и описать модификации, которые предстояло внести в исходные решения. В рамках проекта были разработаны универсальные схемы перемещения документов, учитывающие специфику работы заказчика, и добавлены новые, созданные для органов власти, модули («Распорядительные документы», «Экспедиция») и дополнительные справочники («Проекты постановлений и распоряжений», «Граждане», «Адресная книга»).
Руководители областной администрации (министры и их заместители) получили возможность пользоваться специально разработанным интерфейсом, предоставляющим доступ только к ключевым функциям документооборота - решение позволяет принимать документы на рассмотрение, накладывать резолюции (текстовые, рукописные и голосовые), а также утверждать бумаги, подготовленные помощниками.
Поскольку астраханское представительство «ICL-КПО ВС» является одним из Центров сертифицированного обучения компании DIRECTUM, сотрудники областной администрации смогли фактически без отрыва от своей работы прослушать учебные курсы по использованию программных продуктов DIRECTUM и сдать сертификационные экзамены.
Проект внедрения DIRECTUM был начат в сентябре 2008, а уже к 1 января 2009 года систему установили на сервере и рабочих местах и полностью настроили. За время новогодних каникул специалисты конвертировали данные из всех применявшихся программ, перенеся их в DIRECTUM, и с 10 января началась промышленная эксплуатация системы. На момент старта в системе было зарегистрировано 100 сотрудников – как руководители, принимающие на рассмотрение документы в электронном виде, так и рядовые служащие, получающие резолюции и распоряжения.
Созданное решение
Сегодня в системе DIRECTUM зарегистрировано 1300 человек, из них более 200 пользователей ежедневно используют ее в своей деятельности. Будучи установленной на рабочих местах руководителей исполнительных органов государственной власти Астраханской области, в приемных, секретариатах и канцеляриях, DIRECTUM позволила автоматизировать работу ответственных сотрудников и обеспечить оперативное реагирование на обращения граждан.
Интерфейс для работы с документами и задачами для руководителей
DIRECTUM позволяет решать весь комплекс задач, связанных с документацией. Обеспечивается возможность регистрации входящей и исходящей корреспонденции — в централизованном режиме, децентрализованном и смешанном. Ведется учет всех внутренних и распорядительных документов, договоров (соглашений) и служебной корреспонденции; поддерживается работа с взаимосвязанными документами. Электронные образы всей документации, вне зависимости от ее формата, хранятся в едином электронном архиве, а доступ к ней предоставляется в соответствии с заранее установленными правами пользователей. Предусмотрены механизмы списания документов в соответствии с принятой в администрации номенклатурой дел и правилами подготовки документов к уничтожению.
Система обеспечивает управление документооборотом как между внутренними подразделениями администрации губернатора, так и между исполнительными органами государственной власти Астраханской области. Передача документов ведется в соответствии с четко установленными схемами, что позволяет тщательно координировать работу органов и повышает ее оперативность. Сотрудник, временно отсутствующий на рабочем месте (например, находящийся в командировке), имеет постоянный доступ к системе DIRECTUM через Интернет.
При помощи DIRECTUM можно контролировать своевременное исполнение поручений руководства, отвечать на запросы организаций и граждан. Система поддерживает проверку правильности и своевременности исполнения документов, обеспечивает подготовку и исполнение постановлений и распоряжений, принимаемых губернатором и правительством Астраханской области, начиная с этапа создания проекта и заканчивая снятием с контроля и сдачей документов в архив.
Наконец, одним из важных преимуществ использования DIRECTUM является выполнение функций делопроизводства в соответствии с действующими российскими стандартами и нормами.
Результаты и планы развития
С внедрением DIRECTUM в организации работы областной администрации произошли значительные изменения, причем улучшения затронули как качественные, так и количественные показатели деятельности сотрудников. Работа с основными видами документов (протоколы, письма, заявления граждан и др.) сейчас ведется только в электронном виде. Внутренние документы рассматриваеются вдвое быстрее, а время, затрачиваемое на контроль и анализ исполнения поручений, сократилось в четыре раза.
Возможность потери информации практически исключена - все документы, включая историю их согласования и рассмотрения, хранятся в электронном виде в единой базе данных. При этом, благодаря внедрению DIRECTUM, время поиска любого из них сократилось в 9 раз. Система полностью интегрирована с внутренним порталом органов исполнительной власти Астраханской области.
В планах развития инфраструктуры - дальнейшее масштабирование системы DIRECTUM, что позволит распространить решение на все исполнительные органы государственной власти Астраханской области. Кроме того, предполагается расширить функциональные возможности системы, в том числе за счет предоставления возможности всем ответственными сотрудникам применять для визирования документов электронную цифровую подпись.