Заказчики: Радиозавод Пенза Пенза; Машиностроение и приборостроение Подрядчики: БИТ-Вектор Продукт: Галактика ERPДата проекта: 2003/03 — 2008/10
Количество лицензий: 162
|
В ОАО «Радиозавод» (Пенза) расширяется использование системы Галактика ERP. В настоящее время (2008 год) идут работы по автоматизации на основе системы задач ведения спецификаций продукции, планирования производства, управления материально-техническим обеспечением. Также выполняется интеграция системы Галактика ERP с системой автоматизированного конструкторского и технологического проектирования «Интермех». Проект реализуется специалистами предприятия, компании «БИТ-Вектор» и корпорации «Галактика».
Несколько лет назад руководство ОАО «Радиозавод» приняло решение о построении на предприятии эффективной системы управления, основанной на применении передовых информационных технологий. Был проведен анализ рынка ERP, после которого на предприятии началось выполнение проекта по внедрению системы Галактика ERP. Основными причинами выбора именно этого решения на заводе называют полное соответствие функциональных возможностей системы потребностями ОАО «Радиозавод», приемлемые ценовые характеристики. Дополнительным фактором в пользу Галактики ERP стал тот факт, что эта система разрабатывается российской компанией – корпорацией «Галактика». К внедрению системы Галактика ERP специалисты предприятия приступили совместно с компанией «БИТ-Вектор» - партнером корпорации «Галактика» в Пензенской области.
В ходе проекта последовательно были автоматизированы процессы ведения бухгалтерского учета, управления договорами, производственной логистикой, а также управления персоналом и расчета заработной платы. С помощью системы Галактика ERP осуществляется управление бюджетами.
Одним из основных этапов проекта стало проведение автоматизации управления производством. В настоящее время проводится автоматизация ведения спецификаций продукции, планирования производства, управления материально-техническим обеспечением. Также осуществляется интеграция системы Галактика ERP с системой автоматизированного конструкторского и технологического проектирования «Интермех».
В результате внедрения системы Галактика ERP в ОАО «Радиозавод» было сформировано единое информационное пространство, создана эффективная система бюджетирования, проведена реорганизация процессов управления предприятием, налажена система учета и контроля материальных и денежных ресурсов.
В дальнейшем предприятие планирует расширить использование системы Галактика ERP – автоматизировать процессы оперативного управления финансами, управления себестоимостью (контроллинг), а также гарантийного обслуживания и ремонта продукции.Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?
2016: История проекта и результат внедрения
5 апреля 2016 года Евгений Евсеев, управляющий по технологическому и информационному обеспечению ОАО "Радиозавод" поведал об итогах внедрения ПО Галактика ERP[1].
К началу 2003 года каждое подразделение и даже каждый специалист решали проблему информационного обеспечения самостоятельно. В результате несколько десятков компьютеров, не объединенных никакими сетями, были забиты «разношерстными» программными продуктами, несопоставимыми данными, хранящимися по никому не известным правилам. Получить достоверную информацию без конкретного человека – владельца того или иного компьютера – было абсолютно невозможно. Зачастую в одном и том же подразделении на соседних рабочих местах были размещены аналогичные, но кардинально отличающиеся данные, так как они были получены из разных источников и обработаны по непохожим принципам. Сопоставить данные разных подразделений было нереальной задачей.
Наряду с программными продуктами собственной разработки, функционирующими на ЕС ЭВМ, существовало полтора десятка собственных и приобретенных систем для персональных компьютеров: «Складской учет», «Расчет заработной платы», «Учет кадров», «Управление нормативно-справочным хозяйством», «Управление производством», «1С-Бухгалтерия», «Технологическая система», «Гемма», 3D-моделирование, SolidWorks и «Компас» разных версий и даже Corel Draw. Все эти системы действовали автономно. Выдаваемые ими данные носили промежуточный характер и требовали дополнительных расчетов и систематизации.
До внедрения ERP ни один руководитель не имел доступа к информации в электронном виде. Ввод данных осуществлялся вручную и многократно, при переходе от одной системы к другой. Данные брались не только из первичных документов, но и из множества порожденных. Автоматизированное планирование ресурсов, учет хозяйственных договоров, управление сбытом и финансами, бюджетирование полностью отсутствовали. Ни один руководитель высшего и среднего звена не имел доступа к информации в электронном виде, не обладал навыками работы на компьютере и пользовался данными, предоставляемыми подчиненными на бумажных носителях произвольной формы.
В декабре 2002 года на «Радиозаводе» была принята стратегия создания единого (интегрированного) информационного пространства. В ее основу легли четыре принципа. Первый – информация должна попадать в информационное пространство в месте ее возникновения, однократно, из одного источника и предоставляться в удобном виде любому заинтересованному лицу в режиме реального времени. Второй – передача информации осуществляется на безбумажной основе, а сама информация предоставляется пользователю исключительно в электронном виде. Третий – вторичные, промежуточные данные, параллельные расчеты, согласование и рассылка бумажных документов не допускаются. И четвертый – документы, изготовленные с помощью текстовых редакторов, а не сформированные непосредственно автоматизированной системой, запрещены.
Изначально рассматривались два варианта. Первый – объединить все существующее программное обеспечение с помощью электронного документооборота и получать управленческую информацию посредством переработки ее какой-либо ERP-системой. Предлагалось купить «универсальную» систему, которая создаст интегрированное пространство путем конвертаций и объединения всех существующих баз данных. На первый взгляд, этот путь короче, но он предполагает участие большого количества людей для постоянной связи информации во времени и пространстве. Риск влияния пресловутого человеческого фактора огромен. Не выполни кто-то хотя бы одну процедуру вовремя – и единое информационное пространство перестанет существовать.
Второй вариант, на котором мы и остановились, – создание единого информационного пространства с помощью системы электронного документооборота (PDM-системы), которая должна была объединить процессы проектирования (CAD/CAM-системы) и процессы управления всеми видами ресурсов (ERP-системы). В соответствии с нашей стратегией, было решено все потоки информации – внешнюю и внутреннюю переписку, все канцелярские, распорядительные, технические документы, все процессы согласования – организовать исключительно в электронной форме.
В качестве ERP была выбрана система «Галактика ERP». Роль электронного документооборота и хранения данных выполняет система Intermech (Search-IMBase AVS). Специальный модуль интеграции между системами Intermech и «Галактика», был разработан совместно специалистами корпорации «Галактика» и «Интермех». Разработка конструкций осуществляется в системе Solid Edge-Unigraphics (сегодняшнее название NХ от Siemens UGS PLM Software).
Нам была нужна полнофункциональная система управления всеми основными и вспомогательными процессами предприятия: от разработки бюджетов на основе заключенных договоров до диспетчеризации производства. Основных критериев отбора было несколько.
«Радиозаводу» требовалась полнофункциональная система управления всеми основными и вспомогательными процессами предприятия: от разработки бюджетов до диспетчеризации производства
Во-первых, функционал системы должен был использовать единую базу, и внедрение каждого модуля могло бы происходить независимо друг от друга в любое приемлемое для предприятия время. Во-вторых, система должна интегрироваться в единое информационное пространство с базой проектировщиков изделий и разработчиков технологических процессов без ручного ввода данных и дополнительных конвертаций. В-третьих, система должна подходить для крупного машиностроительного и приборостроительного несерийного производства. Необходимо в кратчайшие сроки обрабатывать информацию объемом до 7–8 миллионов детале-операций.
К учетной системе выдвигалось требование ориентации на производство, а не только на бухгалтерский учет и торговлю, как это обычно бывает. Кроме того, решение должно быть разрешено к использованию в организациях и на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, а также в структурах, чья деятельность имеет стратегически важное значение для государства. Выбранная нами система обладает лицензией ФСБ РФ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Об использовании российского ПО
Плюсы его - в его доступности, в первую очередь. Это приемлемая цена, настройка на российское законодательство, техническая поддержка, учитывающая нюансы национальных производственных и коммерческих отношений. Западные системы совершенно не оставляют возможностей для маневра. Малейшее отклонение от жестко заведенного порядка – и система становится бесполезной. Наше же программное обеспечение все равно сработает, какие бы неожиданности нам ни преподнесло, скажем, правительство или разгильдяйство наших же работников.
Модульный принцип организации системы «Галактика» сделал возможным планомерно интегрировать в систему управления процессы, которые ранее управлялись в автономных системах или не имели автоматизированного управления. Правда, в порядок внедрения внесла свои коррективы суровая действительность. Первоначально мы предполагали начать с финансово-сбытового блока, наименее автоматизированного на тот момент, но внезапно рухнул старенький мэйнфрейм, на котором рассчитывалась заработная плата, и перед нами замаячила перспектива рассчитать вручную жалованье полутора тысячи рабочих-сдельщиков и тысячи повременщиков. Поэтому сначала пришлось в авральном порядке осваивать модуль заработной платы системы «Галактика». Потом мы занялись бюджетированием, и так далее до управления производством.
О трудоемких для автоматизации процессах
Безусловно, управление производством. В силу специфики оборонного предприятия нам приходится осуществлять запуск изделия одновременно с разработкой документации. Цикл изготовления некоторых изделий растягивается почти на год, и каждое новое изделие лишь внешне похоже на предыдущее, но имеет совершенно уникальный производственный состав. Сами понимаете, ни о какой подробной пооперационной технологии в этом случае не может быть и речи. Но выдачу пооперационного плана цеху, сменно-суточного задания – рабочему, расчет плана обеспечения материалами и комплектующими никто не отменял. Специалистам корпорации «Галактика» пришлось изрядно попотеть, чтобы придумать совершенно оригинальный выход из этого положения.
Об итогах внедрения
В настоящее время в той или иной степени задействованы модули всех контуров управления предприятием. Всего закуплено 162 лицензии системы, в системе зарегистрировано около 420 пользователей. Нам удалось создать сквозную цепочку процесса проектирования – от трехмерной модели до сборки готового изделия. Все станки с ЧПУ включены в единую информационную сеть предприятия и получают информацию непосредственно из PDM-системы.
Осуществлен переход на безбумажный обмен информацией, действует электронный технический и канцелярский документооборот, развернут удостоверяющий центр электронной подписи. Для передачи в систему электронного документооборота документов, поступающих извне, и отсылки документов в другие организации развернут корпоративный факс, позволяющий обмениваться информацией с каждого рабочего места. Цифровая телефонная стация объединена в единую информационную сеть со всеми компьютерами предприятия.
Кроме того, завершена работа по интеграции в систему «Галактика» всех процессов управления персоналом: кадровый учет, заработная плата, автоматизированное штатное расписание, электронный табельный учет, электронная проходная. В едином информационном пространстве ведется учет электроэнергии.
Все сотрудники прошли многоступенчатое обучение работе в едином информационном пространстве и навыкам применения необходимого в своей деятельности программного обеспечения. Для каждого рабочего места разработаны персональные инструкции. Для корпоративной работы созданы и утверждены необходимые стандарты.
Сегодня на заводе ни один управленец – от генерального директора до кладовщика – не может выполнять свои трудовые обязанности без применения персонального компьютера. Все сотрудники предприятия работают в едином информационном пространстве.
О поставленной цели
Выросла прозрачность деятельности, исключено дублирование информации, а мгновенный доступ к достоверной информации позволил свести к минимуму ошибки при принятии управленческих решений. Внедрение системы положительно сказалось на организации процессов на всех уровнях. Работа в едином информационном пространстве позволила упорядочить функции разных подразделений, значительно улучшить взаимодействие между службами и взаимный контроль. Фактический экономический эффект от этого трудно подсчитать в чистом виде, но в ежегодном росте прибыли и сокращении непроизводительных издержек есть немалая доля от внедрения системы «Галактика ERP».