Заказчики: Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) Подрядчики: Крок Продукт: Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыВторой продукт: HPE Service Manager (HPSM) Третий продукт: Oracle Business Intelligence Дата проекта: 2013/10
|
Технология: ИТ-аутсорсинг
Технология: Серверные платформы
Технология: ITSM - Системы управления IT-службой
|
Содержание |
В 2013-2016 гг. в «Центральной пригородной пассажирской компании» (ЦППК) был реализован комплексный проект по созданию ИТ-инфраструктуры, подрядчиком в котором выступил «Крок».
Ключевые решения, созданные в рамках проекта:
- Ситуационно-аналитический центр
- Система управления обслуживанием и ремонтом технических активов
- Единое хранилище данных
- Система управления информационными ресурсами
- Сеть передачи данных
ЦППК – крупнейший перевозчик пассажиров среди пригородных пассажирских компаний России. Его доля в пригородных пассажирских перевозках в Московском железнодорожном узле составляет более 80%, в целом доля в России – свыше 60%. ЦППК ежедневно перевозит более 1,6 млн пассажиров, имеет более 500 действующих поездов в Московском регионе и обслуживает около 1,6 тыс. остановочных пунктов.
Ситуационно-аналитический центр
Функции центра
Ситуационно-аналитический центр позволяет оперативно обрабатывать обращения граждан и реагировать на отклонения поездов от графика движения, наличие очередей в кассы, поломки билетопечатающих автоматов и другие внештатные ситуации.
Центр является «сердцем» ЦППК с точки зрения ИТ: в него стекаются все данные о том, где находится конкретная электричка, с какой скоростью она движется[1]. Сюда оперативно попадает информация о задержках в исполнении расписания, фактах поломки кассовых аппаратов и другого оборудования на платформах, обращениях пассажиров и многое другое. Все это автоматически обрабатывается и коррелируется для оперативного реагирования. TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
Например, если какой-то из поездов задерживается на одной из станций, то и на следующие за ней остановочные пункты поезд также придет с опозданием. В таком случае система автоматически уведомит, например, пять последующих станций о том, что поезд придет позже. Одновременно информация об изменении графика движения будет выведена на информационные табло, а также оперативно предоставлена пассажирам в случае обращения в справочную телефонную службу или к кассирам. Параллельно в работу вступают диспетчеры, которые, благодаря САЦ, имеют весь объем нужной информации обо всех возникающих проблемах, инцидентах, нештатных ситуациях.
Ситуационный центр стал центральным ядром для онлайн-мониторинга, управления и анализа всей операционной деятельности компании, включая обслуживание пассажиров, платформ, билетных автоматов и пр. Такого еще не было ни у одного из железнодорожных перевозчиков в России, — отмечал Михаил Хромов, генеральный директор ЦППК. |
«Начинка»
САЦ включает ряд комплексных решений, интегрированных с корпоративными приложениями ЦППК, инфраструктурой РЖД и сервисных организаций на подряде. В их числе по состоянию на начало 2017 года:
- BI-система (для формирования отчетов со статистикой по количеству и типу инцидентов нарушения безопасности на станциях, аналитикой состояния оборудования и исполнительской дисциплины обслуживающего персонала).
- Система ГЛОНАСС/GPS-мониторинга.
- Мониторы для отображения расписания (около 200 дисплеев на 29 ж/д станциях в Москве и области).
- Колонны связи «Пассажир-диспетчер» (установлены на 25 станциях).
- IT Service Management — ядро ситуационного центра. Позволяет фиксировать и обрабатывать инциденты, обращения граждан и пр., отправлять оповещения сотрудникам и подрядчикам компании о событиях, происходящих на полигоне. В частности, в случае отклонения поезда от графика движения более чем на 5 минут или при поломке билетопечатающих автоматов (БПА). Последнее помогло ускорить ремонт БПА в 12 раз и увеличить их доступность до 99%.
- Корпоративная сервисная шина – решение для взаимодействия всех систем.
- Система управления нормативной справочной информацией (НСИ) - единый источник НСИ для всех основных ИТ-систем ЦППК, используется для единообразной работы с данными. В числе НСИ - общероссийские классификаторы, справочники РЖД и ЦППК.
В ИТ-инфраструктуре ситуационно-аналитического центра используются продукты:
- Oracle Business Intelligence
- Hewlett-Packard Service Manager
- Pentaho Data Integration (Open source)
- Microsoft SQL Server
- Microsoft Windows Server
- Red Hat Enterprise Linux
Решения САЦ интегрированы с корпоративными приложениями ЦППК, а также с инфраструктурой РЖД и сервисных организаций на подряде.
Результаты
Появление ситуационно-аналитического центра позволило ЦППК сократить издержки на 120 млн рублей в год, рассказали представители «Крок» в феврале 2017 года. Одна из статей, из которых складывается эта сумма, - повышение технической готовности билетопечатающих автоматов, пояснил TAdviser Алексей Смирнов, директор по интеграционным решениям «Крок». Автоматы, которые раньше были сломаны, находились в ремонте и т.д., теперь введены в строй, и через них повысились продажи билетов.
У ЦППК в наличии более 1,5 тыс. билетопечатающих автоматов, и состояние их всех «вручную» не отследить, добавил Игорь Евдокимов, заместитель начальника по ИТ ЦППК. В свою очередь, система мониторинга и контроля позволяет безошибочно определить, где автомат не работает.
Второе, что позволило сократить издержки, - более эффективное управление подрядчиками по обслуживанию техники. Раньше контроль за ними практически отсутствовал, чем подрядчики пользовались, отметил Смирнов в разговоре с TAdviser. Штрафные санкции к ним не применялись. С появлением САЦ компания стала штрафовать подрядчиков, что означает дополнительные денежные поступления.
Системы САЦ позволяют автоматически контролировать, например, во сколько ушла заявка на выполнение работ к подрядчику, когда должен быть назначен ответственный за нее и т.д. Если происходит задержка, с подрядчика взимаются пени.
Помимо этого, накопленные данные с системы мониторинга позволили переписать и условия договоров с подрядчиками, чтобы оптимизировать расходы на обслуживание: компания знает, какое обычно происходит количество инцидентов, и прописывает в договоре именно это число с некоторым запасом.
По данным ЦППК, поломки платформенного оборудования теперь устраняются в 4 раза быстрее, чем ранее, количество поломок билетопечатающих автоматов сократились в 12 раз, подготовка аналитики по обращениям граждан происходит в 192 раза быстрее.
Система управления обслуживанием и ремонтом технических активов
Предназначена для управления процессами обслуживания и ремонта всех основных видов активов компании, включая подвижной состав, стационарное оборудование, здания и сооружения (включая платформы, кассы, турникетные павильоны):
- оперативный контроль исполнения нормативных документов и договоров;
- автоматическое формирование планов работ (осмотры, капитальные ремонты и т.д.);
- отслеживание выполнения положений регламентов, утвержденных планов работ, автоматизированная передача документов между согласующими представителями ЦППК и подрядчиков, с автоматическим уведомлением при нарушении сроков;
- сокращение времени обслуживания и ремонта активов компании;
- накопление статистических данных для оптимизации рабочих процессов, выявления причин возникновения повторяющихся повреждений и пр.;
- построение оперативной отчетности и прогнозных моделей.
Единое хранилище данных
Собирает первичную информацию о продажах билетов и проходах через турникеты на всем полигоне ЦППК. Ежедневно в хранилище загружается до 3 млн. новых записей.
Аналитические функции используются для оптимизации загруженности стационарных касс, контроля эффективность работы кассиров-контролеров в поездах, анализа тарифных планов и пр.
Игорь Евдокимов рассказал TAdviser, что использование аналитических возможностей системы позволило оптимизировать тарифы на ряде маршрутов и избежать повышения тарифов в 2017 году.
Моделирование пассажиропотока позволяет ЦППК рассчитывать окупаемость каждого поезда и определять количество необходимого альтернативного транспорта в случае блокировки движения электропоезда. Помимо этого, анализ данных позволяет выявлять мошеннические действия.
Система управления информационными ресурсами
Контролирует работу терминалов предварительной продажи проездных билетов, автоматизирует управление изменениями в ИТ-инфраструктуре заказчика, позволяет отслеживать качество предоставления ИТ-услуг бизнес-подразделениям компании и контролировать работу специалистов подрядных организаций.
Каждый месяц обрабатывается около 500 заявок бизнес-пользователей, 80% поступают со специализированного веб-портала. Часть из них передаётся для исполнения ИТ-подрядчикам.
В рамках решения ИТ-задач также внедрен инструмент автоматизированного мониторинга событий в корпоративной сети передачи данных. В качестве развития запланировано расширения мониторинга до всей ИТ-инфраструктуры ЦППК, включая наиболее критичные сервисы (система продаж, хранилище данных и пр.) и технические устройства (вплоть до отсутствия билетной ленты в билетопечатающих автоматах).
Сеть передачи данных
Объединила около 100 станций, обеспечивающих основную часть пассажиропотока, включая топ-20, которые дают более 40% выручки ЦППК. Решение ускорило обслуживание пассажиров, включая продажу билетов наличными и с помощью электронных кошельков на базе транспортных карт.
На станциях внедрены системы IP-телефонии и шифрования каналов связи. Системы оптимизации трафика в среднем на 69% сократили загрузку каналов связи, повысили эффективность их использования более чем вдвое, сократили расходы на аренду каналов.
Финансирование
По данным базы «Контур.Фокус», в 2014-2016 году ЦППК заключила с «Крок» контракты на сумму около 1,7 млрд рублей. В сентябре 2014 с «Крок» был заключен контракт объемом около 168 млн рублей на поставку оборудования, выполнение монтажных и пуско-наладочных работ, передачу прав использования ПО в рамках реализации проекта по созданию САЦ.