Социальные сети
Социальная сеть — интернет-ресурс, предназначенный для взаимодействия людей в группе или в группах. Интересной особенностью социальной сети можно отметить факт того, что контент любого такого русурса предоставляется и, зачастую, редатируется самими участниками.
Содержание |
Назначение и структура социальных сетей
В качестве подобия социальной сети можно рассматривать любое онлайновое сообщество, члены которого участвуют, например, в обсуждениях на форуме. Социальная сеть также образуется читателями тематического сообщества, созданного на любом сервисе блогов. Многие профессиональные сообщества превратились в инструмент поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы. Главной особенностью социальных сетей являются именно инструменты поиска нужных контактов и установления связей между людьми. При помощи инструментов социальной сети каждый ее пользователь может создать свой виртуальный портрет — сформировать профайл, в котором указать подробно данные о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), свой опыт работы, увлечения, интересы и цели. По этой информации аккаунт пользователя смогут найти другие участники. Наличие профайла уже позволяет использовать механизмы поиска единомышленников, единоверцев, коллег, людей, общение с которыми необходимо по работе и учебе. Социальная сеть предлагает следующий набор стандартных сервисов: хранение личной карточки с контактными данными, онлайновая адресная книга, онлайновый органайзер, который доступен с любого компьютера, хранилище мультимедийных данных пользователя, возможность ограничивать общение с нежелательными персонами и т.д. То есть человек получает как бы собственное «место жительства» в Интернете, причем даже близко не похожее на персональные сайты, столь распространившиеся на заре интернета. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.
Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб‐сайтов, прослушиваемой музыки и т. п. Кроме того, специалисты по организации нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников различных конференций. Предварительно, до проведения конференции, создаётся сайт с элементами социальной сети, где каждый зарегистрировавшийся на мероприятие сотрудник автоматически «заводит» себе профиль в сети и может до начала мероприятия устанавливать контакты с наиболее интересными ему людьми, общаться с ними онлайн, назначить встречу во время конференции или вне ее. Система сама выстраивает связь между участниками, учитывая близость профессиональных интересов, указанных в профиле.
Функции социальных сетей
- Создание индивидуальных профилей, в которых будет содержаться определенная информация о пользователе.
- Взаимодействие пользователей (посредством просмотра профилей друг друга, внутренней почты, комментариев и пр.)
- Возможность достижения совместной цели путем кооперации (например, целью социальной сети может быть поиск новых друзей, ведение группового блога и пр.).
- Обмен ресурсами (к примеру, ссылками на сайты).
- Возможность удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов (например, путем участия в социальной сети можно обзаводиться новыми знакомыми и тем самым удовлетворять потребность в общении).
Отличительные особенности социальных сетей
- Самопрезентация (профиль, блог).
- Коммуникация (внутренняя почта, комментарии, подписки).
- Кооперация (групповой блог, вики).
- Социализация (система «друзей» и «групп»).
История социальных сетей
Первыми интерактивными способами общения между пользователями Интернета можно считать гостевые книги. Эволюция гостевых книг привела к появлению электронных досок объявлений. Эти места для онлайн-общения были весьма эффективными, они позволяли пользователям связываться с центральной системой, где они могли загрузить файлы или игры и отправить сообщения другим пользователям. Распространение электронных досок объявлений привело к появлению форумов. Которые в последствии превратились в блоги и Интернет-дневники. Эволюция форумов, блогов и Интернет-дневников привела к появлению социальных сетей. Социальная сеть - частный случай сайта знакомств. Социальную сеть можно назвать усовершенствованным форумом с расширенными возможностями.
Классификация социальных сетей
1) Социальные сети в свободном доступе.
- Не специализированные сети (для них профессиональные сообщества не являются первостепенными)
- Сугубо профессиональные сообщества практиков.
2) Социальные сети в корпоративном формате
- Сети в свободном доступе
- Не специализированные (сеть «общего профиля»)
Под не специализированными социальными сетями понимаются сообщества в интернете, не имеющие ограничений ни по каким параметрам и не имеющие никакой тематической специализации.
Специализированные социальные сети обычно являются платформой для сообществ специалистов. Они называются сообществами практиков (Community of Practice, CoP) и преследуют сугубо практические цели и объединяет людей, которые заинтересованы в приобретении и развитии знаний в определенной области, их использовании на практике. Сообщества практиков могут состоять из ученых, инженеров, специалистов по маркетингу и продажам и других специалистов. Причем эти сообщества не обязательно должны быть ограничены рамками одной компании, а могут объединять людей со схожими интересами в разных организациях по всему миру. CoP отличаются от сообществ по интересам — его участников объединяет не только стремление к некой области знаний, но и желание сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике. Члены сообщества хорошо понимают друг друга, поскольку работают над схожими проблемами. Они способны оценить уровень квалификации, проблемы коллег, получить друг от друга недостающие им знания.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
Социальные сети в корпоративном формате в первую очередь являются инструментом внутренних коммуникаций.
Рынок социальных сетей
Социальные сети являются быстрорастущим сегментом рынка интернет-рекламы.
Российские социальные сети
Зарубежные социальные сети
Основная статья: Социальные сети (мировой рынок)
Безопасность и проблемы социальных сетей