Тахограф
Бортовое контрольное устройство для регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха экипажей транспортных средств (грузовиков, тягачей, автобусов и т.п.). В России применение тахографов, позволяющих контролировать безопасность эксплуатации транспортных средств, регламентируется Федеральным Законом о безопасности дорожного движения и другими нормативными документами. С помощью тахографа данные о скорости, пробеге, действиях водителя записываются в электронный журнал, откуда экспортируются в стандартный формат, что позволяет своевременно выявлять нарушения, оценивать профессионализм и оптимизировать работу водителя, контролировать соблюдение режима труда и отдыха.
С помощью тахографов владельцы автопарков знают, нарушают ли водители условия перевозки грузов и пассажиров, садятся ли за руль после длительных поездок. Водитель, в свою очередь, может самостоятельно контролировать часы отдыха и работы и более старательно относиться к соблюдению правил дорожного движения и особых требований к перевозке специальных грузов или пассажиров. Тахографы позволяют контролировать все перечисленные параметры, хранить информацию о нарушениях, а также передавать ее в диспетчерские пункты.
К 1 апреля 2015 года все среднетоннажные грузовики от 3,5 до 12 тонн, используемые для коммерческих перевозок, должны быть оборудованы тахографами - техническим средством контроля режима труда и отдыха водителей. По данным Госавтоинспекции МВД России на 2014 год, в нашей стране таких транспортных средств сейчас зарегистрировано более 750 тысяч.
Штраф за отсутствие контрольного устройства, а также за нарушение правил использования данного прибора предусмотрен статьей 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: до 3 000 рублей для водителей и до 10 000 рублей – для должностных лиц.
Согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации № 36, кроме среднетоннажных машин, тахографами нового поколения, использующими средства криптографической защиты информации (СКЗИ), должны быть транспортные средства для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3), автобусы, имеющие более восьми мест для сидения, с максимальной массой не выше 5 тонн (категория M2) и автобусы, имеющие более восьми мест для сидения, с максимальной массой выше 5 тонн (категория M3).
Особенности передачи данных в различных видах тахографов
При работе с аналоговыми тахографами процесс передачи данных был весьма проблематичен. Информация записывалась на специальный диаграммный диск, на него наносились пиктограммы, а уполномоченные лица (например, сотрудники ГАИ или руководители компании) при необходимости могли считать данные.
Аналоговые тахографы практически вышли из употребления. Согласно вступившему в силу Приказу Минтраса РФ № 348 от 16 декабря 2015 года, срок замены аналоговых тахографов на цифровые перенесен с 1 января 2018 года на 1 июля 2016 года. Это означает, что аналоговые тахографы должны быть полностью заменены на цифровые тахографы с блоком СКЗИ (блок криптозащиты), соответствующие Приказу Министерства транспорта РФ № 36 от 13.02.2013. Тахографы с блоком СКЗИ удовлетворяют требованию Приказа об обязательной удаленной выгрузке DDD файлов, что невозможно выполнить при использовании аналоговых тахографов.Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?
Для получения информации с тахографов СКЗИ не требуется аутентификация смарт-карты предприятия, что значительно облегчает удаленную загрузку информации об активности водителя. Посредством специальной команды «Запросить DDD (query_DDD)» из меню отправки команд Wialon пользователь запрашивает файл и уже через несколько секунд получает готовый DDD файл.
Некоторые тахографы (Меркурий, Атол) оснащены встроенным блоком спутникового мониторинга и GSM модемом. Это позволяет им самостоятельно высылать данные, как об активности водителя, так и о местоположении объекта. Остальные тахографы могут передавать данные в Wialon лишь посредством подключения к внешним GPS терминалам.
Примерами тахографов с блоком СКЗИ c возможностью удаленной выгрузки DDD файлов в систему Wialon являются Mercury TA001, Atol drive 5, Strich tacho rus, Continental VDO 3283.
На территории РФ есть возможность использовать еще один вид цифрового тахографа –тахограф ЕСТР (или «европейский тахограф»). Он имеет международный сертификат соответствия и удовлетворяет требованиям Международного соглашения ЕСТР. Установка тахографов ЕСТР обязательна для транспортных средств, осуществляющих международные перевозки (их использование исключительно на территории России разрешено до 1 января 2018 года, затем необходимо приобретать лицензию на право осуществлять международные перевозки).
Процедура получение DDD файлов с тахографов ECTP значительно сложнее, т. к. для считывания данных необходима авторизация с использованием как смарт-карты водителя, так и смарт-карты предприятия (или контролирующего органа). Поэтому для удаленного считывания данных необходимо пройти данную авторизацию. Непосредственно в слоте тахографа должна быть установлена карта соответствующего водителя. Кроме этого, администратор сервиса мониторинга должен подключить к ПК универсальный USB считыватель смарт-карт и вставить в него смарт-карту предприятия. С помощью специального приложения Gurtam данные считываются с карты предприятия и передаются на терминал GPS мониторинга посредством мобильной связи, который, в свою очередь, передает информацию на тахограф для завершения процедуры аутентификации. На данный момент реализована возможность удаленной загрузки с тахографа Continental VDO1381 в связке с терминалами Ruptella FM TCO03 и TCO04. Эта возможность реализована также при работе с терминалом GalileoSky v 5.0, но без необходимости авторизации (так как для выгрузки DDD-файла используется подключение не через CAN, а через RS-232). Ведется работа над расширением данного списка.
2020: В России запустят тестирование онлайн-тахографов
В России запустят тестирование онлайн-тахографов, сообщает в июне Коммерсант.
Устройства будут фиксировать нарушения в режиме реального времени. Пока онлайн-тахографы планируют установить на пассажирский транспорт в 20 крупнейших агломерациях России.
Минтранс России разработал соответствующий проект закона об онлайн-тахографии. Документ внесут на рассмотрение в Правительство РФ осенью 2020 года. Предполагается, что законопроект вступит в силу в 2021 году в Москве и Московской области, в 2022 году – в остальных регионах. Требования будут распространяться на транспорт с максимальной массой свыше 3,5 тонн и пассажирские автобусы.
В ведомстве утверждают, что вынесение штрафов на основе показаний онлайн-тахографов не станет полностью автоматизированным. У представителя надзорного ведомства будут в распоряжении только сведения, однозначно свидетельствующие о нарушении, но решение о назначении наказания будет принимать должностное лицо.
Запуск системы онлайн-контроля начнут вводить благодаря реализации пилотного проекта при комплектации автобусов и троллейбусов в рамках обновления пассажирского транспорта в городских агломерациях. В настоящий момент идет проработка установки устройств и взаимодействие с системой передачи данных.
Разработчики законодательной инициативы считают, что новый формат контроля позволит повысить безопасность дорожного движения за счёт снижения аварийности на дорогах, причиной которой является усталость водителя. Также введение онлайн-тахографов будет способствовать дальнейшему развитию систем дистанционного автоматизированного контроля.
2017: Список транспортных средств, подлежащих обязательному оснащению тахографами
Министерство транспорта РФ расширило список транспортных средств, подлежащих обязательному оснащению устройствами, контролирующими соблюдение режима труда и отдыха водителями. Теперь тахографы должны быть установлены и на автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Ранее эти транспортные средства попадали под список исключений.
Согласно Приказу Минтранса № 277, который внес изменения в предыдущие документы министерства (Приказ № 273 и № 36), до 1 июля 2018 года необходимо установить тахографы на все пригородные автобусы, а до 1 июля 2019 года - на все городские (имеются в виду категории транспорта М2 и М3).
Тахографы контролируют режим труда и отдыха водителей, а также фиксируют скорость транспортных средств. Законодатели полагают, что минимизировав нарушения в этих областях, можно существенно сократить уровень аварийности с участием пассажирского транспорта, который существенно вырос за последнее время.
По данным статистики Госавтоинспекции, за 10 месяцев этого года по вине водителей автобусов произошло 4487 ДТП, 263 человека погибло и 6932 - было ранено. Пугающим оказался рост аварийности: число погибших выросло на 43,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Рост аварийности на пассажирском транспорте, в том числе городском и пригородном, был замечен еще в 2015 году - тогда и появился впервые этот законопроект. Ему понадобилось два года, чтобы дойти до финальной стадии.
Диспетчеры не только не контролировали нормы труда и отдыха водителей, но и даже пытались скрыть переработки, что повлекло за собой нарушения, аварии и растущее число ДТП на пассажирском транспорте. Поэтому и было принято решение усилить контроль на городском и пригородном транспорте с помощью тахографов и индивидуальных карточек водителей. Соблюдение режимов труда и отдыха смогут проверить сотрудники Госавтоинспекции, распечатав информацию с контролирующего устройства.
2016: Верховный Суд РФ отклонил иск о признании недействующим приказа о замене аналоговых тахографов на цифровые
Верховный Суд Российской Федерации признал летом 2016 года, замена аналоговых тахографов на цифровые – это не рекомендация, а обязательное требование. Оно базируется на федеральных законах, не противоречит международным нормам и не ущемляет права предпринимателей.
С иском о признании недействующим приказа Министерства транспорта №348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утверждённый приказом Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. № 273» в верховный суд обратилось ООО «Сокор-логистик». Напомним, приказ, вступивший в силу 16 декабря 2015 г., переносит срок законности аналоговых тахографов на 1,5 года - с 1 января 2018 г. на 1 июля 2016 г[1].
По мнению «Сокор-Логистик», документ носит скорее рекомендательный, а не обязательный характер, так как ни федеральные законы (в частности, №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и №184-ФЗ «О техническом регулировании»), ни Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» таких требований к тахографам не содержат. Кроме того, полное переоснащение парка приведёт к существенному росту издержек, а значит, принятый документ нарушает право общества на ведение предпринимательской деятельности.
Однако Верховный Суд не признал аргументы истца справедливыми. По федеральному закону «О безопасности дорожного движения», порядок, в котором устанавливаются требования к тахографическому контролю, определяет Правительство РФ. Постановлением от 23 ноября 2012 г. №1213 Правительство возложило полномочия по утверждению требований к тахографам на Министерство транспорта при условии согласования с ФСБ и МВД. Порядок оснащения транспортных средств тахографами Минтранс компетентен устанавливать самостоятельно. Значит, и приказ №36, запрещающий использование тахографов без СКЗИ, и приказ №348, сокращающий сроки переоснащения, соответствуют федеральным законам.
Что же касается Технического регламента Таможенного союза, то, согласно этому документу, порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается правовыми актами государств-членов объединения. Единственное требование регламента – конструкция транспортных средств, осуществляющих коммерческие перевозки, должна предусматривать установку контрольных устройств. Соответственно, и здесь нет никакого конфликта с принятым актом.
Оценку приказа в отношении прав предпринимателей ещё на этапе проекта дало Минэкономразвития. По заключению ведомства, новый порядок и требования не затрудняют ведение предпринимательской и инновационной деятельности. Представители бизнеса были заранее проинформированы о необходимости установить цифровые устройства взамен аналоговых и имели достаточно времени, чтобы постепенно произвести переоснащение.
Согласно ГКРФ гражданские права могут быть ограничены на основании федеральных законов, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постепенное оснащение транспортных средств цифровыми контрольными устройствами предусмотрено федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», утверждённой постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 №864. Это мера необходима для повышения безопасности дорожного движения и снижения наиболее значимых факторов ДТП, таких как усталость и ошибки водителей. Так, за первые 7 месяцев 2016 г. на дорогах России по вине водителей грузовых автомобилей произошло свыше 7,5 тыс. аварий. При этом по статистике тяжесть происшествий с участием грузового транспорта почти втрое выше, чем с участием легковых машин. Обеспечение безопасности дорожного движения – одна из приоритетных задач государства, поэтому вопросам тахографического контроля в российском законодательстве уделяется особое внимание.
Читайте также
- Системы безопасности и контроля автотранспорта
- Спутниковая связь и навигация
- TMS - Управление транспортом
- Мониторинг транспорта и навигация (рынок России)