Институт русского реалистического искусства
ИРРИ

Компания

Конечные собственники

Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) - частный музей, в основе фонда и первой экспозиции – частная коллекция бизнесмена Алексея Ананьева, основателя и главы компании «Техносерв».

В основе коллекции – произведения живописи советских и русских мастеров ХХ—XXI веков — С. В. Герасимова, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки, Ю. И. Пименова, Г. М. Коржева, В. Е. Попкова, Н. И. Андронова, Г. Н. Горелова, братьев Алексея и Сергея Ткачевых, Н. Ф. Новикова, Виктора Иванова, освещающие исторические этапы жизни советского общества. Собрание Института Русского Реалистического Искусства считалось одним из лучших в мире.

Музейный комплекс занимает один из старинных корпусов Московской ситцевой фабрики, расположенной в Замоскворечье напротив московского Ново-Спасского монастыря.

2019

Пропажа картин

В июне 2019 г судебные приставы провели проверку арестованного имущества Института русского реалистического искусства (ИРРИ), и стало известно, что многих картин не оказалось в хранилищах музея и экспозиции. Выяснилось, что арестованные произведения таких авторов как Георгий Нисский, Исаак Бродский, Александр Дейнека, Александр Герасимов, стоимость которых достигает сотен миллионов рублей, были сняты с экспозиции.

Сотрудники Института русского реалистического искусства рассказали, что работы передали кипрской компании Diolelta Investments Limited, связанной с супругой Ананьева.

Закрытие музея

4 июня 2019 года Институт русского реалистического искусства (ИРРИ), основанный по инициативе Алексея Ананьева, объявил о закрытии после ареста имущества предпринимателя.

«
Музей закрыт на неопределённое время. Приносим свои извинения, — говорится на сайте учреждения.[1]
»

Причины закрытия не называются. Представитель ИРРИ сказал телеканалу «Дождь», что не знает, когда музей возобновит работу. На вопрос, с чем связано закрытие, он ответил: «Просто мы закрыты».

Музей Алексея Ананьева закрылся после ареста имущества бизнесмена

Ранее администратор музея рассказал журналу «Сноб», что ИРРИ не работает лишь до 11 июня из-за технических работ, подкраски и переоснащения.

«
Нам до этого было известно, что мы работаем со вторника следующей недели [с 11 июня], но, возможно, что-то изменилось. Пока что сообщение от администрации не поступило. Вполне возможно, что завтра и откроемся, – сказал администратор.
»

Здание и коллекция музея ИРРИ вошли в перечень имущества экс-владельцев Промсвязьбанка — братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых — на который Арбитражный суд города Москвы наложил арест по иску кредитной организации.Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?

К собранию объектов искусства, находящихся в управлении ИРРИ и принадлежащих Алексею Ананьеву, относятся произведения таких авторов как Георгий Нисский, Исаак Бродский, Александр Дейнека, Александр Герасимов, стоимость которых достигает сотен миллионов рублей.

Как сообщила Forbes Life директор музея Надежда Степанова, несмотря на то, что музей закрыт, все картины остались на своих местах.

«
В связи с выпущенным судебным решением и наложением обеспечительных мер к работам, находящимся в управлении ИРИИ, мы приняли решение временно закрыть музей и остановить работу временной выставки «Пора разобраться. Архив Александра Каменского, — рассказала директор ИРРИ.[2] 
»

2016

Открытие в обновленном виде

1 декабря 2016 года ИРРИ отпраздновал пятилетие и открылся после масштабной переэкспозиции (для этого он закрывался с 1 августа 2016 года). В музее обновили коллекцию: из запасников достали ранее не выставлявшиеся работы и подготовили выставку «Рассказы». По данным музея, в его экспозиции – около 500 картин, а собрание Алексея Ананьева составляет около 6 тыс. произведений 352 художников (данные декабря 2016 года).

Прием в музее по случаю пятилетия. Алексей Ананьев и министр культуры РФ Владимир Мединский. Фото: официальная группа ИРРИ «ВКонтакте»
«
Я все это время не переставал покупать новые работы, поэтому в каком-то смысле процесс обновления был постоянным, – объясняет причины обновления Алексей Ананьев.[3]
»

По его словам, в большинстве случаев картины ему предлагают либо сами художники, либо наследники, либо дилеры. Постоянно появляются предложения со стороны аукционных домов. Причем за последнее время «количество предлагаемых шедевров увеличилось в несколько раз. Причина тому – кризис, который вынуждает владельцев картин продавать их. Например, он купил значительную часть одной из частных коллекций, «причем абсолютно первоклассных работ».

«
С учетом новых работ, которые в ней [коллекции] появились, на сегодняшний день она одна из лучших на рынке. И, пожалуй, раньше таких коллекций не было, – говорит Алексей Ананьев.[3]
»

«
Это дело, в которое я ежемесячно вкладываю значительные личные средства, – говорит Алексей Ананьев.[3]
»

Алексей Ананьев в музее. Фото: asaartgallery.ru

Кроме того, к пятилетию музей выпустил аудиогид и мобильное приложение, а также изменил интерьер залов и освещение. Теперь картины в залах представлены в светодиодном освещении, разработанным музейными специалистами Rijksmuseum (Амстердам) совместно с Philips Lighting. Новые светильники не приводят к нагреванию полотен, в отличие от традиционных галогенных источников света.

Залы ИРРИ. Фото: официальная группа ИРРИ «ВКонтакте»
«
Мы провели полную перепланировку музея — она теперь выглядит намного логичнее. Например, осмотр начинается с первого этажа, а не с третьего, как это было раньше. Сделаны разные цветовые решения для залов. Мы четко расставили акценты по тем школам, которые присутствовали в рамках развития реалистического направления в российской художественной жизни. Появились знаковые, музейного уровня, произведения таких художников, как Георгий Нисский, Виктор Попков, Сергей Герасимов, Юрий Пименов. Добавились новые работы наших современников — гиперреалистов Александра Петрова, Семена Файбисовича, Андрей Волкова, – рассказывает основатель музея.[3]
»

Залы ИРРИ. Фото: официальная группа ИРРИ «ВКонтакте»

Google оцифровал и выложил в открытый доступ 50 работ из коллекции ИРРИ

К августу 2016 года сотрудники Google провели гигапиксельную съемку 50 работ из коллекции, которые стало возможно рассмотреть во всех деталях.

Партнерство с Google Cultural Institute ИРРИ начал с 2013 года, став первым частным музеем в России, сотрудничающим с этой платформой – на сайте было размещено 300 картин из собрания музея в хорошем качестве. В проекте Google Arts&Culture участвует более 1000 ведущих мировых музеев, в числе которых TATE, British Museum, National Gallery, Rijksmuseum и другие.

Страница музея на ресурсе Google Arts & Culture

2011: Открытие музея

Музейно-выставочный комплекс ИРРИ открылся в декабре 2011 года в одном из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики, построенной в Замоскворечье в конце XIX века. [4]

Алексей Ананьев неслучайно увлекся живописью, он сам окончил художественную школу. Собирать коллекцию он начал в 2001 году. Первыми приобретенными работами стали картины «Свадьба» Юрия Кугача и «Возвращение» его сына, Михаила Кугача. К моменту открытия музея в ней было около 6000 картин, рисунков и скульптур.[5]

«
Мне близко и понятно это время – на вторую половину ХХ века пришлось мое детство, юность, поэтому все, что изображали художники этого периода, я прожил вместе с ними. Мне легко определить, что имел в виду мастер, где сюжет придуман, а где взят из жизни, – объясняет Алексей Ананьев свой интерес к реализму.[6]
»

Музей занял три этажа выставочного пространства общей площадью более 4500 квадратных метров. При открытии музея в его экспозицию вошло около 500 картин 148 художников.

Александр Дейнека. Девушка, завязывающая ленту на голове, 1951

В залах третьего этажа экспонируется один из самых значительных разделов музейной коллекции - советская живопись первой половины XX века. Здесь представлены произведения мастеров отечественного искусства Аркадия Пластова, Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Георгия Нисского, Исаака Бродского и других художников.

Второй этаж ИРРИ представляет собрание произведений советских художников второй половины XX века. Основу экспозиции составляют работы крупнейших художников-«шестидесятников».

Залы первого этажа знакомят зрителей с современной художественной жизнью России.

Виктор Иванов. Косцы, 1991

По словам Ананьева, все программные работы художников, работавших в 1930–40-е годы, находятся в государственных музеях.

«
С тем, что лучшие работы Дейнеки, Пименова, Самохвалова, Петрова-Водкина находятся в Третьяковской галерее, мне, как вы понимаете, ничего не поделать. А показывать их работы второго или третьего плана — это не соответствует нашим амбициям. Так что у нас ядро коллекции — художники-шестидесятники, а дополнительно мы показываем, у кого они учились и у кого учились их учителя, вот эту связь времен. Поэтому немножко Союза русских художников, чуть-чуть больше 1930–40-х годов, а основное, то, что мы видим на втором этаже,— это шестидесятники, это суровый стиль, – рассказывает Алексей Ананьев.[3]
»

2006: Начало создания музея

Создание музейно-выставочного комплекса ИРРИ началось в 2006 году, на месте полуразрушенной котельной.

Здание музея

После перепланировки и реставрации стен фабричного здания, построенного в конце XIX века, помещения музея были оснащены новейшими инженерными коммуникациями и специальным оборудованием, предназначенным для поддержания музейного режима хранения произведений искусства.

Примечания