Юрий Фролов: «Наш Гиперкуб похож на Яндекс.Маркет в уменьшенном масштабе»

10.09.21, Пт, 11:30, Мск,

Старший дизайнер продукта Яндекса рассказал о создании технологии взаимодействия внутри компании и о том, как пандемия изменила подходы к проектированию цифровых продуктов.

В последние два года удаленная работа стала все более распространенной – пандемия заставила многих работодателей пересмотреть форматы занятости персонала. Согласно опросу, проведенному сервисом «Работа.ру», на удаленный режим работы в компаниях сейчас перешел примерно каждый десятый сотрудник. Среди тех, кто работает дистанционно, больше половины мечтают сохранить эту возможность навсегда, особенно в крупных продуктовых компаниях, где такой формат практиковался и до пандемии, хоть и не столь масштабно. Как работают на «удаленке» сотрудники больших компаний, рассказал старший дизайнер продукта Яндекса Юрий Фролов, который за время пандемии со своей командой разработал устройство, позволяющее делиться тестовыми рабочими телефонами внутри компании, а также определять их востребованность и конкретное местонахождение.

Юрий Фролов

- Юра, из-за пандемии весь мир уже год активно практикует удаленный режим работы. Компания, где вы работаете – это ведь больше десятка тысяч сотрудников. Как коллектив адаптировался к новым реалиям и как лично вы чувствуете себя на `удаленке`?

- Не скрою, поначалу все, в том числе и я, чувствовали себя некомфортно. Теперь все, что было вживую, стало онлайн: общение с коллегами, с клиентами, все уже сделали себе красивые фоны в зуме. Некоторые сотрудники до сих пор страдают и пытаются находить способы куда-то ходить. Но в целом люди довольно адаптивные существа, поэтому мы не просто приспособились, а увидели немало плюсов. В моей профессии продуктового дизайнера технологии позволяют работать из любого места с доступом в Интернет, что дает ряд преимуществ, таких как гибкость, экономия времени и денег на дорогу, а также улучшение баланса между работой и личной жизнью. Но я считаю важным поддерживать связь с коллегами, даже если мы не видимся лично. Это можно сделать с помощью таких инструментов, как видеоконференции, чаты и социальные сети. Таким способом сотрудники не чувствуют себя изолированными от компании, что помогает поддерживать их мотивацию. Адаптация к удаленной работе требует времени и усилий, но при правильном подходе это становится очень полезным опытом.

- Прямо перед карантином вы зря не теряли время: изобрели сервис, благодаря которому разработчики компании стали рационально использовать рабочие телефоны. В чем заключалась проблема?Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.2 т

- Действительно, мы с командой проделали колоссальную работу, с нуля до рабочего проекта с уникальной механикой аренды телефона. Раньше каждому сотруднику для тестирования продуктов покупали много телефонов, но, когда штат увеличился, это стало слишком затратно. Нужные телефоны кочевали из рук в руки, выбрать и быстро найти их было очень трудно. Мы разработали сервис, позволяющий видеть, где и у кого находится каждый мобильный, и отслеживать статистику: какие модели более популярны, каких телефонов не хватает. Мы создали своего рода коммунальную систему, где разработчики могли брать телефоны только те, которые им необходимы на определенное время. Это значительно сократило расходы компании на приобретение мобильных средств связи. В карантинное время пользователей у нас поубавилось, но мы уже планируем большую нагрузку на будущее.

- Вы в этом проекте полностью отвечали за дизайн. Что именно вы делали?

- Не только дизайн интерфейса и взаимодействием пользователей с сервисом, но и коммуникационный дизайн, онлайн и офлайн. Сервис был доступен и удобен для любого сотрудника с любого устройства. Также я сделал удобную навигацию, наклейки на шкафы, помог разместить их на карте офиса, помогал в чате поддержки, чтобы лучше понять, чего хотят пользователи. Можно сказать, взял проект под свое крыло с точки зрения пользовательского опыта. В итоге у нас появилось что-то похожее на Яндекс.Маркет в уменьшенном масштабе: выбираешь телефон и идешь его забирать в шкафу, а потом уже возвращаешь его в любой другой шкаф. Далее этот проект распространился на все остальные офисы в другие города. Изобретение мы назвали Гиперкубом и даже запатентовали его как «Способ и система для удаленного конфигурирования, учета и управления оборотом мобильных устройств».

- Это изобретение родилось в результате хорошо скоординированной работы разных специалистов. Насколько вообще значимо тесное общение сотрудников внутри большой компании?

- В больших компаниях многие продукты связаны между собой технологически и логически. Мы заимствуем у коллег уже готовые решения, обмениваемся опытом. Иногда то, над чем ты работаешь, уже кто-то сделал в соседней команде, и намного проще взять у них готовое, чем делать с нуля. Также мы общаемся в менее формальной обстановке, помогаем друг другу тестировать новые продукты. Общение – это обмен идеями, и именно в процессе общения чаще всего рождается что-то действительно интересное и полезное.

- Вы как старший дизайнер продукта решаете важные задачи для бизнеса и пользователей, а поэтому должны постоянно взаимодействовать и с теми, и с другими. Удаленный режим работы усложнил этот процесс или нет?

- Дизайн продукта всегда был близок как к клиентам, так и к бизнесу. А с удаленной работой коммуникация стала по интернету, что отдалило нас. Например, у нас существует такой тип исследований как field studies – это метод, который включает проведение наблюдений и сбор данных в естественной среде. Дизайнеры пытаются погрузиться на живом примере в опыт бизнеса или пользователя. Можно прийти на рабочее место клиента и понаблюдать, как он проводит время с вашим продуктом, решая свои задачи. И вот в этом случае люди теперь работают из дома, а не со склада в Одинцово в два часа ночи, где ты раньше сидел и изучал работу твоего клиента.

Но и плюсы есть тоже: благодаря удаленной работе у дизайнеров будет больше карьерных возможностей и доступа к разным проектам. Даже сейчас коллеги задумываются, в чем разница работы на своего работодателя или на какую-нибудь большую американскую компанию, где ты будешь так же работать из дома, а получать в разы больше.

- Потребности бизнеса в новых условиях изменились. Как это отразилось на вашей работе дизайнера?

- Один из рабочих примеров — доставка. В пандемию доставка стала очень важной, и наш продукт тоже испытал сильный рост, пришлось работать с резким скачком заказов. А я как раз был единственным дизайнером в Яндекс.Маршрутизации. Проект помог крупным бизнесам, таким как «Кока-кола», «Балтика» и другим развозить свои товары более эффективным способом, при этом сокращая выбросы в атмосферу. Прирост заказов и пользователей способствовал развитию этого направления в нашей компании.

- Вы в силу своей должности несете ответственность и за коммуникации, и за дизайн продукта, в котором вы работаете. Насколько большой это объем работы и сложно ли все успевать?

- На самом деле не очень легко, но если правильно организовать свою работу и расставить приоритеты, то можно успевать. Помимо дизайна самого продукта и продуктовых дизайнерских задач, я делаю дизайн онлайн- и оффлайн-коммуникаций – это включает и дизайн электронных писем, подготовку бейджей для мероприятий, тысячи рекламных материалов и даже поддержку 40-страничного лендинг пейджа о продукте. Мне нравится напрямую общаться с пользователями, проводить интервью, тестировать прототипы. Однажды я в два часа ночи отправился на склад за городом, чтобы посмотреть, как логисты используют наш продукт. Жаль, что пандемия свела такую полевую работу к минимуму.

- Пандемия завершится, жизнь вернется в привычное русло. Как вы считаете, готовы ли теперь компании брать на работу профессионалов, которые не будут приходить в офис, и платить им большие деньги?

- Полностью удаленные компании существовали и до пандемии. Думаю, в плане дистанционной работы ничего не поменяется, просто она станет более развитой. Люди научатся общаться в Интернете, это станет привычным делом, а, поработав онлайн, многие компании уже не смогут перейти обратно. Если говорить про зарплаты, то сейчас компании рассчитывают их в зависимости от местонахождения, а в удаленной работе так будет делать сложнее. Если раньше ты приезжал в большой город и сразу же твоя зарплата становилась выше, то сейчас ты можешь работать удаленно, поэтому рынок зарплат, скорее всего, изменится в сторону квалифицированных работников, а не тех, кто живет поближе к мегаполисам. Возможно, какие-то привычные для нас профессии станут не нужны, а какие-то, наоборот, появятся, но продуктовый дизайн будет развиваться совершенно точно, и высококвалифицированные специалисты в этой области по-прежнему будут хорошо зарабатывать.

Автор: Анатолий Сычев