Название базовой системы (платформы): | Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI) |
Разработчики: | Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) |
Дата премьеры системы: | 2024/07/01 |
Технологии: | Речевые технологии |
Основные статьи:
- Виртуальные помощники
- Распознавание речи (технологии, рынок)
- Речевые технологии: на пути от распознавания к пониманию
2024: Тестирование голосового помощника
Столичный Департамент информационных технологий начал тестировать голосового помощника с искусственным интеллектом в чате поддержки портала mos.ru. Виртуальный ассистент «Москва», имя которому жители выбрали в проекте «Активный гражданин» на июль 2024 года уже доступен первым 15 тысячам активных пользователей портала. Об этом ДИТ сообщил 1 июля 2024 года.
Помимо этого, в обновленном интерфейсе чата пользователям доступно новое приветственное меню, которое поможет быстрее найти новую информацию. Оно состоит из четырёх блоков: каталог услуг портала, база знаний, в которой можно самостоятельно найти нужную информацию, блок центров госуслуг для поиска услуг и быстрой записи, а также блок о карте москвича, в котором можно узнать всё о её получении и возможностях.
Текущая модернизация – первый этап масштабного обновления чата поддержки mos.ru, в результате которого он станет еще удобнее и полезнее для миллионов пользователей портала. Уже на июль 2024 года обновленная версия доступна 15 тысячам пользователей портала. Её ключевые особенности – приветственное меню, которое поможет быстро разобраться в возможностях чата, а также функция не только текстового, но и голосового ввода сообщений. Это может быть удобно, если человек хочет решить вопрос «на ходу», не отрываясь на набор текста, или если запрос долго печатать. Для работы с голосовыми запросами в новой версии чата в тестовом режиме работает виртуальный ассистент «Москва». Он уже умеет консультировать по вопросам работы портала mos.ru. В будущем новый голосовой помощник сможет помогать москвичам решать и другие задачи, — рассказал Борис Фролов, заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы. |
Данный голосовой помощник «Москва» построен на базе виртуального ассистента мобильного приложения «Моя Москва», при этом в нём используются более современные модели машинного обучения, а его техническая архитектура позволяет разработчикам подключать дополнительные модули и базы знаний. Благодаря этому голосовой помощник сможет ещё быстрее и точнее отвечать на запросы горожан. Кроме того, у него появился собственный голос: его озвучила актриса Валентина Абрамова.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
Отличительная особенность виртуального ассистента — система поиска, построенная на базе большой языковой модели (LLM). Она позволяет «Москве» наиболее точно и быстро предоставлять информацию, которую запрашивает пользователь. Система анализирует содержание около семи тысяч материалов в базе знаний и по контексту ищет наиболее подходящую статью. Кроме того, система позволяет искать ответы на более абстрактные вопросы. Например, запрос может звучать так: «Я забронировала посещение городского бассейна, но сейчас понимаю, что пойти не смогу. Как отменить бронь? Не могу разобраться». В ответ на него голосовой помощник предложит четыре наиболее подходящих статьи, в том числе о том, как отменить бронирование самостоятельно, а также о том, как попасть в бассейн, если бронь отменили. Если же горожанину потребуется дополнительная информация, которую не сможет предоставить виртуальный ассистент, то разговор будет переключен на оператора.
Обратиться в чат поддержки может любой пользователь mos.ru. Достаточно нажать на синюю иконку в правом нижнем углу экрана. Кроме того, в главном меню портала пользователь может перейти в раздел «Помощь». В нём собраны все способы обратной связи с городом: здесь можно найти самые востребованные инструкции, контакты Правительства Москвы и технической поддержки портала и многое другое.
На портале mos.ru доступно более 420 электронных услуг и сервисов. Они упрощают взаимодействие горожан с различными ведомствами, оформление или подачу документов, оплату счетов. Кроме того, на портале есть полезные инструкции и инструменты обратной связи с городом, актуальные новости и тематические спецпроекты. С момента появления первых электронных услуг в 2011 году количество обращений к ним уже превысило 4 миллиарда раз, а общее число аккаунтов на портале достигло 15,9 миллиона.
Использование цифровых технологий и искусственного интеллекта для повышения качества жизни горожан соответствует задачам национальной программы «Цифровая экономика России» и регионального проекта города Москвы «Цифровое государственное управление».
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (44)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (29)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (27)
SteadyControl (18)
Naumen (Наумен консалтинг) (15)
Другие (195)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (5)
SteadyControl (4)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (4)
Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (2)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (2)
Другие (17)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (12)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (7)
Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (3)
Naumen (Наумен консалтинг) (3)
Мегапьютер Интелидженс (Megaputer Intelligence) (2)
Другие (14)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (17, 46)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (4, 30)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (12, 29)
SteadyControl (1, 23)
SteadyControl HoReCa (1, 23)
Другие (365, 216)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (2, 5)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (1, 5)
SteadyControl HoReCa (1, 4)
SteadyControl (1, 4)
SberDevices (СалютДевайсы, ранее СберДевайсы) (2, 2)
Другие (9, 13)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (2, 12)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
SteadyControl HoReCa (1, 3)
Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (1, 3)
Naumen (Наумен консалтинг) (1, 3)
Другие (12, 16)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (1, 9)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (4, 7)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
SteadyControl HoReCa (1, 7)
SteadyControl (1, 7)
Другие (18, 30)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
Сбербанк (3, 5)
SteadyControl (1, 5)
SteadyControl HoReCa (1, 5)
Ростелеком (2, 4)
Другие (23, 37)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
МТТ VoiceBox - 24
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 23
BSS Digital2Speech - 21
Voice2Med Система распознавания речи в медицине - 14
Naumen Erudite - 13
Другие 203
BSS Digital2Speech - 5
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 4
Voice2Med Система распознавания речи в медицине - 4
МТТ VoiceBox - 2
Neuro.net Голосовой робот - 2
Другие 11
МТТ VoiceBox - 11
BSS Digital2Speech - 6
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 3
Naumen Erudite - 3
VS Robotics: VS Робот-оператор - 3
Другие 14