Название базовой системы (платформы): | Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI) |
Разработчики: | Microsoft |
Дата премьеры системы: | 2021/01/15 |
Технологии: | Речевые технологии |
Основная статья: Речевые технологии: на пути от распознавания к пониманию
2021: ИИ-модель Microsoft превзошла результат человека в тесте на понимание естественного языка SuperGLUE
15 января 2021 года компания Microsoft сообщила, что алгоритм понимания естественного языка (Natural Language Understanding, NLU) Microsoft DeBERTa превзошел человеческие возможности в одном из самых сложных тестов для подобных алгоритмов SuperGLUE. На январь 2020 года модель занимает первое место в рейтинге с показателем в 90,3, в то время как среднее значение человеческих возможностей составляет 89,8 баллов.
По информации компании, тест SuperGLUE включает в себя ряд задач, которые разработаны для оценки способности ИИ-моделей распознавать и понимать естественный язык, например, дать правильный ответ на вопрос на базе прочитанного абзаца, определить, правильно ли используется многозначное слово в определенном контексте и т.д. Тест был разработан группой исследователей в 2019 году. Когда был представлен SuperGLUE, разрыв между самой эффективной моделью и показателями человека в таблице лидеров составлял почти 20 баллов.
Для того чтобы добиться текущего результата в 90,3 балла, DeBERTa получила масштабное обновление архитектуры: теперь она состоит из 48 слоев и имеет 1,5 млрд параметров. Microsoft сделает публичной модель и ее исходный код. Кроме того, DeBERTa будет интегрирована в следующую версию Тьюринговой модели Microsoft Turing (Turing NLRv4). Тьюринговые модели используются в таких продуктах Microsoft, как Bing, Office, Dynamics и Azure Cognitive Services, чтобы оптимизировать, к примеру, взаимодействие с чат-ботами, предоставление рекомендаций и ответов на вопросы, поиск, автоматизацию поддержки клиентов, создание контента и решение многих других задач на пользу сотен миллионов пользователей.
В отличие от других моделей, DeBERTa учитывает не только значения слов, но и их позиции и роли. К примеру, в предложении «a new store opened beside the new mall» (англ. «новый магазин открылся рядом с торговым центром») она может понять, что близкие по контекстному значению «store» («магазин») и «mall» («торговый центр») играют разные синтаксические роли (подлежащим здесь является именно «store»). Более того, она способна определять зависимость слов друг от друга. Например, DeBERTa понимает, что зависимость между словами «deep» и «learning» гораздо сильнее, когда они стоят рядом (термин «глубокое обучение»), чем когда они встречаются в разных предложениях.
Несмотря на то, что модель DeBERTa превзошла человеческие показатели в тесте SuperGLUE, это не означает, что ИИ-модель достигла уровня человека в понимании естественного языка. В отличии от машин, люди хорошо умеют использовать знания, ранее полученные при выполнении различных задач, для решения других – это называется композиционным обобщением (англ. compositional generalization). Поэтому, несмотря на многообещающие результаты DeBERTa в тесте, необходимо продолжить исследования, для того чтобы развить у модели этот навык.
Microsoft активно работает над оптимизацией технологий искусственного интеллекта. Так, в октябре 2020 года был представлен ИИ-алгоритм для автоматической генерации подписей к изображениям, которые во многих случаях оказываются более точными, чем написанные людьми. Это позволит сделать продукты и сервисы Microsoft еще более инклюзивными и доступными для большего количества пользователей. В первую очередь, автоматическое описание помогает людям с нарушениями зрения при работе с документами или веб-страницами, а также в целом позволяет получить доступ к содержимому любого изображения, к примеру, при поиске или подготовке презентаций.
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (44)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (29)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (27)
SteadyControl (18)
Naumen (Наумен консалтинг) (15)
Другие (195)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (5)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (4)
SteadyControl (4)
3iTech (ранее 3i Technologies) (2)
Naumen (Наумен консалтинг) (2)
Другие (17)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (12)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (7)
Naumen (Наумен консалтинг) (3)
Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (3)
SteadyControl (2)
Другие (14)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (17, 46)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (4, 30)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (12, 29)
SteadyControl (1, 23)
SteadyControl HoReCa (1, 23)
Другие (369, 216)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (2, 5)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (1, 5)
SteadyControl HoReCa (1, 4)
SteadyControl (1, 4)
SberDevices (СалютДевайсы, ранее СберДевайсы) (2, 2)
Другие (9, 13)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (2, 12)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
SteadyControl HoReCa (1, 3)
Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (1, 3)
Naumen (Наумен консалтинг) (1, 3)
Другие (12, 16)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (1, 9)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (4, 7)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
SteadyControl HoReCa (1, 7)
SteadyControl (1, 7)
Другие (18, 30)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
Сбербанк (3, 5)
SteadyControl HoReCa (1, 5)
SteadyControl (1, 5)
Ростелеком (2, 4)
Другие (23, 37)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
МТТ VoiceBox - 24
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 23
BSS Digital2Speech - 21
Voice2Med Система распознавания речи в медицине - 14
Naumen Erudite - 13
Другие 203
BSS Digital2Speech - 5
Voice2Med Система распознавания речи в медицине - 4
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 4
3i TouchPoint Analytics - 2
МТТ VoiceBox - 2
Другие 11
МТТ VoiceBox - 11
BSS Digital2Speech - 6
VS Robotics: VS Робот-оператор - 3
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 3
Naumen Erudite - 3
Другие 14