Заказчики: Альт-Лан (Alt-Lan) Москва; Информационные технологии Подрядчики: Содействие НП Продукт: Windows AzureНа базе: Microsoft Azure Дата проекта: 2013/03
|
Технология: Cloud Computing
Технология: IaaS - Инфраструктура как услуга
Технология: PaaS - Platform As A Service - Бизнес-платформа как сервис
Технология: Средства разработки приложений
|
Ситуация
ИТ-инфраструктура компании включает в себя несколько десятков серверов, в основном функционирующих под управлением Windows Server 2003 и 2008, а также ОС Linux. На первых порах этих мощностей было достаточно для поддержки всех процессов разработки программного обеспечения, ведения документооборота, бухгалтерского и финансового учета, а также для размещения файловых хранилищ. Часть ресурсов (сайт компании и некоторые бизнес-системы заказчиков) располагались на хостинге внешнего провайдера.
С развитием бизнеса и ростом клиентской базы расширился спектр предоставляемых услуг. В частности, для некоторых заказчиков решения надо было предоставлять по модели SaaS (ПО как услуга) и PaaS (платформа как услуга) и при этом гарантировать соблюдение закрепленных в договорах SLA требований к качеству сервисов. Кроме того, компания стремилась повысить надежность и доступность собственных ИТ-систем и сократить расходы на обслуживание ИТ-инфраструктуры. Очевидным выходом могло стать использование ресурсов публичного облака, и компания принялась за исследование представленных на рынке вариантов.
Первоначально несколько серверов было перенесено в ЦОД одного из российских хостинг-провайдеров. Однако от этого решения вскоре пришлось отказаться — каналы связи не обеспечивали стабильно высокого трафика, вдобавок приходилось нести дополнительные расходы на приобретение лицензий на операционные системы, а также оплачивать временно невостребованные серверные ресурсы (провайдер начислял плату за выделенные виртуальные серверы, а не за их реальную загрузку). Затем было опробовано еще несколько аналогичных предложений от ведущих мировых поставщиков облачных услуг, и в итоге по совокупности нескольких значимых факторов специалисты «АЛЬТ-ЛАН» отдали предпочтение решению Microsoft на платформе Windows Azure.
Решение
Реализация проекта началась в октябре 2012 года, и к апрелю 2013-го он был успешно завершен. На первом, пилотном этапе компания опробовала возможности Windows Azure для выполнения собственных задач — в облаке были размещены два сервера со средней нагрузкой, поддерживающие работу внутренней финансовой системы «АЛЬТ-ЛАН», которой пользовались около 30 сотрудников. После настройки мониторинга канала связи в течение нескольких недель отслеживалось выполнение показателей SLA по его надежности и производительности. Результаты оказались вполне приемлемыми, и специалисты перешли ко второй, крайне ответственной фазе проекта — переносу в облако контроллера домена. На тот момент компонент Windows Azure Active Directory еще находился в стадии бета-тестирования, поэтому для миграции использовалась виртуальная машина. В течение суток все задачи были переключены на облачный контроллер домена, хотя для большей надежности в собственном дата-центре компании сохранили второй резервный контроллер.Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
После двух месяцев работы, когда стабильность решения стала очевидной, стартовал третий этап – перенос в облако всех остальных серверов и баз данных.
«Мы тесно сотрудничали с нашим отделом разработки, так как часть баз данных предстояло перевести с SQL Server 2008 R2 на Windows Azure SQL Database. Однако серьезных доработок не потребовалось, были сделаны лишь небольшие корректировки в формировании индексов, Миграция в облако баз данных, работавших под управлением MySQL, тоже прошла без проблем, поскольку Windows Azure поддерживает и эту СУБД. Если по каким-то причинам приложения не удавалось перенести на Azure Web Sites или Azure SQL Database, в облако копировался весь сервер.» — рассказывает Руслан Акмеев.
В настоящее время вся инфраструктура «АЛЬТ-ЛАН» перенесена в облако Windows Azure, причем миграция была выполнена незаметно для пользователей, все внутренние адреса файлов и каталогов сохранились без изменений. На собственной площадке остался лишь резервный контроллер домена и запасное файловое хранилище (в основном для резервных копий).
«Сейчас инфраструктура организации представляет собой мощный роутер на каждый офис, к которому подключаются ноутбуки сотрудников», — объясняет Руслан Акмеев.
Преимущества
В настоящее время в облаке Windows Azure расположено несколько десятков серверов, веб-сайтов и баз данных компании «АЛЬТ-ЛАН». Для некоторых серверов выделено дополнительное пространство под базы данных большого объема. Компания избавилась от необходимости закупать серверное оборудование для размещения своих систем и приложений заказчиков. По оценкам «АЛЬТ-ЛАН», стоимость аренды виртуальной машины в течение трех лет ниже затрат на приобретение собственного оборудования примерно на 30%. Если к этому добавить стоимость лицензий на программное обеспечение, то экономия составит до 50%.
Кроме того, в облаке, в отдельных подсетях, хранятся приложения заказчиков. Обычно это небольшие приложения, для которых закупка отдельного оборудования нерентабельна, но иногда таким образом размещаются и крупные бизнес-системы. Зачастую внедрению приложений у заказчиков предшествует длительная процедура закупки серверного оборудования, тогда как использование Windows Azure позволяет им сразу же начать развертывание и эксплуатацию систем. В некоторых случаях заказчики, убедившись в надежности и безопасности работы в облаке, принимают решение оставить приложение на облачных серверах и тем самым экономят немалые средства за счет отказа от приобретения серверов и лицензий. Кроме того, облако обеспечивает гибкое масштабирование ресурсов и прозрачность взаиморасчетов — в случае увеличения нагрузки на приложение мощности виртуальных серверов мгновенно наращиваются, а клиентам предоставляется полная и подробная отчетность по использованию ресурсов в каждый момент времени.
Для «АЛЬТ-ЛАН» переход в облако Windows Azure обеспечил серьезное сокращение трудозатрат и, соответственно, расходов на обслуживание серверного оборудования. До перехода на облачные технологии обслуживанием парка серверов занималось три ИТ-специалиста. В настоящее время всей инфраструктурой и сервисами, которые находятся в облаке, управляет один сотрудник, и при этом у него остается время для решения других задач.