Проект

«МаксимаТелеком» обеспечила полное покрытие сетью MT_FREE на всем протяжении большой кольцевой линии

Заказчики: Московский метрополитен

Москва; Транспорт

Мобильные ТелеСистемы (МТС)
Москва; Телекоммуникация и связь

Продукт: MT FREE

Дата проекта: 2014/03 — 2023/01
Технология: СКС
подрядчики - 234
проекты - 688
системы - 281
вендоры - 137
СМ. ТАКЖЕ (3)

2023: Обеспечение полного покрытия сетью MT_FREE на всем протяжении БКЛ

Компания «МаксимаТелеком» 1 марта 2023 года сообщила о запуске сети на всем протяжении большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена. С момента начала движения поездов пассажиры самой протяженной кольцевой линии метро в мире могут пользоваться стабильным доступом в интернет по технологии Wi-Fi.

В каждом вагоне поезда пассажирам доступно подключение к сети Wi-Fi. Благодаря этому они могут на комфортной скорости смотреть онлайн-видео, слушать музыку, использовать привычные приложения, в том числе в часы пик. Кроме того, ресурс сети предоставляется для непрерывной работы служебных сервисов метрополитена.

Бесперебойность и качество связи «МаксимаТелеком» на БКЛ обеспечивают более 200 базовых станций, а технологическая инфраструктура оператора на март 2023 года объединяет 150 км оптического и 120 км электрического кабеля. Точками доступа оснащены все составы, курсирующие на линии. Например, в поезда «Москва 2020» радиооборудование и цифровые решения устанавливаются еще на этапе заводской сборки. Это сокращает время запуска подвижного состава в эксплуатацию и позволяет быстро развернуть необходимые сервисы сразу с момента выхода поезда на линию.

«
Участие в таком масштабном и ответственном проекте по цифровизации самой протяженной кольцевой линии метро в мире стало для нас знаковым. В нем были задействованы сотни специалистов, главная задача которых – своевременно предоставить миллионам пассажиров БКЛ востребованный городской сервис, а также обеспечить данный сегмент столичного метрополитена функциональной цифровой инфраструктурой и надежной связью. На основе сети «МаксимаТелеком» не только предоставляются привычные услуги для пассажиров, но и создается основа для развития информационных систем крупного предприятия транспортного комплекса Москвы, — отметил Борис Вольпе, генеральный директор «МаксимаТелеком».
»

«
Большая кольцевая линия — большой инфраструктурный проект, который позитивно повлияет на жизнь москвичей. С БКЛ можно сэкономить в поездках до 45 минут в день. Ожидаем, что в перспективе по большому кольцу будет совершаться 2,3 млн поездок в день. По поручению мэра Москвы мы с партнерами со дня открытия данной линии обеспечили для людей самые актуальные сервисы и услуги, включая стабильный доступ к бесплатному интернету во всех вагонах, — сказал Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта.
»

В качестве технологии для организации радиосвязи на протяженной инфраструктуре метро используется Track Side Network. Она разработана специально для рельсового транспорта и позволяет эффективно организовать выделенную беспроводную сеть связи для внедрения служебных и пассажирских решений в тоннелях и подвижном составе. Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?

Например, на основе беспроводной сети передачи данных «МаксимаТелеком» такого типа в метро помимо доступа в интернет развиваются различные пассажирские и технологические сервисы с целью повышения комфорта пассажиров, в частности, сервис оценки загруженности вагонов, трансляция видеоконтента на экранах и другие.

2022

«МаксимаТелеком» упростила подключение пассажиров к Wi-Fi в городском транспорте Москвы

Компания «МаксимаТелеком», оператор публичной сети Wi-Fi и провайдер цифровых сервисов в подвижном составе, и Департамент транспорта Москвы упростили подключение к сети MT_FREE и обеспечили бесшовный доступ к Wi-Fi для пассажиров при пересадках в метро. Об этом компания «МаксимаТелеком» сообщила об этом 6 декабря 2022 года. Подробнее здесь.

Подключение свыше 62 миллионов раз

К городской сети Wi-Fi в Москве с начала 2022 года подключились свыше 62 миллионов раз, сообщила заммэра Наталья Сергунина 3 октября 2022 года. Сеть помогает жителям и гостям столицы общаться, учиться, работать или строить маршруты во время прогулок.

«
За годы развития городская сеть Wi-Fi в Москве стала одной из крупнейших в мире. На октябрь 2022 года она насчитывает больше 24 тысяч точек доступа. При этом покрытие постоянно расширяется. Беспроводной интернет работает на многих улицах в пределах Садового и даже Третьего транспортного кольца, а еще почти в тысяче различных объектов и учреждений — от библиотек и парков до студенческих общежитий, — рассказала Наталья Сергунина.
»

Она отметила, что в 2022 году в столице появились около 800 точек доступа, а объем трафика превысил восемь петабайт (восемь миллионов гигабайт). В том числе городской Wi-Fi начал работать на всей центральной части ВДНХ — от арки главного входа до площади Промышленности и ракеты-носителя «Восток». Также в 2022 году к сети подключили семь парков, 10 театров и 42 других учреждения культуры и спорта.

Посмотреть, где поблизости есть Wi-Fi, можно на интерактивной карте на портале mos.ru. При этом, как отметили в столичном Департаменте информационных технологий, беспроводная сеть функционирует бесшовно: пользователь может перемещаться и подключаться к ней в разных частях города без повторной авторизации в течение дня.

Первая точка доступа к городскому Wi-Fi появилась на Фрунзенской набережной в 2013 году. Только в пределах Садового и Третьего транспортного кольца их насчитывается свыше 3,6 тысячи. Чтобы подключиться к бесплатному интернету, нужно выбрать в списке доступных сетей Moscow_WiFi_Free и пройти идентификацию с помощью аккаунта на mos.ru или через СМС. Делать это необходимо раз в три месяца в соответствии с требованием закона.

2021: Запуск MT FREE в тоннелях от станции «Мнёвники» до станции «Каховская» Большой кольцевой линии

8 декабря 2021 года «Максима Телеком» запустила сеть MT_FREE в перегонах Московского метрополитена. Безлимитный высокоскоростной Wi-Fi появился в тоннелях от станции «Мнёвники» до станции «Каховская» Большой кольцевой линии.

Возможности сети для пассажиров метро стали доступны с 7 декабря одновременно с запуском участка метро, включающего 10 станций. Максимально доступная скорость для пассажиров составит более 200 Мбит/сек. Технологии беспроводной сети MT_FREE в тоннелях и подвижном составе обеспечивают устойчивый сигнал для комфортного просмотра онлайн-видео, прослушивания музыки и использования популярных стриминговых сервисов и приложений для бизнеса, в том числе в часы пик.

Для бесперебойной работы сети MT_FREE на данном участке БКЛ в перегонах установлены 59 базовых станций, протянуто 50 км оптического и 46 км электрического кабеля. Точками доступа оснащены все составы, курсирующие на линии. Например, вагоны поездов «Москва 2020» оснащаются необходимым радиооборудованием на этапе заводской сборки. Это сокращает время запуска подвижного состава в эксплуатацию и делает сервисы доступными для пассажиров сразу с момента выхода поезда на линию.

«
Мы продолжаем расширять сеть MT_FREE в соответствии с темпами развития Московского метрополитена. Стабильный безлимитный интернет-доступ по технологии Wi-Fi в поездах метро остается привычным и востребованным пассажирами городским сервисом, поддерживающим их цифровой стиль жизни. Сеть MT_FREE позволяет всегда быть на связи и выстраивать оптимальный маршрут, своевременно информируя об изменениях в движении поездов и работе общественного транспорта Москвы, — прокомментировал Борис Вольпе, генеральный директор АО «МаксимаТелеком».
»

На основе беспроводной сети «МаксимаТелеком» в метро также развиваются различные пассажирские и технологические сервисы для повышения комфорта пассажиров, например, сервис оценки загруженности вагонов.

2019

Запуск в партнерстве с "Тинькофф Мобайл" сервиса подключения к Wi-Fi в метро без рекламы

26 декабря 2019 года Тинькофф Мобайл сообщил о том, что в рамках партнерства с оператором публичных сетей «МаксимаТелеком» компания запустила в своем мобильном приложении сервис подключения Wi-Fi в метро без рекламы. Подробнее здесь.

В метро Москвы заработал закрытый Wi-Fi с шифрованием

3 сентября 2019 года «МаксимаТелеком» сообщил о запуске в московском метро закрытой беспроводной сети с шифрованием. Она развёрнута по технологии Hotspot 2.0, обладающей защитой от перехвата трафика между точкой доступа и клиентским устройством. Кроме того, она защищает от автоматического подключения к фишинговым точкам доступа.

При подключении к WiFi-сети в метро пользователи могут выбирать между двумя точками доступа (идентификаторами SSID: MT и MT_FREE. Для подключения к MT нужно установить на устройство доверенный профиль, выпущенный «МаксимаТелеком». К началу сентября 2019 года профиль доступен только для iOS-гаджетов через специальный лендинг (https://wi-fi.ru/hotspot/), а позднее его запустят и для Android.

В московском метро появилась новая сеть Wi-Fi, исключающая сторонние кибератак

Отмечается, что пользоваться закрытым Wi-Fi с шифрованием можно будет бесплатно. Сервис будет монетизироваться за счёт размещения рекламы. Для пользователей услуги «Как дома» (премиальный пакет) просмотр рекламы не потребуется.

«
Мы понимаем потребность пользователей в безопасном подключении к публичным сетям. С внедрением стека технологий Hotspot 2.0 Wi-Fi в Московском метрополитене станет крупнейшей в Европе безопасной публичной сетью, — заявил генеральный директор «МаксимаТелеком» Борис Вольпе.
»

Открытое тестирование технологии Hotspot 2.0 с установкой профиля продлится в течение трёх месяцев.

К началу сентября 2019 года единое цифровое пространство MT_FREE от «МаксимаТелеком» доступно в Московском и Петербургском метрополитенах, наземном городском транспорте Москвы, поездах «Аэроэкспресс», пригородных электричках и в 15 региональных аэропортах.[1]

Ранее в 2019 году «МаксимаТелеком» стал победителем конкурса выбору единого оператора московского интернета. До конца декабря компания должна будет интегрировать все существующие точки в единое городское Wi-Fi-пространство, обеспечив устойчивую зону покрытия. 

2018

План модернизации Wi-Fi-сети на 1 млрд рублей

10 сентября 2018 года стало известно, что оператор связи "МаксимаТелеком", который занимается развитием Wi-Fi в общественном транспорте, решил модернизировать сеть беспроводного интернета в Московском метрополитене в связи с ростом трафика.

Модернизация займет полтора-два года. Оператор планирует установить радиооборудование, обеспечивающее скорость до 500 Мбит в секунду (ранее пиковая скорость составляла 100-110 Мбит/с), а также обновит поездные антенны и программное обеспечение базовых станций.

Общий объем инвестиций в модернизацию может составить примерно 1 млрд рублей, хотя точную сумму компания определит позднее[2].

Крупная утечка: Оператор Wi-Fi в метро Москвы выкладывает данные о пользователях в общий доступ

9 апреля 2018 года The Village[3] рассказал об уязвимости в бесплатном Wi-Fi «MT_FREE» московского транспорта. Ее обнаружил программист Владимир Серов. «Дыра», предположительно, была доступна около года. Она позволяла скачать «цифровой портрет» любого подключенного к сети пассажира в вагоне — номер его телефона, аналитику оператора «МаксимаТелеком» о возрасте и занятости человека, его семейном положении, станциях, где он живет и работает, а затем даже отследить передвижение человека по метро в режиме реального времени. «Метод Серова» был технически прост: данные в коде страницы авторизации в незашифрованном виде мог открыть любой, кто подменял публичный адрес своего устройства — MAC-адрес — на адрес любого другого смартфона в вагоне.

После публикации «МаксимаТелеком» оперативно убрала все данные «цифрового» портрета из кода страницы авторизации, а Роскомнадзор заявил, что проведет проверку инцидента.

В чем уязвимость

У любого устройства, поддерживающего Wi-Fi, есть уникальный номер, который называется MAC-адрес. Авторизация в сети городского интернета MT_FREE происходит по сочетанию MAC-адреса с номером телефона, который пассажир сам регистрирует в системе — по требованию закона о противодействии терроризму. Страница авторизации открывается у всех автоматически. Разработчик сети, провайдер «МаксимаТелеком», разместил там рекламный блок. Именно на нем компания и зарабатывает. Чтобы сделать рекламу более эффективной, используется таргетинг — вам выдаются те объявления, которые лучше подходят к вашему цифровому портрету предпочтений. Обычно этот портрет собирают крупные аналитические и маркетинговые компании, которые затем передают данные в зашифрованном виде конкретным рекламным площадкам. Однако программист Владимир Серов обнаружил, что цифровой портрет, включая номер телефона на странице авторизации Wi-Fi в метро Москвы, никак не шифруется.

Серов рассказал The Village, что нашел уязвимость еще 5 марта, и обратился к знакомым разработчикам из mos.ru, «убедившись, что запрос дошел до ответственного за wi-fi в метро». Стоит отметить, что напрямую к «Максиме» Серов не обращался, а спустя неделю решил опубликовать находку на профильном ресурсе для программистов.

В тот же день я написал об этой уязвимости ребятам из mos.ru, потому что у самой «МаксимыТелеком» нормальной техподдержки нет. То есть я их начальству рассказал о том, как подрядчик раздает направо и налево личные данные о пользователях — письмо спустили вниз, но ответа я так и не получил. Прождал неделю и написал на «Хабрахабр» пост «Как получить телефон (почти) любой красотки в Москве, или Интересная особенность MT_FREE». Сделал небольшой скрипт, который сам выгружал данные в удобном виде. Мы с читателями начали веселиться
.


The Village обнаружил, что по данным сервиса Wayback Machine, уязвимость была в коде страницы авторизации как минимум с 17 мая 2017 года. В августе компания заявляла, что идентификацию в сети ежедневно проходят 1,5 миллиона пользователей, а раньше, в декабре 2016-го, — что всего зарегистрировано более 12 миллионов пользователей. Эта же сеть MT_FREE сейчас доступна и в «Аэроэкспрессах», на Московском центральном кольце и даже в некоторых пригородных электричках, включая «Ласточки». А с 2017 года «Максима» развивает ту же самую сеть в Петербургском метрополитене.

Как отследить ваше местоположение

На получении «цифрового портрета» Серов не остановился. Исследуя узявимость подробнее, он обнаружил индикатор current_station («текущая станция»), который постоянно менялся. Названия самих станций в нем заменили на обычные номера. Довольно быстро удалось составить карту, просто отслеживая передвижение собственного MAC-адреса, и выяснить, например, что «164» — это «Южная», а «165» — «Пражская» — станции на одной ветке нумеруются последовательно. Написав еще один простейший скрипт, Серову удалось отследить передвижение другого человека по подземке в режиме реального времени — некая девушка возвращалась с работы домой. Во время тестирования слежке поддался один из 16 случайно пойманных MAC-адресов. Неизвестно, сколько данных, привязанных к номерам телефонов, другие люди уже могли сохранить за год. Имея такую базу, потенциально отследить более 10 миллионов телефонов в подземке можно и сейчас.

Обычно отслеживать геолокацию конкретных телефонов могут только спецслужбы — технология триангуляции абонента с помощью близости к сотовым вышкам требует решения суда и постоянного общения с сотовыми операторами. Уязвимость MT_FREE делает передвижение абонента по подземке абсолютно прозрачным.

2016: Сообщения о взломе сети

Провайдер бесплатного Wi-Fi в московском метро опроверг информацию о несанкционированных изменениях контента на своем официальном сайте, которые могли бы стать причиной демонстраций с угрозами проведения терактов в Москве, и отметил, что это возможно только в случае создания подложной сети с похожим названием[4].

«
В случае, если бы имело место несанкционированное вмешательство в деятельность беспроводной сети MosMetro-FREE, то изображения демонстрировались бы всем пользователям беспроводной сети. Можем предположить, что имело место развертывание злоумышленником самостоятельной беспроводной сети с дублирующим идентификатором", - сказали в пресс-службе
»

Ранее в СМИ появилась информация о том, что пассажирка увидела флаг запрещенной в России террористической группировки ИГ при подключении к бесплатному Wi-Fi на Калужско-Рижской линии, а также сообщение с угрозами проведения терактов в Москве.

После терактов в Париже в ноябре 2015 года пассажиры московского метро увидели аналогичное сообщение при попытке подключиться к интернету. Тогда в "Максима Телеком" также говорили, что взлома сети не было.

2013-2014

В Московском метрополитене Wi-Fi появился в 2013 году, а 1 декабря 2014 года сеть MosMetro_Free заработала на всех 12 линиях подземки. Для её функционирования в 330 километрах подземных тоннелей протянули 880 километров оптического кабеля и установили более 900 базовых станций (устройств, которые транслируют радиосигнал). Почти 5,5 тысячи вагонов метро оборудованы Wi-Fi-роутерами (устройствами, которые принимают сигнал от базовых станций и раздают пассажирам). Каждый из 650 поездов столичной подземки подключается к интернету на скорости до 100 Мбит/с, а общая пропускная способность сети составляет 20 Гбит/с[5].

Интересна и экономическая модель подземной сети Wi-Fi: доступ в неё бесплатный — и всё-таки приносит прибыль. Во-первых, оператор зарабатывает на показах рекламы. Во-вторых, при каждом заходе в сеть автоматически загружается информационно-развлекательный портал. За счёт размещения партнёрского контента оператор также осуществляет монетизацию сервиса. По статистике, ежедневная аудитория ресурса составляет более миллиона пользователей, при этом порядка 50 процентов из них за сутки посещают сайт дважды и чаще.

Смотрите также

Примечания