Проект

"Элар" оцифровала редкие портреты Мейерхольда и его жены

Заказчики: Театральный музей им. А.А. Бахрушина

Москва; Индустрия развлечений, досуг, спорт

Продукт: ЭларСКАН

Дата проекта: 2019/04 — 2021/02
Технология: Офисная техника
подрядчики - 178
проекты - 603
системы - 946
вендоры - 297

2021: Оцифровка более 2000 стеклянных фотонегативов театра имени Вс. Мейерхольда

Очередным этапом сотрудничества Элар с музеем имени А.А. Бахрушина стал проект по оцифровке более 2000 стеклянных фотонегативов из коллекции Государственного театра имени Вс. Мейерхольда. Копии ранее не опубликованных фотографий будут доступны пользователям на сайте музея. Об этом Элар сообщил 17 марта 2021 года.

В ГЦТМ имени А.А.Бахрушина в фонде ГосТИМа хранится более 3000 оригинальных негативов, запечатлевших сцены из спектаклей Мейерхольда, репетиции, эпизоды из жизни театра. Еще далеко не все фотографии с этих негативов были опубликованы, и весьма значительная их часть до марта 2021 года остается неизвестна исследователям, - отмечают в музее. Наиболее ценными, по мнению специалистов, являются негативы спектаклей - «Великодушный рогоносец», «Лес» (фотографы Я.М.Толчан и А.А.Темерин), «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом» (фотограф Толчан), «Учитель Бубус», «Мандат», «Рычи, Китай!», «Ревизор», «Горе уму», «Командарм 2», «Последний решительный» (фотограф Темерин), а также фотонегативы других спектаклей ГосТИМа. Среди оцифрованных негативов – портреты актёров театра, самого Всеволода Мейерхольда и его жены актрисы Зинаиды Райх.

«
Насколько мне известно, снимки ни одной из этих серий еще не были опубликованы полностью, а тем более – снимки актеров в ролях, - комментирует хранитель фонда, старший научный сотрудник музея ГЦТМ имени А.А.Бахрушина Наталия Зайцева. - Между тем время идет, и историческая ценность фотографических образов прошлого неуклонно возрастает. Уже кажется странным, что в течение долгих лет почти не использовались снимки, запечатлевшие быт театра, жизнь актеров во время гастрольных поездок. И крайне важно успеть оцифровать эти хрупкие негативы – ведь стекло бьется, а пленка разрушается со временем.
»

Сканирование проводилось на планетарном сканере ЭларСКАН, поставленном в музей имени А.А.Бахрушина в 2020 году. Профессиональный планетарный сканер позволяет оцифровывать бережно и в высоком качестве даже такие хрупкие исторические документы, как пленочные и стеклянные негативы. Полученные электронные копии будут использоваться для внесения в музейную базу данных КАМИС, для выгрузки в Госкаталог Музейного фонда РФ, а также для публикаций на сайте музея в разделе «Коллекции-онлайн».

2020: Оцифровка стеклянных негативов Театра имени Вс. Э. Мейерхольда

В Бахрушинском музее оцифруют редкие стеклянные негативы первой половины ХХ века. Об этом 19 ноября 2020 года сообщила компания «Элар».

С помощью сканера ЭларСКАН будут созданы электронные копии около 6000 негативов из коллекции Государственного театра им. Всеволода Мейерхольда, значительная часть которых еще никогда не публиковалась.Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?

В Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, в чьих фондах сегодня хранится более 1,5 млн. экспонатов, оцифруют коллекции фотонегативов. В первую очередь будут сканироваться негативы ГосТИМа (Государственного театра имени Вс. Мейерхольда).

«
Большинство негативов сделано на стекле, меньшая часть - на старой горючей пленке, - рассказывает старший научный сотрудник музея Наталия Зайцева. - Поэтому крайне важно создать электронные копии этих ценных исторических документов во избежание их возможной утраты. Также сканирование непосредственно с негативов, а не с фотографий, позволяет получать изображения лучшего качества и с большим количеством деталей, которые пропадают при печати на фотобумаге из-за недостаточной фотографической широты материала. Именно для этих целей нами был выбран ЭларСкан, как профессиональное оборудование, которое позволяло бы быстро, бесконтактно и качественно сканировать негативы.
»

Негативы коллекции ГосТИМа, охватывающие почти все спектакли, поставленные Мейерхольдом в Москве в советское время, а также закулисную жизнь театра, уникальны еще и тем, что многие из них никогда не публиковалась, а некоторые, возможно, даже не были напечатаны на фотобумаге, - рассказывают в музее.

«
В коллекции есть большое количество фотографий самого Мейерхольда и сотрудников его театра – актеров, режиссеров, рабочих сцены, а также деятелей искусства, творчески сотрудничавших с театром – композиторов, художников, драматургов. Есть негативы труппы театра на гастролях, демонстрациях и различных мероприятиях, - говорит Наталия Зайцева.
»

Среди оцифровываемых негативов есть те, которые представляют особый исторический интерес, отмечают в музее. Например, негатив фотопортрета Всеволода Мейерхольда работы фотографа Мирона Шерлинга. Этот снимок был сделан еще до революции и тогда же опубликован в журнале «Солнце России». Известен шарж на Мейерхольда, сделанный с этой фотографии. Стоит упомянуть и два негатива молодого Дмитрия Шостаковича, сделанные фотографом и актером ГосТИМа Алексеем Темериным в 1929 году.

«
Материалы фонда ГосТИМа часто используются на выставках и публикуются в книгах. Оцифровка негативов позволит расширить круг материалов, доступных для публикации, и введет ранее неизвестные фотодокументы в научный обиход, - добавляет Наталия Зайцева.
»

2019: Оцифровка коллекции афиш Театра имени Вс. Э. Мейерхольда

2 октября 2019 года компания ЭЛАР сообщила, что оцифровала коллекцию афиш Театра имени Вс. Э. Мейерхольда для Театрального музея имени А.А. Бахрушина. На октябрь 2019 года в фондах Театрального музея 1,5 миллиона предметов театральной направленности. Это эскизы костюмов и декораций выдающихся мастеров сценографии, фотографии и портреты театральных деятелей, сценические костюмы великих актеров, программы и афиши спектаклей, редкие издания книг по театральному искусству, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные документы и многое другое. Корпорация ЭЛАР оцифровала собрание афиш формата А0/А0+ , которые имели разную степень сохранности, вплоть до ветхих документов.

Афиша Театра имени Вс. Э. Мейерхольда
«
Афиши - это фактологический материал, он содержит множество сведений, отражающих не только историю конкретного театра, но и историю страны. Репертуар театров очень зависит от политической и экономической ситуации в стране. В этом проекте корпорацией ЭЛАР была оцифрована особая коллекция афиш несуществующего ныне Театра имени Вс.Э. Мейерхольда,
говорит заведующий сектором электронных баз данных Театрального музея им. А.А. Бахрушина Людмила Филиппова
»

Театр «Театр РСФСР-1» был создан Всеволодом Мейерхольдом в Москве в 1920-ом году (Театр имени Мейерхольда с 1923 года). Режиссер, новатор, актер, - он пробовал разные подходы: отмена всех занавесей, «раздетая» сцена – движущиеся щиты – звучащее оформление с бамбуковыми шестами – прозодежда – исторически точный костюм и декорации.

«
Он был точен и категоричен в своих постановках, выбирал наиболее выразительные элементы. Так, он передавал ритм гражданской войны через треск автомобиля и мотоцикла, мчащихся по зрительному залу. В годы НЭПа боролся против мещанства, высмеивая приспособленчество, карьеризм и бездушие. Он ставил пьесы Маяковского, Эрдмана, Сельвинского, Вишневского, Файко, Германа, Олеши. Ставил и классику, при этом мог произвольно монтировать текст, пытаясь создать сценические произведения, осмеивающие буржуазно-капиталистический уклад жизни,
рассказывает Людмила Филиппова
»

В 1938 г. театр был закрыт. Предметы из его собрания переданы в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина на основании Распоряжения Театрального управления Комитета по делам искусств СНК СССР от 20.01.1938 г. Оцифровка афиш из собрания театра производилась на бесконтактных комплексах высококачественного сканирования ЭларСКАН, которые обеспечили безопасность исторических документов при сканировании, исключили попадание вредного излучения и позволили получить максимально качественные и точные копии.

«
Полученные изображения будут внесены в Государственный каталог, а также дадут возможность изучения афиш исследователями без обращения к оригиналу, публикаций в различных печатных изданиях и в Интернете,
поясняет Людмила Филиппова
»