Заказчики: Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: Микрон (Mikron) Дата проекта: 2020/07
|
Содержание |
2024: В России запускается цифровая маркировка слабоалкогольной продукции
В середине мая 2024 года стало известно о скором начале эксперимента по цифровой маркировке слабоалкогольной продукции: он пройдет с 1 июля 2024-го и продлится до 31 августа 2025 года.
Как сообщает «РИА Новости» со ссылкой на постановление правительства, речь идет о проведении эксперимента «по размещению кодов маркировки в машиночитаемой форме на федеральные специальные марки для маркировки отдельных видов алкогольной продукции с содержанием этилового спирта (крепостью) в готовой продукции до девяти процентов включительно».
В рамках эксперимента на акцизной марке, которая прикрепляется к слабоалкогольной продукции, будут размещать средства идентификации с кодом маркировки системы «Честный знак». Его участниками могут стать импортеры и организации оптовой и розничной торговли, а также производители алкогольных коктейлей. Участие в проекте является добровольным.
Предполагается, что проведение эксперимента позволит «отработать оптимальные технологии нанесения средств идентификации на выбранные товары» и интегрировать систему маркировки «Честный знак» с системами ЕГАИС и Гознака.Метавселенная ВДНХ
Отмечается, что эксперимент проводится в рамках Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2025 года и Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.
Глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин в разговоре с «Известиями» поддержал проведение эксперимента по маркировке слабоалкогольных коктейлей. По его словам, основная проблема на этом рынке состоит в том, что такие напитки продают под видом другой продукции в так называемых разливайках, которые находятся в жилых домах.[1]
2023
В России заработала обязательная цифровая маркировка пива и алкоголя в алюминиевых банках
15 января 2024 года в России заработала обязательная цифровая маркировка пива и алкоголя в алюминиевых банках. Это предусмотрено соответствующим постановлением правительства РФ, которое ранее подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
Прежде маркировка уже действовала в отношении напитков в кегах, стеклянных и пластиковых бутылках. С середины января 2024 года она стала обязательной и для продажи на разлив. Магазины и другие предприятия, торгующие пивом на разлив, должны передавать в систему маркировки данные о подключении оборудования и объемах продаж через кассовые аппараты.
По информации оператора системы «Честный знак», к середине января 2024 года в госсистеме маркировки зарегистрировано более 54,5 тыс. розничных участников рынка, реализующих пиво на разлив. Они подтвердили готовность к новому этапу маркировки.
В группе компаний «Пивоваренный дом «Бавария» рассказали, что участие в системе электронного учета помогает в борьбе с контрафактом.
Это актуально, так как ранее неоднократно были выявлены случаи подделки нашей продукции, мы заранее подготовились к третьему этапу внедрения системы, и с 15 января начнем маркировать все пиво в алюминиевых банках, - сообщил директор по производству Азамат Цховребов, слова которого приводит ЦРПТ. |
Внедрение маркировки и прослеживаемости пивной продукции будет проводиться поэтапно до 2025 года. Следующий шаг — с 1 апреля 2024 года продавать кеговое пиво без маркировочного кода будет запрещено.
По словам руководителя направления подакцизных товаров в ЦРПТ Кирилла Волкова, к середине января 2024 года фиксируется рост легального производства пива и слабоалкогольных напитков на 20,8%. А после введения прослеживаемости продаж ожидается аналогичная позитивная динамика во всей товаропроводящей цепочке, уверен он.[2]
Введение обязательной маркировки пива, пуаре, медовухи и сидра в стеклянной и полимерной таре
С 1 октября 2023 года в России началась обязательная цифровая маркировка пива и слабоалкогольных напитков (пуаре, медовуха, сидр). Нововведение касается напитков, упакованных в стеклянную и полимерную упаковку.
Всем участникам товарооборота необходимо пройти регистрацию в системе «Честный знак». Производители и импортеры также должны описать свою продукцию в национальном каталоге товаров и подготовиться к нанесению идентификации на упаковку:
- заказывать и оплачивать коды;
- отправлять отчеты в систему маркировки;
- вводить коды в оборот.
Производители наносят средства идентификации на продукции по месту производства. Импортерам необходимо организовать процесс маркировки товаров в стране производства или самостоятельно маркировать продукцию на таможенном складе до того, как товар пересек границу России.
Как заявил заместитель генерального директора ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») Реваз Юсупов, темпы подготовки отрасли к началу обязательной маркировки пива в стеклянной и полимерной упаковке были одними из самых высоких за все годы внедрения «Честного знака».
Уверены, что очищение рынка от нелегальной продукции будет осуществляться в такие же рекордные сроки, - сказал он. |
Директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Владислав Заславский считает, что нелегальный оборот пива в России через два года может снизиться на 30% благодаря введению маркировки.
Председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин отметил, что благодаря маркировке бизнес получает новые аналитические возможности. Кроме того, легальные производители за счет снижения «серого» оборота смогут увеличить свою долю на рынке, добавил он.[3]
В России вводится обязательная цифровая маркировка пива
1 апреля 2023 года в России вводится обязательная цифровая маркировка пива и слабоалкогольных напитков в кегах. Этому предшествовал эксперимент, который длился почти два года и завершился 28 февраля. В нем приняли участие 359 компаний.
Маркировка пива в кегах осуществляется с использованием стикеров. Однако, следующие этапы маркировки — на пластиковых и стеклянных бутылках, а также на алюминиевой банке — будут гораздо более технологически сложными. Потери от неправильного выбора технологии нанесения могут достигать десятков и сотен миллионов рублей в год для крупных производителей, рассказал «РИА Новости» исполнительный директор производителя оборудования для маркировки Antares Vision Group в России Антон Харитонов.
Введение маркировки обусловлено высокой долей нелегального оборота пива и пивных напитков. В 2021 году доля нелегального оборота выросла на 9,4 процентного пункта, достигнув 16,6% от общего объема производства. Выпадающие доходы бюджета от безакцизного пива оцениваются ежегодно до 30 млрд рублей.
Отмечается, что маркировка не повлияет на цены для потребителей, так как вклад маркировки в рост себестоимости не превысит 0,43% за шесть лет. Бюджетный эффект от введения маркировки оценивается более чем в 38,6 млрд рублей в год, при том, что баланс доходов и расходов государства и бизнеса составит 265,1 млрд рублей.
29 марта 2023 года стало известно о том, что Минпромторг предлагает провести эксперимент по маркировке некоторых безалкогольных напитков, в частности соков. Проводить его планируют с 15 мая 2023 года по 1 февраля 2024-го. Заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов отметил, что к концу марта 2023 года с маркировкой уже знакомы более 62% производителей безалкогольных напитков.[4]
2020
Путин поручил ввести цифровую маркировку пива
Президент России Владимир Путин распорядился провести эксперименты по маркировке упакованной питьевой воды, пива и слабоалкогольных напитков. Об этом Кремль сообщил 13 октября 2020 года.
Обеспечить проведение экспериментов по маркировке средствами идентификации упакованной питьевой воды, пивоваренной продукции и слабоалкогольных напитков и с учетом их результатов принять решение о введении обязательной маркировки указанных товарных групп, — говорится в тексте поручения, опубликованном на сайте Кремля. |
Поручение главы государства должно быть выполнено в срок до 1 апреля 2021 года, ответственным за реализацию назначен премьер-министр страны Михаил Мишустин.
В начале сентября 2020 года Мишустин поддержал запуск в России маркировки питьевой воды и пива. По словам главы правительства, важно продолжать движение и расширять номенклатуру маркируемых товаров.
Мантуров в интервью «Известиям» говорил, что объем нелегального пивного рынка может составлять от 5 до 12%. Помимо прямых угроз, которые эта ситуация создает для потребителей, потери бюджета могут достигать 22 млрд рублей в год, отмечал министр.
К октябрю 2020 года продавцы пива отчитываются в ЕГАИС о факте закупки продукции и ведут журнал учета розничных продаж. Путь каждой отдельной бутылки не прослеживается. Маркировка пива акцизными марками по аналогии с маркировкой крепкого алкоголя технически сложна из-за высокой скорости линии розлива: 90 тысяч бутылок/час для пива и 20 тысяч бутылок/час для крепкого алкоголя.
Если добавить оборудование для нанесения «акцизок», производительность снизится, предупреждали пивовары. Поэтому было предложено использовать маркировку Data Matrix кодами. С его помощью государство отследит перемещения каждой бутылки пива, а также канистр и кег. Эту идею поддержал и Минпромторг.[5]
Минфин: RFID-маркировка алкоголя не обеспечит госконтроль за ним и лишь увеличит расходы бизнеса
В конце июля 2020 года в Министерстве финансов РФ раскритиковали идею RFID-маркировки алкоголя. Эта инициатива, по мнению ведомства, не обеспечит госконтроль за ним и лишь увеличит расходы компаний.
Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Минфина, такая маркировка дороже используемых федеральной специальной и акцизной марок (для отечественного и импортного алкоголя соответственно), которые «обеспечивают надлежащую отслеживаемость алкогольной продукции».
Президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Игорь Косарев оценил дополнительные расходы на закупку RFID-меток, оборудование для них, а также затраты на обслуживание более чем в 10,5 млрд рублей. В связи с этим алкоголь может подорожать на 10-15%, а в этом случае есть вероятность, что часть покупателей перейдет на более дешевый нелегальный алкоголь.
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз не видит необходимости в введении дополнительной маркировки спиртного. Федеральные специальные и акцизные марки достаточно серьезно защищены — по аналогии с денежными купюрами, — их уже не подделывают. Дело в том, что в легальной рознице невозможно продать спиртное с подделанными марками, а для нелегальной розницы они вообще не нужны. Для рынка достаточно существующей системы ЕГАИС, которая ориентирована на акцизы. Эксперт согласен, что такая маркировка поднимет цены на спиртное, ведь стоимость самой метки без учета оборудования и его обслуживания достаточно высокая: более 10 рублей.
С 2006 года на российском алкогольном рынке работает государственная система учета спиртного ЕГАИС. Ее внедрение потребовало существенных затрат как от государства, так и от участников рынка, отметил Игорь Косарев.[6]
Эксперимент по маркировке алкогольной продукции при помощи RFID
22 июля 2020 года Минпромторг РФ анонсировал эксперимент по маркировке алкогольной продукции при помощи радиочастотных меток (RFID). Поставками чипов займётся завод «Микрон».
Как пояснили в ведомстве, к 22 июля 2020 года «Микрон» является единственным в России производителем интегральных схем и полупроводниковых изделий полного цикла, обладающим необходимыми компетенциями. В рамках реализации пилотного проекта по маркировке алкогольной продукции федеральными специальными и акцизными марками с использованием радиочастотных меток компании «Микрон» не будет предоставлен доступ к ЕГАИС, а также к информационным ресурсам и средствам, обеспечивающим применение радиочастотных меток для маркировки алкогольной продукции, заявили в Минпромторге.
Там же сообщают, что широкое применение RFID-технологий при маркировке спиртного обусловлено рядом уникальных преимуществ, среди которых:
- снижение операционных издержек участников оборота алкогольной продукции за счет оптимизации внутренних процессов (решение задач по оптимизации логистики);
- сложность подделки RFID-меток, поскольку для этого требуется дорогое оборудование и специальные умения.
Срок проведения эксперимента по электронной маркировки бутылок с алкоголем в России — с 1 января по 1 июля 2021 года. Затем начнется массовое использование радиометок для алкогольной продукции. Виды алкогольной продукции для пилотного проекта будут определены ближе к началу эксперимента уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
RFID-маркировку всех основных групп товаров планируют внедрить к 2024 году. Минпромторг начал подготовку к эксперименту по маркировке алкоголя RFID-метками по итогам совещания у премьер-министра Михаила Мишустина от 25 марта 2020 года.[7]
Система тотального контроля товарооборота
- Государственная информационная система маркировки товаров
- Система мониторинга контрафактных товаров
- Национальная система прослеживаемости товаров (НСП)
- ЦРПТ: Национальный каталог
- Система учета (маркировка) табачной продукции
- Мониторинг движения лекарственных препаратов
- Цифровая маркировка обувных товаров
- Маркировке минеральной и питьевой бутилированной воды
- Маркировка молочной продукции
- RFID-маркировка алкоголя в России
- Маркировка парфюмерии
- Государственная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК)
- Маркировка шуб и изделий из меха
- Маркировка животных
Примечания
- ↑ В России проведут эксперимент по маркировке слабоалкогольной продукции
- ↑ В РФ заработала маркировка пива и слабоалкогольных напитков в алюминиевых банках
- ↑ Обязательная маркировка пива в стеклянной и ПЭТ-таре вводится в РФ с 1 октября
- ↑ В России начнется обязательная маркировка пива
- ↑ Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства
- ↑ Приема нет: Минфин раскритиковал идею маркировки алкоголя RFID-метками
- ↑ Минпромторг предлагает провести эксперимент по маркировке алкоголя RFID-метками