Проект

"Ростелеком" создаст единую ИТ-систему ЖКХ в Московской области на свои деньги

Заказчики: Министерство ЖКХ Московской области

Государственные и социальные структуры

Подрядчики: Ростелеком
Продукт: Индивидуальная разработка электронных госуслуг

Дата проекта: 2015/09 — 2016/09
Бюджет проекта: 300 млн руб.
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 187
проекты - 633
системы - 122
вендоры - 81
Команда проекта со стороны ЗаказчикаИнтегратора-Консультанта
не указана
СМ. ТАКЖЕ (1)

В июле 2015 года Подмосковное правительство объявило новый конкурс на выбор инвестора, готового за собственные деньги разработать информационную систему в его интересах и по его требованиям[1].

Создание Единой информационно-аналитической системы ЖКХ (ЕАИС ЖКХ) Московской области оценено в не менее чем 300 млн рублей (такую сумму должен будет вложить инвестор). К ней планируется подключить муниципалитеты региона, ресурсоснабжающие и управляющие компании.

По планам чиновников, к 2020 году ЕАИС будут пользоваться до 500 тыс. жителей Подмосковья. Инвестор получит право в течение 7 лет с момента создания системы различными способами зарабатывать на ней и таким образом попытается вернуть вложенные деньги.

Заявки на конкурс Правительство Московской области принимало с 3 августа 2015 года. Единственным его участником стал "Ростелеком", который и был признан победителем.

Инвестор получит от подмосковных чиновников копию единой базы данных, содержащей реестр паспортов многоквартирных жилых домов Московской области (за исключением персональных данных физических лиц, которые, как считают в правительстве, ему не потребуются).

На основе этого реестра оператор должен будет создать единый программно-аппаратный комплекс из нескольких подсистем и публичного портала, которым смогут пользоваться жители региона.

Права на систему ЖКХ будут принадлежать "Ростелекому", но только в течение 7 лет. После этого он должен будет передать их региональному правительству.

Функционал системы

Министр информационных технологий Московской области Максут Шадаев - идеолог частно-государственного партнерства при создании информационных систем - весной 2015 года описывал[2] предполагаемые возможности ЕИАС ЖКХ так:

"Мы должны раскрыть информацию нашим жителям: сколько начислено, сколько оплачено, какие расчеты. И главное, чтобы можно было `провалиться` в каждую цифру и понять, каким образом она формировалась (тариф зафиксирован в таком-то договоре, умножен на такое-то количество квадратных метров и т.д.). Все должно быть прозрачно. При этом должна быть возможность сравнить эти цифры – условно, с соседними домами, соседними муниципалитетами".

"Для жителей важно не только получить доступ к этим данным, но и, с учетом распределенной инфраструктуры в области, оплатить", - добавлял он.

"Инвестор должен будет создать систему, собрать данные со всех ресурсов, управляющих компаний, расчетных центров, и в удобном виде сделать доступными нашим жителям. А затем – предложить услугу оплаты прямо в этой системе", - говорил Шадаев.

Возможные способы и объемы заработка

За проведение оплаты через портал ЕИАС ЖКХ "Ростелеком" будет взимать комиссию. Ее начальное значение, с которого подмосковное правительство начинает торги вниз, составляет 1,5%. "То есть, мы выбираем инвестора по принципу, кто нам даст меньший процент для жителей", - объяснял Шадаев.

"Ростелеком" сможет зарабатывать и другими способами:

  • рассылать жителям платные СМС с информацией о начислениях и задолженности;

  • продавать рекламу на портале ЕИАС ЖКХ;

  • формировать аналитические отчеты для муниципалитетов, управляющих и ресурсоснабжающих компаний;

  • проводить электронные голосования собственников жилья.

После достижения инвестором выручки в размере 800 млн рублей, услуги муниципалитетам он должен будет предоставлять безвозмездно.

Когда и если выручка превысит 3 млрд рублей, инвестор будет обязан ежемесячно безвозмездно перечислять в бюджет Московской области 50% дополнительно полученной выручки.

Правительство Московской области сможет сэкономить 300 млн рублей, выбрав инвестора для разработки региональной информационной системы ЖКХ

Целевые показатели системы

Доля органов местного самоуправления муниципалитетов Московской области, осуществляющих полномочия по содержанию и использованию жилищного фонда и нежилого фонда, подключенных к подсистеме ввода информации:

  • к 1 января 2016 года - 60%

  • к 1 июля 2016 года - 100%

Доля ресурсоснабжающих организаций Московской области, подключенных к подсистеме ввода информации:

  • к 1 января 2016 года - 50%

  • к 1 августа 2016 года - 80%

Доля управляющих организаций Московской области, подключенных к подсистеме ввода информации:

  • к 1 января 2016 года - 50%

  • к 1 августа 2016 года - 80%

Количество уникальных пользователей, подключенных и использующих систему (данные за весь календарный год):

  • на 2017 год - 100 000

  • на 2020 год - 500 000

Интеграция с другими системами

Согласно конкурсной документации, ЕИАС ЖКХ Московской области должна иметь возможность интегрироваться с федеральной ГИС ЖКХ, которую создают Минкомсвязь и Минстрой.

В ЕИАС должна быть интегрирована информация из Федеральной информационной адресной системы (ФИАС). Также она должна будет взаимодействовать с РГИС Московской области (в части предоставления пространственной информации, необходимой для отображения объектов учета), а также с информационными системами Федеральной службы по тарифам России, биллинговыми системами Московской области и пр.

Возможные участники конкурса

Максут Шадаев говорил весной 2015 года, что проект создания информационной системы ЖКХ обсуждается с двумя инвесторами. Их имена он не называл.

Не первый опыт ЧГП

Создание ЕИАС ЖКХ является как минимум четвертым примером, когда правительство Московской области использует частно-государственное партнерство (ЧГП) для создания информационных систем.

Ранее в 2015 году по такому же принципу было решено создать систему учета школьников (в конкурсе также победил "Ростелеком", объем инвестиций - 57,2 млн рублей), запустить единую транспортную карту "Стрелка"[2] (партнером стал "Сбербанк", объем инвестиций - 6 млрд рублей) и организовать систему видео-фиксации нарушений правил дорожного движения (конкурс по состоянию на 19 августа не завершен, объем инвестиций должен составить 4,94 млрд рублей).

Недовольство участников рынка

В августе 2015 года на действия подмосковных властей по внедрению единой системы электронных дневников и журналов пожаловался разработчик сервиса школьных электронных дневников "ЭлЖур" - компания "Вебмост"[3]. Ее услугами пользуются более 270 подмосковных школ.

Компания обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Московской области и областную прокуратуру с просьбой проверить законность действий подмосковного Министерства образования. По словам гендиректора "Вебмост" Дениса Кузнецова, "Ростелеком" при содействии Минобразования нарушает антимонопольное законодательство, права образовательных организаций области и хозяйствующих субъектов.

"Вышеуказанными субъектами осуществляются действия, вынуждающие школы отказываться от выбранных ими информационных систем для ведения учета успеваемости и использовать систему, внедряемую "Ростелеком" в рамках инвестиционного договора", - говорилось в тексте обращения в управление ФАС и прокуратуру Московской области.

В подмосковном Минобрнауки говорили, что система "Ростелекома" в полной мере отвечает требованиям федерального законодательства в части обеспечения информации о текущей успеваемости учащихся.

При этом "школы могут использовать ранее выбранные ими электронные журналы и дневники, но в этом случае ответственность за соблюдение всех требований законодательства ложится на руководство школы", заключили в министерстве.

Примечания