2016/02/11 12:14:57

Интервью с генеральным директором компании Caravan Станиславом Другалевым

Генеральный директор компании Caravan Станислав Другалев в интервью TAdviser рассказал о преимуществах аутсорсинга ЦОД, ключевых критериях выбора провайдера и специфических требованиях крупных клиентов.

Станислав Другалев

Аутсорсинг ЦОДа оптимален для Enterprise-организаций и масштабных интернет-проектов

Когда размещение информационных систем на партнёрской площадке выгоднее, чем строительство собственного ЦОДа?

Станислав Другалев: Понять, что выгоднее – услуги коммерческого ЦОДа или строительство своего – можно только после анализа множества факторов. Как правило, в расчет берется долгосрочный период развития компании.

В целом чем больше данных обрабатывает организация и чем острее ее потребность в непрерывности бизнес-процессов, тем актуальнее для нее собственный ЦОД. Прежде всего это касается промышленных ходингов, телеком-операторов, компаний из сферы страхования, финансов и ритейла.

Но также надо понимать, что на стоимость строительства ЦОДа в России сильно влияют изменения на валютном рынке. Так, по оценке аналитиков, в 2015 г. она выросла более чем на 45%. При этом создание дата-центра требует не менее двух лет. А горизонт планирования у многих отечественных компаний сократился в кризис до полугода. Поэтому для Enterprise-организаций и масштабных интернет-проектов, нуждающихся сейчас в высокой ИТ-производительности, оптимальным становится не строительство, а аутсорсинг ЦОДа. Эволюция в развитии российских средств защиты от сетевых угроз: как Kaspersky NGFW меняет расстановку сил на рынке

В похожей ситуации, кстати, и динамично развивающиеся компании, уже обладающие дата-центром. Рост объема обрабатываемых ими данных делает необходимым приобретение, установку, обслуживание дополнительных серверов, а также поиск места под них. От того, насколько быстро и грамотно это будет реализовано, зависит успех бизнеса. Ведь сегодня даже краткосрочный сбой в работе может привести к убыткам и потере репутации. С учетом этого, а также повсеместного сокращения ИТ-бюджетов, роста цен на западные продукты, немногочисленности их азиатских альтернатив аутсорсинг ЦОДа оказывается выгоднее развития собственной площадки.

Какие именно преимущества дает размещение на партнёрской площадке?

Станислав Другалев: Ценность любого ИТ-аутсорсинга в том, что он избавляет заказчика от непрофильных ИТ-функций, позволяя сконцентрироваться на ключевых бизнес-задачах. А в краткосрочной и среднесрочной перспективе это всегда снижение операционных затрат. Клиентам не нужно оплачивать обслуживание и ремонт оборудования, работу определенных ИТ-специалистов, электропитание и т.п.

Коммерческий ЦОД может помочь клиенту и в сокращении капитальных расходов. Это актуально не только для периода экономического спада, в результате которого рубль снижается, а стоимость импортного ИТ-оборудования растет. Услуги провайдера выгодны, например, в ситуации, когда, срочно требуется до 10 серверных стоек и инженерная инфраструктура с отказоустойчивостью на уровне Tier-3. Ведь на создание одной только этой инфраструктуры иногда уходит несколько месяцев и порядка 50% от бюджета на строительство всего дата-центра. Провайдер же обеспечивает клиента уже готовым решением за фиксированную ежемесячную плату.

Кроме того, некоторые современные ЦОДы, включая наш, организованы по модульному принципу. А значит, компании могут поэтапно изменять свою ИТ-инфраструктуру исходя из новых потребностей бизнеса – например, вводить в эксплуатацию дополнительные мощности.

Для иностранных организаций colocation на базе дата-центров в нашей стране – наиболее простой способ соответствовать российскому закону «О персональных данных». Не случайно им уже воспользовались такие международные игроки, как Google, AliExpress, Booking.com.

Аренда облаков (IaaS, SaaS, PaaS и пр.) тоже может способствовать сокращению капитальных затрат. Клиенты экономят не только на создании ЦОДа, инженерной инфраструктуре, но и на «железе». Причем они получают в свое распоряжение вычислительные мощности тогда, когда им это необходимо, и в том объеме, который им реально нужен. А в ряде случаев могут самостоятельно изменять арендованные ИТ-ресурсы и управлять ими.

Такие преимущества актуальны для бизнеса, который динамично развивается или которому необходимо решить конкретную задачу в конкретный период. Например, кинотеатрам, сервисам покупки билетов публичные облака помогают справиться с сезонными пиками продаж, телеком-операторам – быстро произвести расчеты с большим объемом данных, разработчикам – создать и протестировать инновационный продукт.

Какова ориентировочная стоимость размещения ИС предприятия среднего размера в год?

Станислав Другалев: Сложно ответить однозначно. Это зависит от типа услуги и объема предоставляемых в рамках нее возможностей. К тому же некоторые клиенты в течение года могут расширять и сокращать круг используемых сервисов или менять их параметры. Масштаб бизнеса клиента также не является показателем: выручка провайдера от SMB-компании иногда выше, чем от Enterprise-предприятия. Так, у большинства холдингов есть собственная ИТ-инфраструктура и штат, который ее поддерживает. Поэтому коммерческий дата-центра им бывает нужен для размещения только пары серверов, обеспечивающих, например, работу корпоративного сайта. Средний годовой чек в таких случаях может составлять порядка 300 тыс. руб.

В последнее время растет спрос на услуги ЦОДа у владельцев интернет-проектов. Это самые разные компании – сетевой ритейлер, развивающий онлайн-торговлю, и магазин на диване, большой издательский дом и специализированное информационное агентство, интернет-банк и локальная платежная система. Объем услуги, которая им необходима, обычно включает несколько серверных стоек, сетевое оборудование, аренду интернет-канала с пропускной способностью от 100 Мбит/с. Ориентировочная стоимость размещения ИТ-ресурсов в ЦОДе для подобных предприятий – 2,7–3 млн. руб. в год.

Какие дополнительные услуги (помимо IaaS) вы оказываете? Какие из них являются наиболее востребованными?

Станислав Другалев: Если говорить об облачном направлении, то оно появилось у нас с запуском IaaS-услуги. Это было не так давно – в сентябре 2014 г. Но мы изначально рассматривали данное направление как стратегически важное. Для продвижения соответствующих сервисов создали даже новое подразделение и вывели его на рынок под брендом «Центр облачных решений Caravan Aero».

В июне 2015 г. мы запустили уже второй облачный продукт – VPS (виртуальный выделенный сервер), в сентябре – третий, под названием VDC (виртуальный дата-центр). А в октябре перенесли на новую платформу Caravan Aero все услуги виртуального хостинга компании Caravan.

Сейчас у Центра облачных решений уже более 2000 пользователей. Клиенты виртуального хостинга и VPS – в основном SMB-компании, реализующие небольшие интернет-проекты. При этом у VPS-услуги функциональность шире, чем у виртуального хостинга, но уже, чем у IaaS. Последняя же востребована сейчас преимущественно средним бизнесом. Она позволяет решать задачи разной сложности – от простого размещения web-ресурса до развертывания целой ИT-инфраструктуры компании.

VDC, или виртуальный дата-центр, – тот же IaaS, но с более широкими функциональными возможностями и более тонкими сетевыми настройками для работы с виртуальными ресурсами. Он создавался с учетом потребностей крупных компаний, оптимален для нестандартных и масштабных ИТ-проектов.

Сейчас продукты Caravan Aero по динамике развития можно расставить так (в порядке увеличения): виртуальный хостинг, IaaS, VPS, VDC. На это влияет как период запуска услуг, так и спрос на рынке.

Какую ответственность за надежность работы и безопасность информации несет провайдер перед клиентом?

Станислав Другалев: Чем сильнее доход бизнеса зависит от ИТ, тем выше его требования к отказоустойчивости ЦОДа. Последняя же во многом определяется показателями доступности и надежности систем дата-центра на нескольких уровнях. К ним относится инженерная инфраструктура (комплексы электроснабжения, охлаждения, пожаротушения и др.), ИТ-инфраструктура (сетевые решения), безопасность данных (контроль доступа и пр.).

Среди ключевых параметров отказоустойчивости систем – длительность простоя дата-центра за год, доступность дата-центра, планируемые им остановки, возможность обслуживания без отключения, оптимальный уровень загрузки оборудования, максимальное число аварий за год. Если говорить непосредственно о безопасности данных в ЦОДе, то она достигается за счет их резервного копирования, восстановления в случае аварии, резервирования каналов связи, физического контроля доступа к размещенному оборудованию, средств информационной безопасности (сервисов отражения кибератак, защиты от несанкционированного взлома, межсетевого экранирования) и т.д.

Уровни отказоустойчивости и безопасности данных, необходимые той или иной компании, определяются исходя из ее бизнес-задач. Соответствующие параметры, предельные показатели и обязательства провайдера ЦОДа по их обеспечению закрепляются в соглашениях и SLA, заключенных с клиентом. Несоблюдение критериев оказания услуг оборачивается для провайдера штрафами.

На какие еще критерии при выборе провайдера стоит обращать внимание?

Станислав Другалев: Критерии выбора и степень их значимости для компании зависят от ее бизнес-целей.

Если говорить о colocation, то на первом плане будет уровень надежности ЦОДа (Tier) по стандартам Uptime Institute. Речь о соответствии дата-центра утвержденному набору технологических требований, в том числе к отказоустойчивости. Так, владельцам небольших интернет-проектов (сайтов компаний, интернет-магазинов и т.п.), скорее, подойдет ЦОД Tier 1 или 2. Для таких клиентов гарантии безостановочности бизнеса менее важны, чем для владельцев крупных интернет-проектов (поисковых систем, порталов операторов сотовой связи, социальных сетей). У последних простой даже в 20–25 мин. может обернуться огромными убытками. Поэтому им нужен ЦОД Tier 3 и 4.

Другие ключевые критерии – длительность работы провайдера на рынке и его репутация, стоимость предлагаемых им услуг, технические характеристики ЦОДа и наличие у него сертификации. Динамично развивающимся предприятиям обычно интересно число свободных и задействованных стоек.

Крупным компаниям – важно присутствие в ЦОДе разных операторов связи и возможность выбирать между ними. Современный бизнес стремится к максимально надежному резервированию каналов связи. Вот почему наш ЦОД сейчас плотно сотрудничает сразу с четырьмя российскими и международными операторами – ГК RETN, МТС, «Мастертел» и Orange Business Services (Оранж Бизнес Сервисез, Эквант). Для других Enterprise-компаний принципиально наличие у провайдера двух территориально удаленных друг от друга дата-центров. Их использование позволяет резервировать информацию, что гарантирует ее восстановление в случае аварии.

Как показывает наш опыт, немалую роль играет и готовность провайдера провести экскурсию по своему ЦОДу.

В случае с облачными услугами важен уровень сервиса, производительность дисковой подсистемы для работы виртуальных серверов, механизмы резервирования и восстановления данных, оркестрации, масштабирования ресурсов, соответствие законодательным требованиям к работе с информацией.

При выборе провайдеров ЦОДа и облаков всегда оценивается SLA и гибкость в обсуждении нестандартных запросов, набор дополнительных сервисов, техподдержка в режиме 24х7х365.

Расскажите о крупнейших клиентах вашей площадки и о специфических требованиях, которые они предъявляют (если таковые есть)?

Станислав Другалев: Клиенты нашего ЦОДа – компании разного профиля деятельности, большинство из которых пользуется услугой colocation. Из крупнейших могу назвать информационное агентство «Банки.ру», Tutu.ru, сеть магазинов «Техносила», ГК «Связной», Юниаструмбанк.

Среди специфических требований, которые в последнее время предъявляют крупные заказчики, особенно новые, я бы выделил несколько. Во-первых, это пересмотр SLA. Компаниям уже недостаточно зафиксировать в договоре скорость реакции провайдера на возможный сбой, подробное описание проблемы в связи с ним, предоставление круглосуточной техподдержки и др. стандартные положения. Одних, например, интересует возмещение ущерба в случае отказа их оборудования, размещенного в ЦОДе. Других – бесплатная транспортировка их оборудования из офиса в ЦОД и его установка там силами провайдера. Но не все заказчики учитывают, что внесение новых пунктов в SLA может негативно отразиться на бизнес-процессах ЦОДа, сопряжено с дополнительными рисками и расходами. Поэтому поиск оптимального соотношения «необходимые заказчику параметры SLA – их стоимость» подразумевает детальные обсуждения и расчеты.

Финансовые организации, банки, страховые компании и предприятия с развитой ИТ-инфраструктурой всегда отличались повышенными требованиями к надежности дата-центра. Это могло выражаться даже в требовании организовать мониторинг зоны размещения оборудования, видеонаблюдение или многоуровневый контроль доступа к ней, создать в зале ЦОДа отдельное помещение под стойки со своим независимым инженерным комплексом.

К специфическим запросам «облачных» клиентов, пожалуй, можно отнести требование гарантировать производительность дисковой подсистемы (для работы виртуальных серверов).

Каковы планы развития вашей площадки и в целом направления облачных услуг?

Станислав Другалев: В числе наших первостепенных задач на этот год – совершенствование клиентского обслуживания и технической поддержки по всем продуктовым направлениям, выработка более гибкого подхода к заказчикам, отход от шаблонности в обсуждении договоров и т.д. С технологической точки зрения в приоритете остаются сохранение на высоком уровне отказоустойчивости физической и облачной площадок и увеличение их производительности.

Кроме того, мы продолжим активно развивать свои облачные сервисы. В планах на ближайшее время, например, обеспечение возможности хранить резервные копии на альтернативной площадке, предоставление готовых образов для виртуальных серверов, включая маршрутизаторы, брэндмауэры и другие важные решения, упрощение интеграции оборудования и виртуальных серверов клиентов и т.д.