Андрей Врацкий, eXpress: Мобильность сегодня нужна всем
Далеко не все сотрудники стремятся возвращаться после «удаленки» в офисы. Да, и сами работодатели увидели, что возможность работать в офисе, который помещается в собственном смартфоне, открывает невиданные ранее возможности повышения производительности труда этих сотрудников. О том, как на наших глазах развивается тренд корпоративной мобильности, TAdviser рассказал Андрей Врацкий, СEO платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress.
По оценкам аналитиков, российский рынок решений корпоративной мобильности демонстрирует впечатляющие темпы роста: в 2020 г. — 20-30% в год, в 2021 г. более 60%. Мобильные разработчики опередили все остальные сегменты ИТ-рынка по динамике роста. С чем Вы связываете такой рост популярности средств корпоративной мобильности?
Андрей Врацкий: Когда-то — в доковидные времена — в корпорациях считалось, что рабочее место сотрудника — у компьютера в офисе. В лучшем случае — за клавиатурой корпоративного ноутбука, если говорить о руководителях.
Как мы помним, потом пандемия сместила акценты на удаленную работу. А в постпандемийный период, который мы сейчас переживаем, многим корпорациям стало очевидно, что сотрудники находятся в постоянном движении, даже если работают в традиционном или домашнем офисе. Соответственно, растет спрос на рабочую мобильность. Набирает обороты тренд, который аналитики Gartner называют «Anywhere Operations». Он подразумевает возможность работать всюду, где находится сотрудник, с использованием любого устройства, которое он держит в руках, — ПК, ноутбук, планшет или смартфон.
Звучит так, что корпоративная мобильность теперь нужна вообще всем сотрудникам офисов и предприятий. Или все-таки есть только определенные категории сотрудников, которые не могут работать без смартфона в руках?
Андрей Врацкий: Де-факто мобильность нужна всем. Просто она разная.
С одной стороны, есть полевые сотрудники, для которых смартфон — единственный инструмент, так как стационарный ПК недоступен и даже ноутбуком пользоваться практически невозможно. Это в основном линейный персонал — обходчики, экспедиторы, курьеры, проводники и пр. Мобильные приложения для них — главный инструмент работы.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
С другой стороны, есть и офисные сотрудники, которые, впрочем, проводят значительное количество времени вне офиса: руководители, фронт-офис, инженеры. Им жизненно необходим оперативный доступ к десяткам корпоративных сервисов (BI-системам, CRM, ИТ-инфраструктуре). От этой возможности фактически зависит скорость и качество их служебных функций.
И, наконец, абсолютно каждый сотрудник является потребителем общекорпоративных сервисов: портала, кадровых сервисов, Service Desk. Он хочет обращаться к ним в тот момент, когда возникла необходимость, а не когда есть возможность.
Если корпоративная мобильность дает возможность офисным сотрудникам оставаться в работе в любых условиях, значит ли это, что в ближайшем будущем компании будут вообще отказываться от традиционного офиса и уходить в мобильное рабочее пространство?
Андрей Врацкий: Как показал пандемийный и постпандемийный опыт, полного отказа от офиса никто не планирует. Наоборот, доля удаленной работы в корпорациях стала постепенно сокращаться. Эта тенденция касается даже «китов» Кремниевой Долины, которые начинают требовать «минимум три дня в офисе».
Самые модные тренды сегодня — концепция «гибкого офиса», ну, и упомянутый выше подход Anywhere Operations, описанный Gartner.
В традиционном офисе корпоративное общение естественным образом структурируется по отдельным комнатам, общим переговоркам и курилкам. Принципы корпоративной мобильности ломают эти привычные стереотипы?
Андрей Врацкий: Корпоративная мобильность позволяет сотрудникам дотянуться до коллег даже в курилке или переговорке, где под рукой нет ноутбука или ПК. И в остальном изменения — исключительно положительные: рабочие чаты значительно бустят производительность труда в сравнении с олдскульной электронной почтой.
Сотрудники сегодня используют десятки систем — от мессенджера и почты до бизнес-аналитики и ERP. Есть ли смысл создавать на предприятии MDM-платформу (систему управления мобильными устройствами — Mobile Device Management)? Если нет, то как вместить все рабочие процессы в среднестатистический смартфон пользователя?
Андрей Врацкий: Подход MDM не взлетел, об этом сегодня можно говорить предельно уверенно. Дело в том, что концепция MDM не совместима с BYOD (использованием личных устройств сотрудников в рабочих процессах). Ведь мало кто соглашается использовать на собственном смартфоне оболочку, ставящую смартфон фактически под контроль работодателя.
Настоящее и будущее корпоративной мобильности — контейнерные приложения. Они вмещают все необходимые для работы функции, и при этом не требуют дополнительных полномочий и обеспечивают требуемый уровень безопасности в корпорации.
Вы создали именно такой продукт?
Андрей Врацкий: Да, eXpress — гибридное приложение. Оно состоит из нативной оболочки с нативными инструментами коммуникации – мессенджером и видеоконференцсвязью. Внутри оболочки — платформа для встраиваемых Web-приложений Smart Apps, как стандартных (например, почта и календарь), так и индивидуальных, необходимых конкретному заказчику.
Вся информационная безопасность обеспечивается средствами платформы. Поэтому путь смартаппа от идеи до продакшена на уже внедренном и прошедшем все проверки приложении eXpress ускоряется и удешевляется во многие разы.
По Вашему мнению, какой функционал сегодня относится к разряду must have, если говорить о конкретных ИТ-решениях корпоративной мобильности?
Андрей Врацкий: Это то, что называется «большая коммуникационная четверка»: мессенджер, почта, видеоконференции, корпоративная телефония. Это должно быть обязательно. Что касается других корпоративных приложений, то помимо аппов для полевого персонала (они были и раньше), самыми популярными сегодня являются HR-приложения: мобильный личный кабинет сотрудника, обучение, адаптация и пр. Совсем здорово, если в приложении можно не только оформить отпуск, но и тут же подписать его, не выходя из смартфона.
Один из важнейших вопросов к такому смартфону — информационная безопасность, защита от внутренних и внешних злоумышленников. Как эти вопросы решаются в передовых решениях корпоративной мобильности?
Андрей Врацкий: Каждая корпорация имеет свой набор требований к защищенной мобильности. Это обычно или длинный список, или очень длинный. И мобильное приложение обязательно должно удовлетворять всем этим требованиям, иначе его просто не допустят к обработке информации, имеющей ценность (персональные данные, коммерческая тайна и др.).
По большому счету, есть три основных критерия защищенной мобильности:
- защита от внешнего злоумышленника (украденный/утерянный смартфон);
- защита от внутреннего нарушителя (нельзя сохранять на смартфоне документы, делать скриншоты и пр);
- невозможность «угнать» аккаунт (мульти-факторная аутентификация).
Еще один важный фактор – способность решения корпоративной мобильности интегрироваться в корпоративный ландшафт. Без этого дальнейшее внедрение заблокируют не безопасники, а айтишники.
Как компании выбрать оптимальную платформу корпоративной мобильности?
Андрей Врацкий: Главный вопрос, который необходимо задать в самом начале, звучит так: есть ли у корпорации требования к защищенной мобильности? Если да, то следует выбирать только среди решений, которые соответствуют всем требованиям к функциональности и безопасности.
По Вашему мнению, в каких направлениях далее будет эволюционировать корпоративная мобильность?
Андрей Врацкий: Рано или поздно смартфоны и планшеты полностью сравняются по показателям рабочей функциональности с ПК и ноутбуками. В наиболее продвинутых корпорациях это случится уже очень скоро, в консервативных — чуть позже, но в перспективе 5-10 лет к этому придут все.