2021/04/12 14:22:20

Виктор Алгазин, Softline: «Регионы стремительно догоняют центр по уровню цифровизации»

На вопросы TAdviser о развитии регионального бизнеса компании, участии в нацпроектах, о проблематике цифровизации госсектора в период пандемии ответил Виктор Алгазин, директор по развитию бизнеса в регионах компании Softline.

Виктор
Алгазин
Региональные заказчики составляют около 50% бизнеса компании в РФ

Какое по значимости место в российском бизнесе Softline занимают регионы?

Виктор Алгазин: Региональные заказчики составляют около 50% бизнеса компании в РФ, вторая половина – это Москва и Московская область. Год от года ситуация меняется, но немного, на 3 – 5% в ту или другую сторону.

Насколько широко компания представлена в регионах РФ? Что изменилось в пандемию?

Виктор Алгазин: На апрель 2021 года у компании 29 региональных представительств. В период пандемии нам удалось сохранить штатное расписание, офисы не закрывались. Единственное изменение: многие сотрудники перешли на удаленный формат работы. Это позволило нам оставаться на связи с заказчиками, не потерять с ними контакт даже в такое непростое время.

Как вы оцениваете уровень цифровизации российских регионов. Насколько ощутим разрыв между регионами и столицей?

Виктор Алгазин: Цифровое неравенство между центром и регионами пока сохраняется, но благодаря нацпроектам этот разрыв становится все меньше. Реализация НП направлена на создание определенного стандарта ИТ-инфраструктуры в каждой из сфер деятельности. Например, в сфере здравоохранения они обеспечивают стандартизированную программно-аппаратную платформу, на которой будут выстраиваться интегрированные медицинские информационные системы. В сферу образования поставляется высокотехнологичное оборудование, причем не только АРМы, но и интерактивные доски, мультимедиа, и этим всем нужно управлять, обеспечивать ИБ, интегрировать в единые информационные системы. В результате,разрыв регионов и центра с точки зрения цифровой трансформации стремительно сокращается.

Но ИТ-бюджеты регионов все еще заметно меньше, чем московские?

Виктор Алгазин: Региональный бюджет на следующий год формируется с учетом текущих потребностей в ИТ-развитии субъекта РФ и федеральном финансировании в рамках нацпроектов. Конечно в 2020 году добавились проекты, связанные с противодействием коронавирусу, его профилактикой. Мы часто наблюдали как клиенты замораживали текущие ИТ проекты и перекидывали финансирование на противоковидные мероприятия. В субъектах максимальный фокус был сделан на стабилизацию эпидемиологической обстановки, а это связано с закупками медикаментов, организацией койко-мест в больницах и прочими мероприятиями. Таким образом, я не могу сказать, что в пандемию сильно выросла ИТ-составляющая бюджетов.

Каков состав клиентов компании в регионах? Изменился ли он в 2020 году?

Виктор Алгазин: Принципиально состав клиентской базы не изменился. Можно отметить тот факт, что малый и средний бизнес в пандемию проявили себя более активно, чем крупные корпоративные клиенты или государственный сектор. В большой степени повышенная активность была связана с потребностью в оперативном внедрении аппаратных и программных средств для обеспечения удаленной работы сотрудников. Крупные организации в большинстве своем уже имели технические возможности для полного или частичного перехода на home-office и обращались прежде всего с запросом на расширение мощностей – физических или облачных. Компании активно приобретали ноутбуки и компьютеры. Космические темпы роста продаж показали программные решения для удаленной работы. Выросли продажи систем видеоконференцсвязи (ВКС). В общем, все, что касается удаленных коммуникаций, показало очень большой рост, в том числе, вырос спрос на сервисы, связанные с настройкой оборудования для видеоконференцсвязи. Softline помогала своим заказчикам в осуществлении трансформации, обеспечивая быстрый доступ к широкому пулу решений и сервисов для организации эффективной и безопасной удаленной работы.

Подход к обеспечению информационной безопасности также заметно изменился?

Виктор Алгазин: Прежде всего компании ставили себе задачу обеспечить непрерывность бизнес-процессов в условиях удаленной работы. Важно было организовать безопасный удаленный доступ к корпоративным приложениям с устройств, находящихся вне корпоративного контура, нейтрализовать интернет-угрозы, которые активно множились в непривычных условиях. Так что информационная безопасность была в приоритете у всех наших клиентов. Наша компания реализовала десятки проектов по внедрению средств сетевой защиты, DLP-систем, предоставляла заказчикам сервисы мониторинга рабочей активности сотрудников и мониторинга интернет-угроз.

Сообщается, что облачный рынок Поволжья вырос в 1,5 раза. В каких еще регионах вырос спрос на облака? Это общая тенденция?

Виктор Алгазин: Рост спроса на облачные услуги - это общий тренд, но темпы этого роста по регионам не одинаковы. В западной части России, до Урала, этот сегмент растет быстрее. Эти регионы достаточно зрелые, местные заказчики с высокой степенью готовности обсуждают отказ от физического оборудования и переход на облачные платформы. В Сибири и на Дальнем Востоке пока сохраняется ориентация на создание собственной инфраструктуры, но и там недоверие заказчиков к cloud-технологиям постепенно уходит в прошлое.

Можете назвать три наиболее востребованные в регионах облачные услуги?

Виктор Алгазин: Наиболее востребованное направление – облачная инфраструктура. В регионах IaaS – это услуга номер один, она продается заказчикам как горячие пирожки. 80 – 90% наших проектов здесь связаны именно с этим направлением.

Это актуально и для госсектора тоже?

Виктор Алгазин: Нет. Для государства облачные продукты – это скорее офисные приложения, а не инфраструктура.

Какие технологии наиболее востребованы в госсегменте?

Виктор Алгазин: Для госсегмента, как и для коммерческих организаций, актуальными были решения для организации удаленной работы. Те организации, которые не могли остановить свою деятельность во время локдауна, активно интересовались внедрением средств физической безопасности, в том числе, решений для мониторинга температуры тела. Такие решения позволяют определять людей с повышенной температурой в толпе в считанные секунды. Так, в одном из уральских регионов мы реализовали крупный проект по внедрению тепловизионных комплексов в общественных местах – в зданиях вокзалов и крупнейших административных зданиях. Еще один проект по установке тепловизоров был реализован в общежитиях Липецкого государственного университета – комплекс позволяет ограничивать вход и выход из здания людей с повышенной температурой.

Принимала ли компания участие в других проектах, направленных на борьбу с COVID-19?

Виктор Алгазин: Softline не первый год занимается цифровизацией сегмента здравоохранения, и 2020 год не стал исключением. Например, мы участвовали в проекте организации для врачей скорой помощи мобильных рабочих мест, которые были интегрированы с региональным сегментом медицинских информационных систем. В результате появилась возможность удаленно отслеживать свободные койко-места в больницах. Это сократило время, которое тратится на распределение пациентов скорой помощи по стационарам. Машины скорой помощи стали оперативно направляться в наименее загруженные больницы.

Какие еще значимые или просто интересные кейсы прошлого года можете назвать?

Виктор Алгазин: В марте 2020 Softline заключила два соглашения о сотрудничестве в Алтайском крае. В подписании документов приняли участие Правительство Алтайского края, Министерство цифрового развития и связи Алтайского края, Алтайский государственный технический университет, АО «СК Алтайэнерго» и ООО «Диджитал бизнес Адаптейшн». Мы договорились о совместной работе в области цифровой трансформации региона. В частности, в рамках соглашений были реализованы пилотные внедрения собственной разработки Softline, программно-аппаратных комплексов «Умная каска» на предприятиях энергетического сектора Алтайского края. Это системы промышленной безопасности, способные сократить и даже предотвратить травматизм на производстве.

Компания активно участвует в реализации национальных проектов, ключевыми из которых для нас на апрель 2021 года являются НП «Образование», «Здравоохранение» и «Безопасные, качественные автомобильные дороги». По каждому из этих направлений ведется активная деятельность. И конкретно на этих направлениях мы не заметили замедления из-за пандемии.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга 2 т

Например, Softline продолжила работу в области внедрения решений в рамках ФП «Цифровая образовательная среда». Мы поставляли ПО и оборудование в школы и «Кванториумы», а также оснастили технологиями для обучения и моделирования Центр выявления и поддержки одаренных детей Свердловской области.

Проекты в сфере образования – важное направление работы компании в регионах. По каким направлениям шло сотрудничество в 2020 году с вузами?

Виктор Алгазин: В образовательной сфере действительно было реализовано огромное количество проектов. В 2020 году мы продолжили развивать отношения с вузами, одно из соглашений о сотрудничестве было подписано с руководством Ярославского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Интересный проект на апрель 2021 года развивается в Воронежском государственном техническом университете, которому мы помогаем с построением комплексной программы перехода к импортонезавимсимости, подбором и внедрением отечественных программных решений.

Некоторые вузы привлекали нас как партнера при внедрении инструментов удаленной работы, в том числе, систем прокторинга для дистанционного проведения экзаменов. Например, в Тюменском государственном университете была внедрена система прокторинга «Экзамус» для дистанционного проведения экзаменов. Решение было интегрировано с платформой онлайн-обучения.

Также мы много взаимодействуем с высшими учебными заведениями в реализации проектов с привлечением грантов. Чтобы обеспечить их исполнение, нужна возможность обрабатывать большие данные, а значит – технологии, включая суперкомпьютеры. Государство таким образом вкладывает средства в развитие сферы высшего образования. Деньги «приземляются» в реальный сектор экономики через гранты, которые позволяют вузам закупать необходимое специализированное высокотехнологичное оборудование.

Какие направления не оправдали ожиданий?

Виктор Алгазин: Импортозамещение. Заказчики все больше интересуются этой темой, запускают пилоты, мы реализовали ряд проектов по переводу заказчиков на отечественное ПО и оборудование – как в госсекторе, так и в коммерческих организациях. Но пока это не стало мегатрендом. Это видит и Минцифра – сегодня сроки предоставления отчетности по переходу на отечественное ПО отодвинули на два года.

История с пандемией также сказалась на темпах перехода к импортонезависимости. Условия изменились внезапно, и важно было быстро найти решения, которые оперативно обеспечат качество и непрерывность бизнес-процессов. Зачастую выбирались решения без оглядки на их происхождение.

Каковы планы по развитию регионального бизнеса компании в 2021 году?

Виктор Алгазин: Наши заказчики – как в государственном, так и в коммерческом сегменте, - продолжают движение в сторону цифровой трансформации. В госсекторе большая часть наших проектов реализуется в рамках национальных проектов, и мы намерены продолжать развитие собственной экспертизы в этом направлении. Softline помогает своим заказчикам определиться с оптимальным пулом решений для выполнения стоящих перед ними масштабных задач, опираясь на многолетний опыт работы в области трансформации госсектора.