Содержание |
Основная статья: Автомобильный рынок России
Беспилотные грузовики в России
Основная статья: Беспилотные грузовики в России
Хроника
2024: Сокращение продаж новых грузовиков на 18,8% до 102 007 единиц
В январе 2025 года стало известно о том, что в 2024 году в России было продано 102 007 новых крупнотоннажных грузовиков (HCV), что на 18,8% меньше по сравнению с 2023 годом. В данном сегменте учитываются грузовые автомобили полной массой свыше 16 тонн.
По данным «Автостат», в 2024 году наибольшую долю рынка крупнотоннажных грузовиков (19%) занял китайский бренд SITRAK, реализовавший 19 409 единиц. На втором месте оказался российский КАМАЗ с результатом 17 254 проданных автомобилей, который впервые уступил лидерство. Третью позицию занял Shacman (15 729 единиц), далее следуют FAW (11 605 шт.) и Dongfeng (8 260 шт.).
Несмотря на общий спад продаж, некоторые марки показали значительный рост. Так, Dongfeng увеличил объем продаж на 99,8%, а Sany – на 77,4%. Среди брендов, чьи показатели упали, наиболее значительное снижение продемонстрировал Foton – его продажи сократились на 56,8%.
Лидером среди моделей в 2024 году стал SITRAK C7H, который разошелся тиражом в 19 374 экземпляра. Среди десяти самых продаваемых моделей сегмента HCV присутствуют три отечественных КАМАЗа и семь представителей китайского автопрома.Определены ключевые работодатели для специалистов по ИИ в России. Рейтинг TAdviser
Декабрь 2024 года показал еще более резкое снижение продаж — за месяц было реализовано 6 474 новых крупнотоннажных грузовика, что на 38,8% меньше, чем в декабре 2023 года. Однако в этот период КАМАЗ смог вернуть себе лидерство, продав 1 723 единицы и значительно опередив ближайшего конкурента – SITRAK, реализовавшего 907 грузовиков.
В декабрьском рейтинге также оказались Shacman (758 единиц), FAW (743 шт.) и белорусский МАЗ (569 шт.), который опередил китайские бренды Dongfeng (396 шт.) и Howo (278 шт.). Примечательно, что Foton покинул ТОП-10, уступив место российскому бренду Valdai.
Среди моделей, показавших рост продаж в декабре, выделяются белорусский МАЗ 6312 (+18,8%) и российский КАМАЗ 65115 (+12,9%). Из 10 моделей декабрьского рейтинга пять представлены китайскими крупнотоннажными грузовиками, что подтверждает доминирующее положение автопрома КНР в данном сегменте.[1]
2023
Рост российского рынка самосвалов на 7%. Китайские авто заняли 48%
По итогам 2023 года рынок карьерных самосвалов в России увеличился в штучном выражении почти на 7% по сравнению с 2022-м. Отрасль демонстрирует положительную динамику, несмотря на сложную геополитическую обстановку и нарушение логистических цепочек. Об этом говорится в исследовании компании «Смарт Консалт», результаты которого обнародованы 11 июля 2024 года.
Отмечается, что из-за санкций позиции ведущих зарубежных брендов, таких как Hitachi, Komatsu, John Deere, Caterpillar и других, в РФ значительно ослабли. Вместе с тем в таможенных декларациях 2022–2023 годов по-прежнему фиксируются поставки ряда иностранных производителей, включая Caterpillar, Komatsu и Volvo. Но в данном случае речь идет о машинах, бывших в эксплуатации.
С другой стороны, резко увеличились поставки на российский рынок техники китайского производства: свои позиции укрепили LGMG, Tonly, Sany, Inner Mongolia North Hauler (NHL), Liugong, Zoomlion, Weichai, Sunward, Bell и другие. Кроме того, поднялись закупки белорусского БелАЗа. По итогам 2023 года совокупный удельный вес карьерных самосвалов из Китая составил свыше 48%, что превышает долю БелАЗа. Высокий спрос на китайскую технику обусловлен ее более низкой стоимостью в сравнении с европейскими и американскими машинами.
По оценкам, около 50% закупок карьерных самосвалов в 2023 году в натуральном выражении пришлось на компании, специализирующиеся на добыче каменного угля открытым способом. Такие машины также востребованы в алмазной и золотодобывающей отраслях, нерудной промышленности, железорудной, горно-химической и других сферах. Имеются перспективы роста спроса на карьерные самосвалы со стороны компаний, специализирующихся на дорожно-магистральных комплексах и гидротехнических сооружениях.[2]
Рост продаж полуприцепов на 55,1% до 43,8 тыс. штук
Объем российского рынка полуприцепов (используются с грузовиками-тягачами для перевозки различных типов грузов) в 2023 году достиг исторического максимума в 43,8 тыс. штук, что на 55,1% больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные автомобильного маркетингового агентства НАПИ, опубликованные в начале марта 2024 года.
По оценкам «Росспецмаша», которые приводит «Коммерсантъ», доля отечественных производителей на российском рынке полуприцепов в 2023 году снизилась до 72% с 79% в 2022-м, хотя поставки у них выросли на 44%, до 21,4 тыс. единиц. Все дело в том, что отгрузки импортных полуприцепов в 2023 году подскочили еще сильнее - на 125% в штуках (до 12,7 тыс. единиц) и на 139% в деньгах (до $497 млн). Наибольшие поставки полуприцепов в РФ по итогам 2023 года пришлись на Турцию, Германию, Польшу и Китай.
По словам аналитиков «Росспецмаша», высокие темпы роста российского рынка прицепного машиностроения отчасти обусловлены введением утилизационного сбора. Результатом реализации этого механизма стало том, что отечественные машиностроители теперь могут при необходимости полностью заместить иностранные полуприцепы на внутреннем рынке по подавляющему большинству позиций.
В целях реализации этого потенциала важно в дальнейшем развивать инструменты по защите российского рынка от импортной продукции, реализуемой по ценам на грани или за гранью себестоимости. Необходимо, чтобы потребители и дальше могли пользоваться возможностью приобретать российские полуприцепы на льготных условиях. Нужно выравнивать условия конкуренции с иностранными компаниями и поддержать перевозчиков, которые находятся в непростом положении в связи с ростом расходов на осуществление текущей деятельности.
Российские аналоги есть почти во всех сегментах прицепной техники, соглашается гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев. Но качество ряда отечественных комплектующих и сроки их изготовления зачастую уступают импортным аналогам, заявил он.[3]
«КамАЗ» возглавил топ самых продаваемых грузовиков в России
«КамАЗ» возглавил топ самых продаваемых грузовиков в России по итогам 2023 года. Об этом свидетельствуют опубликованные в январе 2024 года Минпромторгом данные АО «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК; совместное предприятие «Автостата» и системы электронных ПТС).
Согласно материалам ведомства, в 2023 году в РФ было продано 28,2 тыс. грузовых автомобилей под маркой «КамАЗа», что соответствует 20% в общем объеме рынка. Следом расположились бренды Sitrak (23 811 проданных в 2023 году авто, 17%), Shacman (19 983 штуки, 14%) и FAW (12 565 штук, 9%).
«КАМАЗ М1946» (модификация 54901) стал четвертой по популярности моделью среди впервые реализованных в РФ в сегменте грузового транспорта. В 2023 году было продано порядка 2,6 тыс. машин. Лидерами в сегменте являются FAW J7 (2,8 тыс. проданных моделей), Shacman SX4188YY381 и Sitrak C7H MAX (по 2,7 тыс. ).
Отмечается, что всего в 2023 году в России было реализовано 140,2 тыс. новых грузовиков, что на 74% больше, чем в 2022-м (80,8 тыс.). При этом Татарстан, где базируется «КамАЗ», занял третье место среди регионов по объему продаж новых тягачей — 8,6 тыс. машин. Больше только в Москве (10,3 тыс.) и области (12,5 тыс.).
«КамАЗ» в 2024 году рассчитывает увеличить выпуск грузовиков до 45 тыс. в год. По предварительным данным, в 2023-м было произведено более 42 тыс. штук.
В 2023 году большую часть российского рынка грузовиков заняли иностранные марки, преимущественно китайские, — 66% к 34%. По данным компании «Автостат Инфо», продажи машин зарубежного производства увеличились с 37,7 тыс. до 95,4 тыс. ед., что на 153% больше, чем в 2022 году. Доля отечественной техники тоже выросла, но ограничилась 4%, поднявшись с 47 тыс. до 48,9 тыс. единиц.
О рынке транспортных средств Российской Федерации категорий M N в 2023 г.
Рост продаж грузовиков на 20% в I квартале
Российский рынок грузовиков в первом квартале 2023 г вырос более чем на 20%. Лидерство сохраняет КамАЗ, но его доля снизилась с 40% до 25%. Остальные места в топ-5 заняли марки из Китая (15,2% продаж приходится на Sitrak, 13,5% у Shacman, у FAW — 8,9%, Howo — 6,8%).
Дилеры говорят, что продажи грузовиков из КНР подогревает рост курса юаня — запасы по старым ценам уже законтрактованы. По стоимости отечественные грузовики выигрывают, но участники рынка говорят о недостаточном объеме их предложения.
По итогам марта 2023 года в России было реализовано 11 292 новых грузовых автомобиля, что на 51,3% больше, чем год назад.
Лидерство по продажам грузовиков сохраняет отечественный бренд "Камаз" (2,9 тыс. ед.). На второй позиции находится китайский SITRAK (1,6 тыс. ед.). Третье, четвертое и пятое места – тоже у представителей китайского автопрома: Shacman/Shaanxi (1,5 тыс. шт.), FAW (1 тыс. шт.) и Howo (0,8 тыс. шт.).
2022
Снижение продаж грузовиков на 15% до 84 тыс. штук
Продажи новых грузовых автомобилей в России по итогам 2022 года составили 84,2 тыс. штук, что на 15,6% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные «Автостата», обнародованные в январе 2023 года.
Согласно исследованию, доля российских машин на отечественном рынке грузовиков хотя и сократилась с 56,1% в 2021 году до 54,5% в 2022-м, но осталась высокой. За 2022 год к 2021 году доля грузовиков-иномарок подросла с 44 до 45,5% соответственно.
При этом за тот же период сегмент российских машин продемонстрировал более существенное падение, чем сегмент иномарок. Продажи российской техники упали в годовом сравнении на 18%, с 56 212 до 46 131 шасси, а реализация иностранных грузовиков уменьшилась на 12%, с 43 984 до 46 131 авто.
Рассматривая динамику всего рынка за 2022 год, эксперты отмечают, что пик продаж грузовых машин в РФ был зафиксирован в декабре 2022 года — 10 711 единиц. С начала года (с февраля) рынок шёл по нисходящей динамике и в мае «просел» до 4 324 машин, после чего взял курс на рост показателей реализации.
На федеральном уровне лидером рынка новых грузовиков в 2022 году стал «КамАЗ», который, несмотря на все сложности 2022 года, продал 31 994 машины против 36 394 единиц в 2021 году (-12%). Второе место в годовом рейтинге занял китайский бренд Shaanxi, показавший многократный прирост продаж к 2021 году — с 2 781 до 9 641 авто.
«ГАЗ», показавший спад на 46% (с 10 230 до 5 537 шасси), переместился на третье место рейтинга продаж. Эксперты агентства «Автостат» отмечают, что в Топ-10 попали только российские и китайские модели, причем их тут поровну. Если все «китайцы» демонстрируют положительную динамику рынка, то у трех отечественных грузовиков она отрицательная – KAMAZ 5490 (-54%), GAZ Gazon NEXT (-45%) и KAMAZ 6520 (-6%).[4]
Продажи отечественных полуприцепов в России упали на 3% до 14,5 тыс. штук
По итогам 2022 года в России было продано 14,5 тыс. отечественных полуприцепов (используются с грузовиками-тягачами для перевозки различных типов грузов), что на 3% меньше, чем годом ранее. Такие данные в начале марта 2023 года привели в «Росспецмаше» (объединяет данные 70% производителей сегмента).
Производство такой спецтехники в РФ также сократилось на 3% — до 15 тыс. единиц. Однако в деньгах имел место 15-процентный рост, до 49 млрд рублей, отмечает «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы «Росспецмаша».
В количественном выражении выпуск нетентованных полуприцепов в России по итогам 2022 года увеличился на 20%, до 2 466 шт., битумовозов – на 13%, до 593 шт., тралов – на 11%, до 1 459 шт., контейнеровозов – на 9%, до 1 996 шт., зерновозов – на 4%, до 833 шт.
При этом производство изометрических полуприцепов сократилось на 41%, до 531 шт., тентованных полуприцепов – на 20%, до 1895 шт., сортиментовозов – на 13%, до 586 шт., самосвальных полуприцепов – на 4%, до 2445 шт.
В Минпромторге говорят о сокращении рынка в целом на 5,7%, выпуска — на 3%. Однако, как отмечают в ведомстве, в 2022 году в РФ наблюдался небольшой рост производства тралов, зерновозов, контейнеровозов, битумовозов и других (более подробно см. график). Доля российских производителей полуприцепов в 2022 году выросла до 77% против 63% годом ранее.
Весь рынок прицепов и полуприцепов по итогам 2022 года составил немногим более 27 тыс. против 33,7 тыс. штук годом ранее, говорит гендиректор ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев. Сокращение в основном связано с прекращением поставок техники иностранных марок, а глобально снижение спроса наблюдалось весной 2022 года, когда выросли ставки по лизингу, уточнил он в разговоре с изданием.[5]