12 октября 2016 года в Москве прошла третья конференция IT Government DAY, организованная TAdviser. Главная тема конференции - будущее ИТ в органах власти на базе системного проекта электронного правительства 2020. Проект, разработанный Минкомсвязью России, описывает цели и принципы развития электронного правительства России до 2020 года.
В рамках конференции документ был представлен общественности и подвергся обсуждению экспертного сообщества, представителей федеральных ведомств, региональных ИТ-министров, крупных компаний-разработчиков ПО. Всего в конференции приняло участие около 150 представителей ИТ-отрасли.
Первая часть TAdviser IT Government DAY была посвящена технологическим трендам и обзору ИТ-решений, которые предлагаются для внедрения в государственном секторе. Руководители и эксперты ИТ-компаний представили технологии для автоматизации деятельности госорганов.
Первый докладчик конференции - Константин Варов, управляющий директор "Диасофт Платформа", рассказал об экономичных альтернативах общепринятым ИТ-продуктам. Он предложил отказаться от "привычного мирка", где главенствуют известные западные вендоры, и посмотреть на более дешевые российские аналоги, приведя в пример свою компанию.
С 2014 года в "Диасофт" отказались от Microsoft, сотрудники работают с различными дистрибутивами Linux, вместо Oracle в качестве СУБД используют, как правило, PostgreSQL. Компания думает о внедрении российской версии СУБД Postgres Pro. По словам Варова, ежемесячная экономия "Диасофт" при таком подходе составляет порядка 36 тыс. рублей на одного сотрудника.Помощник или конкурент? Чем ИИ может быть полезен в HR-процессах
Варов представил на конференции разработку своей компании, позволяющую заменять зарубежное системное ПО без масштабных инвестиций в переработку уже имеющихся систем. Продукт Diasoft Database Adapter направлен на адаптирование приложений, созданных в расчете на использование СУБД Oracle, к СУБД PostgreSQL без изменения их исходного кода. Это позволяет увеличить скорость миграции до четырех раз, но не предполагает больших трудозатрат, так как процесс перехода автоматизирован на 90%.
Константин Варов, управляющий директор "Диасофт Платформа"
Таким образом, переход российского бизнеса и госструктур на импортонезависимое ПО может быть комфортным и безболезненным, подчеркнул Варов.
Дмитрий Комиссаров, генеральный директор компании "МойОфис (ООО Новые облачные технологии)", выступил с докладом о трендах рынка облачных услуг, уделив особое внимание инфраструктуре приватных или частных облаков.
По данным аналитиков, объем облачного рынка в России составляет не более 5% от общего мирового ИТ-рынка. Согласно отчету IDC, рынок облачных услуг России, включая публичные, частные виртуальные и частные облака, в 2015 г. составил $370 млн. Темпы роста рынка в рублях держались на высоком уровне — 66,9% к 2014 г., в национальной валюте рынок достиг 22,7 млрд рублей.
Дмитрий Комиссаров, генеральный директор компании "МойОфис (ООО Новые облачные технологии)"
Комиссаров также привел несколько тезисов из совместного исследования "Новых облачных технологий" и аналитического центра TAdviser. Основные сдерживающие факторы для перехода госорганов на облачную инфраструктуру:
- Риски, связанные с информационной безопасностью.
- Контроль за сервисом, который находится на стороне провайдера.
- Сложности интеграции унаследованных ИТ-систем с облачными решениями.
Готовность инфраструктуры в госсекторе РФ к частным облакам:
- 50% респондентов (ФОИВ и РОИВ) используют ПО по модели SaaS.
- Еще 16% планируют такие инициативы в ближайшее время или тестируют сервисы.
- 80% тех, кто имеет опыт работы с SaaS, используют СЭД из облака и сервисы хранения данных.
Комиссаров отметил, что государство демонстрирует готовность перехода органов власти на собственную облачную инфраструктуру, что должно значительно повысить информационную независимость и безопасность хранения чувствительных данных.
Директор по маркетингу компании "БОСС. Кадровые системы" Надежда Журавлёва представила на конференции решение на базе ПО "БОСС-Кадровик", которое уже используется в ряде федеральных и региональных госорганов. С его помощью поддерживается единый контур кадрового документооборота между центральными аппаратами и территориальными органами госслужбы и решаются задачи, обозначенные в федеральной программе развития государственной гражданской службы.
Это повышение качества отбора для замещения должностей государственной кадровой службы, внедрение комплексной оценки сотрудников, их непрерывное профессиональное развитие, обязательное повышение квалификации и улучшение системы мотивации. Также это обеспечение открытости госслужбы, в том числе - посредством применения информационных технологий, благодаря чему повышается качество предоставления госуслуг, отметила представитель "БОСС. Кадровые системы".
Надежда Журавлёва, директор по маркетингу компании "БОСС. Кадровые системы"
Модуль "БОСС-Кадровик. ГС" поддерживает специфику государственной гражданской и военной службы, правоохранительных органов и автоматизирует все функции кадрового учета, включая специфические особенности, характерные для этих организаций. Прежде всего, речь идет об управлении прохождением службы, поддержке процессов согласования назначений, переводов и награждений, о процессе учета и анализа деклараций о доходах и расходах, которые подлежат обязательному ежегодному заполнению и сдаче, - пояснила Надежда Журавлева. |
Доклад Евгения Агалакова, начальника аналитического отдела НПЦ "БизнесАвтоматика", был посвящен применению концепции трансформационного планирования для совершенствования и развития электронного правительства России.
По мнению эксперта, основная идея трансформационного планирования в системном проекте - сокращение разрыва между качеством услуг электронного правительства и коммерческих организаций. Концепция трансформационного сценария развития ситуации отличается от революционного, эволюционного или адаптивного комплексным подходом к оценке, выработке и принятию решения. Агалаков считает это наиболее эффективным способом развития электронного правительства.
Евгений Агалаков, начальник аналитического отдела НПЦ "БизнесАвтоматика"
Для реализации сценария докладчик предложил использовать аналитическую информационную систему "Визари", разработку НПЦ "БизнесАвтоматика". Платформа позволяет получать и создавать информацию, осуществлять ее обработку и анализ. Она разрабатывается с учетом передовых трендов проектирования, серверные алгоритмы позволяют разгрузить клиентскую часть проекта, благодаря чему сохраняется высокая производительность даже при обработке больших объемов данных и выполнении сложных вычислительных задач.
Исполнительный директор НПЦ "БизнесАвтоматика" Роман Дзвинко поделился с TAdviser своим мнением об основных трендах в области ИТ. В течение двух предыдущих десятилетий направления развития ИТ многократно изменялись. Появились экономичные кластеры, персональные и даже мобильные суперкомпьютеры, высокоэффективные системы виртуализации, в существование которых ещё 5 лет назад никто не верил, отметил Дзвинко.
Роман Дзвинко, исполнительный директор НПЦ "БизнесАвтоматика"
Зачастую наиболее актуальное на текущий момент времени решение через год становилось неэффективным из-за быстрого развития и смены аппаратно-программных архитектур. В результате мы имеем абсолютно несогласованные дорогие в обслуживании неэффективные решения, состоящие из гетерогенного (разрозненного) программного и аппаратного обеспечения разных производителей, в том числе и стран, ведущих недоброжелательную политическую и военную деятельность в отношении РФ, - рассуждает представитель НПЦ "БизнесАвтоматика". - Данные решения не только неудобны для пользователя и дороги в обслуживании, но для них невозможно разработать эффективную систему защиты информации и обеспечить соответствие требованиям действующего законодательства. |
По мнению Романа Дзвинко, текущие тренды ИТ-индустрии диктуют следующие направления:
- унификация программных и аппаратных средств, с целью разработки единой эффективной модели угроз и проектирования надежной системы защиты информации;
- создание на основе унифицированных программно-аппаратных комплексов производительных энергоэффективных ЦОД, с целью переноса дорогих, гетерогенных и слабозащищенных it-инфраструктур отдельных государственных служб, ведомств и коммерческих организаций в одно место;
- создание на основе открытых технологий единой отечественной облачной клиент-серверной платформы, которую можно полностью проверить на отсутствие закладок и недекларированных возможностей, с целью объединения и обеспечения безопасности электронного правительства, военных, научно-исследовательских предприятий и коммерческих организаций РФ;
- замена дорогих и сложных в обслуживании персональных компьютеров энергоэффективными тонкими клиентами и мобильными устройствами;
- применение кроссплатформенных технологий, способных работать на любых вычислительных устройствах без перекомпиляции кода и участия программиста;
- внедрение в программные решения вместо жесткой логики математических моделей искусственного интеллекта, способных обрабатывать большие массивы данных, анализировать активность программ и пользователей, и даже вместо человека принимать решения по типовым задачам, возникающим на предприятии;
- переход от монолитных систем, к микросервисным архитектурам, позволяющим минимизировать стоимость миграции на новые программно-аппаратные решения и технологии;
- создание единой коммуникационной среды между государством, ведомствами, гражданами и коммерческими организациями.
Основатель "Академии системного анализа", научный руководитель "Дневник.ру" Алан Салбиев говорил о формировании в России инфраструктуры цифрового образования. Переход от парадигмы электронного правительства к экосистеме цифрового государства влечет за собой серьезные преобразования. В частности, назрела необходимость в модернизации инфраструктуры электронного правительства в аспекте формирования отраслевых цифровых платформ.
Салбиев поднял вопрос необходимости формирования цифровой платформы в качестве основы образования нового поколения. Современное образование не может жить по старым лекалам, где учитель был единственным источником знаний. В России 30 миллионов детей не охвачены дополнительным образованием, и государство должно обеспечить инфраструктуру для нового сценария, когда всем детям будет предоставлена реальная возможность учиться дистанционно.
Алан Салбиев, Основатель "Академии системного анализа", научный руководитель "Дневник.ру"
Мы ставим своей целью аргументированно обосновать необходимость создания отраслевой платформы в образовании, которая станет органичной частью экосистемы электронного правительства и позволит обеспечить участникам рынка равные возможности в реализации систем. При этом участники образовательного процесса впервые получат отраслевой инструментарий для решения главных проблем в сфере образования, - сказал Салбиев. |
Юрий Хомяк, директор по продажам VideoMost, поделился информацией о реалиях импортозамещения в сегменте видео-конференц-связи. По словам Хомяка, несмотря на многочисленные обсуждения необходимости перехода от зарубежных продуктов к закупкам рыночных отечественных вендоров в госсекторе и на принятые нормативные акты, в сегменте ВКС импортозамещение пока существует, в основном, на уровне деклараций.
Объем госзакупок импортных систем ВКС только за первую половину 2016 года составил более 1 млрд рублей, и закупки иностранного "железа" для ВКС продолжают осуществляться. ИТ-директора государственных организаций часто даже не рассматривают продукты российских разработчиков ПО. В то время как существует недорогая российская альтернатива, которую и представил на конференции Юрий Хомяк.
Юрий Хомяк, директор по продажам VideoMost
VideoMost - программный продукт для многопользовательских видеоконференций, полностью совместимый с аппаратным ВКС от Cisco, Polycom и других вендоров. VideoMost обеспечивает HD видеосвязь, набор инструментов для совместной работы, безопасность коммуникаций, масштабирование и администрирование, он легко интегрируется с ранее закупленными аппаратными ВКС на основе открытых протоколов и международных стандартов связи.
В стране около 2,5 тысяч районов, существующими системами ВКС покрыта верхнеуровневая связь руководства с подчиненными, на более низком уровне потребности не покрыты. "Мы готовы их обеспечить," - пообещал Юрий Хомяк.
Дмитрий Кучеров, заместитель начальника ГБУ МО Мосавтодор ГБУ МО, рассказал о комплексной автоматизации территориально-распределенной организации. Мосавтодор отвечает за ремонт и содержание дорог Москвы и Подмосковья, в его ведении - более 3000 км. дорог и около 50 территориальных контор.
До начала комплексной автоматизации основным инструментом обмена и хранения информации были бумажные документы, это и невысокий уровень ИТ-грамотности привели к отторжению попыток автоматизации.
Дмитрий Кучеров, заместитель начальника ГБУ МО Мосавтодор ГБУ МО
Базовые идеи концепции: переход к браузерным решениям; обеспечение мобильного офиса для всех сотрудников, которым критически важен доступ к почте в любой точке; консолидация данных в едином центре; переход от присутствия ИТ-специалистов на местах к удаленной поддержке.
В итоге планомерной работы сопротивление было преодолено, внедрена система вебинаров и ВКС для информирования и обучения сотрудников, все оборудование подключено к единой системе мониторинга, осуществлена миграция данных и старых разрозненных систем на единую базу данных.
Переход на свободное программное обеспечение (Linux, Libre Office и пр.) помог существенно сэкономить. Дмитрий Кучеров напомнил, что использование ПО без лицензионных ограничений позволяет не выкладывать дополнительные бюджетные деньги за подключение каждого нового сотрудника. Это позволило без лишних затрат увеличить штат Мосавтодора с 1000 человек на момент начала автоматизации до 4000. Причем качество и скорость их работы повысились. Например, теперь все "полевые" работники оснащены мобильными, планшетами, позволяющими сразу фотографировать плохие участки и передавать информацию в офис.
Программа TopMission, действующая по принципу "Активного гражданина", позволяет сразу получать информацию о ямах или плохой уборке дорог, правильные бизнес-процессы запускаются быстро. "Мы понимаем, к чему мы двигаемся, каждый наш шаг - небольшое конкретное улучшение", - по праву гордится Кучеров.
Заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко сделал, по отзывам организаторов, самый практический и один из самых актуальных докладов "10 шагов по переходу на Postgres". В выступлении он проиллюстрировал практическими примерами основные этапы внедрения собственной разработки компании - СУБД Postgres Pro - в промышленных и государственных системах.
В наше время Postgres настолько популярен, что просто рассказывать о его достоинствах уже неинтересно, - отметил Панченко. - Нужны практические шаги и руководство к действию. В большинстве случаев Postgres способен заменить любые другие СУБД, существуют проверенные практики миграции. |
Иван Панченко, заместитель генерального директора Postgres Professional
Postgres Pro - отечественная система управления базами данных, разработанная на основе свободно распространяемой СУБД PostgreSQL. Задача перехода на Postgres с СУБД иностранного производства стоит сейчас перед многими государственными и частными организациями в связи с необходимостью сокращения затрат и выполнения требований государства по импортозамещению.
В качестве примера успешного перехода Иван Панченко привел систему документооборота правительства Московской области, в которой применение PostgreSQL вместо Oracle позволило в разы снизить расходы на ПО и обойтись меньшими аппаратными ресурсами, при этом повысив производительность системы.
10 шагов по переходу на Postgres:
- Понять выгоды.
- Преодолеть инерцию.
- Обратиться за консультацией в Postgres Professional.
- Обучить персонал.
- Выбрать систему для пилотного проекта. Распланировать миграцию.
- Определить потребность в инфраструктуре.
- Определить критерии успешности перехода.
- Провести пилотную миграцию.
- Спланировать и провести перевод остальных систем.
- Перед запуском каждой системы обеспечить вендорскую техподдержку.
Николай Муравьев, руководитель направления по информационным системам Polymedia, представил решение для органов госвласти - аналитическую платформу Visiology. Компания, ранее приоритетно специализирующаяся на аудиовизуальной интеграции, недавно начала заниматься разработкой систем аналитики, но уже обладает пулом заказчиков, для которых внедряет новую платформу. По словам Муравьева, ключевые преимущества Visiology - комплексность предлагаемого интеграционного решения, приспособленность платформы под конкретные задачи проекта, продвинутая визуализация и аналитика, компетенции в обработке больших данных.
Николай Муравьев, руководитель направления по информационным системам Polymedia
Мы приступили к развитию систем анализа данных в 2015 году, но благодаря нашему многолетнему опыту в построении ситуационных центров и центров принятия решений для глав регионов РФ платформа Visiology обладает большими перспективами внедрения в процессы управления в органах госвласти. Мы предлагаем комплексное решение с продвинутой визуализацией и аналитикой, - подчеркнул Муравьев. |
Максим Сорокин, заместитель генерального директора по техническим вопросам "Кейсистемс-Безопасность", посвятил выступление автоматизации процессов по защите информации с применением облачных технологий. Управление защитой информации в подведомственных учреждениях – важная задача для органов власти, в особенности для тех, кто отвечает за информатизацию. Эта задача требует сбора и обработки большого объема данных, а также их постоянной актуализации. Максим Сорокин рассказал, как организовать автоматический сбор сведений, контроль и мониторинг выполнения требований законодательства в подведомственных учреждениях.
Разработка "Кейсистемс-Безопасность" - система "АльфаДок" - позволяет реализовать необходимые организационные меры по защите персональных данных и информации в ГИС, обеспечить актуальность организационно-распорядительной и технической документации и получать объективные сведения о состоянии системы защиты информации во всей сети курируемых учреждений.
Максим Сорокин, заместитель генерального директора по техническим вопросам "Кейсистемс-Безопасность"
По словам Сорокина, в результате внедрения "АльфаДок" все учреждения постоянно готовы к проверкам регуляторов, а курирующая организация получает инструмент для контроля и мониторинга мероприятий по защите информации во всей сети.
Управляющий директор компании «Росплатформа» Владимир Рубанов поделился с TAdviser мнением о ключевых трендах в ИТ в госсекторе на конец 2016 года. Из основных технических трендов он выделил консолидацию вычислительных мощностей и хранилищ данных в укрупненные центры обработки, которые становятся централизованными «фабриками» виртуализированных ресурсов. Рубанов также отметил тренд на укрепление цифрового суверенитета за счет использования решений от российских производителей – решений, которые не могут быть ограничены ни юридическими санкциями, ни организационно-техническими средствами — будь то отключение от технической поддержки и обновлений программного обеспечения, использование закладок или прочие виды технических воздействий. Государственным заказчикам приходится задумываться о сценариях, в которых важно сохранить внутри страны возможность минимального развития и эксплуатации ИТ даже в условиях полной изоляции, рассуждает представитель «Росплатформы».
Владимир Рубанов, управляющий директор компании «Росплатформа»
В 2017 ожидается рост числа проектов на базе российских решений, отметил Владимир Рубанов.
Мы можем увидеть новых производителей, которые, например, смогут быстро консолидировать компетенцию и локальные ресурсы для обеспечения достаточной степени технологической независимости своих решений, сделанных на базе открытых компонентов, в тех сегментах, где на данный момент существуют только зарубежные продукты. Под достаточной степенью здесь имеется в виду не только юридическая чистота в смысле санкционной устойчивости своих продуктов, но и техническая способность автономной доработки, исправления ошибок и поддержки пользователей без помощи зарубежных коллег, - полагает Рубанов. |
Он добавил, что, ожидается укрепление позиции существующих российских вендоров на локальном рынке по мере того, как заказчики будут на практике в пилотных проектах и расчетах видеть, что использование российских решений не только позволяет выполнять необходимые функции, но и экономит деньги.
Конечно, целое поколение технических директоров и специалистов выросло в условиях «подсадки на иглу» конкретных западных продуктов, и не всем будет так просто с нее слезть, но это вопрос постепенного повышения их профессиональной квалификации и поступательных шагов по трансформации своих ИТ-инфраструктур, - резюмировал управляющий директор «Росплатформы». |
Во второй части конференции TAdviser IT Government DAY заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Козырев провел презентацию Системного проекта (СП) электронного правительства 2020. Следующий шаг - утверждение документа правительственной комиссии по использованию информационных технологий под председательством Дмитрия Медведева (на состоявшемся 24 октября заседании правкомиссии документ был отправлен на совместную доработку Минкомсвязи, ФНС и Правительства Москвы). После официального утверждения заложенные в документе принципы должны стать основой соответствующего плана развития электронного правительства.
Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций России
Системный проект закладывает реализацию принципа «4Л» - чтобы любой гражданин и любое ведомство могли взаимодействовать в любом месте и в любое время. Документ предполагает два базовых направления преобразований в области электронного правительства: переход от ориентации на инфраструктуру к ориентации на потребности пользователя и внедрение современных управленческих подходов к развитию электронного правительства.
Основные показатели эффективности, как видят авторы СП, - это ноль бумаги, ноль чиновников и ноль проблем взаимодействия.
Цель развития – улучшение качества жизни населения и ведения предпринимательской деятельности, а также повышение эффективности госуправления за счет использования технологий электронного правительства.
Мнения о Системном проекте в ходе конференции TAdviser IT Government DAY высказали ИТ-директора федеральных ведомств и регионов, а также отраслевые эксперты. Последние подвергли документ критике.
Например, Михаил Брауде-Золотарев, директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС при Президенте РФ, заявил, что его содержание заужено по отношению к понятию «электронное правительство» в пользу электронных государственных услуг. Целевые индикаторы, заложенные в СП, по мнению эксперта, плохо измеримы и легко фальсифицируемы. В документе не отражены многие проблемы электронного правительства, не проанализированы их причины. Например, состояние инфраструктуры электронного правительства или проблемы с юридической значимостью электронных документов и отсутствием институтов поддержания их жизненного цикла. Соответственно, в СП не выработаны меры по преодолению этих и иных известных проблем.
Михаил Брауде-Золотарев, директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС при Президенте РФ
Также в документе есть ошибочные, на взгляд Брауде-Золотарева, предложения. Например, не надо бюджету заниматься "обучением пользователей". Или не следует искусственно ограничивать число удостоверяющих центров и "национализировать" предоставление конечных услуг пользователям. Вызывает опасения эксперта предложение перевести ряд сервисов электронного правительства на возмездную основу – без определения, каких конкретно и на каких условиях: монополизация рынка конечных услуг, которые могли бы быть конкурентными, приведет к их деградации.
Алексей Козырев в ответ на все критические замечания сказал, документ преследует определенные цели - улучшение практической ситуации в стране, и отметил, что некоторые замечания, ранее высказанные Брауде-Золотаревым, были учтены при работе над проектом.
Представители федеральных органов и субъектов Российской Федерации, не затрагивая поднятых экспертами спорных аспектов, в основном, поддержали позицию Минкомсвязи и отметили достоинства Системного проекта.
Директор по электронному правительству "Ростелекома" Михаил Бондаренко сказал, что системный проект уже претерпел существенные изменения, что он должен меняться дальше, но по нему надо двигаться, "и мы уже двигаемся".
Михаил Бондаренко, директор по электронному правительству "Ростелекома"
Директор ИТ-департамента Министерства здравоохранения Елена Бойко заявила, что Минздрав принимал участие в проработке документа, и поэтому в целом замечаний к СП у нее нет. Уточнения, которые она хотела бы видеть в документе, касаются, в первую очередь, места Минздрава в электронном правительстве.
Второй важный вопрос имеет отношение к защите личных данных. Информация, которая содержится в системе Минздрава, - строгая тайна. Бойко попросила более четко прописать, какую информацию можно в лечебных целях выкладывать на сайт, а какую - нет.
Елена Бойко, директор ИТ-департамента Министерства здравоохранения
Татьяна Матвеева, начальник ИТ-управления ФНС, подняла вопрос, связанный с удостоверяющими центрами. ФНС, по ее словам, поддерживает необходимость ужесточения работы этих центров, о которой говорится в СП. "Удостоверяющие центры сейчас – это коммерческая составляющая, их порядка четырехсот, и они продолжают развиваться, но к сожалению, бизнес не всегда несет ответственность за то, что они совершают. Там тоже сидят люди, и они не всегда все делают правильно", - сказала она.
Татьяна Матвеева, начальник ИТ-управления ФНС
Также Матвеева попросила шире раскрыть в СП тему биометрии и идентификации. Сегодня компании и организации пользуются разными системами идентификации, среди минусов ситуации Матвеева назвала получение искаженных персональных данных граждан. С другой стороны, один ключ к базам персональных данных, который хотела бы получить ФНС, повышает риск безопасности, как "один ключ от всех замков".
Алексей Козырев, со своей стороны, рассказал, что Минкомсвязь совместно с ФСБ и Центробанком сейчас разрабатывает концепцию разных способов идентификации и аутентификации, в рамках которой рассматривается возможность разработки стандарта по использованию биометрических данных.
Председатель совета директоров "АйТи" Тагир Яппаров призвал понимать термин "электронное правительство" шире, чем взаимодействие государства и граждан. По его мнению, надо говорить о цифровой экономике, развивать направления, связанные с созданием комфортной среды электронного взаимодействия бизнесов друг с другом и с государством.
Тагир Яппаров, председатель совета директоров "АйТи"
Яппаров посетовал на то, что в России очень долго принимаются решения, и когда доходит до внедрения, технология уже устаревает. В пример он привел электронную подпись, которую легализовали, когда мир уже стал двигаться в другую сторону и переходить на блокчейн. По мнению эксперта, сейчас надо смотреть в будущее, думать, как двигать и юридически легализовать новые технологии, что определит будущее место России в трансграничной концепции мировой цифровой экономики.
Начальник ИТ-управления ФССП Наталья Звягина в целом поддержала СП, но сказала, что ее ведомству сложно увидеть свое место в разделе госуслуг. Например, называть арест имущества должника госуслугой "очень странно", функция принудительного исполнения - не услуга ни в каком смысле этого слова.
Наталья Звягина, начальник ИТ-управления ФССП
Также многие действия судебных приставов выполняются с выездом на места, и это не сделаешь в электронном виде. Поэтому служба судебных приставов не сможет содействовать выполнению указа Президента о том, что 70% граждан к 2018 году должны будут пользоваться электронными госуслугами.
Много замечаний к системному проекту было у бывшего руководителя комитета информатизации и связи Республики Коми Александра Селютина. Среди серьезных проблем независимый эксперт обозначил следующие. Электронное правительство "потеряло" часть элементов - отраслевые решения, инфраструктурные задачи, аналитические и прочие решения, не говоря уже о системах поддержки принятия решений и межотраслевых системах. Не раскрыта тема Платформы и Архитектурных централизованных решений. Также в СП полностью утеряно место регионов, о них содержательно говорится только в главе о Платформе, да и то в контексте: "пусть пока чего-нибудь делают, пока им не спустят правила".
Александр Селютин, независимый эксперт
Селютин считает, что в СП не определены приоритеты по направлениям, а они необходимы для аккумуляции ресурсов и сил на приоритетные задачи.
Раз уж заговорили об Архитектурном подходе, то было бы неплохо определить хотя бы верхнеуровневые элементы этой архитектуры, - отметил эксперт. - Сегментировать задачи, имеющие общие цели. Например, очевидно, что группа задач ЕСИА+Электронный паспорт+доверенное пространство+... должны решаться в рамках одной группы проектов, даже если речь идет о разных технологиях. |
Заместитель генерального директора компании Postgres Professional Андрей Флейта предложил расширить возможности электронных госуслуг для решения задач бизнеса, так как их объем может в разы превышать услуги для граждан. Физические лица, как правило, не выходят с инициативой, не советуются, какие госуслуги им нужны в электронном виде. В то же время у представителей бизнеса больше запросов, они готовы предлагать свои идеи и активно помогать государству в информатизации рабочих процессов.
Андрей Флейта, заместитель генерального директора компании Postgres Professional
Игорь Скобелев, директор ИТ-департамента Краснодарского края, отметил, что целеполагание в документе "несколько поставлено с ног на голову", не выделены приоритеты для разных отраслей, федеральных и региональных госорганов. Поэтому при попытке опираться на СП в рабочих процессах сложно отталкиваться от чего бы то ни было. К примеру, много написано про госуслуги, но забыто про основу - базовую бек-офисную автоматизацию.
Игорь Скобелев, директор ИТ-департамента Краснодарского края
Все это может привести к тому, что по ходу внесения изменений в концепцию ведомствам придется заниматься переделками, по несколько раз автоматизировать одни и те же процессы. Поэтому сейчас им даже невыгодно что-либо внедрять, все будут ждать поправок. "Документ надо доработать - и вперед. У нас все получится", - заключил Игорь Скобелев.
Министр по ИТ и связи Кировской области Александр Зорин отметил, что государственные сервисы проигрывают коммерческим решениям, но надо, чтобы люди увидели "многоканальную, доброжелательную, интуитивно понятную" систему госуслуг: "Мы готовы меняться, стать friendly, внедрять лучшие ИТ-решения".
Александр Зорин, министр по ИТ и связи Кировской области
В 2016 году область разработала новую муниципальную систему информатизации, готовит сервис для проекта по инициативному бюджетированию. И все время ведется работа с людьми старше 45 лет, в частности, за три года раздали более 100 тысяч информационных брошюр. Александр Зорин предложил сделать Кировскую область пилотным регионом с точки зрения системной реализации документа.
Павел Хилов, руководитель Экспертного центра электронного государства, считает, что основные предложения по развитию электронного правительства, изложенные в Системном проекте, разумны, это касается и развития элементов инфраструктуры, и новых подходов к оказанию услуг (реестровая модель, омниканальность, комплексные услуги, проактивное уведомление и т.п.).
В то же время эксперт отметил, что среди задач СП – «разработка первоочередного плана мероприятий развития электронного правительства Российской Федерации», но первоочередного плана (со сроками) в представленном варианте СП нет. Та дорожная карта, которая рассылалась ведомствам, содержит только разработку НПА. СП практически полностью посвящен оказанию услуг, однако об этом вышло уже много других документов.
Павел Хилов, руководитель Экспертного центра электронного государства
Павел Хилов перечислил некоторые имеющиеся в СП общие принципы и утверждения, которые ничем не подтверждаются практически, не приводится обоснований, что именно этот набор мероприятий обеспечит заявленные цели СП. В существующем виде целесообразность разработки и утверждения СП вызывает у эксперта сомнения.
Заместитель председателя правления ПФР Николай Елистратов выступил в поддержку СП, при этом выразив надежду, что озвученные экспертами нюансы будут учтены. По его словам, в отдаленных селах и аулах информатизации практически нет, и можно не ожидать ее роста при существующей системе, поскольку старшее поколение в силу привычки не будет оформлять никакие услуги online.
Николай Елистратов, заместитель председателя правления ПФР
Елистратов предложил внести в документ возможность предоставления прав некоторым гражданам, например, родственникам, которые смогут представлять в интернете других лиц. Нельзя лишать бабушку права прийти к окошку, поболтать с соседкой и получить справку, но "мы должны параллельно создать систему, которая ей предоставит право все сделать с помощью электронного правительства".
Алексей Козырев, подводя итоги дискуссии, не обнадежил присутствующих тем, что их замечания будут учтены в той версии документа, которую планируется представить правительственной комиссии. В то же время, Минкомсвязи готово обсуждать конкретику и вносить изменения на этапе разработки нормативно-правовой базы для реализации СП.
Другие участники конференции TAdviser IT Government DAY об основной теме обсуждения - перспективах развития государственных информационных систем:
После завершения мероприятия участники продолжили общение в неформальной обстановке.
Владимир Авербах, директор Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи, и Николай Елистратов, заместитель председателя правления ПФР
Александр Левашов, главный редактор TAdviser, и Денис Солодовников, заместитель руководителя Росимущества
Владимир Рубанов, генеральный директор "Росплатформа"
Владимир Аллахвердов, заместитель министра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области
Роман Калина, заместитель директора Информационно-аналитического центра поддержки ГАС «Правосудие»
Александр Селютин, экс-глава Комитета информатизации республики Коми
Павел Хилов, директор Экспертного центра электронного государства, и Михаил Брауде-Золотарев, директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС при Президенте РФ
В тот же день TAdviser организовал и провел первую встречу Клуба ИТ-директоров госсектора. Общение участников Клуба проходило в режиме свободной дискуссии в течение четырех часов. Говорили о перспективных тенденциях развития информационных технологий, проблемах импортозамещения и перехода на открытое программное обеспечение, электронных госуслугах и других темах.
Партнеры мероприятия - председатель совета директоров «АйТи» Тагир Яппаров и генеральный директор «Национального центра информатизации» Константин Солодухин рассказали участникам Клуба о своем взгляде на перспективные технологии для госсектора.
Специальный гость Клуба – старший вице-президент Сбербанка по ИТ Никита Волков разъяснил направления развития, которые закладывает в стратегию банка президент Герман Греф, поделился цифрами о динамике основных показателей банка, влияющих на ИТ-стратегию, рассказал о подходах к Agile-трансформации и инсорсингу информационных технологий.
Время | Докладчик | Тема доклада |
9.30 | ||
10.00 | Левашов Александр, Главный редактор Tadviser | О результатах исследования востребованности облачного ПО в госсекторе |
Комиссаров Дмитрий, Генеральный директор и основатель, Новые облачные технологии | ||
10.15 | Варов Константин, Управляющий директор компании «Диасофт Платформа» | Экономичные альтернативы общепринятым ИТ-продуктам |
10.30 | Журавлёва Надежда, Директор по маркетингу, БОСС. Кадровые системы | Информационные системы управления кадровым составом органов госвласти |
10.45 | Агалаков Евгений, Начальник аналитического отдела, НПЦ БизнесАвтоматика | Использование возможностей "Visary" в трансформационном сценарии развития электронного правительства |
11.00 | Салбиев Алан, Научный руководитель, Дневник.ру | Формирование в России инфраструктуры цифрового образования |
11.15 | Хомяк Юрий, Директор по продажам ВидеоМост | Реалии импортозамещения на базе программной платформы ВидеоМост |
11.30 | Кучеров Дмитрий, Заместитель начальника ГБУ МО Мосавтодор | Пути комплексной автоматизации территориально-распределенной организации |
11.45 | Панченко Иван, Сооснователь и заместитель генерального директора Postgres Professional | 10 первых шагов при переходе на Postgres |
12.00 | Муравьев Николай, Руководитель направления по информационным системам, Polymedia | Анализ данных, построение моделей. визуализация. Решения для органов госвласти |
12.15 | Сорокин Максим, Заместитель генерального директора по техническим вопросам, Кейсистемс-Безопасность | Автоматизация процессов по защите информации в федеральных и региональных органах власти с применением облачных технологий |
12.30 | ||
13.00 | Козырев Алексей, Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ | Системный проект электронного правительства 2020 |
13.30 | Бондаренко Михаил, Генеральный директор, РТ Лабс | Выступления и дискуссия об учете положений системного проекта в развитии информационных систем ведомств и регионов до 2020 года |
13.45 | Елистратов Николай, Заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ | |
14.00 | Авербах Владимир, Директор департамента развития электронного правительства, Минкомсвязь РФ | |
14.15 | Солодовников Денис, Заместитель руководителя Росимущества | |
14.30 | Звягина Наталья, Начальник управления информационных технологий ФССП | |
14.45 | Бойко Елена, Директор департамента информационных технологий и связи Минздрав РФ | |
15.00 | Шадаев Максут, Министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области | |
15.15 | Зорин Александр, Министр информационных технологий и связи Кировской области | |
15.30 |
Участие в конференции для представителей органов власти и организаций - заказчиков является бесплатным. Стоимость участия для представителей системных интеграторов и вендоров – 15 500 руб за одного участника. Дополнительную информацию можно получить по e-mail: conf@tadviser.ru
Главный редактор TAdviser
Заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ
Директор Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи РФ
Заместитель руководителя Федерального казначейства
Заместитель Председателя Правления ПФР
Заместитель руководителя Росимущества
Начальник Управления информационных технологий ФССП
Директор Департамента информационных технологий и связи, Министерство здравоохранения РФ
Министр ИТ и связи Кировской области
управляющий директор компании «Диасофт Платформа»
Научный руководитель, Дневник.ру
Директор по продажам ВидеоМост
Директор по маркетингу, БОСС. Кадровые системы
Начальник аналитического отдела, НПЦ Бизнесавтоматика
Заместитель начальника ГБУ МО Мосавтодор
Сооснователь и заместитель генерального директора Postgres Professional
Генеральный директор и основатель, Новые облачные технологии
Директор по электронному правительству, Ростелеком
Руководитель направления по информационным системам, Polymedia
Начальник Управления информационных технологий, Федеральная налоговая служба
По вопросам регистрации, выступления с докладами или спонсорского участия, обращайтесь по адресу: conf@tadviser.ru
ФГБУ 27 ЦНИИ Минобороны России | — | Начальник управления |
Минкомсвязь РФ | — | Директор департамента развития электронного правительства |
НПЦ БизнесАвтоматика | — | Начальник аналитического отдела |
Министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области | — | Заместитель министра |
ANGARA | — | менеджер по работе с клиентами |
Минкомсвязь России | — | сотрудник |
Российские Космические Системы | — | Руководитель сектора информационного обеспечения |
Росинформэкспорт | — | Генеральный Директор |
TOPCASE | — | Генеральный Директор |
ФГБУК АУИПИК | — | Начальник информационно-аналитического отдела |
Минздрав РФ | — | Директор департамента информационных технологий и связи |
РТ Лабс | — | Генеральный Директор |
АНХ при Правительстве РФ | — | Директор Центра ИТ-исследований и экспертизы |
Фонд социального страхования РФ | — | Начальник отдела эксплуатации ИС |
ГБУ МО Мосавтодор | — | Ассистент руководителя отдела пресс-службы |
Диасофт Платформа | — | Управляющий директор |
ФССП | — | Заместитель начальника отдела |
Новые облачные технологии | — | сотрудник |
Polymedia | — | Руководитель PR службы |
Panasonic Россия | — | руководитель отдела развития бизнеса |
ФССП | — | Заместитель начальника Управления информационных технологий |
Ростелеком | — | Директор Центра стратегических инноваций |
Минкомсвязь России | — | Консультант |
Мосводоканал | — | Заместитель главного инженера |
Группа компаний АйТи | — | Руководитель центра технологий управления данными |
ФГБУ ЦЭКИ | — | Ведущий эксперт |
ФГБУ ГНЦ Минздрава России | — | Начальник отдела административно-информационных систем |
ISPsystem | — | Директор по Развитию |
Федеральный Центр Проектного Финансирования | — | Начальник управления ИТ |
Прокуратура Московской области | — | Главный специалист |
НПЦ БизнесАвтоматика | — | исполнительный директор |
TOPCASE | — | Начальник отдела |
Департамент информационных технологий города Москвы | — | Руководитель проектов |
АНО Центр компетенции по электронному правительству | — | Председатель правления |
Пенсионный фонд РФ | — | Заместитель Председателя Правления |
INLINE Technologies | — | Руководитель центра аутсорсинга |
РТ Лабс | — | пресс-секретарь |
Институт развития информационного общества | — | Руководитель дирекции региональных программ |
SAS Russia | — | Сотрудник |
БОСС. Кадровые системы | — | Директор по маркетингу |
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ | — | Начальник отдела координации региональной информатизации |
ФССП | — | Начальник управления информационных технологий |
Министерство информационных технологий и связи Кировской области | — | Министр |
Департамент информационных технологий Москвы | — | руководитель продукта |
ФГБУ НЦЭСМП Минздрава России | — | Начальник отдела ИТ |
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ | — | Специалист отдела методического обеспечения департамента координации информатизации |
Пенсионный Фонд России | — | Начальник отдела проектирования подсистем общего назначения |
Министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области | — | Начальник отдела по информатизации |
ФГБУ ИАЦ Судебного департамента | — | Заместитель руководителя Учреждения |
Институт развития информационного общества | — | Аналитик |
Инфокомпас | — | сотрудник |
INLINE Technologies | — | Заместитель директора по направлению сервиса |
Администратор торговой системы | — | Архитектор |
Минкомсвязь России | — | Заместитель Министра |
Новые облачные технологии | — | Генеральный Директор |
Life.ru | — | Редактор |
Институт развития информационного общества | — | Главный специалист Дирекции региональных программ |
РТ Лабс | — | Директор департамента |
Префектура Зеленоградского АО г.Москвы | — | Заместитель начальника управления экономики и перспективного развития |
D-Russia | — | корреспондент |
Научный центр экспертизы средств медицинского применения Минздрава России | — | Начальник управления информатизации |
ГУП Мосгортранс | — | Советник генерального директора |
Верховный Суд Российской Федерации | — | Начальник управления |
Аппарат Правительства РФ | — | Сотрудник |
Группа Телематика-Один | — | Генеральный директор |
НИИЦ БТ МГТУ им. Н.Э. Баумана | — | Начальник отдела |
ГБУ МО Мосавтодор | — | Заместитель начальника |
TAdviser | — | Главный редактор |
Экономический факультет МГУ | — | Доцент |
СКБ Контур | — | менеджер проекта «Контур-Персонал» |
Полимедиа | — | менеджер отдела системной интеграции |
ХФ Лабс | — | Директор по развитию |
Корпорация развития ИТ Ульяновской области | — | Директор департамента развития электронного правительства |
Федеральная налоговая служба | — | Начальник Управления информационных технологий |
ECM-Journal.ru | — | Обозреватель |
СКБ Контур | — | Заместитель руководителя направления по развитию |
ФГБУ Центр экспертизы и координации информатизации | — | Заместитель директора - руководитель проектного офиса |
Polymedia | — | Руководитель направления по информационным системам |
SAP | — | Руководитель направления по работе с государственным сектором |
SAPRUN | — | Эксперт Prognoz Platform |
ФГБУ ЦЭКИ | — | И. О. директора |
РДП.РУ | — | Генеральный директор |
Полимедиа | — | Генеральный директор |
ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ | — | Директор по ИТ |
ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России | — | Начальник отдела |
Комитет государственных услуг города Москвы | — | Начальник отдела перевода государственных услуг в электронный вид |
Postgres Professional | — | Сооснователь и заместитель генерального директора |
ГБУ ТО МФЦ | — | Специалист отдела регулирования госуслуг |
Минкомсвязь России | — | Заместитель директора департамента развития электронного правительства |
Аквариус | — | Вице-президент по коммерческой деятельности |
ГБУ МО Мосавтодор | — | Заместитель руководителя службы информационных технологий и защиты информации |
ФБМСЭ | — | Начальник отдела |
ФОМС | — | Начальник Отдела |
ГБУЗ Павлово-Посадская ЦРБ | — | Начальник IT отдела |
Ростелеком | — | руководитель направления |
Министерство развития информационного общества Калужской области | — | Заместитель министра – начальник управления информатизации и связи |
ФГБУ ИАЦ Судебного департамента | — | Начальник отдела |
Росплатформа | — | Управляющий директор |
Министерство финансов Республики Беларусь | — | Консультант управления перспективного развития |
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | — | Начальник отдела правового обеспечения развития единого информационного пространства и поддержки |
Дневник.ру | — | Научный руководитель |
Институт развития информационного общества | — | Ведущий аналитик |
Пенсионный Фонд Российской Федерации | — | Начальник отдела стратегического развития ИТ |
Кейсистемс-Безопасность | — | первый заместитель генерального директора |
ФГБУ ФБ МСЭ | — | Заместитель руководителя |
Департамент информатизации и связи Краснодарского края | — | Руководитель |
Комитет государственных услуг города Москвы | — | Заместитель председателя Комитета |
Росимущество | — | Заместитель руководителя |
Кейсистемс-Безопасность | — | , Заместитель генерального директора по техническим вопросам |
НИУ ВШЭ | — | Ведущий научный сотрудник |
Главное управление информационных технологий и связи Омской области | — | Начальник Главного управления |
ФГБУ НИИ Восход | — | Заместитель директора |
МНИРТИ | — | Руководитель специальных проектов |
Представительство Правительства Хабаровского края при Правительстве Российской Федерации | — | Заместитель руководителя |
ФГБУЗ Центр крови ФМБА России | — | Начальник отдела Информационных технологий |
ГИВЦ Росрезерва | — | Директор |
Группа Телематика-Один | — | директор по развитию бизнеса |
Экспертный центр электронного государства | — | руководитель |
ВидеоМост | — | Директор по продажам |
ФТС России | — | Начальник ИБ |
ISPsystem | — | Генеральный Директор |
Росплатформа | — | директор по продажам |
Центр технологий электронного правительства Университета ИТМО | — | Директор |
Федеральный исследовательский центр Информатика и управление РАН | — | Заместитель директора |
ДИТ Москвы | — | Заместитель руководителя центра поддержки государственных услуг ДИТ Москвы |
INLINE | — | руководитель департамента по работе с государственными заказчиками |
Постоянное Представительство Челябинской области при Правительстве РФ | — | Руководитель |
ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ | — | Директор департамента информационных технологий |
Пенсионный Фонд России | — | Начальник отдела проектирования СПУ |
IBS | — | технический эксперт |
ФКУ Ространсмодернизация/td> | — | Начальник Управления АСУ ТК |
АйТи | — | Председатель Совета директоров |