Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/05/29 13:56:46

Напитки в России


Содержание

Хроника

2023

Рост рынка бутилированной воды на 38,9%

В 2023 году объем российского рынка бутилированной воды (питьевой и минеральной) увеличился на 38,9% по сравнению с предыдущим годом. При этом внутреннее производство поднялось на 14,5%. Такие данные приводятся в исследовании NeoAnalytics, результаты которого представлены 22 марта 2024 года.

В отчете сказано, что в 2023-м экспорт бутилированной воды из РФ составил более 150 млн литров, что на 89,9% меньше объема 2022 года. Основными потребителями стали Монголия и Азербайджан. Доля импорта в структуре российского рынка составляет около 1,3%. В 2023-м было импортировано немногим более 140 млн литров: прибавка по отношению к 2022 году оценивается в 11,4%. В Россию импортируется бутилированная вода прежде всего в верхнем ценовом сегменте, а ведущими поставщиками являются Грузия и Италия.

В 2023 году уровень потребления бутилированной воды в России составляет около 45,7 литра на человека в год. Для сравнения: в Европе в целом данный показатель превышает 100 литров. В структуре рынка производства бутилированной воды в РФ доля минеральной воды составляет 47,5%. На долю питьевой воды, в том числе газированной, приходится 52,5%.

Развитию российской отрасли питьевой и минеральной воды способствует сложившаяся геополитическая обстановка, из-за которой крупнейшие иностранные бренды покинули РФ. Отечественные производители использовали данную возможность для расширения рынка сбыта, выхода в новые регионы и увеличения ассортимента продукции. По состоянию на 2023 год объем внутреннего выпуска существенно превосходит объемы импортных поставок. Практически вся производимая продукция идет на внутренний рынок.Российский рынок видеоконференцсвязи: оценки, драйверы, крупнейшие участники. Обзор TAdviser 56 т

Наибольший объем производства в России, как отмечает AnalyticResearchGroup, приходится на природные воды. Это означает, что вода добыта из конкретного источника или скважины и обработана способами, которые не изменяют содержание и соотношение катионов, анионов и биологически активных компонентов в ее составе. Еще одна категория — обработанные питьевые воды из любого источника, в процессе подготовки которых используются допустимые технологии, такие как фильтрация, антимикробная обработка, озонирование и пр.[1]

Рост производства безалкогольных напитков до 115,3 млн дал

В 2023 году производство безалкогольных напитков в России составило 115,3 млн дал против 107 млн дал годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Росстата, о которых стало известно в апреле 2024 года.

Как пишут «Ведомости», цены на безалкогольные напитки выросли на фоне введения курсовых пошлин, оттолкнувших производителей от экспорта и заставивших их сосредоточиться на внутреннем рынке, где им пришлось увеличить стоимость продукции для поддержания рентабельности. Кроме того, изменения на рынке вызваны введением обязательной маркировки безалкогольных напитков и налога на них. Акцизная ставка составляет 7 рублей за литр, и эти издержки добавлены к цене продукции.

Производство безалкогольных напитков в России составило 115,3 млн дал

Повлиять на ситуацию на рынке могло и введение в 2023 году маркировки на безалкогольные напитки и акциза на газировки с сахаром, говорит президент Союзнапитков Максим Новиков.

«
Обе меры потребовали от индустрии транслирования части затрат в стоимость продукции, а повышение цен, в свою очередь, напрямую связано со спросом и объемами производства, — отметил он.
»

По данным Министерства финансов РФ, акцизы на сахаросодержащие напитки российского производства в 2023 г. дали бюджету 7,2 млрд рублей, на импортные напитки – 1,1 млрд рублей.

К росту издержек у производителей также привели изменение курса валют, удорожание логистики и дефицит кадров, считает директор по стратегическому развитию Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров. По его оценке, в результате стоимость сладких безалкогольных напитков у крупнейших производителей увеличилась на 10–15%.

По данным NTech за 2023 год, в категории «Сладкие газированные напитки» по доле рынка в денежном выражении лидирует торговая марка «Добрый» (25,1%), далее идут «Черноголовка» (17,6%), Cool Cola (6,8%), Coca-Cola (4,8%) и Everness (4,1%).[2]

2022

Рост производства прохладительных напитков в России на 45% до 9,5 млрд литров

В 2022 году в России было произведено 9,5 млрд литров прохладительных напитков, что примерно соответствует объему годичной давности. Однако в сравнении с 2018 годом объем рынка вырос на 45%, свидетельствуют данные аналитической компании BusinesStat, опубликованные в декабре 2023 года.

Как отмечают эксперты, до 2022 года на российском рынке прохладительных напитков доминировали Coca-Cola и PepsiCo. Большая часть продаж газированных и чайных напитков приходилось на эти корпорации, а остальные производители конкурировали между собой, стараясь забрать себе небольшой сегмент рынка, либо занимаясь смежными видами напитков – квасами, негазированными напитками и энергетиками, в которых позиции гигантов были не так сильны, говорится в исследовании.

В 2022 году Coca-Cola и PepsiCo вместо полного ухода из РФ выбрал вариант с избавлением от всех российских активов и формальным уходом в виде прекращения выпуска продукции под международными брендами и перестройки своих портфелей в пользу локальных марок. Но местные производители были не готовы сохранять статус-кво и воспользовались ситуацией. Естественной реакцией на уход с рынка классической тройки напитков Coca-Cola, Fanta, Sprite у Coca-Cola и Pepsi, Mirinda, 7Up у Pepsico стало мгновенное появление аналогов.

Компания «Очаково» пошла по пути замещения всей тройки, выпустив аналоги по всем трем видам – Cool Cola, Fancy и Street. ГК «Черноголовка» также выпустила аналог колы – «Кола Черноголовка», но, в отличие от «Очаково», параллельно усиленно продвигала другие напитки из своего ассортимента с традиционными для советско-российского рынка вкусами. Другие российские производители также выпустили линейки аналогов колы и других популярных прохладительных напитков, добавляют в BusinesStat.[3]

В России снизились продажи готовых сиропов - на 14,9% до 19,5 тыс. тонн

В 2022 году в России было продано 19,5 тыс. тонн готовых сиропов, что на 14,9% меньше в сравнении с предыдущим годом ранее. Основной причиной спада стало сжатие спроса со стороны населения и сектора общественного питания из-за роста цен и сокращения ассортимента, говорится в исследовании BusinesStat, опубликованном в июле 2023 года.

По словам аналитиков, в 2022 году отечественные производители столкнулись с дефицитом и подорожанием отдельных пищевых компонентов, используемых в изготовлении сиропов, проблемами с упаковкой продукции и обслуживанием оборудования, а импортеры существенно сократили объемы поставок в связи с нарушением логистических цепочек и из-за санкций.

Согласно исследованию, большая часть готовых сиропов и топпингов реализуется заведениям общественного питания: кофейням, барам, ресторанам, отелям и кейтеринговым компаниям. Долгое время в России данные продукты были нишевыми и применялись лишь профессиональными бариста, барменами и поварами, но в последние годы рынок получил новый импульс к развитию. Росту продаж готовых сиропов во многом способствовала популяризация потребления кофе и смешанных напитков у россиян, а также расширение ассортимента сиропов и топпингов, представленных в рознице.

Спрос на напитки и десерты с любимыми вкусами сохранился и реализовывался посредством покупок готовых сиропов и топпингов в розничных магазинах и на маркетплейсах. Также многие кофейни запустили экспресс-доставку напитков и десертов. Она осуществлялась как собственными силами, так и сторонними сервисами.

В 2022 году в магазинах было представлено около 100 различных вкусов готовых сиропов и топпингов. В пятерку самых популярных у россиян вошли шоколадный (7,6% ассортимента), карамельный (6,3%), кленовый (5%), клубничный (4,8%) и ванильный вкус (4,5%).[4]

Примечания