2024/09/30 11:16:44

Напольные покрытия (рынок России)


Содержание

2023

В России сократилось производство напольной плитки на 6,8%, до 101,7 млн квадратных метров

В 2023 году объем производства напольной керамической плитки в России составил 101,7 млн квадратных метров. Это на 6,8% меньше по сравнению с предыдущим годом, когда было изготовлено 109,1 млн квадратных метров данной продукции. Спад обусловлен сложностями, возникшими на фоне сформировавшейся геополитической обстановки. Об этом говорится в обзоре BusinesStat, опубликованном в конце сентября 2024 года.

Отмечается, что одной из главных сложностей при производстве керамических изделий является обеспечение сырьем надлежащего качества. В 2022 году прекратились поставки глины с Украины, а также возникли перебои с закупками каолина из других стран. Кроме того, возникли проблемы с заменой материалов, используемых для придания керамической поверхности требуемых визуальных и функциональных свойств — глазури, ангобов, красителей. Основными поставщиками этих продуктов являются Италия и Испания, но из-за санкций российским производителям приходится искать альтернативные пути для покупки и доставки нужных материалов.

По оценкам, в 2019 году объем производства напольной керамической плитки в РФ составил 105,1 млн квадратных метров. Год спустя последовало падение на 6,6% — до 98,2 млн квадратных метров. В 2021-м положительная динамика восстановилась: выпуск продукции поднялся на 11,6%, достигнув 109,5 млн квадратных метров. А в 2022 году зафиксировано незначительное сокращение — на 0,3%.

Значимыми игроками рассматриваемого рынка названы ООО «Керама Марацци», ООО «Самарский Стройфарфор», ООО «Шахтинская керамика», АО «ЗКИ» и ООО «Фряновский Керамический Завод». Для отрасли существенной проблемой стало почти полная блокировка доступа к западным технологиям, которые играют ключевую роль в производстве напольных покрытий. А удлинение логистических цепочек приводит к росту стоимости продукции.[1]

Рост продаж напольных покрытий на 4,6% до 343,2 млн кв. м

В 2023 году продажи напольных покрытий в России достигли 343,2 млн квадратных метров против 328,1 млн в 2022-м. Таким образом, отрасль показала рост на 4,6%, о чем говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого обнародован 21 марта 2024 года.

Статистика учитывает реализацию такой продукции, как линолеум и твердые неполимерные напольные покрытия, паркет и паркетная доска, ламинат и напольная керамическая плитка. Среди ключевых игроков российского рынка аналитики называют компании «Ультрадекор», «Эггер Древпродукт Гагарин», «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», «Керама Марацци» и «Свисс Кроно».

В 2019 году, по оценкам, в России было реализовано приблизительно 353,6 млн квадратных метров напольных покрытий. В 2020-м зафиксирована прибавка на 1,1% — до 357,5 млн квадратных метров, а в 2021 году рынок вырос еще на 5,7%, достигнув 377,8 млн квадратных метров.

Затем, в 2022 году, последовал спад: объем реализации уменьшился на 13,2% — до 328,1 млн квадратных метров. Из-за сформировавшейся геополитической обстановки снизились продажи жилья. Кроме того, рост цен существенно сократил объемы плановых ремонтов. Плюс к этому строительство новых торговых центров практически остановилось, что связано с ускоренным переходом потребителей в интернет-магазины. Все эти факторы негативно сказались на поставках напольных покрытий в РФ.Метавселенная ВДНХ 3.4 т

В 2023 году отрасль начала восстанавливаться. Средние цены на напольные покрытия стабилизировались, что отчасти связано со смещением спроса в более низкие ценовые сегменты. Так, россияне в целях экономии стали чаще выбирать отечественные материалы, а не дорогостоящие аналоги из Европы. При этом возрос спрос на линолеум, тогда как продажи паркета и напольной плитки продолжили сокращаться.[2]

2022

Снижение продаж покрытий на 11,9% до 333 млн кв. м

Объем российского рынка напольных покрытий в 2022 году составил 333 млн кв. метров, что на 11,9% меньше, чем годом ранее. Такие данные в октябре 2023 года опубликовали в аналитическом агентстве BusinesStat.

По словам исследователей, начало специальной военной операции и последовавшая за ней частичная мобилизация сказались на желании покупать жилье. Люди опасались брать на себя тяжелую кредитную нагрузку, особенно ипотечные кредиты с длительным сроком обслуживания. Кроме того, рост цен существенно сократил объемы плановых ремонтов, россияне предпочли меньше тратить и больше сохранять денежные средства на будущее, отмечают эксперты. Основной тенденцией кризисного этапа является сокращение в продажах доли премиальной продукции за счет более активного развития среднего и эконом-сегмента, добавляют они.

Отмечается, что в 2022 году снизились объемы реализации всех видов покрытий, но глубина падения рынка напольной керамической плитки была наименьшей. Сильнее всего сократились продажи паркета и паркетной доски. В результате структура продаж в 2022 г выглядела следующим образом: на линолеум пришлось 37,7%, на напольную керамическую плитку – 34,9%, на ламинат – 23,7%, на паркет и паркетную доску – 3,7%.

В исследовании также отмечается, что в 2018-2021 гг. продажи напольных покрытий стабильно росли. Даже пандемия COVID-19 оказала ограниченное влияние на рынок на фоне роста интереса индивидуальных покупателей к материалам для ремонта в период самоизоляции. Наибольший прирост продаж пришелся на 2021 г: временное снижение ставки рефинансирования, программы льготной ипотеки стимулировали деловую активность в строительной отрасли, а следовательно, спрос на строительные материалы, в том числе напольные покрытия.[3]

Производство ламината в РФ снизилось на 21,6% до 95 млн кв. м

По итогам 2022 года производство ламината в России составило 95 млн кв. м, что на 21,6% меньше относительно предыдущего года. Падение рынка зафиксировали аналитики BusinesStat. Свое исследование они опубликовали в мае 2023 года.

По словам экспертов, в 2022 году санкционный кризис, с одной стороны, стал причиной серьезных негативных экономических последствий, что привело к сжатию спроса внутри страны, с другой – к усложнению внешнеторговой логистики, а следовательно, сокращению экспорта продукции.

Отличительной чертой российского рынка ламината в BusinesStat назвали то, что многие ведущие мировые производители построили заводы на территории России. Конечные собственники «Кастамону», «Свисс Кроно», «Кроношпан», «Эггер», «Юнилин», «Таркетт» расположены в Европе, поэтому их часто называют локальными производителями. И только три предприятия – «Ламинат-Трейд», «Монолит-Строй» и «Бебель» – действительно отечественные и оперируют российским капиталом.

В 2022 году ни один из локальных производителей не объявил о своем уходе из России. Почти все лидеры являются гигантами деревообработки, а производство ламината – лишь одно из многих направлений их деятельности. Аналитики говорят, что главной проблемой для отрасли стало почти полное отключение от западных технологий, которые играют ключевую роль в выпуске ламината.

В 2022 году импорт ламината сократился на 33,3%. Евросоюз ввел санкции в отношении кода ТН ВЭД 4411 13, по которому декларируется часть ламината: запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт товаров, которые могут способствовать, в частности, укреплению российских промышленных мощностей. Наибольшее снижение пришлось на 2022 г (-7,1 млн м2), на что преимущественно повлияло сокращение поставок из Китая (-3,5 млн м2 к уровню 2021 г), Польши (-1,6 млн м2) и Германии (-1,5 млн м2).[4]

2013

В структуре рынка напольных покрытий в 2013 году линолеум и напольная керамическая плитка (включая керамогранит) заняли самые весомые доли – около 33% и 28,5% соответственно, на третьем месте ламинат, на его долю приходится порядка 24%, на долю ковролина приходится 13%, на долю паркета - 1,5% рынка в натуральном выражении. Данные DISCOVERY Research Group. В 2013 году соотношение сегментов рынка напольных покрытий практически не изменилось по сравнению с 2012 годом.

Структура рынка напольных покрытий изменяется, в основном, под влиянием двух факторов: появление новых технологий в производстве и изменение уровня благосостояния населения. Основная тенденция рынка – продолжение вытеснения линолеума более новыми материалами – в первую очередь, ламинатом. Для крупных игроков все большее значение имеет экологическая ответственность, бизнеса как номинальная, так и фактическая. Эта тенденция диктуется спросом, который все больше обращается к натуральным, природным материалам.

Для рынка напольных покрытий период кризиса был недолговременным. После падения в 2009 году рынок вырос на 18,7% за год, а еще через год – в 2011 г. – превысил докризисный период, преодолев порог 400 млн. м2. В настоящее время, по расчетам DISCOVERY Research Group, объем рынка составляет 514 млн. м2, правда, в посткризисный период темпы прироста стали сдержаннее: в 2013 г. рынок вырос на 5% (объем в 2012 году составил 489,2 млн. м2). Потенциал рынка кроется в увеличении объемов строительства, а также ремонтных и отделочных работ, росте благосостояния и платежеспособности населения.

На рынке линолеума основную долю занимают отечественные компании. При этом концентрация производства увеличивается. На долю двух ведущих производителей – ЗАО «Таркетт» и ООО «Комитекс Лин» приходится свыше 90% общего объема выпуска, из которых 18% – это выпуск «Комитекс Лин». Доля третьего некогда сильного игрока ООО «Стройпластмасс-СП» в последние годы заметно снижалась и по состоянию на март 2014 года предприятие находится на стадии банкротства.

На рынке ламината поставки импорта и локального производства примерно равны. На территории России уже давно работают два крупных завода западных холдингов, выпускающих ламинированный паркет – это всемирно известные концерны Kronostar и Kronospan. С отрывом от лидеров по объему производства следуют Tarkett и новый, открывшийся в 2012 году, крупный завод в России – Unilin. Запуск очень крупного завода Kastamonu Entegre, который должен произойти в 2014 году, может оказать серьезное влияние на российский рынок ламината.

Примечания