Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/05/24 13:52:45

Олег Федоров, Linx Cloud: Хороший ИТ-партнер — тот, кто помогает вам отразить DDoS-атаку 1 января

Олег Федоров, руководитель направления облачных продуктов и решений Linx Cloud, делится инсайтами о том, как облачный провайдер превращается в стратегического союзника и как выбрать правильного ИТ-партнера на долгосрочную перспективу.

Олег
Федоров
В традиционной модели корпоративных ИТ вам просто не хватит людей на разработку и развитие продвинутых ИТ-продуктов.

Какова сегодня роль облака для бизнеса?

Олег Федоров: Абсолютно ключевая: облако в современном мире зачастую уже является не вопросом выбора, а скорее необходимостью. Но особенно это справедливо для России.

Во-первых, облачные сервисы позволяют бизнесу быстро и эффективно наращивать необходимые ИТ-ресурсы и сервисы. Это критически важно на фоне проблем с доступом к оборудованию.

Во-вторых, каждая компания в России сегодня в некотором смысле становится ИТ-компанией. Невозможность быстро развивать ИТ-инфраструктуру означает потерю конкурентных преимуществ. Облака позволяют не отставать от трендов и конкурентов.

В-третьих, требования к ИБ становятся все более строгими. Некоторые облачные провайдеры специализируются на соответствии актуальным стандартам и нормам безопасности, предлагая мощные и постоянно обновляемые решения.

Наконец, на фоне общего дефицита ИТ-специалистов использование облачных сервисов позволяет не волноваться о найме и обучении сотрудников, так как провайдеры берут эти задачи на себя.

Как на этом фоне меняется сама суть работы провайдера облаков?

Олег Федоров: Подлинную ценность для бизнеса может обеспечить не столько формальный «ИТ-подрядчик», сколько полноценный «бизнес-партнер». Современные провайдеры облачных сервисов активно участвуют в стратегическом планировании развития ИТ-инфраструктуры компании.

Вместо формального исполнения задач провайдеры должны проявлять инициативу в поиске и внедрении новых технологий, которые могут принести клиенту наибольшую пользу. Это включает в себя не только технологическое обновление, но и экономическую выгоду, обеспечивая клиенту устойчивое конкурентное преимущество.

Для этого провайдеры сегодня предлагают решения, ориентированные на улучшение бизнес-процессов и увеличение доходов клиентов, минимизацию издержек, предотвращают ненужные потери и проч. А это требует не только технических знаний, но и понимания специфики отраслей клиентов.

Мы говорим о развитии стандартного подхода XaaS (все как сервис) на новом уровне?

Олег Федоров: В традиционной модели корпоративных ИТ вам просто не хватит людей на разработку и развитие продвинутых ИТ-продуктов. Значительная часть ресурсов будет уходить на развертывание и поддержку оборудования, виртуализации, администрирование приложений, траблшутинг и т.д.

В рамках бизнес-ценностного подхода к ИТ ваши специалисты становятся активными помощниками в развитии бизнеса через создание и внедрение цифровых инструментов. Освобождение от ИТ-рутины позволяет им сосредоточиться на инновациях и движении вперед.

Так вот сегодня провайдеры берут на себя не только рутину, но и помогают развивать бизнес через трансформацию обычных отношений «подрядчик-заказчик» в истинное партнерство. XaaS лежит в основе такого подхода.

Например, если вдруг перестает работать важная ИТ-система, партнер по бизнесу не просто восстановит сервис, но и возьмет на себя часть ответственности, включая возможные финансовые компенсации за время простоя. Подрядчик же завалит вас бумажками, которые снимают с него ответственность.

ИТ-сервисы в партнерском формате не просто помогают быть более адаптивными и быстрыми — такой подход становится локомотивом, толкающим развитие компании вперед.

Есть ли в вашей практике истории, когда облако пришло на помощь в безвыходной ситуации?

Олег Федоров: Таких много. Вот, один из недавних кейсов: клиент обратился с проблемой: ему должны были поставить оборудование, чтобы использовать его как on-premise инфраструктуру под проект. Но поставка, ожидавшаяся в течение 8 недель, затянулась до 12. Вместо того, чтобы откладывать запуск, что было неприемлемо для бизнеса, заказчик принял наше предложение использовать облако.

Благодаря облаку Linx Cloud проект клиента стартовал задолго до прибытия оборудования. Кроме серверов, мы решили использовать виртуальный роутер, который отлично справился с нагрузкой, и это также значительно сократило время запуска проекта, снизило издержки на организацию и поддержку сети.

Удаленное управление серверным оборудованием и выполнение политики резервного копирования «3+2+1» (3 копии + 2 типа носителей + 1 копия на удаленном) также помогли клиенту серьезно оптимизировать затраты на выполнение основных технических требований.

По каким критериям стоит выбирать облачного партнера?

Олег Федоров: Прежде всего следует разделять задачи: когда речь идет о сервисах типа IaaS и PaaS, ответственность делится между провайдером и клиентом, что позволяет сбалансировать гибкость и контроль. Они могут предоставляться из публичного или гибридного облака.

А вот различные задачи, связанные с КИИ, ГИС и ИСПДн, всегда будут требовать частного облака, что вносит свои корректировки в требования к провайдеру — его компетенциям и ресурсам. Для mission critical систем частное облако — лучший выбор из-за требований по безопасности и доступности. Это также позволяет переложить управление ресурсами, а также обеспечение соответствия требованиям ИБ и регуляторов на провайдера, который гарантирует отказоустойчивость и резервное копирование как данных, так и ИТ-систем на разных площадках и обеспечивает комплексную защиту.

Для business critical-систем больше важны параметры времени восстановления и потери данных (RTO и RPO), которые мы настраиваем для быстрого восстановления после сбоев.

В целом же необходимо смотреть не только на коммерческие предложения, но и на то, как провайдер реагирует на реальные ситуации. Как он помогает при инцидентах, его готовность работать в нестандартных ситуациях, честность в отношениях и подходе к решению проблем.

Самый верный способ — запуск пилотных проектов, и, если там происходят инциденты, нужно внимательно отслеживать и анализировать то, как реагирует провайдер.

Если вам 1 января помогают отразить DDoS-атаку — значит это ваши люди, тот самый «провайдер-партнер», исповедующий честный, неформальный и заинтересованный подход.

Также всегда нужно обращать внимание на уровень сертификации провайдера в области информационной безопасности, на качество его инфраструктуры — все это лежит в основе надежности облачных услуг.

Немаловажно наличие легальных лицензий на офисные продукты, а также предоставление тестового периода для системы, что позволяет бизнесу оценить все преимущества облачного решения без первоначальных капитальных вложений.

Облако может помочь сократить затраты?

Олег Федоров: Безусловно, и таких примеров — масса. Тут я бы хотел остановиться на такой особенности облаков, которая часто остается в тени. Это стоимость выхода из ИТ-проектов. Проиллюстрирую свою мысль на двух реальных историях.

Первая: компания из нефтегазовой отрасли запланировала запуск системы лояльности. Были закуплены серверы на почти 30 млн рублей, арендованы стойки, словом — низкий старт. И вдруг — отмена. Произошла заморозка инвестиций в физическую инфраструктуру ввиду непредвиденного закрытия финансирования всего через 3 месяца со старта проекта, который должен был окупаться несколько лет.

Вторая: ритейл-компания, которая внедряла систему подсказок при заполнении корзины на сайте. Благодаря изначальному выбору аренды облака в качестве среды развертывания, когда также от проекта пришлось отказываться через 2 месяца после запуска, потери были минимальны — меньше 1 млн в капитальных затратах.

Облачные решения идеально подходят для сценариев, где нужно быстро протестировать гипотезы, запускать пилотные проекты и наблюдать за их развитием, сохраняя при этом гибкость и контролируя издержки, да и просто оперируя ИТ-ресурсами в условиях высокой неопределенности.

Но эти примеры относились скорее к периоду, когда в экономике реализовывался форс-мажорный сценарий. А «облако-партнер» может показать свою эффективность сегодня, когда все более или менее устоялось?

Олег Федоров: Сегодняшняя относительная стабильность дает облачным сервисам новые возможности для демонстрации эффективности. Рассмотрим конкретный случай. Продуктовая команда крупного ритейла обратилась с задачей ускорить разработку и обновление продуктов.

При этом их ИТ-департамент выдвинул условие: без технического задания к работе они не приступят. Плюс, нужно было согласовать все с отделом информационной безопасности. Казалось, что продуктовой команде никак не удовлетворить требованиям ИТ и ИБ одновременно.

Но решение нашлось благодаря облачной архитектуре. Мы предложили безопасное подключение для распределенных команд разработчиков, которое соответствовало всем требованиям ИБ.

Создали специальную облачную среду с централизованным репозиторием для различных команд и веток проекта, ввели статическую проверку кода для исключения уязвимостей, предусмотрели разделение сред разработки и тестирования, что позволило после проверки сразу же переходить к развертыванию обновлений в производственный контур заказчика.

Полное покрытие требований ИБ, включая сложные вопросы, такие как сегментирование доступа, реализовали с необходимой скоростью и эффективностью. Мониторинг и аудит всех действий пользователей, а также централизованное управление ролями и доступами полностью интегрированы с требованиями заказчика.

Это означало, что управление доступом стало гибким и оперативным. Благодаря облаку клиент добился невероятно быстрого времени выхода на рынок, обеспечив гибкость и масштабируемость процессов. ИБ-требования в плане хранения кода также соблюдены, в том числе через использование шифрования.

Решая задачу самостоятельно, клиенту пришлось бы тратить время на получение необходимых ресурсов от собственного ИТ-отдела, писать ТЗ, разбираться с требованиями ИБ. А с облаком они получили готовый к использованию и оттестированный новый рабочий код в рамках целого CI/CD-процесса из облака, что позволило легко адаптировать под требования ИТ-ландшафт компании.

Таким образом, все эти инструменты — по сути, платформа для разработки — а также более базовые технические аспекты, от железа до виртуализации и инженерии, остались на нашей стороне. Это дало клиенту возможность сконцентрироваться на своем основном бизнесе, что и есть наша основная цель как облачного партнера.

Узнайте больше об облачных решениях Linx Cloud