Содержание |
Срыв сроков
Затягивание сроков поставки или выполнения работ по проекту по разным причинам отметили почти все опрошенные TAdviser организации. Прописанная ответственность в виде пени за просрочки в договоре не всегда срабатывает как страховка в этом случае. По данным картотеки арбитражного суда, срывы сроков – один из наиболее распространенных поводов для судебных разбирательств между ИТ-поставщиками и заказчиками наряду с низким качеством работ.
Тяп-ляп
Услуги ненадлежащего качества – еще одна наиболее распространенная проблема ИТ-заказчиков.
![]() | Зачастую поставщик сервиса имеет очень отдаленное понимания о процессе контроля качества. Из-за этого мы вынуждены нести дополнительные траты на обеспечение процесса на своей стороне. Поэтому для минимизации рисков мы включаем в договоры критерии оценки качества и другие юридические рычаги для управления качеством предоставляемых услуг, - говорит Константин Горелик, директор департамента внедрения и сопровождения Yota. | ![]() |
В госсекторе эта проблема имеет свои особенности. Руководитель проектов «РТ-Информ» Денис Семенов отмечает, что взаимоотношения подрядчиков и заказчиков в госсекторе регламентируется нормами законов о закупках 223-ФЗ и 44-ФЗ. В связи с этим зачастую определяющим фактором выбора подрядчиков является стоимость предложения, при этом качество и уровень квалификации подрядчиков не всегда возможно проверить.
![]() | Низкий уровень квалификации не позволяет исполнить прописанные договором обязательства, что, в конечном счете, отражается на качестве выполненных работ и приводит к срывам сроков, - говорит он. | ![]() |
Документы – это ерунда
Среди поставщиков встречается небрежное или невнимательное отношение к документации. Наибольшую остроту эта проблема приобретает в госсекторе.
![]() | Подрядчик может сделать замечательную систему, но при этом напрочь забыть, что по техническому заданию нужны документы. Бессмысленно говорить «что вы придираетесь, система же работает!» - у заказчика руки связаны. Без необходимых документов мы не можем оплатить работы, - поясняет Ирина Сиренко, заместитель руководителя ДИТ Москвы. | ![]() |
Ирина Сиренко отмечает и наличие и таких случаев как невнимание к ТЗ. Некоторые подрядчики не вчитываются в детали технического задания, игнорируют то, что им кажется мелочью. В итоге, когда приходит осознание, что из-за этих «мелочей» они не могут исполнить контракт, начинают просить внести изменения в госконтракт, но 44-ФЗ этого не позволяет. Итог печальный – расторжение контракта и включение в реестр недобросовестных поставщиков, резюмирует представитель ДИТ Москвы.«Группа Астра» разрослась до двух десятков компаний. Ключевые активы экосистемы
Андрей Бурлуцкий, директор по ИТ «Сибура», отмечает, что подрядчик зачастую прикидывает реализацию ТЗ лишь на пальцах, не вдаваясь в детали – читает по верхам. По ним же определяет и сроки, и стоимость. Получается меньше на этапе принятия решения, а по факту – проект только затягивается, когда по ходу его реализации к подрядчику приходит понимание сути работ.
![]() | Вот случай из практики - мы проводили открытый тендер через нашу b2b-платформу на аренду канала связи «Москва-Благовещенск». Предложение одного из участников торгов вызвало у нас легкий шок. Цена существенно превышала все объективные цифры. Оказалось, коллеги перепутали наш Благовещенск в Башкирии с тем, который на Дальнем Востоке. Разумеется, в ТЗ субъект федерации был четко обозначен, - рассказал Бурлуцкий TAdviser. | ![]() |
«Дутая кукла»
Иногда поставщики заявляют наличие у себя более крупного опыта и экспертизы, чтобы заполучить проект.
![]() | Бывают случаи, когда компания заявляет о наличии у нее экспертизы в реализации ИТ-проектов в той или иной области, а в процессе работы мы понимаем, что их экспертиза не соответствует необходимому нашему банку уровню, - говорит Роман Яковлев, руководитель управления развития информационных систем Райффайзенбанка. | ![]() |
Иногда подрядчик считает, что заявляемые заказчиком цели – это вовсе не цели, а на «раз-два», и говорит о наличии у него колоссального опыта выполнения проектов во много раз сложнее, отмечают в «Сибуре». На деле же оказывается, что не такой уж и опыт есть у подрядчика, а проекты выполнял субподрядчик, а они только сидели рядом и смотрели.
Не по адресу
Есть довольно неприятные ИТ-партнеры, которые пренебрегают общением с ИТ-сотрудниками компании, и напрямую забрасывают предложениями, прайс-листами, рекламой непосредственно топ-менеджмент компании, рассказывает директор по ИТ ППК корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Владислав Уткин.
![]() | В нашем случае подобные предложения зачастую шлют напрямую собственнику компании. Для меня непонятно, на что рассчитывают подобные партнеры? На то, что собственник сам примет решение и в приказном порядке заставит ИТ-директора покупать тот или иной ИТ-сервис? В моем понимании данные партнеры ведут себя некорректно и даже оскорбительно. Очень сложно впоследствии работать с такими партнерами, которые не уважают своих коллег в компании, - считает Уткин. | ![]() |
Третий лишний
Ирина Сиренко из ДИТ Москвы отмечает, что еще одна частая проблема касается контрактов, в исполнении которых помимо госзаказчика и исполнителя участвуют третьи лица – в случае с ДИТ это пользователи будущей системы из отраслевых ведомств. С ними тоже нужно работать – получать подтверждения, документы. Подрядчики нередко вспоминают об этом в последний момент и пытаются переложить бремя согласования на основного заказчика, отмечает Сиренко.
Разлад между вендором и интегратором
Весьма раздражает и перекладывание ответственности в связке «вендор – интегратор», отмечает Андрей Бурлуцкий из «Сибура». При любом отклонении один указывает на другого – а в итоге проблемы во взаимодействии участников этой связки решает клиент.
![]() | Поэтому мы стремимся работать с прочно устоявшимися тандемами, которые не будут портить нервы ни нам, ни себе, а обо всем договорятся на берегу, до старта проекта, - говорит Бурлуцкий. | ![]() |
Бонус от поставщика – помеха тендеру
При работе с любым крупным производителем существует такая система, как фиксирование специальных цен для партнера, который первый обратился к производителю, говорит Владислав Уткин из «ТехноНИКОЛЬ». В результате получается, что любые попытки в проведении честного тендера сводятся на ноль, т.к. первый откликнувшийся партнер заведомо получает неравные условия. Говорить об оптимальном предложении в этих условиях и об открытых тендерах довольно сложно.
![]() | С этим приходится постоянно бороться, жестко пресекать подобные действия и постоянно общаться с менеджерами производителя, то есть, постоянно контролировать сделку на «ручном приводе». Как результат: потеря времени, испорченные отношения, непрозрачная схема, вызывающая вопросы у аудиторов, - отмечает представитель «ТехноНИКОЛЬ». | ![]() |
Сюрпризы в разгар проекта
Иногда подрядчик говорит, что все хорошо, уже полгода идет проект, но всплыл нюанс, из-за которого все, что они делали до этого можно выбрасывать, потому что не была учтена пара моментов, рассказывают в «Сибуре». Иногда при этом подрядчик предлагает еще и доплатить, поскольку делает все заново. В этом случае в авральном режиме приходится пересогласовывать бюджет\ресурсы\сроки, снижая тем самым свою репутацию.
Отсталость от жизни
В Райффайзенбанке говорят, что иногда сталкиваются с компаниями, которые при наличии у них необходимой экспертизы, по тем или иным причинам не стремятся внедрять современные подходы к разработке программного обеспечения: гибкие методологии, автоматизация тестирования и другие. Это один из факторов, влияющих на решение банка разрабатывать и реализовывать более сложные проекты собственными силами.
Читайте также