Ритейл в реальном времени:
как торговые сети ускоряют обработку данных
Жизненный цикл товаров с момента производства до продажи связан с непрерывным обменом данными между информационными системами. От скорости и эффективного управление этим обменом зависит успех ритейлера, уверен Николай Карлов, руководитель отдела архитектуры «VK Цифровые технологии (ранее Mail.ru Цифровые технологии)». В колонке, подготовленной для TAdviser, он рассказывает о современных подходах к обработке данных.
Содержание |
Смена парадигмы
2020 год стал для ритейла периодом серьезной трансформации: торговые сети запускали новые бизнес-модели и экспериментировали с каналами продаж. Те, кто в этом преуспели, отчитываются о росте выручки. Среди причин роста ритейлеры называют, в частности, развитие онлайн-продаж - заказ стал быстрым и удобным для пользователей сервисов. За 2020 год суммарно 100 крупнейших онлайн-ритейлеров доставили 719 млн заказов, что почти в 2 раза выше год к году, по данным Data Insight (Дейта Инсайт). В 2021 эти цифры, по прогнозам экспертов, будут еще выше.
В офлайн-продажах ИТ-инфраструктура исторически выполняла поддерживающую функцию. С переходом в онлайн расстановку приоритетов пришлось скорректировать. Ориентация на развитие ИТ в 2020 году изменила рыночную парадигму: сразу 19 игроков вошли в топ-100 крупнейших интернет-магазинов и маркетплейсов России. Гонка за новыми сервисами, форматами предоставления услуг и долей на перспективных рынках перевела рынок ритейла в плоскость информационных технологий. На этом фоне одним из наиболее эффективных способов повысить конкурентоспособность становится обработка данных в реальном времени на каждом этапе цепочки поставок — от производства до конечного покупателя.
Цифровые поставки
Не секрет, что в современном ритейле цепочка поставок — от производства и до конечного потребителя — это комплекс цифровых процессов. Если какой-то из этапов поставки не оцифрован, работает некорректно или недостаточно прозрачен, компания несет убытки.
Показательный пример — кросс-граничные поставки. На пути из Китая в Калининград товар трижды пересекает границу. Каждое пересечение отображается в информационных системах. И если в какой-то момент данные будут внесены некорректно, компания просто не сможет реализовать продукцию. Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
Как правило, на этапе поставки ритейлер предоставляет поставщику выделенный доступ к собственным информационным системам. Человеческий фактор может усугубить ситуацию — допущенная по невнимательности ошибка дорого обойдется компании. Однако даже оцифрованный и автоматизированный процесс поставки может быть неэффективным. При низкой скорости передачи данных не всегда возможно обнаружить ошибку и своевременно ее исправить.
Например, из-за неправильной сертификации или маркировки товара вы не сможете его продать, даже при успешной доставке в нужный магазин. Упущенные выгоды умножаются на издержки доставки «вхолостую», возвратную логистику и так далее.
Мгновенное отображение данных о продукции в логистических системах минимизирует риск и позволяет выявлять ошибки на ранней стадии, когда их можно исправить с минимальными затратами.
От торговых точек к онлайн-сервисам
Следующий этап — непосредственно торговые точки. Со стороны ИТ каждый магазин — это отдельный узел связи со несколькими взаимосвязанных информационных систем. В крупных торговых сетях их количество доходит до десятков тысяч, и в каждом хранятся данные о товарных остатках, заказах и поставках, продажах и транзакциях.
В условиях офлайн-торговли достаточно собирать данные об остатках раз в сутки и не слишком привязаны к скорости обработки информации. Взрывной спрос на конкретные товары в подавляющем большинстве случаев связан с сезонностью и хорошо прогнозируется.
Однако цифровые сервисы работают в другой парадигме. Если данные об остатках передаются раз в сутки, потребитель может положить в виртуальную корзину товар, которого уже нет на полке в магазине. Отсутствие хотя бы одного товара уменьшает конверсию и увеличивает себестоимость сборки и доставки товаров. А если отсутствует не один продукт, а десять?
Работа с сервисами экспресс доставки, партнерскими или собственными, предполагает наличие витрины остатков товаров, которая обновляется в режиме реального времени: не реже, чем раз в пару минут.
Производительности устаревших систем не хватит для реализации этой задачи. Однако это не значит, что для запуска цифрового сервиса компании необходимо полностью менять собственный ИТ-ландшафт. Вместо этого можно создать промежуточный слой между существующими инфраструктурными системами и требовательными пользовательскими сервисами.
Так, к примеру, поступили в «Магните». Для развития омниканального взаимодействия с покупателями компания внедрила Tarantool Data Grid, который взял на себя роль `ускорителя` ИТ-инфраструктуры. Решение соединило информационные системы ритейлера и сервисы экспресс-доставки, среди которых Delivery Club и собственное приложение.
За два месяца в «Магните» был собрана витрина продуктового каталога с актуальными остатками и ценами товаров в точках продаж, которая позволила подключить несколько партнерских и собственных онлайн каналов продаж. Решение обрабатывает 4 млн обновлений остатков товаров в минуту и легко масштабируется. За два первых месяца работы компания увеличила количество подключенных торговых точек с 20 до 400, а через полгода сервисы экспресс-доставки доставляли уже из нескольких тысяч магазинов.
Персональный подход к покупателям
Применение real-time не ограничивается обменом данных с сервисами экспресс-доставки. Обработка данных в режиме реального времени позволяет вывести взаимодействие с клиентами на иной уровень и эффективно стимулировать продажи в физических магазинах.
К примеру, настроив обмен данными между торговой точкой и программой лояльности, ритейлер может генерировать персональные предложения для своих клиентов прямо на кассе. Когда кассир "пробивает" карту лояльности, система мгновенно получает историю покупок и предпочтения покупателя, сопоставляет эту информацию с позициями в чеке, и предлагает индивидуальную скидку. Таким образом, буквально не отходя от кассы человек получает стимул вернуться в магазин.
Технически такое решение представляет из себя витрину товаров, которая подключается к профилям клиентов и акционных предложений. За счет этого скоринг персонального предложения покупателю происходит менее, чем за полсекунды.
Быстрые результаты возможны
Развитие многих трендов в ритейле сталкивается с проблемой: идея есть, перспективы есть, но инфраструктурный фундамент не соответствует требованиям нового времени.
Запуск масштабного проекта перестройки ИТ-инфраструктуры далеко не всегда экономически целесообразен. При этом компании, которые не развивают новые направления и не осваивают новые форматы взаимодействия со своими клиентами, рискуют остаться «за бортом» во время трансформации отрасли.