Интервью TAdviser: Сергей Симонов, «Росморпорт» — об итогах и планах замещения импортного ПО
Правительство РФ и Минцифры в последние годы активно занимаются снижением зависимости российских предприятий от программного обеспечения недружественных стран. Летом 2022 года были созданы отраслевые комитеты и Индустриальные центры компетенций (ИЦК) по замещению иностранного ПО. О результатах работы за 2023 год в интервью TAdviser рассказал заместитель председателя Индустриального центра компетенций «Морской и речной транспорт», заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергей Симонов.
Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о деятельности Росморпорт.
Симонов Сергей: В 2023 году предприятию исполнилось 20 лет. ФГУП «Росморпорт» было создано и действует в интересах развития морской транспортной инфраструктуры России. Предприятие активно участвует в строительстве флота, государственных программах реновации и создании морской инфраструктуры, проектах цифровизации. Одной из наших главных задач является обеспечение безопасности мореплавания в акваториях. Если детализовать, то Росморпорт строит причальную инфраструктуру, флот, занимается дноуглублением акваторий, обеспечивает безопасную навигацию, ледокольные, лоцманские, буксирные, швартовные услуги, следит за грузовым траффиком в портах России, которых более 50.
После начала СВО большинство иностранных производителей программного обеспечения и оборудования из недружественных стран свернули представительства в РФ и прекратили поддержку ПО и оборудования. С какими сложностями в связи с этим столкнулся Росморпорт?
Симонов Сергей: Росморпорт использует иностранные ERP решения, серверное оборудование, офисный пакет. Кроме того, Росморпорт эксплуатирует системы управлением движением судов (далее – СУДС), которые относятся к значимым объектам критической информационной инфраструктуры (далее – КИИ). От точной и корректной работы операторов СУДС зависит безопасность судов и экипажей. Система обработки, отображения и регистрации информации (далее – СООРИ) СУДС получает данные с береговых радиолокационных станций, судовых автоматических идентификационных систем (АИС), видеокамер, учитывается коммуникация по радиоканалу с судами. Информация о местоположении судна, траектории его движения относительно берега, причальных сооружений, других судов, мелей, буев и других объектов должна корректно визуализироваться перед операторами центра СУДС в целях контроля движения судов в акватории. На основании данных СООРИ операторы СУДС дают рекомендации и указания по дальнейшему движению капитанам судов. Большинство СУДС, использовавшихся Росморпорт на момент начала спецоперации, были разработаны на базе иностранного программного обеспечения. Поэтому, в соответствии с постановлением № 1912 Правительства PФ от 14.11.2023 г "О порядке перехода субъектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, мы, в первую очередь, были обязаны заместить иностранное ПО, используемое на объектах КИИ.
Сколько СУДС эксплуатирует Росморпорт?
Симонов Сергей:На текущий момент предприятие эксплуатирует более 20 СУДС, которые контролируют обстановку в наиболее оживленных акваториях РФ. Помимо этого, строятся и вводятся в эксплуатацию новые СУДС. В 2022 году в портах РФ было осуществлено более 1 000 000 навигационных операций по сопровождению судов и их число стабильно растет, так как строятся новые терминалы, растет торговый флот. Ряд акваторий имеют очень оживленное движение судов, что требует тщательного контроля и удобных ИТ инструментов для операторов.
Осенью 2022 года на базе ФГУП «Росморпорт» был создан индустриальный центр компетенции «Морской и речной транспорт» по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений. Расскажите, что удалось и что не удалось сделать вашему ИЦК в 2023 году?
Симонов Сергей: Необходимо понимать, что индустриальные центры компетенций созданы, в первую очередь, в целях замещения иностранного индустриального ПО. ИЦК не занимаются проектированием и разработкой новых кросс- отраслевых ERP или CRM систем, которые могут быть востребованы, к примеру, металлургами или энергетикой. Основная задача ИЦК – это сбор и консолидация информации о имеющихся задачах замещения иностранного ПО внутри предприятий отрасли. В нашем случае это морской транспорт. В ИЦК «Морской и речной транспорт» входят 11 крупнейших предприятий России, связанных с морскими и речными перевозками. Это грузовые морские порты, крупные судоходные компании, предприятия, обеспечивающие безопасность мореплавания. Без преувеличения: от безостановочной работы предприятий нашей отрасли зависит значительный процент экспорта и импорта товаров из и в Россию.
В конце 2022 года созданный на базе ФГУП «Росморпорт» индустриальный центр компетенции «Морской и речной транспорт» рассмотрел предлагаемые к реализации проекты замещения иностранного ПО и в 2023 приступил к реализации двух проектов. Оба проекта реализуются ФГУП «Росморпорт» с привлечением внешних исполнителей за собственные средства. Первый проект – создание информационной системы обеспечения лоцманской деятельности. Второй проект – перевод на отечественное ПО СУДС порта г. Сочи. Проект по созданию системы для лоцманов реализуется штатно и будет завершен в конце 2024 года. Проект по замене ПО для СУДС в Сочи завершен. Система переведена полностью на отечественное ПО и оборудование.
Это был пилотный проект?
Симонов Сергей: Совершенно верно. На момент принятия решения о старте проекта по замене СУДС мы не были уверены, что дорабатываемое отечественное ПО будет полностью соответствовать нашим требованиям и все пройдет хорошо. Поэтому ограничились одним филиалом.
Почему был выбран Сочи?
Симонов Сергей:Выбор порта г. Сочи был связан с тем, что в акватории Сочи очень интенсивное движение судов. В летние месяцы количество навигационных операций по сопровождению судов в порту Сочи составляет в среднем более 35 000 в месяц, при более 200 000 в год. Поэтому критически важно было реализовать СУДС на отечественном ПО в акватории с максимальным движением, чтоб посмотреть, как система справляется с регистрацией сигналов, отображением данных, посмотреть на удобство и эргономику при работе операторов с СУДС при высокой нагрузке.
На чем реализовано решение. Какой стек используется?
Симонов Сергей: Реализована классическая клиент-серверная архитектура. Решение написано на С++, база данных на Postgre, операционная система на Astra Linux.
Система работает?
Симонов Сергей: Приемка СУДС Сочи проводилась в несколько этапов. По результатам опытной эксплуатации и при проведении приемо-сдаточных испытаний были зафиксированы ряд замечаний. После их устранения были проведены повторные приемочные испытания. Все работает корректно. Замечаний у операторов СУДС нет. Старая система СУДС отключена. Доработок не планируется. Уполномоченной организацией проведено освидетельствование, о чем был составлен акт и протокол освидетельствования. Акт и протокол были направлены в Росморречфлот для получения СУДС Сочи свидетельства о соответствии берегового объекта. В 2023 году завершаем все необходимые формальности.
Какие дальнейшие планы?
Симонов Сергей: В 2023 году введен в промышленную эксплуатацию модернизированный Ситуационный центр, являющийся «цифровым двойником» ФГУП «Росморпорт», и позволяющий в режиме онлайн отслеживать ключевые показатели деятельности, конструировать информационные панели и дашборды для нужд подразделений Предприятия. Стратегической целью цифрового развития Предприятия является создание экосистемы «Росморпорт», объединяющей все цифровые сервисы для внешних и внутренних клиентов.
В 2024 году приступаем к реализации проекта замещения ПО Dynamics AX, используемого в настоящее время в качестве корпоративной информационной системы. Внедряется 1С:Управление Холдингом.Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
Планируются к реализации проекты тиражирования ПО, разработанного в рамках ИЦК. Росморпорт также активно участвует в государственных проектах цифровизации мониторинга грузопотоков в портах РФ, проектировании национальной транспортно-логистической платформы.
Планируется к реализации проект создания единой базы данных по судозаходам в порты РФ «РМП - Траффик». Создание системы позволит получать консолидированную, обогащенную данными из других информационных систем информацию по судозаходам, что позволит лучше анализировать и проектировать нагрузку на морские порты России.
Симонов Сергей: Совершенно верно. В том числе в государственных целях. Мы прекрасно понимаем, что от повышения эффективности работы железной дороги и портов зависят наши экспорт и импорт, доходы нашей страны.
Спасибо за интервью