Основные статьи:
Театральные институты
Театры
Опера и балет
Основная статья: Балет в России
- Михайловский театр
- Татарский театр оперы и балета
- Саратовский академический театр оперы и балета
- Воронежский государственный театр оперы и балета
- Новосибирский театр оперы и балета
- Башкирский театр оперы и балета
- Геликон-опера Московский музыкальный театр
Драматические театры
Театры Москвы
- Театр Наций
- МХТ им. А.П.Чехова
- Театр Ермоловой
- Театр Сатиры
- Московский драматический театр имени А. С. Пушкина
- Московский академический театр имени Владимира Маяковского
- РАМТ (Российский академический молодёжный театр)
- Московский Театр на Таганке
- Театр им. Евгения Вахтангова
- Современник (театр)
Театры Петербурга
Кукольные театры
Театральный музей им. А.А. Бахрушина
Основная статья: Театральный музей им. А.А. Бахрушина
2024: В театрах, концертных залах и домах культуры Москвы внедрена единая ИТ-система продажи билетов для борьбы с перекупщиками
Департамент культуры Москвы в начале декабря 2024 года запустил пилотный проект новой системы продажи билетов в учреждениях культуры столицы. Полномасштабное внедрение технологии запланировано на 15 марта 2025 года. Подробнее здесь.
2023
Число зрителей в российских театрах превысило допандемийный уровень
Число зрителей в российских театрах в 2023 году впервые превысило допандемийный (речь идет о пандемии коронавируса COVID-19) уровень, достигнув 35,9 млн человек. Это на 6% больше по сравнению с 2019 годом, когда театры посетило 33,8 млн человек. Об этом свидетельствуют данные Минкультуры России, опубликованные в мае 2024 года.
Росту числа зрителей способствовали такие факторы, как программа «Пушкинская карта» и развитие внутреннего туризма. В 2023 году программа «Пушкинская карта», запущенная в сентябре 2021 года, позволила молодежи в возрасте от 14 до 22 лет посещать театры, музеи и другие культурные учреждения, что значительно увеличило посещаемость. Также сыграло роль расширение репертуара театров и активизация внутреннего туризма.
По информации Минкультуры, денежные поступления от мероприятий на театральных площадках также превысили допандемийные показатели. В 2023 году сборы от продажи билетов составили 37,9 млрд рублей, что на 51% больше, чем в 2019 году. Выездные мероприятия и гастроли театров привлекли еще 5,5 млн человек и принесли дополнительные 3,3 млрд рублей.CommuniGate Pro: итоги первого года работы законного правообладателя
Общее количество театральных мероприятий в России в 2023 году составило 195 777, что на 2% выше показателя 2019 года и на 6% выше 2022 года. Из них 160 530 мероприятий прошли на собственных площадках театров, 26 493 – это выездные мероприятия, 4356 – гастроли в пределах своего субъекта и 4398 – гастроли вне субъекта.
Кроме того, согласно опубликованных Минкультуры данным, рост числа зрителей и сборов также связан с увеличением количества театров и их филиалов. В 2023 году в России насчитывалось 706 театров, в то время как в 2022 году их было 666, а в 2019 – 671.
Представитель компании МТС Live отметил, что в Москве и Санкт-Петербурге прирост театрального сегмента происходит преимущественно в денежном выражении, а в регионах – в количестве зрителей.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов подчеркнул, что театры, учрежденные федеральными и местными ведомствами, благодаря бюджетному финансированию оказались более устойчивы в новых реалиях. Это позволило им поддержать и развить художественный уровень, что повысило их востребованность у зрителей.[1]
Мишустин выделил 836,5 млн рублей на реконструкцию региональных театров
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 836,5 млн рублей на реконструкцию и капитальный ремонт детских театров в регионах. Соответствующий документ был опубликован в октябре 2023 года.
Как уточняет пресс-служба кабмина, дополнительное финансирование на завершение реконструкции и капитального ремонта театров юного зрителя и театров кукол будет предоставлено в 2023-2024 гг. Из общей суммы более 198 млн рублей пойдёт на реконструкцию Волгоградского театра кукол. Это позволит завершить все работы уже в 2023 году – на год раньше запланированного срока.
Также дополнительное финансирование в 2023 году получит Томская область на завершение капитального ремонта областного театра кукол. Кроме того, в 2024 году 630 млн рублей поступит на модернизацию театров юного зрителя, расположенных в Бурятии, Республике Марий Эл, Тыве, Забайкальском крае, а также в Калужской, Оренбургской, Рязанской, Самарской и Саратовской областях.
Финансирование позволит обновить детские театры, поможет увеличить количество посетителей и повысить туристическую привлекательность регионов.
Всего на модернизацию театров юного зрителя и театров кукол в федеральном бюджете в 2023 году предусмотрено более 1,3 млрд рублей, в 2024 году – почти 2 млрд рублей. Работа ведётся в рамках национального проекта «Культура», указали в пресс-службе российского правительства.
18 октября 2023 года Министерство культуры РФ внесло проект постановления о выдаче ежегодных грантов президента России театрам из ДНР и ЛНР. В сумме Минкульт предлагает выделить более 188 млн руб. на реконструкцию донецких и луганских театров. Если проект документа утвердит глава правительства Михаил Мишустин, он вступит в силу 1 января 2024 года.
Правительство Российской Федерации Распоряжение от 20 октября 2023 г. № 2910-р
Как проходит цифровизация российских театров
7 июня 2023 года стало известно о том, что «Национальный драматический театр России» (Александринский театр) в Санкт-Петербурге инициировал создание ИТ-кластера, который поможет устранить дефицит специализированного программного обеспечения в сфере культуры.
Как сообщает CNews, российским организациям культуры, в частности, театрам, необходим софт, учитывающий особенности их деятельности. Это, например, приложения для планирования спектаклей, анализа рекламы, продажи билетов и пр. Однако ИТ-специалисты не горят желанием работать в подобных учреждениях, в связи с чем российская культура является наименее цифровизированной отраслью.
Проект Александринского театра призван изменить ситуацию в лучшую сторону. В этом учреждении уже разработана собственная система взаимодействия с клиентами (CRM), дополненная модулями для планирования спектаклей, отслеживания продаж, а также инструментами для выполнения аналитических операций. Кроме того, Александринский театр работает над внедрением NFT — невзаимозаменяемых токенов, которые будут использоваться для продажи прав на уникальные коллекционные предметы, такие как фигурки, посвящённые спектаклям.
Следующим шагом развития ПО для сферы культуры является формирование ИТ-кластера в рамках Ассоциации национальных театров (также образована на базе Александринского театра). CNews отмечает, что новая структура позволит «объединить усилия театров в части создания продуктов, а также лучше понимать потребности театров из регионов». В состав ИТ-кластера войдут несколько групп программистов, в том числе разработчики пользовательских интерфейсов и серверных компонентов, специалисты по тестированию и пр. Интерес к проекту уже проявили национальные театры из Башкортостана, Татарстана и Северной Осетии.[2]
2022: Выручка российских театров выросла на 15% относительно 2019 года
Выручка российских театров от продажи билетов на спектакли по итогам 2022 года превысила результаты 2019-го на 15% и достигла 28,9 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные Минкультуры, о которых стало известно в начале августа 2023 года.
Как пишет РБК со ссылкой на материалы ведомства, в 2022 году относительно 2021-го сборы превысили более чем вдвое: тогда на фоне пандемии коронавируса COVID-19 мероприятия принесли театрам 18,7 млрд рублей. Тем не менее число зрителей в 2022 году оказалось меньше, чем в 2019-м, на 8% — 31,2 млн против 33,8 млн (в 2021-м — 21,6 млн) человек соответственно.
То есть фактически мы можем говорить о том, что наши учреждения планомерно идут к допандемийным показателям за счет стабилизации эпидемиологической ситуации и снятия ограничений в части заполняемости зрительных залов, — пояснили в Минкультуры. |
В публикации издания отмечается, что 2022 год также стал переломным для российских театров в связи с частыми кадровыми перестановками в руководстве крупнейших театров, таких как «Современник», «Школа современной пьесы» и «Гоголь-центр». В Москве в целях оптимизации деятельности было реформировано несколько театров и проведено слияние. Вероятно, это отразилось и на деятельности театров в 2022 году. Особую роль в росте посещаемости театров сыграло снятие большинства ограничений, связанных с пандемией, а также переориентация российских трупп на внутренние спектакли и гастроли в связи с отменой сотрудничества с зарубежными артистами. Посещаемость театров также выросла благодаря всплеску зрительского интереса, вызванного отменой гастролей западных музыкантов и сокращением репертуара в кинотеатрах.
Рынок зрелищных исполнительских мероприятий в целом восстановился, однако его структура изменилась, считает глава агентства InterMedia Евгений Сафронов. [3]
2020: Снижение доходов федеральных театров в РФ до 4,95 млрд рублей из-за COVID-19
Федеральные театры в России по итогам 2020 года заработали в сумме 4,95 млрд рублей, сообщили в Министерстве культуры РФ. Там отметили, что доходы театров снизились из-за пандемии коронавируса COVID-19, которая привела к полному закрытию этих учреждений весной и ограничениям заполняемости залов позднее. Выручка театров в 2020 году упала более чем вдвое.
В ведомстве отметили, что учреждениям культуры не был уменьшен объем финансирования госзадания, несмотря на невыполнение по нему основного показателя - количества посетителей.
Благодаря мерам поддержки, реализованным совместно с правительством России и профессиональным сообществом, культурные институции смогли стабильно пройти непростой период, связанный с ограничениями из-за пандемии, и вернуть зрителя в залы после возобновления своей работы, - отметила министр культуры РФ Ольга Любимова, чьи слова приводит пресс-служба ведомства. |
По словам Любимовой, Минкультуры не планирует сокращать объем финансирования государственного задания для учреждений культуры на 2021 год.
В зависимости от эпидемиологической ситуации в регионах, театры смогли вернуться к работе со зрителями летом 2020 года, при этом количество мест в зрительном зале было сокращено согласно рекомендациям Роспотребнадзора и составило от 15% до 75%.
2019: Заработок федеральных театров достиг 12,6 млрд рублей, принято 5,1 млн зрителей
По данным Минкульта, в 2019 году федеральные театры в России приняли 5,1 млн зрителей и заработали 12,6 млрд рублей. Увеличилось также и число постановок с 6,2 до 7,9 тыс.
Также увеличилась география и количество спектаклей, которые увидели жители различных регионов страны. В 2019 году 730 тыс. зрителей 162 городов России посмотрели более 2 тыс. постановок театров, гастролирующих в рамках программы. Всего на финансирование программы в 2019 году Минкультуры России выделило 510 млн рублей.[4][5]
1986
1983
1965
1964
1950
1939: Здание Театра Мейерхольда становится Концертным залом им.Чайковского
О театре Мейерхольда см. Концертный зал имени П. И. Чайковского
1920: Всеволод Мейерхольд создаёт «Театр РСФСР-1»
«Театр РСФСР-1» был создан Всеволодом Мейерхольдом в Москве в 1920-ом году (Театр имени Мейерхольда с 1923 года).
1910: Реформа театра Станиславского
«Станиславского не устраивал современный ему театр и техника работы артистов, - рассказывала в 2023 г сотрудник Бахрушинского театрального музея Елизавета Вострикова. - Встав на путь радикального для своей эпохи реформирования театра, Константин Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) неизбежно пришел к осознанию необходимости формирования новых принципов работы актера на сцене и создания сценического образа. Он искал совершенно иные, чем принятые в его время, методы, которые позволили бы актерам достигнуть максимально живого существования на сцене, которое было бы абсолютно органичным и приближенным к реальности».
Великий реформатор театра отвергал эмоции и чувство как мотиватор актерского существования в процессе создания образа, так как, если актер пытается апеллировать к эмоции, он неизбежно приходит к штампу: обращение к бессознательному в процессе работы вызывает банальное, тривиальное изображение любого чувства, считал Станиславский.
Этой системой уже более 100 лет, пользуются артисты и режиссеры не только России, но и всего мира. Его система положена в основу и многих других театральных методик, разработанных его последователями, именно потому, что она по-прежнему остается современной, универсальной и понятной для артистов.
1905: Постановка "Ревизора" в иркутском театре с участием М.М.Петипа
1823
1800: Август фон Коцебу назначен директором Немецкого театра в Петербурге
Основная статья: Август фон Коцебу
Примечания
- ↑ Россияне в 2023 году стали больше ходить в театры
- ↑ Российские театры ищут ИТ-шников, чтобы написать ПО
- ↑ Сборы театров в 2022 году превысили допандемийный уровень
- ↑ Федеральные театры заработали в 2020 году почти 5 млрд рублей
- ↑ Федеральные театры в 2019 году заработали 12,6 млрд рублей, их посетили 5,1 млн зрителей