2023/04/21 13:04:53

Управление операционной эффективностью в эпоху «черных лебедей»

Сергей Польшин, бизнес-аналитик компании «Иннодата»

Операционная эффективность — это способность компании осуществлять свою повседневную деятельность с минимальным объемом потерь и уровнем рисков. Неважно, в какой индустрии вы работаете, потери могут носить как физический характер в форме невыполнения плана производства или порчи готовой продукции из-за истекшего срока хранения, так и финансовый или информационный. Финансовые потери — это избыточные трудозатраты в ходе исполнения бизнес-процессов, а самая очевидная из информационных — это снижение клиентской удовлетворенности (ухудшение репутации компании) из-за срыва сроков или ошибки в поставках товаров.

Для повышения операционной эффективности в условиях высокой турбулентности внешней среды следует выстроить процесс внесения организационных изменений таким образом, чтобы он был полностью прозрачным и контролируемым с точки зрения соотношения расходов и получаемого от них экономического эффекта. Важный момент здесь — определиться с правильными инструментами.

Последние несколько лет можно смело назвать началом «эпохи черных лебедей»: изменения внешних факторов, влияющих на бизнес, носят непредсказуемый и при этом глобальный характер. В такой ситуации перестает работать эволюционный подход к повышению операционной эффективности. То, что было отклонено «естественным отбором» как неэффективное четыре года назад, может неожиданно стать оптимальным, но времени, чтобы постепенно прийти к этому, нет. Через год ситуация изменится опять. Эволюция на базе «набитых ранее шишек» или же следование рекомендациям, созданным на базе опыта прошлых лет, перестают работать.

Решение проблемы — подход, при котором цикл внесения организационных изменений, направленных на адаптацию к новым условиям, и прежде всего изменений в бизнес-процессах должен стать очень коротким, прозрачным для лиц, принимающих решения, а также полностью контролируемым с точки зрения соотношения затрат на изменения и получаемого от них экономического эффекта. Традиционные техники, предполагающие аудит текущей ситуации и принятие решений на его основе сохраняют свою эффективность, но плохо масштабируются. Для предприятий среднего и средне-крупного размера скорости цикла реинжиниринга на основе ручных технологий уже становится недостаточно, даже если сосредоточиться на ключевых сквозных бизнес-процессах, связанных с получением добавочной стоимости.

На помощь приходят технологии Process Mining, Task Mining и BPM. Первая из перечисленных дает детальную картину того, как исполняются сквозные процессы на любом уровне детализации, даже если в процессе несколько сотен шагов. Вторая концентрируется на производительности сотрудника — отвечает на вопрос о том, насколько эффективно используются его навыки: насколько он загружен, как выполняемые операции соответствуют его сильным сторонам и квалификации, какая доля времени уходит на задачи, не связанные с генерацией прибыли для компании. Технология BPM — это уже инструмент не для анализа, а для внесения изменений. Это способ закрыть «дыры» в автоматизации или быстро поменять последовательность шагов процесса.

Для всех этих технологий на рынке есть отечественные программные продукты, реализующие их в том или ином объеме. Нами был разработан набор шаблонов для критических процессов любой компании, позволяющий максимально быстро взять под контроль ключевые функции, обеспечивающие ее операционную эффективность. К основным сквозным процессам можно отнести:

  • снабжение — от планирования потребностей до их удовлетворения (включая бюджетирование, закупки, поставки, оплату, управление запасами и т.п.)
  • сбыт — от планирования спроса до выполнения заказа (включая производство или закупки, логистику внутри сети сбыта, движение денежных средств и т.п.)

В каждом из шаблонов присутствует уже готовая система показателей для контроля и анализа отклонений для типовых критических частей процесса.

Собственно, функционал инструментов и наличие шаблонов — это два из трех условий успешного проекта. Третье условие — это команда. В нее должны входить бизнес- пользователи, выступающие конечными потребителями, ИТ-команда, обеспечивающая работоспособность инструмента и наличие данных для анализа, а также опытные эксперты в области Process/Task Mining и BPM, способные «запустить» процесс внутри компании через создание внутреннего центра компетенций и максимально приблизить первые результаты от внедрения за счет непосредственного участия в проекте.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 13.8 т

23 мая мы проводим вебинар, в рамках которого будет рассказано об инструменте, позволяющем добиться сохранения и улучшения экономических показателей компании за счет контроля хода исполнения бизнес-процессов и производительности труда, решении Proceset от Инфомаксимум. Это отечественный продукт, который заменил западные решения на основе технологий Process Mining и Task Mining после их ухода с рынка РФ и по праву занял лидирующее положение.

Практическое применение инструмента мы рассмотрим на примере его внедрения в ММК, что позволило наладить контроль за ходом бизнес-процесса снабжения, а также запустить проекты в центре обслуживания и в отношении процесса СЭД. На встрече будут представители заказчика, вендора и эксперты компании «Иннодата», которые в ходе проекта работали над его методологической составляющей.

Мероприятие будет интересно в первую очередь руководителям ИТ-департаментов и директорам по цифровой трансформации.

Участие в вебинаре бесплатное, по предварительной регистрации.