Цифровизация. Что нужно знать руководителю
Что такое цифровизация и каковы основные принципы этого понятия? Ответам на эти вопросы посвящен материал, подготовленный для TAdviser экспертом Владимиром Репиным, открывающий цикл "Что нужно знать руководителю об информационных технологиях".
Содержание |
Что такое цифровизация?
Вначале давайте договоримся о терминах.
Что мы будем понимать под цифровизацией?
Существует довольно много определений цифровизации. В это понятие часто «замешивают» всё: от роботов до электронных книг. Такие широкие толкования порождают путаницу и сбивают с толку. А нам, руководителям, нужно знать чётко, чтобы принимать правильные решения.
Вот закупить всем сотрудникам отдела продаж новые айпады – это цифровизация? Или вместо бумажных учебников дать школьникам электронные? Вместо обычной меловой доски поставить электронную? Или организовать электронный документооборот вместо бумажного?
Все приведённые примеры — это не цифровизация. Ибо всё вышеперечисленное меняет форму, но не содержание. Продажники всё равно будут заполнять отчеты, и не очень важно, будут они делать это на айпаде или в бумажном виде. Учебники от изменения их формы будут только весить меньше, но учиться лучше дети из-за этого не станут. Электронная доска удобна для показа фильмов всему классу, но и традиционная доска справляется с задачами образования ничуть не хуже. Электронный документооборот тоже меняет форму, а не суть. С точки зрения человека как было двадцать пять разных дурацких бумажек, которые нужно заполнить, так и осталось.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Так как нам определить, что такое цифровизация? Ввожу определение: Цифровизация — это постоянное измерение техническими средствами показателей работы оборудования или людей с целью сделать процесс работы наблюдаемым, управляемым и предсказуемым. Чуть подробнее поясню определение. В нём каждое слово имеет смысл.
Почему постоянное измерение?
Потому, что процессы во времени идут постоянно, и измерять их нужно постоянно.
Почему измерение техническими средствами?
Потому, что не человеком. Применение технических средств позволяет освободить человека от рутинной и монотонной работы и создать ему условия для умственного труда, который приносит больше пользы. Таким образом достигается экономический эффект.
Почему наблюдаемый процесс работы? Это означает, что в любой момент времени можно однозначно понять, что происходит в рабочем процессе. Выключено или включено, загружено или простаивает, в каком режиме работает и т. п.
Почему управляемый процесс работы?
Это означает, что на основе данных, полученных в результате наблюдения за процессом работы, и знания идеального процесса работы можно управлять им с целью приближения реального процесса к идеальному.
Проще говоря, есть идеальная картинка – это то, как вы себе в голове напланировали, – и реальность. Они отличаются очень часто и очень часто отличаются сильно. Поэтому наблюдаемость и управляемость процесса позволяют сблизить план и реальность, насколько это возможно. За счёт такого сближения тоже достигается экономический эффект.
Зачем предсказуемость?
Накопление данных наблюдений за процессом работы позволяет с высокой вероятностью предсказывать отказы и поломки. Это очень важно. Предсказуемость даёт набольший экономический эффект. Она даёт возможность, например, перейти от регламентного обслуживания систем к обслуживанию по факту. Подобный переход экономит огромные деньги. Предсказуемость позволяет осознанно управлять заказом и формированием складов запасных частей и модулей.
Предсказуемость повышает безопасность – получив прогноз о 85% вероятности поломки оборудования в течение следующих 48 часов, можно успеть принять все необходимые решения о профилактике, ремонте, эвакуации людей и прочее.
Итак, цифровизация — это постоянное измерение техническими средствами показателей работы оборудования или людей с целью сделать процесс работы наблюдаемым, управляемым и предсказуемым.
Теперь, когда у нас есть чёткое определение и все мы понимаем под цифровизацией одно и тоже, можно поговорить о том, как её делать, с чего начать и как развивать.
Начинать внедрение цифровизации следует по методу «увеличения масштаба». Вначале мы делаем измерения «крупными мазками», потом повышаем детализацию до измерения отдельных параметров в отдельном устройстве.
Пример цифровизации объекта
Есть магазин, в котором:
1. Две электрические тепловые завесы (вход и погрузочный док);
2. Две холодильные машины;
3. Вентиляция приточно-вытяжная, управляемая частотным преобразователем;
4. Четыре кондиционера.
5. Освещение
6. Розетки
Электричество в магазин поступает по двум трёхфазным вводам.
С чего начать делать цифровизацию этого объекта? Какие цели поставить?
В качестве первой цели мы поставим экономию электроэнергии в 15%.
Для этого сначала нужно понять картину потребления магазина.
Обычно подобные объекты оснащены электросчётчиками на вводах, и мы имеем общую цифру потребления электроэнергии за месяц. Однако этой информации недостаточно, чтобы принимать решения и начать управлять потребителями электроэнергии. Поэтому первое, что мы сделаем, – поставим измерители потребления электроэнергии на группы оборудования. Измеритель на тепловые завесы, на холодильные машины, на частотник вентиляции, на кондиционеры, на освещение и розетки.
Теперь картина становится яснее. Мы начинаем получать данные об общем потреблении и о потреблении по каждой группе оборудования. А самое важное, поскольку мы измеряем потребление постоянно, мы имеем информацию и режимах работы каждой группы оборудования.
Эту информацию можно положить на график и увидеть, как работают, например, холодильные машины: когда у них пик потребления, а когда спад.
На основе полученной и накопленной информации можно составить «нормальный» профиль потребления холодильных машин. И, например, поставить уведомление, если текущий профиль потребления отличается от нормального. Если такие уведомления будут регулярно повторяться, скажем, несколько дней подряд, то это повод вызвать техника проверить холодильные машины. То же самое и с другими потребителями. Накопление и анализ информации о режиме работы оборудования даёт возможность предвидеть аварии и сокращать затраты на обслуживание.
А если мы хотим «увеличить масштаб» и получить информацию о каждой холодильной машине отдельно, то всё, что нужно сделать, – это поставить дополнительный измеритель на каждую машину. То же самое с кондиционерами, тепловыми завесами и прочими потребителями.
Теперь вернемся к нашей цели – экономии 15% электроэнергии. Откуда эта экономия может взяться? Как показывает опыт, всего из двух источников.
Первый – отключение того, что нужно отключать, в то время, когда это должно быть выключено. Второй – интеллектуальное управление потребителями электроэнергии.
Первое – это самое простое. В нерабочие часы отключается освещение, приглушается яркость наружной вывески, отключаются кондиционеры.
Второе немного сложнее. В зависимости от времени суток, времени года, уровня освещённости на улице и помещениях магазина, температуры на улице и в помещениях магазина, уровня концентрации СО2 в помещениях магазина, автоматика управляет освещением, вентиляцией, кондиционерами и тепловыми завесами, не просто включая и выключая их, а меняя режимы их работы.
Таким же образом, вместе с измерениями электричества мы измеряем потребление, температуру и давление воды, калории отопления, температуру и скорость потока вентиляции. Работу любого оборудования можно измерить. На любое оборудование можно составить профиль «нормального режима работы» и заблаговременно выявлять отклонения от него.
Теперь пару слов про затраты. В примере магазина, приведённом выше, мы измеряли электричество шести групп потребителей. Значит, нам нужно было поставить шесть измерителей. В ценах 2021 года всё необходимое оборудование для измерения одной группы потребителей (до 400 А) стоит меньше пятнадцати тысяч рублей. У нас групп шесть, следовательно затраты на оборудование будут меньше ста тысяч рублей. Такие затраты обычно окупаются меньше чем за полгода. А дальше сплошная польза.
Что нужно понимать при выборе системы цифровизации
Руководителю обычно приносят несколько предложений по цифровизации от разных компаний. Они все красиво оформлены и увлекательно рассказывают о том, как всё будет хорошо после того, как вы заплатите денег за такое решение.
Первое, что нужно понять, – принцип ценообразования. Есть два основных: покупка системы и покупка услуги. Покупка системы означает, что за единоразовый платеж (капитальные расходы) вам поставят аппаратно-программный комплекс, сделают настройку оборудования и программного обеспечения в соответствии с техническим заданием, введут систему в эксплуатацию и оставят вас в покое. Все доработки, добавления, исправления, кроме критических, вы будете либо делать самостоятельно, либо заказывать у компании, которая поставила вам решение, или у её партнеров. Наиболее близкий к нам пример такой модели – система 1С.
Покупка услуги означает, что вы единоразово (капитальные расходы) покупаете оборудование, оплачиваете его установку и настройку, настройку программного обеспечения в соответствии с техническим заданием и ввод системы в эксплуатацию, а потом платите ежемесячную абонентскую плату за каждый объект (операционные расходы).
Что выбрать? У каждого принципа есть и достоинства, и недостатки, но в 99% случаев покупка услуги лучше покупки системы. Сейчас объясню почему. Начнём с зон ответственности.
В случае покупки системы всё, что с ним происходит после подписания актов сдачи-приёмки, будет вашей ответственностью. Вам придётся разбираться со всем, что будет не работать или работать не так, как надо. Неважно, программное это обеспечение или аппаратное. А разовые обращения за помощью в компанию, поставившую решение, будут стоить вполне себе ощутимых денег, что справедливо. Понимая это, некоторые компании предлагают абонемент на обслуживание.
Так что, если ваша деятельность не связана с ИТ и программированием, то выбрав модель покупки системы, вам так или иначе придётся освоить программирование и ИТ.
Покупка услуги (в смысле ответственности) гораздо удобнее. Ежемесячная абонплата автоматически переносит всю ответственность за работу системы на компанию - поставщика решения. Всё, за чем вам нужно следить, — это чтобы установленное на ваших объектах оборудование не повредили механически или не украли. Всё остальное будет делать компания-поставщик. Средний уровень абонплаты меньше пяти тысяч рублей за один объект.
Как только, помимо наблюдения за процессами на объектах, добавляется управление ими, то вопрос ответственности встаёт в полный рост.
Представьте, у вас есть сеть магазинов, в которых оттайка холодильников и морозильников управляется централизованно, при помощи системы цифровизации. Предположим, произошёл сбой, и все морозильники разморозились, но обратно не «заморозились», а температура разморозки 10–12 градусов тепла. Продукты, требующие хранения при низких температурах, будут испорчены. Чья будет ответственность и чьи убытки?
Если у вас система куплена, то все убытки ваши. А вот если вы купили услугу, то возможны варианты. Типовой вариант – убыток оценивается экспертизой. У компании, предоставляющей сервис, есть страховка, которая покрывает убыток, поэтому данная компания берёт дополнительно абонплату за каждую точку управления. Эта абонплата, обычно небольшая, – меньше пятисот рублей в месяц за одну точку управления.
Второе, что нужно понимать, – архитектура системы.
На мой взгляд, довольно неосмотрительно будет взять систему типа «всё в одном». Кесарю кесарево, и лучше выбрать систему, состоящую из нескольких независимых компонентов. Например, модуля мониторинга, модуля управления, модуля отчетов и уведомлений и т. д. Модуль управления оборудованием обязательно должен быть изолирован, недоступен из публичных сетей и должен управляться только определёнными людьми, которые и будут нести ответственность за результаты его работы.
Ещё нужно обратить внимание на сложность добавления оборудования в систему или его отключения. Насколько будет сложно добавить новое оборудование? А если оно нестандартное и нужно измерять не потребление а, например, изменение длины штока? Как сложно будет это добавить в отчеты и уведомления об авариях?
Кроме того, надо понять, насколько сложно интегрировать предлагаемую систему цифровизации с существующими у вас системами управления деятельностью, такими как 1С, SAP и тому подобное.
И последнее, но не менее важное, – понять, какова политика хранения первичных данных. Сколько времени они хранятся, как и где? Разумным считается хранить данные в системе цифровизации за последние шесть месяцев – это нужно для предсказания отказов –, а остальное сгружать в архив, где хранить ещё три года.
Подытожим. При выборе системы цифровизации надо понять:
1. Покупка или сервис;
2. Модульность или всё в одном;
3. Сложность добавления/отключения объектов мониторинга и управления;
4. Возможности интеграции с вашими системами управления деятельностью;
5. Политика хранения первичных данных;
6. Есть ли у компании, предоставляющей сервис, страховка для погашения убытков.
В целом это всё, что нужно знать руководителю о любой системе цифровизации. Теперь вы знаете, что это такое, зачем нужна такая система, сколько она может стоить, как она работает и какой результат от неё можно ждать.
См. также
Нейросети. Что нужно знать руководителю
Интернет вещей. Что нужно знать руководителю
Взгляд на импортозамещение с верхнего уровня. Что нужно знать руководителю