2024/10/15 11:23:43

Цифровые экосистемы в России


Содержание

Цифровая экономика России

2024: Путин создал межведомственную рабочую группу по развитию экосистем цифровой экономики

14 октября 2024 года обнародовано распоряжение президента РФ Владимира Путина «О межведомственной рабочей группе по развитию экосистем цифровой экономики и цифровых платформ». Подробнее здесь.

2023

Российский рынок экосистемных подписок вырос до ₽111,7 млрд

15 октября 2024 года стало известно, что объем российского рынка экосистемных подписок в 2023 году достиг ₽111,7 млрд. Согласно прогнозам аналитиков, к концу 2024 года этот показатель может увеличиться до ₽130 млрд, демонстрируя устойчивый рост сегмента цифровых услуг.

Как пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на исследование аналитического агентства J'son & Partners Consulting, число пользователей экосистемных подписок в России выросло с 66,1 млн человек в 2023 году до 76,5 млн в 2024 году. Однако эксперты отмечают, что рост выручки не пропорционален увеличению пользовательской базы из-за наличия промо- и акционных подписчиков.

Российский рынок экосистемных подписок увеличился до 111,7 млрд рублей

Директор департамента новых технологий J'son & Partners Consulting Дмитрий Колесов отметил, что из экосистем практически исчезли услуги, предоставляемые сторонними партнерами на аутсорсинге. Услуги, оставшиеся в экосистемах, стали более стандартизированными и соответствующими требованиям платформ.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация 5.7 т

Крупнейшие игроки рынка демонстрируют значительный рост пользовательской базы. Руководитель подразделения «Яндекс Плюс» Андрей Гевак сообщил, что число подписчиков сервиса превысило 33,7 млн пользователей. Компания расширяет наполнение подписки, добавляя новые сервисы, такие как «Яндекс Книги», спортивный и детский контент.

МТС также показывает позитивную динамику. По словам директора департамента по развитию экосистемных продуктов оператора Натальи Лесогор, число экосистемных пользователей МТС по итогам второго квартала 2024 года превысило 15 млн.

Однако в «Сбере» отмечают замедление роста рынка подписочных моделей на 10–15%, связывая это с адаптацией после ухода зарубежных сервисов. Несмотря на это, компания прогнозирует дальнейший рост как количества пользователей, так и их бюджетов на подписки. По данным «Сбера», сервисом «СберПрайм» в сентябре 2024 года пользовались более 15,5 млн человек.

Эксперты J'son & Partners Consulting считают, что основным фактором дальнейшего роста рынка станет развитие цифровых ассистентов, особенно с голосовым интерфейсом. На российском рынке уже представлены такие голосовые помощники, как «Алиса» («Яндекс»), «Маруся» (VK), «Салют», «Афина», «Джой» («Сбер») и «Секретарь» (Т-Банк).[1]

Рост рынка подписочных сервисов на 80%

Рынок подписочных сервисов в России за 2023 год взлетел на 80% в сравнении с 2022-м. Об этом говорится в совместном исследовании компаний «Газпром Бонус» и Frank RG, результате которого были обнародованы в мае 2024 года.

Объем рынка за 2023 год не приводится, однако в отчете прогнозируется, что в 2024 году расходы россиян на подписочные сервисы достигнут 136 млрд рублей, увеличившись в среднем на 10-14%.

Рынок подписочных сервисов в России за 2023 год взлетел на 80%

Из отчета также следует, что к концу 2023 года 50% экономически активных россиян пользовались хотя бы одной экосистемной подпиской. Общее число действующих подписок оценивалось в 57,5 млн, что в 1,5 раза больше, чем в 2022 году.

Отмечается, что владельцы цифровых экосистем («Сбер», «Яндекс», VK, МТС, «Тинькофф») за 2022-2023 гг. значительно обновили состав экосистем: в целом они закрыли 37 сервисов и открыли 67 новых. В первую очередь компании усиливали направления медиа и развлечений, что позволяет вовлечь пользователей, а дальше предложить ему другие продукты экосистемы.

Старший менеджер направления «Маркетинговые услуги и клиентский опыт» Axenix Екатерина Виговская в разговоре с «Коммерсантом» отметила, что развитие рынка подписочных сервисов в РФ сдерживается большим выбором продуктов.

«
Он заставляет потребителя оптимизировать затраты и выбирать только самые полезные подписки, отказываясь от других, — считает она.
»

По словам одного из источников издания, на фоне большого числа подписок их будет становиться меньше. В частности, можно ожидать закрытие проектов операторов связи, считает собеседник.

Как отмечают в компании «Газпром Бонус», участились случаи исключения из подписок партнеров, которые не пользовались достаточной популярностью в совокупном объеме потребления пользователей. Это происходит, даже несмотря на наличие у большинства из них уникальных предложений, добавили эксперты.[2]

Названы крупнейшие цифровые экосистемы в России

В середине января 2024 года аналитическая компания Spektr представила результаты исследования российского рынка цифровых экосистем. Из него следует, что «Яндекс» лидирует по числу пользователей экосистем. Следом идут проекты VK и МТС.

По данным Spektr, крупнейшие российские цифровые экосистемы («Сбер», «Яндекс», VK, МТС, «Тинькофф») за 2022–2023 гг. закрыли 37% своих сервисов (15% от общего количества) и открыли 67 новых. Больше всего экосистемных сервисов за два года закрыла VK — 15. При этом компания лидирует по открытию новых — 20. В относительных величинах наибольший рост наполнения экосистемы фиксируется у МТС. Показатель в 2023-м вырос на 43% по сравнению с началом 2022 года. Общее количество сервисов сократилось только у «Сбера» — на 2%.

МТС Premium и «Яндекс плюс» признали экосистемами с самыми активно растущими подписками, количество подписчиков на сервисы за 2022-2023 годы увеличилось почти вдвое. В исследовании также отмечается, что компании МТС и VK активно развивают вертикально интегрированные структуры — от производства контента до концертных площадок.

По словам опрошенных «Коммерсантом» экспертов, владельцы цифровых экосистем ушли от стремления усилить присутствие в максимальном количестве вертикалей, и вместо этого фокусируются на усовершенствовании устаревших проектов. Таким образом, успешность экосистем становится зависимой от их способности эффективно приспособиться к новым вызовам и технологиям, считают эксперты.

По мнению руководителя агентства Content Review Сергея Половникова, «в моменте» операторам экосистем проще и эффективнее инвестировать в конкретные «сервисы повседневного использования». Причем в первую очередь это контентные сервисы, а развитие, например, электронной торговли требует серьезных расходов на инфраструктуру и логистику, добавил эксперт в разговоре с изданием.[3]

2022

Объем рынка экосистемных подписок в России оценен в 58,1 млрд рублей

Объем российского рынка цифровых экосистем по итогам 2022 года достиг 58,1 млрд рублей, увеличившись на 24% в сравнении с 2021-м. Аудитория этих сервисов превысила 42 млн пользователей, что на 36% больше показателя годичной давности. Такие данные в компании «Инносети» привели в конце декабря 2023 года.

Рост числа экосистемных подписчиков эксперты связывают это с увеличением интернет-аудитории, которая активно поглощает потоковый контент: фильмы, музыку, сериалы, видеоигры и др. В итоге на рынке появляются игроки, которые предлагают платные пакетные подписки на несколько услуг одновременно, отмечают аналитики.

Объем российского рынка цифровых экосистем по итогам 2022 года достиг 58,1 млрд рублей
«
Насколько это хорошо или плохо - сложный вопрос. Если рассматривать, например, с точки зрения государства, экосистем много, и они между собой не конкурируют и не становятся искусственными монополиями, значит, все в порядке, – говорит гендиректор «Инносетей» Артем Ефимов. - Например, сейчас в России есть Яндекс.Поиск как поисковая система, МТС как экосистема в сфере мобильной связи и многих других сервисов, есть свои социальные сети VK и «Одноклассники». Все это атрибуты общей цифровой экосистемы для обычного пользователя.
»

Цифровые экосистемы есть у МТС, «Сбера», «Тинькофф», VK, Avito и «Яндекс». При этом к концу 2023 года на рынке пока нет экосистем, которые могли бы предложить нам готовый продукт на необходимом уровне, что может стать драйвером для дальнейшего развития подобных проектов, считает Ефимов.

По словам директора Высшей школы компьютерных наук и прикладной математики БФУ им. И. Канта Михаила Верещагина, успеха достигают 15% бизнес-моделей, построенных на экосистемах. При этом один из главных недостатков экосистем — полная зависимость компании от экосистемной архитектуры, так как в случае неудачи сменить ее на другую «практически невозможно», отметил эксперт.[4]

Российский рынок экосистемных подписок на сервисы вырос на 24%. Лидируют «Яндекс», МТС и «Сбер»

Российский рынок экосистемных подписок на цифровые сервисы по итогам 2022 года вырос на 24% в сравнении с 2021-м и достиг 58,1 млрд рублей. Такую оценку в июне 2023 года обнародовали аналитики J’son & Partners Consulting.

В их терминологии экосистема представляет собой совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, одной группы компаний или компании и партнеров, позволяющих пользователям получать широкий круг продуктов и услуг в рамках единого бесшовного интегрированного процесса. Экосистема может включать в себя закрытые и открытые платформы. Предлагаемая экосистемой линейка сервисов удовлетворяет большинство ежедневных потребностей клиента или выстроена вокруг одной или нескольких его базовых потребностей.

Российский рынок экосистемных подписок на цифровые сервисы по итогам 2022 года вырос на 24%

Крупнейшей цифровой экосистемой 2022 году с долей рынка 38%, как указано в отчете J’son & Partners Consulting, стал «Яндекс». На втором месте расположилась МТС (21%), на третьем - «Сбер» (18%). Аналогичные позиции компании занимали и в 2021 году, но «Яндекс» свою долю рынка сохранил, у МТС она снизилась на 3 п. п., у «Сбера» увеличилась на 1 п. п.

Общее количество экосистемных подписчиков за 2022 год выросло на 36% — до 42,45 млн. По данным опроса, проведенного J’son & Partners Consulting в марте 2023 года, чаще всего, подписчики экосистем пользуются музыкальными сервисами — 46,8%, онлайн-кинотеатрами — 46,3% и совершают онлайн-покупки — 38%.

Эксперты объясняют рост экосистемных подписок увеличением числа интернет-пользователей, развитием индустрии потокового контента (музыка, фильмы, сериалы, видеоигры и т.д.), а также ростом числа сервисов и появлением новых игроков на рынке, предлагающих пакетные подписки на несколько услуг одновременно, что более выгодно для пользователей.

Крупные компании подтверждают увеличение числа пользователей. Так, «Яндекс.Плюс» сообщил о росте базы в первом квартале 2023 года на 77% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года до 22,1 млн человек. Более того, произошел рост и среднего дохода подписчика, который обусловлен добавлением дополнительных опций. У МТС, тем временем, по итогам первого квартала 2023 года количество экосистемных клиентов выросло год к году на 26,7% до 13,9 млн. По словам представителя компании, это связано с ростом популярности таких продуктов МТС, как онлайн-кинотеатр Kion, книжный сервис «Строки» и др.

Общее количество экосистемных подписчиков за 2022 год выросло на 36% — до 42,45 млн

При этом аналитики отмечают, что рынок в рублях растет непропорционально росту базы. Это обусловлено тем, что в числе подписчиков учитываются в том числе промо- и акционные пользователи (порядка 10-20% всей базы), которые выручки почти не приносят.

Согласно прогнозу аналитиков J’son & Partners Consulting, к 2027 году рынок экосистемных подписок составит 101,5 млрд рублей, увеличившись в 1,7 раза. Как пояснили в исследовательской компании, рост общего числа подписок произойдет в основном за счет увеличения среднего числа подписок на пользователя (а не охвата в целом). В 2021 году этот показатель равнялся 1,1, а в 2023 году — увеличился до 1,5.

Генеральный директор компании «Сеть партнерств» (оператор подписки «Огонь», стратегическим партнером которой является Газпромбанк) в разговоре с «Ведомостями» Анна Пашкевич назвала прогноз J’son & Partners Consulting «реалистичным». Среди факторов, которые будут способствовать росту рынка экосистемных подписок, как отметила она, – интеграция в экосистемные сервисы собственных игр, коллаборации между экосистемами и их активами, развитие привычки потребления сервисов, стремление экономить или получение выгодны от использования сервисов.[5]

2021: Создание концепции регулирования цифровых экосистем

В начале апреля 2021 года стало известно о разработанной Правительством РФ концепции регулирования цифровых экосистем. Этот документ Минцифры направило ИТ-ассоциациям для подготовки замечаний.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на правительственный проект, концепция готовится по поручению президента Владимира Путина от 27 января 2021 года. В ней предлагается ввести в законодательство определения «экосистема» и «цифровая платформа». Также документ содержит общие положения о необходимости стимулирования поэтапной трансформации цифровых сервисов в сторону цифровых платформ и рынка экосистем.

Российское правительство разработало концепцию регулирования цифровых экосистем

Проект описывает такие направления регулирования, как госинвестиции в развитие цифровых платформ, координация стратегий крупных цифровых платформ, принципы налогообложения экосистем, а также порядок их слияний и поглощений.

По данным газеты, документ предусматривает поэтапную реализация проекта. На первом этапе, до 2022 года, будет разработано соответствующее регулирование в рамках федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» (входит в нацпрограмму «Цифровая экономика»), который курирует Минэкономики. Второй этап продлится до 2030 года и будет заключаться в «массовом создании цифровых платформ и их интеграции в экономику».

В правительстве считают, что концепция регулирования цифровых экосистем повысит их конкурентоспособность за рубежом, в том числе через господдержку.

В случае реализации мер господдержки для стимулирования российских экосистем они могут стать экспортным продуктом для тех стран, где собственные аналоги пока не созданы, считает руководитель практики технологического консалтинга PwC в России Тимофей Хорошев. При этом сейчас наблюдается тенденция закрытия тех или иных рынков для платформ из других стран, так происходит в США, Китае и Евросоюзе, отметил заместитель гендиректора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов.[6]

Примечания